Кривые безразличия,бюджетные линии,карта кривых безразличия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия— совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия.Карта безразличия— совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.

 

Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих наборы то­варов Х и Y. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на этой кривой одинаковы, т. е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию товаров Х и Y он приобретет. Переходя от точки А к точке В, потребитель сокращает потребление блага Y на ΔY и наращивает потребление товара X наΔХ, но общий уровень удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным (рисунок ниже).

Зона замещения (субституции)— участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения)это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью.

Т

Свойства БЛ Представим свойства бюджетных линий. 1. Имеют лишь отрицательный наклон. Так как наборы благ, находящихся на БЛ, имеют одинаковые цены, то увеличение числа приобретений одного ведет к сокращению покупок другого. Вспомним, что кривая, демонстрирующая обратную связь двух переменных, всегда отличается отрицательным видом наклона. 2. Расположение БЛ зависимо от величины прибыли потребителя. Если увеличивается его доход, а цены остаются прежними, то бюджетная линия будет перемещаться вправо, параллельно прежней прямой. Если прибыль уменьшается при неизменных ценах, то БЛ уходит влево, но по-прежнему параллельно старой линии. Таким образом, изменение доходов потребителя не будет приводить к перемене угла наклона БЛ. Меняются лишь точки ее пересечения с координатными осями Х и У. 3. Коэффициент наклона БЛ равняется соотношению стоимости экономических благ с противоположным знаком. Поясним это свойство. Коэффициент наклона БЛ – это отношение цены продукта, отсчитываемого по горизонтали, к цене продукта, отсчитываемого по вертикали. Отсюда крутизна такого наклона: Px /Py (цена продукта Х, цена продукта У).

31. Макроэкономический анализ открытой экономики.

В настоящее время большинство стран являются рыночными, а современная мировая экономика – открытой системой. Поэтому национальное хозяйство любой страны представлено не только традиционными экономическими субъектами: домохозяйствами, бизнесом, государством, – но и мировым хозяйством. При этом участие мирового хозяйства в национальной экономике оценивается в части поставки импортной продукции на национальный рынок и потребления национальной продукции за рубежом. В этом случае национальные домохозяйства расходуют деньги на приобретение импортных товаров, а национальный бизнес получает доходы от экспорта товаров за границу. В результате модель кругооборота доходов и расходов может быть расширена с учетом взаимодействия национальных и иностранных субъектов в части организации международной торговли . В открытой экономике часть ВВП страны, создаваемого национальным бизнесом, потребляется иностранными субъектами и является частью совокупных расходов на произведенные в экономике страны товары и услуги. Поэтому величина экспорта (X – Exports) учитывается в структуре

Схема кругооборота доходов и расходов

совокупных расходов со знаком плюс. Одновременно часть продукции, потребляемой национальными субъектами, не производится внутри страны, а импортируется из-за рубежа, оставаясь частью совокупных расходов на товары и услуги, произведенные в экономиках других стран. Поэтому величина импорта (M – Imports) учитывается в структуре совокупных расходов со знаком минус. Разница между экспортом и импортом составляет величину чистого экспорта (NX – Net Exports): NX = X – Μ.

Открытость экономики помимо участия страны в международной торговле предполагает:

* • прозрачность – свободный доступ к основным макроэкономическим сведениям, за исключением тех, предоставление которых несет угрозу экономической безопасности страны;

* • экономическую свободу внутри страны – возможность для любых экономических субъектов (как домохозяйств, так и бизнеса) реализовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы (труд, капитал, землю, предпринимательские способности) с целью получения соответствующих доходов;

* • активное участие страны и ее экономических субъектов во всей совокупности международных экономических отношений, связанных не только с международной торговлей, но и с международным движением факторов производства: капитала и труда.

Исследование макроэкономических проблем в масштабах открытой экономики обычно сталкивается с двумя тенденциями, определяющими современные экономические трудности: интернационализацию рынков и нестабильность международной денежной системы.

Реальный выход из сложившейся ситуации возможен при интеграции экономических политик, основанных на трех направлениях и уровнях регулирования: курсовое регулирование, количественное регулирование (кейнсианская концепция), ценовое регулирование (классическая концепция).

Важнейшим показателем, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.

Платежный баланс представляет собой счет, в котором учитываются все операции по взаимоотношениям данной страны с заграницей.

Движение платежного баланса отражается на двух счетах:

1. Чистый экспорт (NX) соотносится с текущим счетом платежного баланса, который отражает сумму средств, полученную из-за границы в обмен на чистый экспорт.

