Виды конкуренции по характеру развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию.

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта.

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия.

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг)

Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

·чистая;

·олигополистическая:

·монополистическая.

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции.

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком)

Виды монополий:

1. Естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные субъекты и собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые ресурсы.

2. Искусственная, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений.

3. Новаторская — особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств.

·позитивное — снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства;

·негативное — нарушение основных прав конечных потребителей, так как они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении:

Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли.

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара.

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя.

Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара

 

 

9. Виды монополистических объединений. Монополия и экономическая эффективность.

Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция — самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1) относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2) эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные черты чистой монополии:

1) единственный продавец-производитель;

2) товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;

3) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

4) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

Различают несколько типов монополий.

1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

2. Искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений

10. Виды промышленного производства и объединения, их характеристика.

Специализация – сосредоточение производства однородной продукции в отдельных отраслях. Это планомерно осуществляемое разделение труда между отраслями, объединениями, предприятиями, цехами.

Концентрация – сосредоточение средств производства, рабочей силы и выпуска продукции в больших масштабах на крупных предприятиях.

Кооперирование – установление постоянных производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими одно сложное изделие.

Комбинирование – соединение в одном предприятии разных отраслей промышленности.

Тип производства – это характеристика технических, организационных и экономических особенностей производства с определенной номенклатурой и объемом выпуска продукции.

Различают 3 типа производства: единичное, серийное, массовое.

Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий. Особенности единичного производства – рабочие места не имеют глубокой специализации, применяется универсальное оборудование, большая часть имеет высокую квалификацию, значителен объем ручных сборочных и доводочных операций, имеется высокая трудоемкость изделий и длительный производственный цикл их изготовления, значительный объем незавершенного производства. Разнообразная номенклатура делает единичное производство более приспособленным к условиям колебания спроса на готовую продукцию. Единичное производство характерно для станкостроения , судостроения , производства крупных гидротурбин, прокатных станков и другого уникального оборудования.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры пр-ции партиями ( сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство. В серийном производстве удается специализировать рабочие места для выполнения нескольких технологических операций, применять наряду с универсальным специальное оборудование , широко применять труд рабочих средней квалификации, эффективно использовать оборудование и производственные площади, снизить по сравнению с единичным производством расходы на заработную плату. Серийное производство характерно для выпуска продукции установившегося типа, например металлорежущих станков, насосов, компрессоров.

Массовое производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах в течение продолжительного времени. В массовом производстве можно специализировать рабочие места для выполнения одной постоянно закрепленной операции, применять специальное оборудование, иметь высокий уровень механизации и автоматизации производства, применять труд рабочих невысокой квалификации. Массовое производство обеспечивает наиболее полное использование оборудования, высокий уровень ПТ, самую низкую с/ст изготовления продукции. Этот тип производства экономически целесообразен при большом объеме выпуска продукции, поэтому необходимым условием массового производства является наличие устойчивого и значительного спроса на продукцию. Массовое производство характерно для выпуска автомобилей, тракторов, продукции пищевой, текстильной и химической промышленности..

 

11. Виды товаров и услуг.

Товаром является все, что служит объектом купли и продажи на рынке. Деньги при этом играют роль универсального, пропорционально взвешенного посредника, мерой ценности товара, однако и сами в процессе обмена становятся товаром.

Если говорить о сфере кредитных отношений на фондовых биржах, то национальные деньги – обычный товар, ценность которого относительно материальных благ определяется соотношением спроса и предложения. Но за деньгами всегда стоят продукты труда и природы, предназначенные для обмена путем купли-продажи, они-то и составляют основу товарной массы. В процессе купли-продажи изменяется не содержание товара, а лишь право владения. Товары делятся на две группы:

1) материально-вещественные блага. К ним относятся – пища, одежда, жилище, машины, материалы и т. д.;

2) услуги (услуги транспорта, связи, здравоохранения, науки, образования, культуры, коммунально-бытового обслуживания, рекламы, торговли).

