Стабилизация денежного рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые, наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться. Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствуют также ликвидация или, по крайней мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса. Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товарам, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар.

Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой: резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев; сокращается инвестиционный спрос и, следовательно, капитальные вложения, особенно в производство; падает объем производства продукции, в первую очередь в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары, в результате общего сокращения платежеспособного спроса населения; растет безработица.

 

Денежно-кредитная система

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты.

Денежная система функционирует в соответствии с приня­тым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Рес­публики Беларусь» и последующими законодательными ак­тами, определяющими механизм функционирования денеж­но-кредитной системы. С марта 1993 года белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются «Основ­ные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые и утверждаемые Правле­нием Национального банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Респуб­лики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банков­ская система:

  1. первый уро­вень - Национальный банк;
  2. второй уровень- банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финан­совые организации

Правовой основой фун­кционирования национальной банковской системы в настоя­щее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.

На 1.01.2010 года Банковская система Республики Беларусь вклю­чает 32 банка, из которых 25 банков с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков со 100 % иностранным капи­талом. Основной объем капитала банковской системы (око­ло 85 %) сосредоточен в пяти системообразующих банках: ОАО «Белагропромбанк», АСБ «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк». На территории Беларуси находятся 8 представительств иностран­ных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.

Банковская система Республики Беларусь развивается до­статочно быстрыми темпами, несмотря на экономический кризис, о чем свидетельствуют следующие характеристики:

  1. Объем уставного фонда банков 1.01.2010 года составил 9,5 трлн. руб. , что на 10,1% больше, чем на 01.01.2009 года.
  2. Объем норматив­ного (собственного) капитала банковской системы за январь-ноябрь 2009 года увеличился на 13,4% и на 1 декабря 2009 года составил 12,8 трлн руб. Основным источником роста собственного капитала явилась прибыль банков.
  3. В ноябре 2009 года рентабельность нормативного капитала банковской системы составила 8,26%;
  4. За январь-март 2010 года банки выдали кредитов на сумму 21,6 трлн. руб., что на 38% больше, чем в налогичном периоде 2009 года.
  5. Объем привлеченных денежных средств населения за 1-ый квартал 2010 года возрос на 1,57 трлн. руб. или на 8,4%. В среднем на 1-го жителя РБ на 1.04.2010 года приходилось 2144,1 тыс. руб. (или 720 $ США) сбережений, что в 1,34 раза больше, чем в аналогичном периоде 2009 года.
  6. Ставка рефинансирования на 1.04.2010 года составляет 12,5%, что на 1,5% меньше чем в 2009 году.
  7. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2009 г (за январь-октябрь). характе­ризуется следующими показателями: проведено пла­тежей на сумму 942,3 трлн руб, что на 70,8% больше чем за аналогичный период 2008 года .
  8. На 1 января 2010 г. в обращении находилось 7,7 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов (прирост за год составил 60 %). Количество функционирующих банкоматов достигло 2695 единиц (при­рост 33 %), инфокиосков — 2943 (прирост 116%).

В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и снижения темпов инфляции;

• дальнейшее наращивание нормативного капитала;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности;

• В 2010 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем РБ и других государств СНГ, а также сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией;

• обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.