2. Соотношение внутренних инвестиций и сбережений (I-S) отражается на счете движения капитала. Приток капитала может быть положительным, если страна берет займы на мировых финансовых рынках.

Основная идея платежного баланса состоит в том, чтобы решить, как распорядиться дополнительными средствами, появляющимися у государства, или где взять дополнительные инвестиции, необходимые государству.

Если страна получает больше, чем тратит, то у государства появляются чистые иностранные активы (rA), которые равны разнице между активами (А) и пассивами (П), отсюда торговый баланс (NX) используется для пополнения резервов иностранных активов, т. е. чистый экспорт (NX) соответствует покупке чистых иностранных активов (rA).

Иностранные активы приобретают: а) Центральный банк;б) фирмы; в) население.

Сумма покупок иностранных активов фирмами и населением характеризует отток капитала (СО) из страны. Если отток капитала больше притока (CF), то сальдо движения капитала отрицательно, т. е. данная страна приобрела иностранных активов больше, чем мировая экономика купила активов данной страны. Отсюда: NX + CF =ΔR, где CF – приток капиталов; ΔR – прирост резервов.

Если прирост капитала положителен, то страна продает свои активы и наоборот.

Структура платежного баланса – равенство сальдо текущего баланса (NX) и сальдо счета движения капитала (I-S).

Отсюда NX = S − I при этом величина сбережений зависит от налогово-бюджетной политики (T и G), а) T↑⇒S↑ – национальных сбережений; б) G↓⇒S↑.

Величина инвестиций зависит от реальной мировой процентной ставки: а) r* ↑⇒I↓; б) r* ↓⇒I↑.

Разница между внутренними значениями сбережений (S) и инвестиций (Ir*) по мировой процентной ставке образует сальдо текущего счета платежного баланса, в данном случае положительного, т. к. S > I. Когда S > I – излишек инвестиций отдается в кредит за границу; S < I – инвесторы занимают деньги за рубежом.

Рисунок. Сбережения и инвестиции в открытой экономике

r1 – равновесная ставка процента в закрытой экономике; r* – мировая ставка процента

Воздействие фискальной политики на платежный баланс страны

Рисунок. Внутренняя фискальная политика

Постулат: текущий счет (NX) и счет движения капитала (I-S) имеют нулевое сальдо, т. е. первоначальное условие равновесия.

а) 1) G↑⇒S↓⇒I>S1 – положительное сальдо движения капиталов;

2) часть I – представляют иностранные займы;

3) NX ↓ – дефицит счета текущих операций.

б) 1) T↓⇒(y−T)↑⇒S↓⇒I>S1

2) S1⇒S2, S2r1*.

Рисунок. Изменение инвестиционного спроса

1) Увеличение дотаций инвесторам

I (r1)⇒I (r2)I (r1)I1−S1 – положительное сальдо

NX1=S1−I1; NX2=S2−I2; NX1> NX2.

32. Макроэкономическое моделирование.

Цели макроэкономического анализа не ограничиваются только абстрактным отображением реальных явлений и процессов в экономике, поскольку его предназначение состоит и в определении закономерностей их формирования и развития на основе макроэкономического моделирования. Именно на базе макроэкономического моделирования можно получить достаточно полное представление о сущности тех или иных макроэкономических явлений и процессов, составить прогноз их развития, оценить возможности влияния на данные явления и события, обосновать рекомендации для макроэкономической политики по их нейтрализации или ускоренному развитию.

Макроэкономическая модель – упрощенное описание различных макроэкономических явлений и процессов в целях выявления основных взаимосвязей между ними.

Любая макроэкономическая модель представляет собой абстрактное отражение макроэкономических явлений и процессов, где используются экзогенные и эндогенные переменные.

Предназначение макроэкономического моделирования состоит в следующем:

• анализ макроэкономических явлений и процессов;

• прогнозирование макроэкономических явлений и процессов;

• определять варианты тех или иных макроэкономических решений.

Построение той или иной макроэкономической модели функционирования и развития тех или иных макроэкономических явлений и процессов всегда связано с описанием связи эндогенных и экзогенных макроэкономических переменных.

33. Макроэкономическое равновесие товарных рынков. Модель IS-LM.

Кривая IS отражает все комбинации дохода и процентной ставки, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все сочетания Y и r, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис.4.1). Точка Е - единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.

