Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению межличностных отношений у младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

2.1 Характеристика базы и метода исследования

 

Эксперимент проводился на базе 3 "в" класса классного руководителя, в к. 25 "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №2" им. С.К. Тока с. Сарыг-Сеп.

Данная школа была открыта и посей день существует в 1991 году. Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели для 1-3, 5-9 классов и 6-дневной рабочей недели для 4, 10-11 классов с 40-минутной продолжительностью уроков. Шестой день (суббота) используется для развития творческих, исследовательских способностей учащихся, формирования и развития культуры здоровья школьников.

Тип ОУ: Общеобразовательное учреждение

Вид ОУ: Средняя общеобразовательная школа

Методику, которую мы использовали в данном классе отвечает какой сложился уровень межличностных отношений у младших школьников. Так же она предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов.

Данная методика поясняет, что межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Младший школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оценённым, одобренным взрослым (Я хорошо себя вел? А вы мне поставите пятерку? Можно я переделаю работу?)

В начальной школе учитель играет объединяющую роль. В первые годы школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его очень высок (Мне учитель сказал… Нам так показывали…)

Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.

Методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу»,

Методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу»

Уровень коммуникативной активности - определяется как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении младшего школьника к содержанию и процессу сотрудничества, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами совместной деятельности.

Коммуникативная активность характеризуется следующими показателями:

- познавательный интерес;

- целенаправленность действий при достижении общей цели;

Цель методики - выявить уровень сформированности коммуникативной активности.

Данная методика направлена на выявление у младших школьников коммуникативной активности, то есть наличия у учащихся познавательного интереса к сотрудничеству и целенаправленности при достижении общей цели.

Порядок проведения - для выявления уровня сформированности коммуникативной активности, мы предлагали детям несколько заданий в групповой, 28 парной или коллективной форме, отличающихся новизной и разнообразием целей и способов их достижения.

1. Ученик охотно включается в выполнение новых практических заданий;

2. Ученик стремится к взаимодействию в ходе выполнения задач;

3. Ученик в ходе решения задач отвлекается на реализацию собственных интересов;

4. Ученик целенаправленно выполняет задания с разнообразием целей;

5. Ученик проявляет инициативу в постановке целей группового задания;

6. Ребенок выполняет задания с 2-3-мя связанными между собой целями;

7. Ребенок вмешивается в процесс выполнения заданий другими детьми, а свое задание игнорирует;

8. Ребенок в групповых заданиях участвует в роли стороннего наблюдения.

В процессе совместной работы детей мы отмечали для себя наличие у каждого ребенка познавательного интереса его способность к целенаправленному выполнению заданий, а также способность ребенка поступать собственными интересами для достижения общей цели.

Уровни, используемые при оценке целенаправленности действий при достижении общей цели.

Высокий - правильное осознание цели действия, решительность, игнорирование собственных, личных интересов при выполнении совместных действий:

Средний - решительность присутствует, т.е. волевая сторона достаточно сформирована, но отсутствует направленность действий.

Низкий - отсутствие решительности и устремленности в действиях. Сильное проявление личных интересов.

Методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу»

Цель: изучить способности детей младшего школьного возраста к партнерскому диалогу.

Экспериментатор наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в различных ситуациях, в том числе специально смоделированных (беседа). После этого проводится анализ проведенных наблюдений, его результаты помещаются в таблицу по следующим разделам: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.

Критерии оценки способностей младших школьников к партнерскому диалогу: каждый компонент оценивается по 3-хбалльной системе. По среднему баллу определяется уровень развития способностей.

Высокий уровень (2,5-3 балла) - ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета.

Средний уровень (1,7-2,4 балла) - ребенок умеет выслушивать собеседника, понимать его речь; однако иногда недостаточно терпелив при слушании партнера и перебивает его, спорит, не соглашается, раздражается, в общении участвует чаще всего по инициативе других; пользование речевым этикетом неустойчивое.

Низкий уровень (1-1,6 баллов) - ребенок не проявляет ни одного из перечисленных компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он неактивен и неразговорчив в общении с детьми и педагогом, часто наблюдается отсутствие внимания; редко использует формы речевого этикета, последовательно излагать свои мысли не умеет, передает их содержание неточно. Таким образом, первым этап исследования стал констатирующий эксперимент, цель которого заключается в исследовании формирования межличностных отношений школьников.

Подведём итог из выше сказанного, подобранная методика на выявление межличностных отношений у младших школьников гармонично вписывалась в систему образования одной из трёх учебно-методических комплексов в этой школе, так как она направлена на выяснение уровня отношения, учащегося к классному коллективу, после чего для определения дальнейших действий в соответствие с заранее подобранными универсальными учебными действиями школы.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 296.