Глава 2. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста……..8

1.1 Сущность понятия и виды межличностных отношений……………………8

1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………14

1.3 Характеристика метода проект и метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников …………………………..23

Выводы по первой главе…………………………………………………………33

Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по выявлению межличностных отношений у младших школьников……………………..36

2.1 Характеристика базы и метода исследования………………………………36

2.2 Анализ результатов изучения межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………40

2.3 Программа по формированию межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………44

Выводы по второй главе…………………………………………………………53

Заключение……………………………………………………………………….54

Список литературы………………………………………………………………57

Приложения……………………………………………………………………...59

межличностный отношение школьник проект



Введение

 

Актуальность исследования продиктована потребностью общества в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Обусловленная этим задача воспитания рассматривалась в классической педагогике как одна из самых актуальных. Вместе с тем, особенности системы образования в России в ХХ веке: гиперболизированный центризм системы образования, авторитарность, отсутствие реальной индивидуализации обучения и другое; приводили к тому, что принцип гармонии коллективного и индивидуального в воспитании и обучении подрастающего поколения не находил своего реального воплощения. Изменения, произошедшие в образовательной ситуации в России в начале ХХI века: реализация принципа вариативности, приоритет целей развития обучающегося, демократический стиль взаимодействия учителя и учащихся, дифференцированный характер обучения; определили реальную возможность обеспечения гармонического развития личности, сохранения психологического здоровья школьника, развития его способностей адаптироваться в окружающем мире без отрицательных последствий для себя.

Подходы к решению проблемы межличностного сотрудничества отражены в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева и Г.А. Цукермана. Результаты психолого-педагогических исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьезных проблем современного начального образования является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Для младших школьников понятия "школа", "школьная жизнь" связаны с довольно узким кругом явлений, это – учитель, одноклассники и класс. Поэтому среди условий, играющих особую роль в благополучном или неблагополучном течение процесса адаптации, психологи отмечают следующие: характер взаимоотношений ученика и учителя; особенности межличностных отношений младших школьников; способность ребенка проявлять индивидуальность; желание и умение сотрудничать. Таким образом, характеристика межличностных отношений входит в ключевые образовательные компетенции, и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель начального образования. Рассмотрим психологические исследования А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, М.Д. Виноградовой, О.С. Газманова, А.В. Петровского, они позволяют выделить особенности организации процесса обучения, которые положительно влияют на вхождение ребенка в систему школьных отношений: учет характера протекания периода адаптации ребенка к условиям школьной жизни; внимание к индивидуальности каждого ученика; обеспечение успешности взаимодействия со сверстниками; интеграция личности и коллектива. Это позволило нам обратить особое внимание на решение задачи формирования у школьников младших классов умений строить межличностные отношения: слушать учителя и товарищей; работать в коллективе; сотрудничать с разными детьми; исполнять разные социальные роли в группе (лидер, рядовой исполнитель и др.).

Ведущей педагогической идеей опыта является разработка проектов, позволяющих создать на их основе систему развития позитивного социального опыта учащегося:

- повышение мотивации, которое происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора;

- развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального к технологическому опыту, которое происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результат;

- формирование чувства ответственности, которое происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

- стремление самоутвердиться, которое является главным фактором эффективности проектной деятельности.

Анализ теории формирования межличностных отношений младших школьников свидетельствуют о его существенном недостатке. Всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет "психологические" отношения личности.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы послужила основанием для выбора темы исследования, которая звучит следующим образом:

"Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста".

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию межличностных отношений младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;

- настоятельной потребностью в систематической работе, по формированию межличностных отношений младших школьников во время внеклассных занятий как средство для успешной социализации личности. Отсюда возникают противоречия:

- между необходимостью к межличностному сотрудничеству младших школьников и созданием подходящих средств и условий для этого;

- между многообразием видов метода Проектов и отсутствием у младших школьников желания сотрудничать.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.

Объектом исследования выступает: формирование межличностных отношений младших школьников.

Предмет исследования: метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.