Товарный и денежный рынки связаны между собой. Совокупный спрос формируется под влиянием потребления, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта. Эти факторы формируют рынок благ или «реальный» рынок экономики. Но совокупный спрос находится под воздействием денежных факторов. Они также формируют совокупный спрос и предложение. Без «денежной составляющей» невозможно понять закономерности функционирования рынка благ. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынка в единую систему, т. е. необходимо найти такое сочетание рыночной ставки процента и дохода, при котором одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынке. В процессе производства одновременно создаются блага и доходы населения. Последние определяют размер потребительского спроса на рынке благ и спрос на деньги для сделок и по мотиву предосторожности. Образующаяся на денежном рынке ставка процента также является фактором, формирующим спрос на деньги для сделок, спрос на деньги как имущество, и определяет объем спроса на инвестиции. Нарушение равновесия на рынке благ через спрос на деньги для сделок и по мотиву

предосторожности передаются на денежный рынок, а изменения равновесия на денежном рынке через инвестиции воздействуют на рынок благ . Экзогенное нарушение равновесия на рынке благ отражается на состоянии кредитных рынков, и наоборот. Прирост автономного спроса на рынке благ при заданном предложении денег порождает дефицит на денежном рынке из-за увеличения спроса на деньги для сделок. В результате увеличивается ставка процента, сокращаются инвестиции и совокупный спрос. Экзогенные импульсы на рынках благ и денег не влияют на величину эффективного спроса при нахождении экономики в состоянии инвестиционной ловушки. Эффективный спрос — величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию на рынках благ и денег.

34. Макроэкономическое равновесие: подходы, нарушение, смещение кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие означает оптимальный вариант выбора в экономике. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность использования ограниченных производственных ресурсов и их распределение между членами общества, т.е. сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

Виды равновесия:

1. Идеальным (теоретически желаемым) равновесием будет стабильное использование экономического потенциала ресурсов общества при оптимальной реализации интересов всех участников хозяйственной деятельности.

2. Фактическое. Выявление нарушений и отклонений фактического равновесия от их идеальной модели дает возможность нахождения путей и способов их устранения

3. Кроме идеального и фактического (реального) равновесия выделяют частичное, т. е. равновесие на отдельных рынках . и общее, представляющее собой единую взаимосвязанную систему частичных равновесий.

Простая макроэкономическая модель спроса представляет собой график, напоминающий модель спроса на отдельный товар. Разница состоит лишь в том, что на оси ординат здесь откладываются не цены на отдельный товар, а уровень цен, а на оси абсцисс — не количество отдельного товара, а весь национальный продукт — реальный ВВП .

На графике изображена простая макроэкономическая модель совокупного спроса: кривая с отрицательным наклоном. Это значит, что чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта (при прочих равных условиях) готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения в расходах: 1) потребительских; 2) инвестиционных; 3) государственных; 4) на чистый объем экспорта. Их изменение приводит к изменению совокупного спроса и сдвигу его кривой. Кривая AD при уменьшении совокупного спроса смещается влево, а при его увеличении ~ вправо. Рассмотрим более подробно неценовые факторы совокупного спроса:

1) увеличение потребительских расходов С вследствие роста реального дохода приводит к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой AD вправо. К факторам роста потребительских расходов и совокупного спроса относятся увеличение благосостояния потребителя в результате, например, повышения стоимости ценных бумаг, благоприятный прогноз роста будущих реальных доходов, небольшой объем задолженности по потребительским кредитам, снижение ставок подоходного налога. Снижение же потребительских расходов происходит вследствие уменьшения реального дохода, что понижает совокупный спрос и сдвигает его кривую влево;

2) изменения в инвестиционных расходах / связаны с увеличением или уменьшением расходов на покупку инвестиционных товаров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD вправо. К факторам роста инвестиционных расходов относятся снижение процентной ставки, ожидание высоких прибылей от инвестиций, уменьшение налогов с предприятий, внедрение новых технологий, более полное исполь-зование имеющихся мощностей. Уменьшение инвестиционных расходов приводит к снижению совокупного спроса и сдвигу его кривой влево;

3) увеличение государственных расходов G на покупку товаров и услуг вызывает рост совокупного спроса и смещение кривой AD вправо, а снижение - влево;

4) увеличение расходов на чистый экспорт, вызванное неценовыми факторами, приводит к росту совокупного спроса и сдвигу кривой AD вправо. Факторами, обусловливающими такую ситуацию, могут быть рост национального дохода иностранных государств, обесценивание отечественной валюты по отношению к другой, которое будет означать относительно более дешевый экспорт и более дорогой импорт товаров и наоборот.

35. Маржинализм и теория потребительского поведения.

Маржинализм, как научное направление возникло в последней трети XIX в. Принципиальной новизной подхода маржиналистов к анализу экономических процессов стали категории предельной полезности. Маржинализм и его составная часть — теория потребительского поведения, основываются на постулате, что анализ экономических процессов, в том числе и процессов потребления благ, следует начинать с выявления субъективных предпочтений людей и выявления полезности благ.