Товарное производство – это изготовление товаров и предоставление услуг не для своего потребления, а для обмена и продажи с целью одновременного приобретения нужных товаров у другого лица (предприятия). Продукция, изготовленная предприятием и предназначенная для продажи, называется товарной продукцией. Продукция или вид работы, предназначенные для личного потребления (выращивание овощей, цветов на садовом участке, ремонт и стирка собственной одежды, приготовление еды и т. д. Эта продукция не подлежит общенациональному учету, а потому находится будто бы в тени. К теневой экономике относится и криминальный (незаконный) товарооборот. Наряду с этим система внутреннего обслуживания на предприятии, включая ремонт средств производства, внутреннюю связь, охрану и т. д., не имеет отношения к теневой экономике, поскольку затраты на эти виды работ включаются в себестоимость и цену товарной продукции и охватываются фабрично-заводским и государственным учетом.

Товарообмен между конкретными производителями товаров – главный способ развития новейшей экономики, которая построена на принципах разделения труда в цивилизованном обществе, специализации и кооперирования производства. Товарное производство включает в себя экономические категории:

1) производство товаров;

2) специализацию товаропроизводителей;

3) кооперирование производства;

4) обмен товарами (купля-продажа) между товаропроизводителями;

5) конечное потребление.

Последние две категории образуют рынок товаров. Главный ориентир деятельности предприятия (фирмы) – рынок, его потребности, структура, динамика и емкость. С рынком предприятие связано не только со стороны производства и сбыта собственной продукции, но и со стороны материально-технического обеспечения производства. Сюда относится снабжение сырьем, материалами, оборудованием и т. д.

12. Внешнеэкономическая политика.

Внешнеэкономическая политика- это система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, отсюда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства.

Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:

- созданию условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках;

- обеспечению национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;

- обеспечению защиты внешнеэкономических интересов страны.

При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.).

Основные направления внешнеэкономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

Выработка внешнеэкономической политики государства требует наличия определенной базы;

- соответствующей системы экономических институтов;

- нормативно-правовой базы для формирования внешнеэкономической политики, учитывающей национальную специфику государства;

- необходимый уровень демократизации общества, обеспечивающий заслон лоббированию;

- формирование широкой сети национальных рыночных структур, не обеспечивающих тому или иному звену лидирующей роли в экономике.

13.Возникновение, свойства и функции денег.

Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.

Деньги возникли при определенных условиях осуществления производства и уровне развития экономических отношений в обществе. Непосредственными предпосылками появления денег являются:

– переход от натурального хозяйства к производству товаров и товарному обмену;

– имущественное обособление производителей товаров, которые становятся собственниками изготовляемой ими продукции.

Существуют два основных подхода к определению сущности денег:

- Эволюционный – это когда деньги рассм. Как ср-ва обмена ценностью.

- Институц-ный – он говорит что гарантия опред-ся властью, поэтому ст-ть в деньгах не является внутренней, а яв-ся рез-том орган-го процесса товарного обмена с использованием денег.

Большинство экономистов склоняются к марксистской теории денег, которая выделяет пять функций денег:

Функция меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров, формой проявления стоимости товара является его цена.

Деньги как средство обращения – это одна из самых первых функций денег. При продаже одного товара и покупке другого деньги играют роль посредника в обмене Т-Д-Т, Особенности данной функции: ее выполняют только наличные деньги; при ее выполнении происходит параллельное движение товаров и денег: продавец обменивает товар на его денежный эквивалент.

Деньги как средство накопления и сбережений. Превращение денег в материальное благо в будущем. В функции средства накопления деньги используются для образования резерва покупательного и платежного средства. Эта функция может выполняться как наличными, так и безналичными деньгами

Деньги как средство платежа:

функцию средства платежа выполняют как наличные, так и безналичные деньги. Акт замены ценности в денежной форме на какой либо продукт или услугу.