Цель данного исследования: обосновать возможности метода проектов в формировании межличностных отношений младших школьников.

Гипотеза: предполагается, что применение метода проектов будет способствовать эффективному формированию межличностных отношений младших школьников.

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить характеристику межличностных отношений.

2. Раскрыть особенности формирования межличностных отношений младших школьников.

3. Охарактеризовать метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.

4. Выявить уровень развития межличностных отношений младших школьников, выполнить анализ полученных результатов и сделать выводы.

5. Подобрать тематику проектов, способствующих развитию межличностных отношений младших школьников.

Методологической основой исследования являлись:

В исследование были использованы следующие методы:

Системный подход – ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например, системообразующими компонентами учебного процесса могут быть: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и результат);

Деятельностный подход – ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их:

-предметное содержание;

-мотивы, побуждающие субъекта к деятельности;

-цели, на достижение которых она направлена;

-средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты.

Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретический - анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы;

эмпирический – опросные методы, методы математической обработки результатов исследования.

База исследования: МБОУ СОШ им. С. К. Тока № 2 с. Сарыг-Сеп, класс 3 "в",

Достоверность данных, полученных в работе, адекватность его предмету, задачам и гипотезе; корректным применением современных методов математической статистики для обработки эмпирических данных; апробацией результатов исследования.

Структур работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



Выводы по первой главе

 

В первой главе мы узнали, что межличностные отношения — это сложный процесс установления связей между младшими школьниками на основе восприятия и понимания друг друга, межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), взаимодействия и поведения (в частности, ролевое). Межличностные отношения состоят из трёх компонентов: когнетивного, эмоционального и поведеньческого. Виды межличностных отношений разделяются на: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Главным критерием является мера и глубина вовлечения личности в отношения.

К формированию межличностного отношения относятся такие особенности как: узость межличностных связей; отсутствие взаимных предпочтений у мальчиков и девочек; эмоциональное отношение к товарищам, т.е. мотивом межличностного выбора будет являться игровые или же мотивы чисто внешнего плана; для делового сотрудничества межличностные отношения будут, носит главным образом формальный характер; недостаточная обобщенность и устойчивость.

По определению Н.Ю. Пахомовой

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия, учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Вместе с тем хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения". И, как показывает опыт работы педагогов, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Метод проект можно использовать для формирования межличностных отношений через организацию в классе, например, микро групп или бригад, для того, чтобы работа в них была более тесной и организованной. В данном случае можно применить творческий проект: "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей" по учебному предмету: технология., для учащихся 3 классов, с продолжительностью: 2-3 урока, целью которого является: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся. То есть у учащихся будут формироваться активность, самостоятельность, инициативная позиция, развиваются общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивые и самооценночные; развивается познавательный интерес и реализуется принцип связи обучения с жизнью. Данный проект позволит учащимся разбившихся на бригады/микрогруппы организовать свою работу для получения конечного результата формировать положительные межличностные отношения в классе у младших школьников.

Из выше всего сказанного можно сделать вывод, что метод проект способствует формированию межличностных отношений, через совместную деятельность.

 



Выводы по второй главе

 

База проведения методики на выявление уровня межличностных отношений у младших школьников является МБОУ СОШ им. С. К. Тока № 2 с. Сарыг-Сеп, класс 3 "в". Подобранная методика на выявление межличностных отношений у младших школьников гармонично вписывалась в систему образования одной из трёх учебно-методических комплексов ("Школа России", "Гармония", Система Занкова) в этой школе, так как она направлена на выяснение уровня отношения, учащегося к классному коллективу, после чего для определения дальнейших действий в соответствие с заранее подобранными универсальными учебными действиями школы.