Полезность благ — это их потребительский эффект, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей. Полезность свойственна любым благам: экономическим и неэкономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального по-требления людей.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, определяющий развитие производства и предложение товаров и услуг на рынке с учетом цен и доходов населения.

Известно, что доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров и услуг. Это влияние прослеживается через потребительское поведение. Предприниматель все это должен учитывать в интересах потребителя.

Потребитель – это заказчик товаров и услуг. Им может быть отдельный гражданин, семья, фирма, государство и т.д.

36. Методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики предусматривает использование ряда методов. Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

По средствам влияния на субъекты рынка методы государственного регулирования разделяются на две группы: прямого и непрямого (опосредствованного) влияния.

К методам прямого государственного влияния относятся следующие:

1) определение стратегических целей развития экономики и их отражения в индикативных и других планах, целевых программах;

2) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ, предоставления услуг;

3) государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

4) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

5) правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;

6) лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, то есть внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики не предусматривают создания дополнительного материального стимула, не угрожают финансовыми убытками и опираются на силу государственной власти.

Методы непрямого (опосредствованного) государственного регулирования основываются преимущественно на товарно-денежных рычагах, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и влияют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К этим методам относятся:

1) налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

2) регулирование цен, их уровни и соотношения;

3) плата за ресурсы, процентные ставки за кредит и кредитные льготы;

4) таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения опосредствованного регулирования в меру развития рыночной экономики значительно расширяется. В то же время уменьшаются возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

37. Механизм и функции рынка. Сущность и необходимость рыночных отношений.

В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.

В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Воспроизводство - это процесс производства, взятый в динамике его непрерывного возобновления.

Стоимость - это содержание рыночных отношений между участниками рынка. Цена - форма этого содержания.

Спрос - это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара.

Предложение - это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество данного товара.

Объект - экономические явления.

Субъект - человек, фирма, государство, их экономическое поведение.

Товар - это экономическое благо, произведенное для обмена.

Деньги - это товар, который является единым всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью.

Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.

Предприниматель - это менеджер-новатор, который ведет собственное дело как индивидуальное, так и коллективное, имея в нем свою долю собственности или используя заемный капитал.

Фирма - это такой самостоятельно хозяйствующий субъект, который организуется в соответствии с действующим законодательством данной страны, т.е. является юридическим лицом, занимается предпринимательской деятельностью и функционирует на принципах коммерческого расчета, т.е. строго учитывает и сопоставляет затраты в целях максимизации коммерческого успеха.

Функции рынка

1. Ценообразующая – определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.

2. Репродуктивная – обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства.

3. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

4. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.

5. Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

6. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

7. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

8. Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Рынок имел место во многих цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Необходимость рынка вызвана общественным разделением труда, экономической обособленностью производителей, основанных на разных формах собственности, и потребностью выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях обеспечения ее дальнейшего экономического роста.

38. Микро- и макроэкономический анализ. Методы экономической теории.

Микроэкономический анализ изучает широкий круг проблем на уровне потребителей и фирм. Вся экономика при таком подходе рассматривалась как простая сумма агентов производства товаров или услуг. Это был подход, действовавший в классической экономической теории на протяжении двух столетий. В нем рассматриваются зависимости и взаимозависимости; факторы, при которых устанавливается рыночное равновесие, а также проблемы общего экономического равновесия, основанного на равновесии индивидуальных хозяйственных единиц; состав потоков продукции и потоков доходов и, соответственно, проблемы производства и реализации, механизмы их адаптации к рыночному спросу и потреблению.

Макроэкономический анализ рассматривает экономические процессы и явления как единое целое, а экономику страны - как большую единую систему, в которой действуют не только фирмы, но и государство, выступающее в качестве активного участника экономического процесса. Этот тип анализа распространился во всех системах экономики, в том числе и в планово-директивных, в которых макроэкономический анализ подразумевал государственное планирование, в то время как микроэкономический анализ предполагал подход на уровне планирования деятельности предприятия.

Под методом обычно понимается способ, подход к исследуемым явлениям внешней реальности, приемы их анализа и описания. Ниже представлены наиболее существенные методы экономических исследований.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

В экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического в их единстве. Каждая экономическая система представляет собой органическое единство составных элементов, в котором все взаимосвязи представляют собой логическую систему.

