Метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. [14]

Метод проект можно использовать для формирования межличностных отношений через организацию в классе, например, микро групп или бригад, для того, чтобы работа в них была более тесной и организованной. В данном случае можно применить творческий проект: "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей" по учебному предмету: технология., для учащихся 3 классов, с продолжительностью: 2-3 урока, целью которого является: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся. То есть у учащихся будут формироваться активность, самостоятельность, инициативная позиция, развиваются общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивые и самооценночные; развивается познавательный интерес и реализуется принцип связи обучения с жизнью. Данный проект позволит учащимся разбившихся на бригады/микрогруппы организовать свою работу для получения конечного результата формировать положительные межличностные отношения в классе у младших школьников (см. Приложение 2).

Из выше всего сказанного можно сделать вывод, что метод проект способствует формированию межличностных отношений, через совместную деятельность.



Выводы по первой главе

 

В первой главе мы узнали, что межличностные отношения — это сложный процесс установления связей между младшими школьниками на основе восприятия и понимания друг друга, межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), взаимодействия и поведения (в частности, ролевое). Межличностные отношения состоят из трёх компонентов: когнетивного, эмоционального и поведеньческого. Виды межличностных отношений разделяются на: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Главным критерием является мера и глубина вовлечения личности в отношения.

К формированию межличностного отношения относятся такие особенности как: узость межличностных связей; отсутствие взаимных предпочтений у мальчиков и девочек; эмоциональное отношение к товарищам, т.е. мотивом межличностного выбора будет являться игровые или же мотивы чисто внешнего плана; для делового сотрудничества межличностные отношения будут, носит главным образом формальный характер; недостаточная обобщенность и устойчивость.

По определению Н.Ю. Пахомовой

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия, учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Вместе с тем хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения". И, как показывает опыт работы педагогов, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Метод проект можно использовать для формирования межличностных отношений через организацию в классе, например, микро групп или бригад, для того, чтобы работа в них была более тесной и организованной. В данном случае можно применить творческий проект: "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей" по учебному предмету: технология., для учащихся 3 классов, с продолжительностью: 2-3 урока, целью которого является: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся. То есть у учащихся будут формироваться активность, самостоятельность, инициативная позиция, развиваются общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивые и самооценночные; развивается познавательный интерес и реализуется принцип связи обучения с жизнью. Данный проект позволит учащимся разбившихся на бригады/микрогруппы организовать свою работу для получения конечного результата формировать положительные межличностные отношения в классе у младших школьников.

Из выше всего сказанного можно сделать вывод, что метод проект способствует формированию межличностных отношений, через совместную деятельность.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.