Данная методика помогла выявить у класса, что степень включенности во взаимоотношения имеет высокий процент. Это говорит о том, что для детей классный коллектив является комфортной и благоприятной, атмосфера внутри класса удовлетворяет детей. Но не у всех присутствует это состояние. Есть и те, кому сложно общаться со своим коллективом, открыто и взаимно, но учатся наравне с другими (48 %) хорошо, т.к. с удовольствием принимают участие в деятельности класса. Также присутствует 1 человек, которому сложно общаться с коллективом и не участвует в классной деятельности. Для устранения неудовлетворительного состояния, того процента детей класса, следует подобрать те технологии, приёмы и методы влияния на класс, для чтобы у них появилось желание проявить себя в нём и влиться в существующий коллектив.

 



Заключение

 

Дипломная работа посвящена развитию межличностных отношений младших школьников через метод проекта.

Она носит исследовательский характер и состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, приложения и списка литературы.

Во введении нами раскрыты методологические параметры: объект, предмет, цели, задачи и гипотеза, методы исследования.

По первой главе нами было рассмотрено, что такое межличностные отношения, его виды, особенности формирование межличностных отношений, метод проект и метод проект, как способ формирования межличностных отношений. Мы узнали, что это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе  совместной деятельности и общения. И что среди видов межличностных отношений выделяют знакомство, приятельство, дружбу и др. А так же выделили его 3 типа – положительные, отрицательные и неодинаковые.

К формированию межличностного отношения относятся такие особенности как: узость межличностных связей; отсутствие взаимных предпочтений у мальчиков и девочек; эмоциональное отношение к товарищам, т.е. мотивом межличностного выбора будет являться игровые или же мотивы чисто внешнего плана; для делового сотрудничества межличностные отношения будут носит главным образом формальный характер; недостаточная обобщенность и устойчивость.

Метод проект - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно - следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Всё выше сказанное позволяет сделать вывод по первой главе о том, что учитель может наладить межличностные отношения через два типа метода Проекта с остальными его вытыкаемыми нюансами, которые зависят от предоставляемых условий для того, чтобы воспользоваться этим методом.

Из второй главы, проведя методику на 3 "в", мы смогли узнать, что в данном классе межличностные отношения у младших школьников развит на среднем уровне. Для улучшения сложившейся ситуации можно воспользовавшись методом проект организовать и осуществить проект "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей", т.к. данный класс имеет много детей, занимающихся творчество вне школьной деятельности. Эти дети помогли бы осуществить проект, с другими детьми помогая им и научив своих товарищей новому.

Кроме того, нами было исследована способность к партнерскому диалогу. Анализ результатов показал, что высокий уровень способностей к партнерскому диалогу выявлен у двоих учеников. Они показали умение спокойно и терпеливо слушать, понимать речь, всегда отвечали на вопросы, последовательно и ясно излагали свои мысли, показали владение основными элементами культуры общения, умение активно вступать в диалог.

Средний уровень развития способностей к партнерскому диалогу отмечен у пятерых школьников. Для них характерно умение слушать и понимать речь, но они иногда перебивают собеседника, не соглашаются, раздражаются, проявляют недостаточно терпения при слушании партнера.

Низкий уровень развития способностей к партнерскому диалогу показали восемь школьников. Они редко пользуются словами речевого этикета, невнимательны, не проявляли ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу или проявляли небольшое количество из указанных свойств.

Таким образом, описанные выше методики позволили нам исследовать сформированность межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности на констатирующем этапе исследования.

Результаты исследования говорят нам о необходимости использования метода проект у младших школьников путём улучшения межличностных отношений в классе через узнавание их интересов и их актуальности.

Следовательно, поставленная нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи реализованы полностью.

 

 



Список литературы

 

Методическое пособие

1. Сергеев С.И. Как организовать проектную деятельность // Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений – М., 2005 – стр.

2. Троянская С.Л. Педагогика: тезисы лекций и практические занятия (Электронное учебное пособие) / Брызгалова Наталья Валерьевна – (http://vaniorolap.narod.ru/index.html)

Учебники и учебные пособия

3. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск, 1969 - стр. 240 с.