Функция мировых денег. Сегодня мировые деньги используются для обслуживания международных отношений. На современном этапе они выполняют две функции:

международного платежного средства (предоставлении и погашении международных кредитов, оплате товаров и услуг путем безналичных расчетов);

международного резервного средства (при формировании валютных резервов отдельных государств,).

Формы и свойства денег.

Деньги в своем развитии выступали в двух формах: полноценные и неполноценные.

1.Полноценные –деньги имеющие собственную ценность, совпадающие с номиналом или отличные от него:

к ним относились металлические деньги (серебряные, золотые слитки и монеты);

они имели товарную природу, обладали собственной внутренней стоимостью;

покупательная способность полноценных денег (их способность обмениваться на определенное количество товаров и услуг) зависела от стоимости содержащегося в них металла

Постепенно полноценные деньги вытесняются неполноценными, происходит демонетизация золота, под которой понимается процесс утраты золотом функций денежного товара. Причины:1.Рост объемов общественного производства 2. Удобство обращения 3. фальшивомонетчество

2)Неполноценные (фидуциарные, фиатные) являются представителями стоимости, т.к. утратили товарную природу, не обладают собственной внутренней стоимостью.

Различают следующие виды неполноценных денег:

государственные бумажные деньги (казначейские билеты); кредитные деньги (банкноты и депозитные); разменные (билонные) монеты.

14. Денежная масса, база и агрегаты.

Денежная масса является важнейшим показателем количества денег в обращении.Денежная масса включает совокупный объём денежных средств-наличных и безналичных

который на данный момент находится в обращении и принадлежит различным экономическим субъектам.Помимо денег в неё могут входить и другие высоколиквидные

финансовые активы,к ним относятся,например,депозитные сертификаты крупных коммерческих банков,краткосрочные казначейские векселя и др.

Для характеристики структуры денежной массы используются денежные агрегаты.

Денежные агрегаты — показатели, используе­мые при анализе количественных изменений денеж­ного обращения на определенную дату и за опреде­ленный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы.

К основным денежным агрегатам, применяемым в финансовой статистике промышленно развитых стран, относятся следующие:

1. агрегат М1 — это деньги в узком смысле слова, т.н. деньги для сделок. Они включают в себя налич­ные деньги, обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах в банках, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда и кредитные карточки.Именно агрегат М обслуживает операции по реализации валового внутреннего про­дукта, распределению и перераспределению нацио­нального дохода, накоплению и потреблению;

2. агрегат М2 — это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерче­ских банках т.е. сбережения, легко обратимые в налич­ные деньги, а также краткосрочные государствен­ные ценные бумаги, последние не функционируют как средство обращения, однако могут превра­титься в наличные деньги.

3. агрегат М3 включает в себя М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учрежде­ниях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в т.ч. коммерческие векселя, вы­писываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банков­ской системой, но находится под ее контролем, по­скольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособно­сти эмитента;

4. агрегат М4 включает в себя М3 и различные фор­мы депозитов в крупных кредитных учреждениях. Между агрегатами необходимо равновесие, в про­тивном случае происходит нарушение денежного обра­щения.

В России различают следующие разновид­ности денег:

М0 — включает все имеющиеся в обращении деньги, бумажные и металлические;

М1 — включает М0 и средства на расчетных, теку­щих и специальных счетах предприятий и населе­ния, депозиты населения в банках «до востребо­вания»;

М2 — включает М1 и срочные депозиты населе­ния в банках;

М3 — включает М2 и депозитные, и сберегатель­ные сертификаты, облигации государственного займа.