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

39. Модели рыночного равновесия. Паутинообразные модели.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной.Точка рыночного равновесия на графике размещается на пересечении кривых:

Та область экономического пространства, где пересекаются интересы покупателей и производителей, носит название экономическая область. Конечный потребитель может покупать товары по совершенно разнообразным ценам, величина которых зависит от большого количества факторов, например, уровня конкуренции в отрасли, плохой информированности о справедливой цене и других. Однако существует устойчивая точка, в которой сторонам сделки невыгодно что-либо менять. Цена, предлагаемая продавцом за товар, называется равновесной ценой, объем продукции на рынке – соответственно равновесным объемом.

Рыночное равновесие является временной ситуацией, которая сохраняется, пока на спрос и предложение не влияют неценовые факторы.

Паутинообразная модель рынка — это динамическая модель рынка, показывающая способность рынка к самостоятельному установлению равновесия в результате взаимодействия спроса и предложения.

В данной модели предложение реагирует на изменение спроса не сразу, а с запозданием, что приводит к возникновению ценовых колебаний. В экономической теории различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены.

На первом графике представлена паутинообразная модель рынка с затухающими колебаниями цен. Эти колебания происходят когда кривая предложения более крутая, чем кривая спроса. В результате этих затухающих колебаний на рынке восстанавливается равновесие. Первоначально на рынке сложилась ситуация когда продавцы предлагают свой товар по цене Р0 и в объеме Q0, т.е. на уровне ниже равновесного состояния рынка. При данной цене на рынке возникает дефицит товара, из-за которого цена начинает повышаться до уровня P1 и у производителей возникнет желание увеличить производство товара до уровня Q1. Естественно, что рано или поздно при повышенной цене спрос неминуемо сократится и окажется меньше предложения. На рынке возникнет избыток товара, что подтолкнет продавца снизить цену до уровня P2 и снизить предложение товара до уровня Q2. В результате дальнейших подобных колебаний рынок рано или поздно найдет тот равновесный уровень, который будет отвечать требованиям продавца и покупателя.

На втором графике представлена противоположная первой паутинообразная модель рынка с усиливающимися колебаниями цен, которые свойственны в случае когда кривая спроса имеет более крутой наклон, чем кривая предложения. В этом случае цена будет все дальше отдаляться от равновесного уровня. Теоретически при таких колебаниях и все большего отдаления от равновесного уровня рынок может разрушиться.

На третьем графике представлена паутинообразная модель рынка с равномерными колебаниями цен. Еще одна возможная ситуация на рынке, которая может возникнуть в случае когда кривая спроса и предложения имеет одинаковый наклон В этом случае цена колеблется в определенном диапозоне не приближаясь к равновесному уровню, а рынок находится либо в состоянии дефицита, либо в состоянии избытка товара.

Подводя итог, можно сказать, что паутинообразная модель рынка показывает, что:

-колебания цен возникают в результате запоздалой реакции продавца на изменение спроса;

-не во всех случаях равновесие на рынке достигается самостоятельно

40. Модели экономических систем.

Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями. Так, для административно-командной системы характерны: советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели — американская, западноевропейская, японская.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

41. Модели экономического роста.

Модели экономического роста – это разновидности одномерных или многомерных экономических моделей долгосрочного развития. Макроэкономические модели используются для осуществления формализованного анализа и прогнозирования укрупненных народнохозяйственных систем. Целью построения и использования таких моделей является прогноз основных показателей, которые характеризуют развитие экономики и ее структуры.

Как и любые модели, модели роста представляют собой упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков.

Большинство моделей экономического роста исходит из того, что увеличение реального объема выпуска происходит под влиянием основных факторов производства – труда и капитала.

Выделяют два основных подхода к моделированию экономического роста – неокейнсианский и неоклассический. Неокейнсианские модели, как и кейнсианская теория в целом, базируются на спросе. Один из факторов спроса – капитальные вложения (инвестиции), которые мультипликативно увеличивают прибыль. Одновременно капиталовложения сами обусловливаются ростом прибыли, речь идет об эффекте акселерации.

Наиболее простой кейнсианской моделью роста является модель Е. Домара, предложенная в конце 40-х годов. Согласно этой модели, поскольку на рынке труда существует избыточное предложение, это отражается на постоянстве (стабильности) уровня цен. Выпуск зависит, по сути, от одного ресурса – капитала. Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Поэтому существует равновесный темп прироста реального дохода в экономике, при котором полностью используются имеющиеся производственные мощности. Этот темп прямо пропорционален норме сбережений и предельной производительности капитала. Инвестиции и доход растут с одинаковым постоянством, то есть темпы их роста одинаковы.

Р.Ф. Харрод построил специальную модель экономического роста (1939г.), включив в нее эндогенную функцию инвестиций (в отличие от экзогенно заданных инвестиций у Домара) на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей. Согласно принципу акселератора, любой рост или сокращение дохода вызывает рост (сокращение) капиталовложений, пропорциональный изменению дохода.