4. Надежда Ч. Шпаргалка по социальной психологии - издательство: Экзамен – М., 2009 – гл. 36

5. Обознов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обознов. – Киев: Лыбидь,1999. – стр. 29

6. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1979 – стр. 240

7. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. – М.: Просвещение, 1990. – стр. 116

8. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. — М., 1967 – стр. 360

Статья в журнале, газете

9. Библиографическое описание: Колоненко Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях [Текст] / Ю.В. Колоненко // Молодой ученый. — 2014. — №20. — стр. 657-659.

10. Библиографическое описание: Патрикеева Э.Г. Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков [Текст] / Э.Г. Патрикеева, Ю.К. Ивонтьева // Молодой ученый. — 2015. — №7. — стр. 694-697.

Диссертация

11. Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. Вопр. психологии, 1983

Автореферат

12. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. — М., 1981

13. Доморозов В.А., методист кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ / Информационно-педагогический модуль / "География России. Население и хозяйство" - с. 3

Электронные ресурсы

14. Василовская Анна Ильинична, "Метод проектов на уроках в начальной школе" - (http://festival.1september.ru/articles/501897/)

15. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998 г. – (http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/interiorizacija)

17. Василовская Анна Ильинична, "Метод проектов на уроках в начальной школе" // "Анатомия" учебного проекта - (http://festival.1september.ru/articles/501897/)

 


Приложения

 

Приложение 1

 

Методика на выявление межличностных отношений младших школьников (Дж. Морено)

Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать "Методику оценки привлекательности классного коллектива" (7-10 лет).

Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:

Ответ

· "а" - 5 баллов,

· "б" - 4 балла,

· "в" - 3 балла,

· "г" - 2 балла,

· "д" - 1 балл,

· "е" - 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.

Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую, что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

Обработка результатов.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

· 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

· 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.

· 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.

· 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как "Социометрия" или "Выбор". Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

 


Приложение 2

 

Творческий проект.

Тема: "Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей".

Учебный предмет: технология.

Участники: ученики 3-его класса.

Продолжительность: 2-3 урока.

Цели: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развитие умения коллективного планирования порядка трудовых действий;

знакомство с использованием технических средств в театре кукол;

развитие связной речи при защите проектов;

воспитание бережного отношения к инструментам и экономному расходованию материалов.

Продукты: модель картонажного театра, куклы с подвижным соединением деталей.

Оборудование: отличительные флажки для каждой бригады;

инструкционные карты по правилам работы с ножницами, и правилам рабочего человека;

схема "Солнышко обдумывания";

карточки – заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности;

видеомагнитофон.

Ход проекта:

1.Организационно-подготовительный этап.

1) Орг. момент.

Звучит мелодия из сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино". На видеомагнитофоне, его экране проецируется видеозапись из этой сказки, ее герои.

- Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, Джузеппе решил смастерить из него что-нибудь. Но вдруг полено запищало тоненьким голоском…

Конечно, так начинается сказка А.Н. Толстого "Золотой ключик…". В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре "Молния", где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

Это – сказка.

А в жизни театр кукол появился еще в Древнем Риме.

2) Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами будем работать в роли создателей своего театра кукол, только картонажного.

- А вы знаете, зачем существовали и существуют театры кукол?

- То, что не могли, не решались раньше произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы.

А что сделаешь кукле?

Кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, в каждой стране были свои.

Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель,

В Англии – Панг, в Германии – Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг,

в Польше – Копленек, в Чехии – Кашпарек.

А у нас? Петрушка!

После революции Петрушка все же постепенно ушел в историю: появились более современные виды кукольного театра.

Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился к верховым, перчаточным куклам (верховые – потому, что появляются поверх ширмы).

А еще бывают марионетки – они двигаются на нитках или проволоке, а их водители – артисты находятся над сценой. В наше время широко распространены тростевые куклы – они управляются из-за ширмы тростями. А бывают еще и механические, и теневые …

В нашей стране более ста театра кукол. Спектакли в них идут на сорока языках разных народов.

3) Создание творческих бригад.

- Я предлагаю создать творческие группы для организации нашего театра, картонажного. Назовем их: "Марионетки", "Скоморохи", "Петрушки", "Буратино".

Проходит жеребьевка, назначаются бригадиры. Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой.