15. Денежная система РФ и зарубежных стран

 

Показатель РФ США Япония
1. Национальная валюта Рубль Доллар Йена
2.Банковская система Двухуровневая банковская система: -Центральный банк РФ -кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральный банк США - федеральная резервная система, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений Двухуровневая банковская система: -Банк Японии -коммерческие банки; специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса; правительственные кредитные учреждения; почтовые сберегательные кассы.
3.Функции, задачи, инструменты ЦБ Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ» Задачи: - защита и обеспечение устойчивости рубля; -развитие и укрепление банковской системы РФ; · обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Инструменты: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4)рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. Федеральная резервная система является центральным банком США. обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям: - осуществление монетарной политики государства путем влияния на денежную ситуацию и кредитование экономики с целью обеспечения максимальной занятости, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок; - контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей; - подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках; - предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны. Функции: 1. выпуск банкнот; 2. реализация денежно-кредитной политики; 3. изменение нормы обязательных банковских резервов, 4. операции на финансовых рынках, 5. регулирование учетной ставки процента, 6. осуществление взаиморасчетов коммерческих банков; 7. мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений; 8. проведение операций с государственными ценными бумагами; 9. осуществление международной деятельности; 10. выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.  
4.Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов Функции коммерческих банков: 1. аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств, 2. предоставление кредита, 3. посредничества в осуществлении платежей и расчетов. Операции коммерческих банков: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов). Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательныхучреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). Основными функциями коммерческих банков являются: 1) Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; 2) кредитование предприятий, государства и населения; 3) выпуск кредитных денег; 4) осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; 5) эмиссионно-учредительская функция; 6) консультирование, представление экономической и финансовой информации. 7) прочее. Японские банки выполняют следующие операции — платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата.
5.Нормативная база -Конституция РФ -ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002 -ФЗ «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 -другие ФЗ -нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения) В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов: - законодательных актов и постановлений Конгресса; - институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих общий надзор над деятельностью бирж); - механизм саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков); - апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики. -Закон о Банке Японии №89 от 1.04.1998 г. В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.

16. Денежное обращение– процесс непрерывного движения денежных средств в наличной и безналичной форме между хозяйствующими субъектами.Иными словами,Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслу­живающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.Денежный оборот страны, отражая движение денег, пред­ставляет собой сумму всех платежей, совершенных предпри­ятиями, организациями и населением в наличной и безналич­ной формах за определенный период времени.Правовые основы денежного обращения в стране закреплены в Конституции Укр и в ЗУ»О НБУ» и ЗУ «О платежных системах и переводе ДС вУкр».Основными задачами правового регулирования денеж обращения явл:- обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности м/д органами гос-ва в сфере денежного обращения.- Обеспечение органам гос власти помощи по средствам норм регулирования денежного обращения.- Поддержка необходимых темпов роста денежной массы в обращении; поддержание правильного соотношения м/д наличным и безналичным ДС.Роль денег проявляется в том, что денежно-кредитная система обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов и их наиболее эффективное применение, снижение издержек в экономическом обороте, беспрепятственное осуществление сделок, жесткую финансовую дисциплину, которой вынуждены подчиняться все участники процесса воспроизводства. Деньги являются неотъемлемой частью развитого товарного хозяйства, оказывающей существенное и постоянное воздействие на состояние хозяйственной жизни и все экономические процессы. Деньги опосредствуют движение огромных масс товаров, через кредитную и финансовую системы стимулируют развитие производительных сил общества. Роль денег состоит также в создании и расширении механизмов образования денежных сбережений и передаче ресурсов от сберегателей к инвесторам, способным использовать эти ресурсы наиболее эффективно.

17. Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

18. Закон денежного обращения.Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator -- умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране. Денежная система – это форма организации денежного оборота в стране, закрепленная ее национальным законодательством.Исторически существовало два типа денежных систем:1. Денежные системы, связанные с металлом. Функции денег выполняются денежным товаром, золотом или серебром.2. Бумажно-денежные системы, при которых функции денег выполняются бумажными и (или) кредитными деньгами. Теория денег или денежная теория — экономическая теория, изучающая воздействие денег на экономическую систему.Металлическая теория денег. Покупательную способность денежной единицы определяет металл, из которого сделана монета.Наиболее ценятся монеты из благородных металлов (золото и серебро). Они имеют высокую стоимость благодаря своим природным свойствам, а не развитию отношений обмена.Номиналистическая теория денег. Покупательная способность денежной единицы определяется её номиналом, то есть суммой, указанной на монете или банкноте. То есть деньги являются сугубо условными номинальными знаками, стоимость которых не зависит от материального содержания.Количественная теория денег.Теория гласит, что покупательная способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте.Монетаризм.Это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Государственная теория денег.Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу денег, Государственная теория денег отрицает всякое значение для платежной силы денег их металлического содержания, утверждая, что бумажные деньги так же хороши, как металлические. Основной функцией считается функция платёжного средства, и игнорируется функция денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.

