Программа по формированию межличностных отношений младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель программы: формирование межличностных отношений посредством коллективной творческой деятельности.

Задачи:

- формировать эстетическое отношение к явлениям действительности средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусства;

- обучить детей основам художественной деятельности: изобразительной, декоративно- прикладной, художественно-конструктивной;

- освоить технику изготовления простейших предметов, соединяющих в себе эстетические и практические качества;

- развить изобразительных способностей учащихся через широкое включение заданий, направленных на практическое воплощение замыслов учащихся;

- познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- сформировать специальные графические умения и навыки (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

- научить выполнять коллективные задания;

- формировать способности к партнерским отношениям в процессе совместной деятельности.

Особенности программы.

1. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование точкам, рисование листьями, рисование промакиванием.

2. Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

3. Интеграция с предметами художественно-эстетической и гуманитарной направленности: русский язык, литературное чтение, история, технология;

4. Более глубокое освоение тем и видов работ, предусмотренных примерной программой начального образования по изобразительному искусству;

5. Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности;

6. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, карандаш, пластилин;

7. Реализация воспитательного потенциала программы: знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа, восприятие, эмоциональная оценка изделий искусства поморов и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов (выбор заданий, материалов и техник с учётом региональных особенностей);

8. Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- принцип сотрудничества (совместная работа родителями).

Возраст детей.

Программа рассчитана на обучение детей - 7-10 лет.

Таблица 5

Режим организации занятий

Год обучения Продолжительность занятий Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
1 год 1 1 1 35

Формы и методы работы с детьми:

Содержание программы представлено в виде взаимосвязанных тематических разделов, представленных теоретическими и практическими, групповыми и индивидуальными занятиями. Формы проведения занятий: беседы, практические занятия, самостоятельные творческие работы (конструирование, проектирование), индивидуальные, тематические, итоговые выставки, выставки-продажи, участие в конкурсах, ярмарках, выполнение общественно-полезных работ и заказов для школы.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изонавыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они приобретут в процессе освоения курса по программе «Волшебная палитра»:

· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа, уважительное отношение к культуре и искусству других народов;

· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

· сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

· сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

· овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

· овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);

· знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

· понимание образной природы искусства;

· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

· способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

· освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, -- свидетелей нашей истории;

· умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Формы подведения итогов: основные формы подведения итогов полученных знаний и умений учащихся - участие в муниципальных творческих конкурсах, защита проектов, проведение итоговой школьной выставки «В мире прекрасного», выполнение общественно-полезного заказа для школы «Подарок - своими руками».

Содержание программы.

Введение. Знакомство с королевой Кисточкой и весёлой Палитрой. 1 час.

Рассказ об истории изобразительного искусства «Кто придумал рисовать красками?» Знакомство с материалами и принадлежностями для рисования. Инструктаж по технике безопасности. Дидактическая игра «Весёлая палитра».

Знакомство с приёмами работы кистью. 3 часа.

Проведение непрерывных красочных линий, рисование кругов в разных направлениях. Использование в работе ограниченной палитры, смешивание тёплых и холодных цветов в изображении осеннего листопада, образа дождя. Использование приёма примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.

Знакомство с основами рисунка (линия, штрих). 6 часов.

Графические материалы. Выполнение упражнений карандашом, построение геометрического орнамента с использованием прямых и кривых линий с делением отрезка на равные части. Основы работы с угольным карандашом. Особенности работы восковыми мелками. Техника рисования чёрной тушью на тонированной бумаге. Создание композиции «Сказочный лес».

Знакомство с изобразительными свойствами живописных материалов. 4 часа.

Технологии работы гуашевыми красками. Фабрика пятен. Передача ритма пятен и линий. Использование техники «монотипия». Создание композиции с использованием техники «монотипия» «Поздняя осень». Работа поролоновыми губками гуашевыми красками. Создание композиции с использованием поролоновых губок «Усатый-полосатый».

Знакомство с материалами и инструментами скульптора. 3 часа.

Понятие объёма как основы языка скульптуры. Использование пластилина для лепки фруктов. Приём формообразования (шар, овал, колбаска). Создание творческой работы на основе собственного замысла.