4) Приведение рабочего места в порядок.

Определить и правильно расположить на рабочем месте нужные инструменты (чертежно-измерительные и обработочные), подготовить материалы, из которых выполняются куклы и декорации, приготовить приспособление для просушивания деталей под давлением (прессы).

2. Технологический этап.

1) Разработка проекта.

Рассмотреть образцы, рисунки, схематические изображения выбранных вариантов изделий, данные на доске или в виде шаблонов.

Намечаем план работы на 2-3 урока:

А) Разметить и сделать подставки, крепления.

Б) Разметить и заготовить фигуры кукол, декорации.

В) Собрать изделия, проверить в действии, исправить недостатки, закончить отделку.

Г) Собрать комплекты, уложить и упаковать для хранения.

- Итак, каждая группа делает одну поделку, разработав свой творческий проект. В этом вам поможет "Солнышко обдумывания" (на плакате).

Назначение

Форма, размеры Декоративное оформление

ИЗДЕЛИЕ

Особенности

Цветовое решение конструкции

Материалы

1-я бригада – крепление фигур на подставках с катушкой.

2-я бригада – крепление в мешочках, заготовки из ткани с вязочками на концах.

3-я бригада – крепление с блоком.

4-я бригада – фигуры: стебель, колокольчики, цветок, дерево, дом, девочка и медведь.

2) Учитель помогает составлять алгоритм проектной деятельности (на доске).

Выявление проблемы. Мы выявили проблему. В чем она?

Поиск решения проблемы. Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, что будете делать.

1 2 3 4 Предложения детей.

Разработка дизайн-предложения. Нарисуйте эскиз вашей работы.

Материалы Инструменты Безопасность труда

Изготовление проекта

Защита, обоснование проекта.

3. Заключительный этап.

1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь "Солнышком обдумывания", защищает свой проект.

Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия и детали крепятся к общему театру.

2) Подведение итогов.

- Красивый получился театр?

Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные вещи. По конструктивным критериям они прочны, удобны в использовании, по технологическим – оригинальны и рациональны.

Мы учли и экологические критерии – использовали отходы производства.

По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.

И, конечно же, учтены экономические критерии. Они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.

Я думаю, что задачи урока мы выполнили. Театр мы свой создали, будем сочинять свои произведения. Спасибо за работу.

 

Размещено на Allbest.ru



ОГЛАВЛНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста……..8

1.1 Сущность понятия и виды межличностных отношений……………………8

1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………14

1.3 Характеристика метода проект и метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников …………………………..23

Выводы по первой главе…………………………………………………………33

Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по выявлению межличностных отношений у младших школьников……………………..36

2.1 Характеристика базы и метода исследования………………………………36

2.2 Анализ результатов изучения межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………40

2.3 Программа по формированию межличностных отношений младших школьников………………………………………………………………………44

Выводы по второй главе…………………………………………………………53

Заключение……………………………………………………………………….54

Список литературы………………………………………………………………57

Приложения……………………………………………………………………...59

межличностный отношение школьник проект



Введение

 

Актуальность исследования продиктована потребностью общества в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Обусловленная этим задача воспитания рассматривалась в классической педагогике как одна из самых актуальных. Вместе с тем, особенности системы образования в России в ХХ веке: гиперболизированный центризм системы образования, авторитарность, отсутствие реальной индивидуализации обучения и другое; приводили к тому, что принцип гармонии коллективного и индивидуального в воспитании и обучении подрастающего поколения не находил своего реального воплощения. Изменения, произошедшие в образовательной ситуации в России в начале ХХI века: реализация принципа вариативности, приоритет целей развития обучающегося, демократический стиль взаимодействия учителя и учащихся, дифференцированный характер обучения; определили реальную возможность обеспечения гармонического развития личности, сохранения психологического здоровья школьника, развития его способностей адаптироваться в окружающем мире без отрицательных последствий для себя.

