Гражданское законодательство можно понимать в широком и узком значении. В широком (общеправовом смысле) гражданское законодательство – это совокупность всех нормативно-правовых, содержащих актов нормы гражданского права. При таком подходе в состав гражданского законодательства нужно включать: ГК РФ и иные ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
В узком смысле, который нашел свое выражение в статье 3 ГК РФ, под гражданским законодательством понимается ГК и принятые в соответствии с ним ФЗ.
Указы Президента и постановления Правительства РФ выделены в статье 3 ГК РФ в отдельную группу источников, которая именуется «иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права». Акты министерств и иных органов исполнительной власти образуют самостоятельную группу источников, которая названа в статье 3 ГК РФ как «акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. В пункте 2 названной статьи закреплен принцип верховенства ГК РФ. В соответствии с ним нормы гражданского права, содержащиеся в ФЗ должны соответствовать ГК РФ. Президент РФ по смыслу пункта 3 статьи 3 ГК РФ вправе издавать указы для регламентации отношений, входящих в предмет гражданского права, в случаях, когда они не урегулированы гражданским законодательством. Указы Президента не должны противоречить ГК РФ и принятым в соответствии с ним иным ФЗ. В случае противоречия подлежит применению ГК или соответствующий ФЗ. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права только на основании и во исполнение ГК, иных ФЗ и указов Президента РФ (ст. 3 ГК РФ).
В силу пункта 7 статьи 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законам и иными правовыми актами.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью правовой системы нашего государства. Общепризнанные принципы и нормы международного права определят содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Международные договоры РФ регулируют отношения в сфере действия гражданского права. В понятие «международного договора» включаются межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией. По общему правилу международные договоры РФ подлежат непосредственному применению. То есть, для их применения не требуется издания специального внутригосударственного национального акта. Иное может быть предусмотрено самим договором. Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством РФ. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 7 ГК РФ, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством России, применяются правила международного договора.
Обычаи делового оборота. В соответствии со статьей 5 ГК РФ под «обычаем делового оборота» понимается сложившееся и широком применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Признаки обычая делового оборота:
· Это сложившееся правило поведения, то есть, его содержание является вполне определенным.
· Данное правило поведения находит широкое применение – то есть, это неоднократное действие конкретных субъектов, а неизменно повторяющееся поведение различных лиц в соответствующей сфере предпринимательской деятельности.
· Действует только в области предпринимательской деятельности.
· Обычай делового оборота не предусмотрен в законодательстве, но может быть зафиксирован в ином документе.
Правила поведения, не отвечающие указанным признакам, обычаями делового оборота не признаются и соответственно не являются источниками гражданского права. Это называется «обыкновением», то есть сложившимся правилом, которым по своему соглашению руководствуются стороны определенного договора.
Судебная практика.
В РФ, как и в большинстве государств романо-германской системы, судебные акты не являются источниками права; равным образом не является источником права судебный прецедент. Однако, вследствие неизбежных пробелов в законодательстве, которые выявляются в практике применения соответствующих норм, суды общей юрисдикции и арбитражные суды в ряде случаев выходят за формальные рамки действующего гражданского законодательства, не дожидаясь внесения в него изменений и дополнений; иначе говоря, они выходят за пределы толкования.
Выделяют 3 уровня судебно-арбитражной практики:
1. текущая практика:
Она складывается в процессе рассмотрения гражданских дел по существу, а также в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Сама по себе эта практика не имеет принципиального значения, поскольку суд, который выносит решение, не должен и не обязан руководствоваться мнением другого суда.
2. обзорно-прецедентная практика:
Она складывается в деятельности Верховного суда и Высшего Арбитражного суда. Основная цель такой деятельности – это обобщение текущей практики, рассмотрение и разрешение отдельных категорий гражданских дел и выработка “образца толкования”. Формальное выражение этой практики заключается в “Обзорах практики” и в “Информационных письмах”.
3. руководящая практика:
Она складывается в деятельности Верховного суда и Высшего Арбитражного суда. Юридическое значение такой практики заключается в следующем на основании обзорной практики рассмотрение и разрешение споров по отдельным категориям гражданских дел, а также на основании выводов юридической науки, во-первых, разъяснить правоприменителю сущность тех или иных норм, а, во-вторых, порекомендовать ему наилучший вариант решений.
Форма этих разъяснений – постановление пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.
Правовая природа решений Конституционного суда РФ носит двойственный характер: оценивается одновременно и как акты толкования и как акты нормативного характера. Объясняется это тем, что основная функция Конституционного суда – это проверка действующего законодательства на предмет соответствия Конституции, при этом, вступившие в силу решения Конституционного суда либо признают те или иные законы соответствующими Конституции, либо, напротив, отмечают их неконституционность. В этом случае эти законы или отдельные нормы этих законов не подлежат применению. Для всех остальных судов решения Конституционного суда являются обязательными. Одновременно Конституционный суд сопровождает свои решения детальными разъяснениями, которые считаются на практике дополнительным источником гражданского права.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.