19.Законы Гессена (законы Госсена) базируются на положении того, что главным мотивом, определяющим поведение человека, является стремление к получению максимума полезности. Первый и второй законы Госсена легли в основу всей современной микроэкономической теории. Работа Гессена в 1854 году открыла новое направление экономической мысли.Первый закон Гессена (закон Госсена) – это маржиналистский закон, согласно которому в ходеиндивидуального потребления определенного блага полезность каждой его последующей единицы снижается и при насыщении (в предельном случае) достигает нуля, т.е. по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается. Смысл первого закона Госсена выражается в двух положениях: 1 в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает; 2 при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.Второй закон Гессена (закон Госсена) – это маржиналистский закон(направление в экономической науке, широко применяющее методы анализа, основанные на оперировании «предельными» (т. е. приростными) понятиями в экономике, исследующее явления с точки зрения максимизирующего собственное удовлетворение отдельного хозяйствующего субъекта (маржинализм иногда называют субъективной школой экономики). согласно которому лицо максимизирует полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, потраченных на каждый из товаров.

20. Излишек потребителя и излишек производителя.ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (излишек покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по‑разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается.Излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму излишка потребителяИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.Известно, что эффективность выпуска благ у разных производителей различная, поэтому установление рыночной цены, достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что наиболее эффективные производители получат излишек. Общий излишек производителя от производства данного блага представляет собой разницу между доходом от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при выпуске и продаже данного объема благ. Иначе – это разница между действительным доходом производителя и альтернативной стоимостью переменных ресурсов. Или разница между рыночной ценой и предельными издержками выпуска единицы блага. Понижение цены сокращает величину излишка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишки производителя.

21. Инвестиционная активность — это фактическая реализация инвестиционного потенциала, учитывая уровень сопутствующих инвестиционных рисков.Инвестиционная активность отражает динамику привлечения инвестиций, их структуру, а также соотносит некоторые макроэкономические показатели, которые описывают и характеризуют степень изменчивости инвестиционной деятельности.Инвестиционная активность является самостоятельной экономической категорией и применяется только в контексте инвестиционной деятельности.Сбережения- все ресурсы, не идущие на потребление. Механизм трансформации сбережений населения в инвестиции консолидирует разрозненные сбережения домашних хозяйств и превращает их в важнейший источник инвестиций. Трансформируя сбережения в материальные, нематериальные и финансовые активы, население увеличивает собственное богатство. Вовлекаемое в инвестиционный процесс через свои сбережения население все в большей степени становится сопричастным процессам социально-экономического развития страны, одновременно воспринимая его результаты. Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения прибыли.Существуют разные классификации инвестиций.Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы): ценные бумаги, предоставленные кредиты, лизинг (для лизингодателя)Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены): валюты, драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов), ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.)Функциональная рольРоль инвестиций в экономике состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства. Часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.В результате производственного инвестирования в коротком периоде на рынке благ увеличивается только спрос, а объем предложения остается неизменным, так как строящиеся объекты еще не дают отдачи в виде готовой продукции и услуг. В длительном же периоде под влиянием инвестиций на рынке благ будет меняться как спрос, так и предложение.Валовые инвестиции выступают как совокупный объем инвестиций, направленных на приобретение средств производства, новое строительство, прирост товарно-материальных запасов в течение определенного периода. Чистые инвестиции отражают объем валовых инвестиций, уменьшенный на величину амортизационных отчислений.

