Анализ результатов изучения межличностных отношений младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Данная методика даёт возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалетность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии.

Участвовали в данной методике 25 человек. Оборудование: листы (25 шт.). Время проведения: 10 мин.

После проведения данной методики у младших школьников, было выявлено, что из 25 учащихся (смотреть диаграмму):

Примечания:

9 человек (36%) - классный коллектив является для них очень привлекательным

12 человек (48%) детей хорошо адаптированы в классном коллективе.

3 человека (12%) имеют нейтральное отношение к коллективу, о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе

1 человек (4%) негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

 

 

9 человек (36%) - классный коллектив является для них очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет детей. Они дорожат взаимоотношениями с остальными детьми коллектива. 12 человек (48%) детей хорошо адаптированы в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для детей комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для этого процента детей. 3 человека (12%) имеют нейтральное отношение к коллективу, о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нём.

1 человек (4%) негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

Подведём итог, данная методика помогла выявить у класса, что степень включенности во взаимоотношения имеет высокий процент. Это говорит о том, что для детей классный коллектив является комфортной и благоприятной, атмосфера внутри класса удовлетворяет детей. Но не у всех присутствует это состояние. Есть и те, кому сложно общаться со своим коллективом, открыто и взаимно, но учатся наравне с другими (48%) хорошо, т.к. с удовольствием принимают участие в деятельности класса. Также присутствует 1 человек, которому сложно общаться с коллективом и не участвует в классной деятельности. Для устранения неудовлетворительного состояния, того процента детей класса, следует подобрать те технологии, приёмы и методы влияния на класс, для того, чтобы у них появилось желание проявить себя в нём и влиться в существующий коллектив.

Далее нами была проведена диагностика способностей к партнерскому диалогу автор методики: Методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу», результаты приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты диагностики способностей к партнерскому диалогу

Уровень Количество детей, чел. Удельный вес, %
Высокий 2 18,2
Средний 2 18,2
Низкий 7 63,6

 

Графическое изображение результатов исследования способностей к партнерскому диалогу дошкольников представлено на рис. 3.

 

Рис. 3.

Результаты исследования способностей к партнерскому диалогу

Высокий уровень способностей к партнерскому диалогу выявлен у двоих учеников. Они показали умение спокойно и терпеливо слушать, понимать речь, всегда отвечали на вопросы, последовательно и ясно излагали свои мысли, показали владение основными элементами культуры общения, умение активно вступать в диалог.

Средний уровень развития способностей к партнерскому диалогу отмечен у пятерых школьников. Для них характерно умение слушать и понимать речь, но они иногда перебивают собеседника, не соглашаются, раздражаются, проявляют недостаточно терпения при слушании партнера.

Низкий уровень развития способностей к партнерскому диалогу показали восемь школьников. Они редко пользуются словами речевого этикета, невнимательны, не проявляли ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу или проявляли небольшое количество из указанных свойств.

Таким образом, описанные выше методики позволили нам исследовать сформированность межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности на констатирующем этапе исследования.

На основании данных проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что в данном классе необходимо проведение коррекционной работы, направленной на формирование межличностных отношений, а именно - развитие коммуникативной активности и способности к партнерскому диалогу, поэтому вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, цель которого заключается в разработке и проведении программы, направленной на формирование межличностных отношений младших школьников в учебной деятельности.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 286.