В центральной модели Домара-Харрода норма накопления принимается как неизменная величина. На самом деле, величина нормы накопления изменяется в долгосрочном периоде в форме синусоиды. На начальных этапах индустриализации она возрастает, а после завершения промышленного пика – снижается.

Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей (Е. Домара, Р. Харрода и др.), позволив более точно описать особенности макроэкономических процессов.

Модель Солоу (Солоу – Свана) – неоклассическая модель, основанная на производственной функции с замещением факторов производства с учетом экзогенного нейтрального технического прогресса, труда и капитала как факторов экономического роста.

Р. Солоу показал, что нестабильность динамического равновесия в кейнсианских моделях была следствием невзаимозаменяемости факторов производства. Вместо функции Леонтьева с жестко фиксированными пропорциями использования факторов производства Y = min{aX1, bX2} он использовал в своей модели производственную функцию Кобба-Дугласа Y = F(K, L), в которой труд L и капитал K являются субститутами (заменителями). Другими предпосылками анализа в модели Солоу являются: убывающая предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.

Значение экономического роста состоит в том, что он расширяет возможности повышения уровня благосостояния. На его основе создаются условия осуществления социальных программ, ликвидации бедности, развития науки и образования, решения экологических проблем. Экономический рост увеличивает производственные возможности экономики, позволяет решить проблему ограниченности ресурсов. Благодаря ему создаются новые виды ресурсов, новые эффективные технологии производственных процессов, позволяющие увеличить и разнообразить производство товаров и услуг, повысить качество жизни. Однако сам по себе он не способен решить многие экономические, социальные, экологические и др. проблемы.

42. Модели, функция и предельная норма потребления.

Потребление играет важную роль в национальной экономике, так как на него идет значительная часть произведенного национальною дохода (до 2/3). Поэтому изменения потребления являются важнейшим фактором трансформации экономики, причиной спадов и подъемов в экономическом развитии.

Потребление — это вся совокупность потребляемых товаров и услуг или та сумма денег, которая расходуется на их приобретение. Уровень потребления зависит от многих факторов, но прежде всею от доходов населения. Необходимо учитывать, что в макроэкономике не анализируются доходы и расходы отдельной семьи, а на основе изучения бюджетов семей изучаются их усредненные расходы на потребление.

Совокупный доход, получаемый семьями (домашними хозяйствами), называется валовым располагаемым доходом. Он расходуется на потребление и сбережение. Естественно, что объем потребления находится в прямой зависимости от величины располагаемого дохода: чем выше доход, тем больше средств можно направить на потребление.

Зависимость между объемом потребления и величиной располагаемого дохода называется функцией потребления.

Функцию потребления можно выразить следующей формулой:

С = f(ВРД),

где С — расходы домашних хозяйств на потребление;

ВРД — валовой располагаемый доход.

На рисунке функция потребления

На графике функция потребления показана в виде теоретической линии, проходящей через начало координат. Это значит, что если доход равен нулю, то и потребление равно нулю. Если на потребление тратится весь доход, то график представляет собой прямую линию под углом в 45" к осям координат. Поскольку функция потребления на графике отражена в виде прямой линии, то уровень потребления всегда пропорционален вели-чине доходов. Величина потребления здесь определяется расстоянием от оси X до реальной кривой потребления.

43. Модели, функция и предельная норма сбережений.

С ростом доходов растут сбережения — часть национального дохода, которая не потребляется, а накапливается. Выделяют следующие виды сбережений: частные, государственные и национальные.

Частные сбережения — это часть располагаемого дохода домашних хозяйств, которая не потребляется. Сбережения домашних хозяйств имеют различные мотивы: обеспечение старости, на «черный день», будущие расходы (приобретение недвижимости, земли, других дорогостоящих предметов длительного пользования, отпуск), желание оставить наследство и др. Существует прямая связь между уровнем располагаемого дохода и сбережениями: чем выше до-ход, тем больше доля сбережений. Наиболее бедные семьи вообще не имеют сбережений. Поэтому для них сбережение принимает нулевое или даже отрицательное значение (когда такие семьи живут в долг).

Государственные сбережения — это положительная разница между доходами и расходами государственного бюджета или положительное сальдо бюджета.

Национальные сбережения — часть национального дохода после вычета его потребленной части или общая сумма частных и государственных сбережений.

Функция сбережения производна от функции потребления и показывает отношение сбережения к доходу в их динамике (рис. 10.2).