Подходы к решению проблемы межличностного сотрудничества отражены в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева и Г.А. Цукермана. Результаты психолого-педагогических исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьезных проблем современного начального образования является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Для младших школьников понятия "школа", "школьная жизнь" связаны с довольно узким кругом явлений, это – учитель, одноклассники и класс. Поэтому среди условий, играющих особую роль в благополучном или неблагополучном течение процесса адаптации, психологи отмечают следующие: характер взаимоотношений ученика и учителя; особенности межличностных отношений младших школьников; способность ребенка проявлять индивидуальность; желание и умение сотрудничать. Таким образом, характеристика межличностных отношений входит в ключевые образовательные компетенции, и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель начального образования. Рассмотрим психологические исследования А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, М.Д. Виноградовой, О.С. Газманова, А.В. Петровского, они позволяют выделить особенности организации процесса обучения, которые положительно влияют на вхождение ребенка в систему школьных отношений: учет характера протекания периода адаптации ребенка к условиям школьной жизни; внимание к индивидуальности каждого ученика; обеспечение успешности взаимодействия со сверстниками; интеграция личности и коллектива. Это позволило нам обратить особое внимание на решение задачи формирования у школьников младших классов умений строить межличностные отношения: слушать учителя и товарищей; работать в коллективе; сотрудничать с разными детьми; исполнять разные социальные роли в группе (лидер, рядовой исполнитель и др.).

Ведущей педагогической идеей опыта является разработка проектов, позволяющих создать на их основе систему развития позитивного социального опыта учащегося:

- повышение мотивации, которое происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора;

- развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального к технологическому опыту, которое происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результат;

- формирование чувства ответственности, которое происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

- стремление самоутвердиться, которое является главным фактором эффективности проектной деятельности.

Анализ теории формирования межличностных отношений младших школьников свидетельствуют о его существенном недостатке. Всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет "психологические" отношения личности.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы послужила основанием для выбора темы исследования, которая звучит следующим образом:

"Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста".

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию межличностных отношений младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;

- настоятельной потребностью в систематической работе, по формированию межличностных отношений младших школьников во время внеклассных занятий как средство для успешной социализации личности. Отсюда возникают противоречия:

- между необходимостью к межличностному сотрудничеству младших школьников и созданием подходящих средств и условий для этого;

- между многообразием видов метода Проектов и отсутствием у младших школьников желания сотрудничать.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.

Объектом исследования выступает: формирование межличностных отношений младших школьников.

Предмет исследования: метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.

Цель данного исследования: обосновать возможности метода проектов в формировании межличностных отношений младших школьников.

Гипотеза: предполагается, что применение метода проектов будет способствовать эффективному формированию межличностных отношений младших школьников.

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить характеристику межличностных отношений.

2. Раскрыть особенности формирования межличностных отношений младших школьников.

3. Охарактеризовать метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.

4. Выявить уровень развития межличностных отношений младших школьников, выполнить анализ полученных результатов и сделать выводы.

5. Подобрать тематику проектов, способствующих развитию межличностных отношений младших школьников.

Методологической основой исследования являлись:

В исследование были использованы следующие методы:

Системный подход – ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например, системообразующими компонентами учебного процесса могут быть: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и результат);

Деятельностный подход – ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их:

-предметное содержание;

-мотивы, побуждающие субъекта к деятельности;

-цели, на достижение которых она направлена;

-средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты.

Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретический - анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы;

эмпирический – опросные методы, методы математической обработки результатов исследования.

База исследования: МБОУ СОШ им. С. К. Тока № 2 с. Сарыг-Сеп, класс 3 "в",

Достоверность данных, полученных в работе, адекватность его предмету, задачам и гипотезе; корректным применением современных методов математической статистики для обработки эмпирических данных; апробацией результатов исследования.

Структур работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.



Глава 2. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

 

1.1 Сущность понятия и виды межличностных отношений

 

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. [4, гл. 36]

Коломинский Яков Львович говорит о том, что "отношения и взаимоотношения — это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей". [2; с. 1]

Николай Николаевич Обознов выделяет следующие виды межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Главным критерием является мера и глубина вовлечения личности в отношения [5, с. 29].