Знакомство с понятием рельеф. 5 часов.

Рельеф в живописи. Влияние форм предмета на представление о характере изображаемого. Особенности создания рельефных изображений. Использование растительных материалов: семена, ветки и т.д. Приём рисования на картоне иглой на пластилиновой основе. Создание коллективной творческой работы - рельеф «Парусник».

Нетрадиционные техники в рисовании. 6 часов.

Понятие о нетрадиционных техниках в рисовании. Набрызг. Кляксография. Кляксография с выдуванием. Гроттаж. Точечная роспись. Создание творческой работы на основе собственного замысла.

Сюжет в композиции. 3 часа.

Понятие аппликация, коллаж, панно, их выразительные возможности. Понятие ритм, равновесие, цветовой колорит. Создание декоративного панно «Сказочная птица».

Техника холодного батика. 2 часа.

Особенности техники холодного батика. Создание орнамента в квадрате «Платок».

Подготовка и оформление итоговой выставки. 2 часа.

 

 

Выводы по второй главе

 

База проведения методики на выявление уровня межличностных отношений у младших школьников является МБОУ СОШ им. С. К. Тока № 2 с. Сарыг-Сеп, класс 3 "в". Подобранная методика на выявление межличностных отношений у младших школьников гармонично вписывалась в систему образования одной из трёх учебно-методических комплексов ("Школа России", "Гармония", Система Занкова) в этой школе, так как она направлена на выяснение уровня отношения, учащегося к классному коллективу, после чего для определения дальнейших действий в соответствие с заранее подобранными универсальными учебными действиями школы.

Данная методика помогла выявить у класса, что степень включенности во взаимоотношения имеет высокий процент. Это говорит о том, что для детей классный коллектив является комфортной и благоприятной, атмосфера внутри класса удовлетворяет детей. Но не у всех присутствует это состояние. Есть и те, кому сложно общаться со своим коллективом, открыто и взаимно, но учатся наравне с другими (48 %) хорошо, т.к. с удовольствием принимают участие в деятельности класса. Также присутствует 1 человек, которому сложно общаться с коллективом и не участвует в классной деятельности. Для устранения неудовлетворительного состояния, того процента детей класса, следует подобрать те технологии, приёмы и методы влияния на класс, для чтобы у них появилось желание проявить себя в нём и влиться в существующий коллектив.

 



Заключение

 

Дипломная работа посвящена развитию межличностных отношений младших школьников через метод проекта.

Она носит исследовательский характер и состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, приложения и списка литературы.

Во введении нами раскрыты методологические параметры: объект, предмет, цели, задачи и гипотеза, методы исследования.

По первой главе нами было рассмотрено, что такое межличностные отношения, его виды, особенности формирование межличностных отношений, метод проект и метод проект, как способ формирования межличностных отношений. Мы узнали, что это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе  совместной деятельности и общения. И что среди видов межличностных отношений выделяют знакомство, приятельство, дружбу и др. А так же выделили его 3 типа – положительные, отрицательные и неодинаковые.

К формированию межличностного отношения относятся такие особенности как: узость межличностных связей; отсутствие взаимных предпочтений у мальчиков и девочек; эмоциональное отношение к товарищам, т.е. мотивом межличностного выбора будет являться игровые или же мотивы чисто внешнего плана; для делового сотрудничества межличностные отношения будут носит главным образом формальный характер; недостаточная обобщенность и устойчивость.

Метод проект - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно - следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Всё выше сказанное позволяет сделать вывод по первой главе о том, что учитель может наладить межличностные отношения через два типа метода Проекта с остальными его вытыкаемыми нюансами, которые зависят от предоставляемых условий для того, чтобы воспользоваться этим методом.

Из второй главы, проведя методику на 3 "в", мы смогли узнать, что в данном классе межличностные отношения у младших школьников развит на среднем уровне. Для улучшения сложившейся ситуации можно воспользовавшись методом проект организовать и осуществить проект "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей", т.к. данный класс имеет много детей, занимающихся творчество вне школьной деятельности. Эти дети помогли бы осуществить проект, с другими детьми помогая им и научив своих товарищей новому.