На рисунке видно, что функция сбережения располагается выше или ниже оси X. Если образуются сбережения, функция расположена выше этой оси. В случаях, когда кривая сбережения находится ниже оси X, имеет место отрицательное

сбережение, т.е. семьи или государство живут в долг или используют предшествующие сбережения. Величина сбережения определяется расстоянием от оси X до кривой сбережения.

На рисунке функция сбережения

44. Монетарная политика.

Монетарная политика – комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики

Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели. Реализация следующих задач имеет первостепенное значение: - повышение занятости среди населения; - нормализация уровня цен; - сдерживание инфляционных процессов; - ускорение темпов экономического роста; - увеличение объемов производства; - выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.

2. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача – ускорить достижение более важных – промежуточных и стратегических целей: - контроль предложения денег; - контроль уровня процентной ставки; - контроль обменного курса. 3. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог – оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;

45. Монополистическая конкуренция и ее характеристика.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

* Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

* Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

* Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

* Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

* Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

46.Мультипликатор и акселатор, теории и методика определения.

Отправным пунктом теории мультипликатора Кейнса является определние роли инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Кейнс обращает внимание на то обстоятельство, что рост инвестиций вызывает вовлечение в производство в производство дополнительных рабочих, т.е увеличивает занятость, а с ней-доход и потребление. Кейнс показывает, что нельзя допустить, будто первоначальное увеличение затрат может расширять доход и потребление до бесконечности, потому что приращение дохода происходит в убывающей геометрической прогресии.

Акселатор (ускоритель)-это коэффициент, который представляет собой отношение прироста инвестиций к вызывающему его относительному приросту дохода.Для определения реальной картины уровня жизни используется так называемая «потребительская корзина- Набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг

47 Налог на прибыль и его характеристика

Налог на прибыль организаций относится в Российской Федерации к числу федеральных налогов. Согласно гл. 25 НК РФ, плательщиками налога являются:

-Российские организации;

-Иностранные организации осуществляющие свою деятельность в РФ

Объектом налогооблажения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком,которая представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам в целях налогооблажения относятся: доходы от реализации товаров(работ, услуг ), реализации имущественных прав и внереализационные

доходы.

Внереализационные доходы- доходы, не связанные с реализацией. К ним относятся, например штрафы, пени; основные доходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде; положительное курсовое разница; имущество, полученное в безвозмездное пользование; сумма кредиторской задолженности, списанная в связи с истечением срока исковой давности.

48. Национальная экономика и показатели ее оценки.

Сущность нацуиональной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Фундаментальные основы оценки состояния национальной экономики. Состояние национальной экономики отражает общую результативность ее деятельности. Ее оценка на основе реализации поставленных целей осуществляется при помощи расчета макроэкономических показателей.

49. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс.

Национальное богатство-это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказание услуг и обеспечения жизни людей. В его состав входят:

1) Невоспроизводимая имущество: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники, произведения;

2) Воспроизводимое имущество: производственные активы (основной и оборотный капитал); непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций);

3)Нематериальное имущество: интеллектуальное собственность (патенты. Торговые марки, объекты авторского права и т.п.; человеческий капитал (продукты сферы услуг,)

4)сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к

зарубежным странам.

50 Несовершенная конкуренция и ее характеристика.

Конкуренция несовершенная- в экономической теории: модель рынка, на котором продавец(или покупатель) способен оказать влияние на уровень цены. Фирма условиях несовершенной конкуренции характеризуется убывающей кривой спроса, то есть «диктует цену». Это означает, что, производя больше продукции, «несовершенный конкурент» вынужден продавать его по меньшей цене. Экономическая наука различает множество моделей несовершенной конкуренции- это «монополия» («монопсония»), «олигополия» (олигопсония), монополистическая конкуренция.

51 Нестандартные кривые безразличия. Кривая «цена потребление», кривая «доход потребление».

52 Общая характеристика натурального хозяйства.

Натуральное хозяйство- это такой тип хозяйства, в котором производство направленно непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя. Для натурального производства характерны следующие черты, выражающие сущность свойственных ему хозяйственных отношений.

Натуральное хозяйство-замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы хозяйственных единиц(семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению. Для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды:каждый человек выполняет все основные работы.

53 Олигополия: понятие и распространение. Причины немногочисленности участников рынка. Неценовая конкуренция в условиях олигополии.

Олигополия-это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

-малое число фирм и большое число покупателей. Это озночает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

-дифференцированная или стандартизированная продукция

-наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;

-Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Неценовая конкуренция:

Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на ценевую конкуренцию. Даже имея преимущества по издежкам, олигополисты не стемятся использовать понижение цен для привлечение новых покупателей

-снижение цен у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих

конкурентов.

