Место и роль центрального банка в функционировании экономики, взаимосвязь с прочими составляющими общеэкономической политики государства проявляются через выполняемые им функции. Итак, среди всего многообразия функции Национального банка Республики Беларусь выделяют основные, направленные на достижение целей его деятельности, и дополнительные, которые способствуют этому процессу. При этом основные функции подразделяются на регулирующие, обслуживающие и контрольные.
К регулирующим относят реализацию денежно-кредитной политики, монопольную эмиссию банкнот, регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков, валютное регулирование, управление золотовалютными резервами.
Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Выполняя эту функцию, центральные банки тесно сотрудничают с правительством, так как регулирование экономики путем воздействия на кредит и денежное обращение - составной элемент экономической политики, основными целями которой являются экономический рост, снижение инфляции и безработицы, выравнивание платежного баланса страны. Центральный банк является проводником денежно-кредитной политики, имея в арсенале следующие основные инструменты:
· изменение процентных ставок (учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
· изменение норм обязательных резервов коммерческих банков; операции с ценными бумагами на открытом рынке;
· политика валютного курса.
Манипуляция уровнем процентных ставок позволяет центральным банкам проводить два противоположных комплекса мероприятий: по ограничению либо стимулированию темпов роста денежной массы в обращении. В связи с этим выделяется денежно-кредитная рестрикция, при которой повышаются официальные ставки, уменьшая возможности коммерческих банков в получении кредита и заставляя их сокращать количество ссуд путем повышения рыночных процентных ставок; Обязательные резервы - часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем беспроцентном (как правило) счете.
Увеличивая либо уменьшая норму этих резервов, центральные банки также могут проводить соответственно рестрикцию или экспансию. Однако обязательные резервы в значительной мере представляют собой административный рычаг. В ряде стран они были либо полностью отменены, либо их размер существенно занижен. В некоторых странах во избежание злоупотреблений максимальный размер таких резервов фиксируется в законе.
В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке. Они представляют собой официальные операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Механизм использования операций на открытом рынке в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования заключается в том, что центральный банк, покупая либо продавая коммерческим банкам ценные бумаги, перечисляет либо снимает с их корреспондентских счетов соответствующие суммы, расширяя или сокращая тем самым кредитные ресурсы коммерческих банков.
Следующая функция – осуществление эмиссии денег – дополнительного выпуска в обращение денежных средств. Это функция означает как монопольную эмиссию банкнот, так и регулирования безналичной эмиссии коммерческих банков. Эмиссия банкнот предполагает налично-денежную эмиссию, источником которой являются активы центрального банка (золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги и др.). Основой же безналичной эмиссии является увеличение денежной базы центрального банка – совокупного объема наличных денег и резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке. От продажи банкнот центральный банк получает прибыль - эмиссионный доход, который выступает в виде разницы между номиналом и издержками изготовления. В связи с этим, можно сказать, что банкноты для центральных банков - это производимая ими продукция. Необходимо отметить, что монополия центрального банка на эмиссию не распространяется на безналичные средства обращения, поскольку их могут выпускать и остальные субъекты банковской системы, например: в процессе безналичной эмиссии наряду с центральным банком участвуют коммерческие банки, которые также влияют на объем безналичной денежной массы в процессе проведения ими активных операций, который зависит от величины избыточных резервов. Чем значительнее избыточные резервы коммерческих банков, тем больше при прочих равных условиях они могут эмитировать в оборот дополнительной безналичной денежной массы.
Важной функцией НБ также представлено регулирование кредитных отношений. Он устанавливает объем кредитов, предоставляемых банкам;
систему рефинансирования банков; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервные требования). Национальный банк является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, так как осуществляет их рефинансирование, т.е. предоставление банкам денежных средств на условиях возвратности и платности. Национальный банк может изменять ставку рефинансирования для регулирования кредитных отношений, а также норму обязательных резервов, депонируемых в нем. Объем выдаваемых Национальным банком кредитов зависит от направлений денежно-кредитной политики, для проведения которой Национальный банк использует и другие инструменты. При осуществлении денежно-кредитного регулирования он выпускает ценные бумаги и совершает операции с ними, а также вправе осуществлять покупку, продажу, мену и хранение иностранной валюты.