Нина Васильевна Жутикова в зависимости от меры личностной значимости контактов и эмоциональных проявлений в них партнеров различает знакомство, приятельство и дружбу.

Межличностные отношения членов группы, по ее мнению, могут быть трех типов: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно). Различные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты взаимоотношений в группе. Первый вариант – гармонические взаимоотношения. Они характеризуются тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа-триада, складываются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения. В идеальном случае, например, в небольшой группе, включающей трех друзей, между составляющими группу людьми могут существовать лишь положительные взаимоотношения. Во всех других случаях между двумя парами имеются положительные или отрицательные взаимоотношения, а между членами третьей пары – противоположные им по знаку. Второй вариант отношений – противоречивые. При таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из ее членов относится к другому положительно, а тот к нему – отрицательно. Совместимыми называются такие противоречивые отношения, когда в группе-триаде можно выделить хотя бы одну пару людей, имеющих между собой хорошие личные взаимоотношения. Несовместимыми противоречивыми называются отношения, система которых характеризуется тем, что в ней нет ни одной пары с положительными личными взаимоотношениями. Наконец, совместимыми можно назвать такие взаимоотношения, при которых, несмотря на их противоречивость, группа как социально-психологическая общность продолжает сохранять свое единство за счет того, что, по крайней мере, две пары из трех возможных, выделяемых в ней, имеют между собой хорошие личные взаимоотношения. Тем самым они как бы нейтрализуют отрицательное влияние на сплоченность группы противоречивых отношений в третьей паре. Взаимоотношения в группах могут быть и конфликтными. Для них характерно то, что в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения. В силу этого обстоятельства данная группа как социально-психологическая общность людей вообще не может сохраняться и распадается. Среди конфликтных отношений можно, в свою очередь, выделить два возможных варианта.

Первый – это частично-конфликтные взаимоотношения, при которых между одними парами индивидов имеются конфликтные, а между остальными – неодинаковые отношения.

Второй вариант – конфликтные взаимоотношения существуют между всеми возможными парами, на которые может быть разделена данная группа. Этот тип взаимоотношений называется "полно конфликтным" [7, с. 116].

Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения — это сложный процесс установления связей между младшими школьниками на основе восприятия и понимания друг друга, межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), взаимодействия и поведения (в частности, ролевое). Межличностные отношения состоят из трёх компонентов: когнетивного, эмоционального и поведеньческого. Виды межличностных отношений разделяются на: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Главным критерием является мера и глубина вовлечения личности в отношения.

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне. Считается, что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще).

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью . Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу .

Взаимоотношения между учениками в классе - это отношения, которые возникают в процессе их совместной деятельности. Деятельность школьника складывается из учения и других дел - трудовых, общественных, бытовых. Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок - то есть малых групп .

Группы сверстников остаются важными в течение всего среднего детства - от шести до двенадцати лет. Но за это время, как в их организации, так и в их значении для ребенка происходят заметные перемены.

В начале среднего детства группы сверстников относительно неформальны. Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и их состав быстро меняется. Структура самой группы отличается в этом возрасте большой гибкостью. Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее членов, когда они достигают десяти, двенадцати лет. Группа приобретает для ребенка исключительную важность. В этот период организационная структура групп становится более формальной. Могут появиться специальные требования к желающим стать членом группы, ритуалы посвящения для новичков и регулярные собрания членов группы. Весьма важным становится деление по половому признаку. Эти строгие установки в отношении правил, конформности и половой сегрегации становятся обычными для взаимодействия детей в конце среднего возраста.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

В первое время обучения школьник воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Процесс этот сложный и противоречивый, очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотив их деятельности -- желание показать себя, выделиться. Учителю рекомендуется вовлекать в общественную жизнь всех учеников, чтобы сформировать актив класса именно из ребят с общественными интересами, ответственных и инициативных.

На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, причем личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием... Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети III -- IVклассов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности, около 75% учащихся III классов мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1245.