Кроме того, нами было исследована способность к партнерскому диалогу. Анализ результатов показал, что высокий уровень способностей к партнерскому диалогу выявлен у двоих учеников. Они показали умение спокойно и терпеливо слушать, понимать речь, всегда отвечали на вопросы, последовательно и ясно излагали свои мысли, показали владение основными элементами культуры общения, умение активно вступать в диалог.

Средний уровень развития способностей к партнерскому диалогу отмечен у пятерых школьников. Для них характерно умение слушать и понимать речь, но они иногда перебивают собеседника, не соглашаются, раздражаются, проявляют недостаточно терпения при слушании партнера.

Низкий уровень развития способностей к партнерскому диалогу показали восемь школьников. Они редко пользуются словами речевого этикета, невнимательны, не проявляли ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу или проявляли небольшое количество из указанных свойств.

Таким образом, описанные выше методики позволили нам исследовать сформированность межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности на констатирующем этапе исследования.

Результаты исследования говорят нам о необходимости использования метода проект у младших школьников путём улучшения межличностных отношений в классе через узнавание их интересов и их актуальности.

Следовательно, поставленная нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи реализованы полностью.

 

 



Список литературы

 

Методическое пособие

1. Сергеев С.И. Как организовать проектную деятельность // Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – М., 2005 – стр.

2. Троянская С.Л. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия (Электронное учебное пособие) / Брызгалова Наталья Валерьевна – (http://vaniorolap.narod.ru/index.html)

Учебники и учебные пособия

3. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск, 1969 - стр. 240 с.

4. Надежда Ч. Шпаргалка по социальной психологии - издательство: Экзамен – М., 2009 – гл. 36

5. Обознов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обознов. – Киев: Лыбидь,1999. – стр. 29

6. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1979 – стр. 240

7. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. – М.: Просвещение, 1990. – стр. 116

8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М., 1967 – стр. 360

Статья в журнале, газете

9. Библиографическое описание: Колоненко Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях [Текст] / Ю.В. Колоненко // Молодой ученый. — 2014. — №20. — стр. 657-659.

10. Библиографическое описание: Патрикеева Э.Г. Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков [Текст] / Э.Г. Патрикеева, Ю.К. Ивонтьева // Молодой ученый. — 2015. — №7. — стр. 694-697.

Диссертация

11. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. Вопр. психологии, 1983

Автореферат

12. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. — М., 1981

13. Доморозов В.А., методист кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ / Информационно-педагогический модуль / "География России. Население и хозяйство" - с. 3

Электронные ресурсы

14. Василовская Анна Ильинична, "Метод проектов на уроках в начальной школе" - (http://festival.1september.ru/articles/501897/)

15. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998 г. – (http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/interiorizacija)

17. Василовская Анна Ильинична, "Метод проектов на уроках в начальной школе" // "Анатомия" учебного проекта - (http://festival.1september.ru/articles/501897/)

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Методика на выявление межличностных отношений младших школьников (Дж. Морено)

Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать "Методику оценки привлекательности классного коллектива" (7-10 лет).

Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:

Ответ

· "а" - 5 баллов,

· "б" - 4 балла,

· "в" - 3 балла,

· "г" - 2 балла,

· "д" - 1 балл,

· "е" - 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.

Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую, что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

Обработка результатов.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

· 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

· 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.

· 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.

· 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как "Социометрия" или "Выбор". Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

 


Приложение 2

 

Творческий проект.

Тема: "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей".

Учебный предмет: технология.

Участники: ученики 3-его класса.

Продолжительность: 2-3 урока.

Цели: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развитие умения коллективного планирования порядка трудовых действий;

знакомство с использованием технических средств в театре кукол;

развитие связной речи при защите проектов;

воспитание бережного отношения к инструментам и экономному расходованию материалов.

Продукты: модель картонажного театра, куклы с подвижным соединением деталей.

Оборудование: отличительные флажки для каждой бригады;

инструкционные карты по правилам работы с ножницами, и правилам рабочего человека;

схема "Солнышко обдумывания";

карточки – заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности;

видеомагнитофон.