22. Инвестиционный климат — это уровень качества предпринимательской инфраструктуры страны, определяемый совокупностью политических, правовых, социальных, культурных, экономических и финансовых условий, а также эффективностью инвестиций в данной стране и уровнем риска при вложении капитала. Все эти показатели определяют степень привлекательности экономики страны для иностранных и отечественных инвесторов.Из определения инвестиционного климата следует понимать, что этот экономический показатель состоит из двух наиболее существенных частей, а именно из инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков.Благоприятный инвестиционный климат, характеризуется следующими факторами:не высокий уровень конкуренции в отдельно взятой отрасли.стабильность налоговой системы.эффективная и качественная поддержка государства, а также своевременное регулирование со стороны государства.низкая стоимость сырья и ресурсов (трудовых, материальных и т.д.)высокий уровень нормы прибыли в стране.высокий уровень потенциала внутренних рынков.

На уменьшение привлекательности инвестиционного климата оказывает влияние следующие факторы: нестабильная политическая атмосфера в стране.высокие уровни инфляции и ставки рефинансирования.социальная нестабильность (забастовки, митинги и т.п.)дефицитный бюджет.большие объемы государственного долга, как внутреннего, так и внешнего.высокий уровень транзакционных расходов.слабо развитое законодательство (несоблюдение закон в части инвестиций)

Инвестиционный потенциал — это совокупность всех имеющихся объективных показателей и предпосылок для осуществления инвестиций. Такие предпосылки зависят от наличия потенциальных объектов для инвестирования, разнообразия этих сфер инвестирования, а также их экономической зрелости и их экономического здоровья.

23 Кадры предприятия – работники, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями и состоящие с предприятием в отношениях, регулируемых договором найма. Весь персонал предприятия делится на две категории: промышленно‑производственный персонал (ППП); непромышленный персонал. К ППП относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием. К непромышленному персоналу относятся работники ЖКХ, детских и врачебных учреждений, других аналогичных подразделений, принадлежащих предприятию.ППП делится на определенные категории:1) к рабочим относят работников предприятия, непосредственно занятых созданием материальных ценностей или оказанием производственных или транспортных услуг;2) руководители и специалисты – работники, занимающие должности руководителей различного уровня (директора, начальники цехов и т. д.), а также специалисты, осуществляющие организацию производственного процесса и руководство им;3) служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление различной документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и т. д. (кассиры, делопроизводители, секретари). Руководители делятся на линейных и функциональных. К линейным относятся руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, объединений, отраслей, и их заместители. К функциональнымотносятся руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб (отделов, управлений), и их заместители.По уровню, занимаемому в общей системе управления народным хозяйством, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена. К руководителям низового звена принято относить мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб. Руководителями среднего звена считаются директорапредприятий, генеральные директора всевозможных объединений и их заместители, начальники крупных цехов. К руководящим работникам высшего звена обычно относятся руководители финансово‑промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных управлений министерств, ведомств и их заместители.Структура кадров предприятия – состав кадров по категориям и их доля в общей численности. На структуру ППП влияют следующие факторы: уровень механизации и автоматизации производства; тип производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный и массовый); размеры предприятия; организационно‑правовая форма хозяйствования; сложность и наукоемкость выпускаемой продукции.

24 калькуляция себестоимости. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск) продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу продукции, называется калькуляцией.Калькулирование также включает и другие работы по исчислению себестоимости:

- продукции, работ, услуг вспомогательных производств, потребленных основным производством;

- промежуточных продуктов (полуфабрикатов) подразделений основного производства, используемых на последующих стадиях производства;

- продукции подразделений предприятия для выявления результатов их деятельности;

- всего товарного выпуска предприятия;

- выпуска и соответственно единицы вида готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства (выполненных работ или оказанных услуг и т.д.), реализуемых на сторону.

Номенклатуру статей каждое предприятие может устанавливать для себя самостоятельно с учетом своих специфических потребностей. Их примерный перечень установлен отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию себестоимости продукции.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.