-неценовые преимущества фирмы труднее скопировать,они имеют более длительный эффект

-усилении дифференциации продукции, рост и качество обслуживания покупателей, стиль и дизайн, реклама и стимулирование сбыта.

54 Определение и характеристика совокупного предложения, кривая совокупного предложения.

Совокупное предложение-это реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном(определенном) уровне цен.

График совокупного предложения состоит из трех частей:

-горизонтальный, промежуточный, вертикальный.

Неценовые факторы совокупного предложения:

изменение цен на ресурсы, изменение в производительности, изменение правовых норм.

Совокупное предложение-это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

55 Определение и характеристика совокупного спроса, кривая совокупного спроса.

Совокупный спрос-это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике.

Совокупный спрос на товары экономике предъявляется четырьмя секторами: домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, фирмы на инвестиционные товары. Источником спроса являются государство и зарубежные страны.

Совокупный спрос представляет собой модель, показывающую реальный объем национального производства (ВНП), который домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранцы готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем больше совокупный спрос, и наоборот.

56 Определение полезности потребляемого блага. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

С приростом дополнительной единицы продукции Общая полезность возрастает а предельная полезность снижается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность равна нулю (благо полностью удовлетворяет потребности). Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность снижается.

Закон убывающей предельной полезности:

Предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит все меньшее и меньшее удовлетворения для потребителя. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара. Поэтому кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон

Общая предельная полезность

Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

57 Определение предложения. Закон и кривая предложения. Детерминанты предложения.

Величина предложения показывает тот объем товаров и услуг, который производители готовы предложить на рынке по определенной цене и в определенное время.

Закон предложение гласит между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Предложение изображается в виде графика, показывающего разные количество продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Детерминанты предложения

Величина предложения зависит в первую очередь от цены товара

На предложение воздействуют неценовые факторы, ихменяющие характер связи между ценой и товара и объемом его предложения:

Цены на ресурсы, применяемые технологии, налоги и субсидии, численность производителей, ожидания ценовых изменений.

Закон и кривая предложения

Кривая предложения показывает, что рост цены сопровождается ростом величины предложения. Например, при повышении цены с 20р за штуку до 40 р., то величина предложения увеличится с 18 до 40 штук

58 Определение рентабельности, ее функции, показатели и виды.

Показатели рентабельности:

-Рентабельность активов- чистая прибыль, деленная на среднюю величину активов.

-Рентабельность собственного капитала- чистая прибыль, деленная на величину собственного капитала.

- рентабельность продаж= чистая прибыль выручка.

Виды рентабельности:

-Рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность активов (имущества), рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций и.т.п.

Функции рентабельности:

Оценочная функция-прибыль наиболее отражает уровень производства и дает оценку эффективности хозяйственной д-ти

стимулирующая функция- прибыль оказывает стимулирующее влияние на рост эффективности работы организации

фискальная функция- прибыль это источник отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

59 Определение спроса. Закон и кривая спроса. Детерминанты спроса. Эффект дохода и эффект замещения

Кривая спроса- это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством товара, которое может и хочет купить потребитель по данной цене

Детерминанты спроса

Величина спроса зависит первую очередь от цены товара

На спрос воздействуют неценовые факторы, изменяющие характер связи между ценой и величиной спроса:

Предпочтение потребителей, доходы потребителей, структура населения,ожидание ценовых изменений, налоги и субсидии.

Определении спроса

Для этого необходимо учитывать следующие факторы,которые влияют на общую величину спроса:

Количество единиц потребителей, средняя величина потребления на одного потребителя, средняя продолжительность жизненного цикла продукта.

Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены на товар доход потребителя относительно этого товары возрастает, что дает возможность увеличить объемы закупок данного товара, не сокращая при этом потребление прочих благ.

Эффект замещения проявляется в стремлении покупателя к приобретению более дешевых товаров взамен аналогичных, цены на которые не изменились. Принцип убывающей предельной полезности утверждает, что каждая единица потребляемого товара обладает для потребителя все меньшей полезностью, в связи чем он соглашается покупать дополнительные единицы этого товара только при снижении его цены.

60 Определение, цели и виды инвестиций. Факторы, влияющие на величину инвестиций.

Определение инвестиций

Инвестиции- это долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики с целью его сохранения и увеличения.

Различают два основных вида инвестиций:

-реальные ( капиталообразующие)- вложения в создание новых, реконструкцию или техническое перевооружение существующих предприятий, производств

-финансовые (портфельные) вложение в покупку акций и ценных бумаг государства в других предприятий и инвестиционных фондов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 203.