Ход проекта:

1.Организационно-подготовительный этап.

1) Орг. момент.

Звучит мелодия из сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино". На видеомагнитофоне, его экране проецируется видеозапись из этой сказки, ее герои.

- Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, Джузеппе решил смастерить из него что-нибудь. Но вдруг полено запищало тоненьким голоском…

Конечно, так начинается сказка А.Н. Толстого "Золотой ключик…". В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре "Молния", где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

Это – сказка.

А в жизни театр кукол появился еще в Древнем Риме.

2) Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами будем работать в роли создателей своего театра кукол, только картонажного.

- А вы знаете, зачем существовали и существуют театры кукол?

- То, что не могли, не решались раньше произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы.

А что сделаешь кукле?

Кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, в каждой стране были свои.

Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель,

В Англии – Панг, в Германии – Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг,

в Польше – Копленек, в Чехии – Кашпарек.

А у нас? Петрушка!

После революции Петрушка все же постепенно ушел в историю: появились более современные виды кукольного театра.

Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился к верховым, перчаточным куклам (верховые – потому, что появляются поверх ширмы).

А еще бывают марионетки – они двигаются на нитках или проволоке, а их водители – артисты находятся над сценой. В наше время широко распространены тростевые куклы – они управляются из-за ширмы тростями. А бывают еще и механические, и теневые …

В нашей стране более ста театра кукол. Спектакли в них идут на сорока языках разных народов.

3) Создание творческих бригад.

- Я предлагаю создать творческие группы для организации нашего театра, картонажного. Назовем их: "Марионетки", "Скоморохи", "Петрушки", "Буратино".

Проходит жеребьевка, назначаются бригадиры. Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой.

4) Приведение рабочего места в порядок.

Определить и правильно расположить на рабочем месте нужные инструменты (чертежно-измерительные и обработочные), подготовить материалы, из которых выполняются куклы и декорации, приготовить приспособление для просушивания деталей под давлением (прессы).

2. Технологический этап.

1) Разработка проекта.

Рассмотреть образцы, рисунки, схематические изображения выбранных вариантов изделий, данные на доске или в виде шаблонов.

Намечаем план работы на 2-3 урока:

А) Разметить и сделать подставки, крепления.

Б) Разметить и заготовить фигуры кукол, декорации.

В) Собрать изделия, проверить в действии, исправить недостатки, закончить отделку.

Г) Собрать комплекты, уложить и упаковать для хранения.

- Итак, каждая группа делает одну поделку, разработав свой творческий проект. В этом вам поможет "Солнышко обдумывания" (на плакате).

Назначение

Форма, размеры Декоративное оформление

ИЗДЕЛИЕ

Особенности

Цветовое решение конструкции

Материалы

1-я бригада – крепление фигур на подставках с катушкой.

2-я бригада – крепление в мешочках, заготовки из ткани с вязочками на концах.

3-я бригада – крепление с блоком.

4-я бригада – фигуры: стебель, колокольчики, цветок, дерево, дом, девочка и медведь.

2) Учитель помогает составлять алгоритм проектной деятельности (на доске).

Выявление проблемы. Мы выявили проблему. В чем она?

Поиск решения проблемы. Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, что будете делать.

1 2 3 4 Предложения детей.

Разработка дизайн-предложения. Нарисуйте эскиз вашей работы.

Материалы Инструменты Безопасность труда

Изготовление проекта

Защита, обоснование проекта.

3. Заключительный этап.

1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь "Солнышком обдумывания", защищает свой проект.

Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия и детали крепятся к общему театру.

2) Подведение итогов.

- Красивый получился театр?

Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные вещи. По конструктивным критериям они прочны, удобны в использовании, по технологическим – оригинальны и рациональны.

Мы учли и экологические критерии – использовали отходы производства.

По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.

И, конечно же, учтены экономические критерии. Они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.

Я думаю, что задачи урока мы выполнили. Театр мы свой создали, будем сочинять свои произведения. Спасибо за работу.

 

Размещено на Allbest.ru



Дата: 2019-03-05, просмотров: 304.