Кредитная деятельность Национального банка включает также предоставление кредитов Правительству на очередной финансовый (бюджетный) год. Кредиты выдаются и работникам Национального банка в порядке, устанавливаемом Советом директоров.
Национальный банк осуществляет валютное регулирование, причем для реализации основной его цели – обеспечения заданной динамики валютного курса в соответствии с официальным валютным режимом он применяет широкий круг как специальных, так и общих методов и инструментов денежно-кредитного регулирования. К ним можно отнести маневрирование процентными ставками для корректировки миграции капитала и стабилизации валютного курса, воздействия на курс национальной валюты; выделяют также продажу и покупку золота для воздействия на конъюнктуру рынка золота, изменение режима обратимости валют, диверсификация валютных резервов, регулирование платежного баланса, девальвация, ревальвация.
Для валютного регулирования Национальный банк может изменять ставку рефинансирования, что позволит воздействовать как на валютный курс, так и на платежный баланс (при пассивном платежном балансе повысить ее и тем самым стимулировать приток капитала из тех стран, где она ниже).
Валютная интервенция является прямым вмешательством Национального банка в деятельность валютного рынка для корректировки курса национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты (при дефиците платежного баланса, когда спрос на валюту повышается, центральный банк подает иностранную валюту, компенсируя избыточный спрос на нее).
Также применяются девальвация и ревальвация – снижение и рост соответственно официальной курсовой стоимости национальной валюты, которые воздействуют, главным образом, на внешний сектор (развитие экспорта и импорта в зависимости от состояния экономики и целей государства).
Национальный банк выполняет также функцию хранения и управления золотовалютными резервами которая позволяет центральным банкам производить международные расчеты по всем кредитам и займам государства, активно участвовать на рынке международных ссудных капиталов, регулировать платежный баланс по счетам текущих операций и по счетам операций с капиталом и финансовыми инструментами. В настоящее время золотовалютные резервы, не являясь основой эмиссионных операций, также важны для целей покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты. Эта функция обусловлена, прежде всего, взаимоотношениями и обязательствами центрального банка с международными фондами и организациями.
К обслуживающим функциям относятся выполнение роли финансового агента правительства, организация расчетно-платежных отношений коммерческих банков.
Одной из важнейших функций Национального банка является организация функционирования платежной системы Республики Беларусь. Он заинтересован в обеспечении безопасности и повышении эффективности платежных систем как важном условии стабильности денежной системы государства. Стабильная работа платежной системы в соответствии с предъявленными к ней требованиями является основой для эффективного проведения денежно-кредитной политики и осуществления надзора за банковской системой с целью поддержания ликвидности банков.
В рамках функции Национальный банк определяет основные направления совершенствования платежной системы страны, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов в республике и ответственность за их нарушение, осуществляет надзор за банковской системой путем установления экономических нормативов, определяет правила управления ликвидностью, проводит проверку деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с целью выявления нарушений при проведении платежей и их устранения, применяет предусмотренные законодательством санкции к нарушителям.
Национальный банк может вести счета госбюджета, корреспондентские счета банков-участников платежной системы, выполняет расчетно-кассовое обслуживание банков, предоставляет платежные услуги государственным органам власти и управления (Правительству Республики Беларусь, Министерству финансов, Министерству обороны, Министерству внутренних дел и т.д.).
Кроме того Национальный банк, «банк банков» Республики Беларусь,дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; осуществляет лицензирование банковской деятельности.
Контрольные функции включают контроль за деятельностью кредитно-банковской системы, осуществление валютного контроля.
Основная цель контроля за деятельностью банковской системы заключается защита интересов кредиторов и вкладчиков национальной банковской системы.
Функцию валютного регулирования определяет уровень развития экономики, состояние валютно-экономического положения страны. Она определяет контроль за поступлением и расходованием иностранной валюты. Кроме того, в соответствии с Банковским кодексом, Национальный банк устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля; согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка; осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь; разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности. Национальный банк проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка; заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств и осуществляет другие функции.
Таким образом, количество и содержание выполняемых Национальным банком функций показывает его чрезвычайную важность для экономики страны. Реализация банком своих функций позволяет ему обеспечить достижение своих главных целей – поддержания стабильности национальной валюты, ликвидности и надежности банковской и платежной систем.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.