Проблемы правового обеспечения переоценки пенсионных прав и пути их решения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расчетный размер трудовой пенсии с учетом начисленных к нему повышений не может быть менее 660 рублей.

Для основной категории граждан исчисление расчетной пенсии производится из общего трудового стажа, исчисленного в календарном порядке, то есть с применением стажевого коэффициента, установленного Законами 1990 и 1997 годов.

Для мужчин полный трудовой стаж равен 25 лет, для женщин - 20 лет. Пенсия при таком стаже составляет 55 % среднемесячного заработка пенсионера. Этот показатель именуется стажевым коэффициентом (СК) и выражается в виде величины 0,55. За каждый дополнительно отработанный год сверх 25 - 20 лет стажевый коэффициент (СК) увеличивается на 0,1, но не более чем на 0,20, то есть до 0,75. Следовательно, размер пенсии составляет в пределах от 0,55 до 0,75 % среднего месячного заработка будущего пенсионера.

Таким образом, стажевый коэффициент ограничивает предельный размер прибавки за «лишний» стаж 20 % независимо оттого, сколько в действительности имел работник трудового стажа. Если раньше каждый отработанный год означал процент стажевого коэффициента для исчисления пенсии, то с 2002 года он означает объем поступлений страховых взносов, который заработал застрахованный.

Стаж, выработанный после 01 января 2002 года, при определении «стартового» расчетного пенсионного капитала во внимание не принимается, поскольку после этой даты идет накопление страховых взносов, суммы которых будут непосредственно добавляться к сумме начального расчетного пенсионного капитала.

Среднемесячная заработная плата по стране утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России. Соотношение зарплаты пенсионера к среднестатистической зарплате определяет максимально возможный размер среднего месячного заработка для расчета трудовых пенсий.

По желанию пенсионера среднемесячный заработок исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, то есть с учетом районного коэффициента, если он установлен, за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией, либо за 60 месяцев его работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

По общему правилу, отношение среднемесячного заработка пенсионера к средней заработной плате в стране - устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднюю месячную заработную плату в стране за тот же период. Максимальное отношение среднего месячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране пределах до 1,2, то есть не должно превышать расчетную среднюю величину по стране за тот же период более чем на 20 %. Данная норма сохранена из действовавшего до 01 января 2002 года Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в [11] Российской Федерации»[12],[13] (далее - ФЗ о государственных пенсиях).

При максимально возможном стажевом коэффициенте (СК=0,75) и при соотношении заработков, равном 1,2, расчетная пенсия на 01 января 2002 года составит в денежном выражении 1503 рубля 90 копеек (0,75 х 1,2х 1671 руб.). Это означает, что какую бы вы зарплату ни получали, фактически в пенсии учитывается лишь та ее часть, что не превышает среднестатистическую зарплату на 20 %.

Из общего правила, согласно которому соотношение заработков не может превышать 1,2, сделано исключение для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и в местностях, к ним приравненных. Для них соотношение заработков ЗР/ЗП зависит от величины районного коэффициента (РК) к заработной плате работников данной местности.

На основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике рассчитывается ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, этот показатель используется для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Закон о страховых пенсиях устанавливает два показателя ожидаемого периода выплаты страховой пенсии по старости: общий (19лет, или 228 месяцев, который действует, только начиная с 2014 года) и сокращенный (14 лет, или 168 месяцев). Для его применения законодателем установлен переходный период, который длился с 2002 года до 2013 года.

Количество месяцев выплаты пенсии по старости после достижения пенсионного возраста – это ожидаемый период выплаты пенсии по старости (Т). От величины данного показателя напрямую зависят размеры страховой и накопительной частей пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы уплаченных страховых взносов на Т.

С 01 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определен продолжительностью в 12 лет (144 месяца), который ежегодно повышался, пока не достиг 19 лет. Ожидаемый период выплаты пенсии может быть сокращен, если пенсия по старости или хотя бы ее страховая часть назначается в более позднем возрасте.

При назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60, женщинам - после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии сокращается на один год за каждый календарный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т=19 лет для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, показатель Т составит 18 лет. По достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет.

Такое правило, скорее всего, установлено в целях стимулирования более позднего обращения за страховой частью пенсии. На данном основании, можно предположить, что при обращении за пенсией граждане могут заявлять о назначении им не всей пенсии, а лишь ее части. Также эта норма может применяться и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе и из-за отсутствия требуемого страхового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Для изучения и более тщательного исследования темы немаловажную роль играет валоризация пенсионных прав. Что подтверждается имеющейся судебной практикой.

 В ходе прохождения практики в ГУ Пенсионного Фонда №15 по г. Москве и Московской области я ознакомилась с положением о пенсионном фонде российской федерации, на основании которого они работают. Изучила документы и выявила следующие проблемы. За период прохождения практики в ГУ Пенсионного Фонда №15 по г. Москве и Московской области  обратился гражданин В. в отдел назначения и перерасчета пенсий с просьбой выплаты пенсии по старости с учетом валоризации и взыскании недоначисленной пенсии. Также указал, что является получателем пенсии по старости, размер которой составляет 7393,22 руб. В связи с валоризацией с 01.01.2010 года расчетный размер его пенсии исчисляется ответчиком неправильно. В удовлетворении требований гражданина В. к ГУ Пенсионного фонда №15 по г. Москве и Московской области о взыскании недоначисленной пенсии за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года в размере 1872,00 руб. и возложении обязанности по выплате пенсии по старости с 01.01.2011 года в размере 7393,22 руб. в месяц было отказано.

 Так, Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе гражданина В. на решение районного суда г. К. Московской области от 15 марта 2011 года.

Гражданин В., обратился в суд с иском к ГУ Пенсионного Фонда №15 по г. Москве и Московской области о выплате пенсии по старости с учетом валоризации и взыскании недоначисленной пенсии. В обоснование иска указал, что является получателем пенсии по старости, размер которой составляет 7393,22 руб. В связи с валоризацией с 01.01.2010 года расчетный размер его пенсии исчисляется ответчиком неправильно, с нарушением статей 30.1, 30.2 ФЗ «О трудовых пенсиях», за период с 01.01.2010 года по 01.12.2011 года ему недоначислено 1872,00 руб. Просил взыскать с ГУ Пенсионного Фонда №15 по г. Москве и Московской области  недоначисленную пенсию по старости в размере 1872,00 руб. за период с 01.01.2010 года по 01.12.2011 года и возложить на ответчика обязанность по выплате пенсии в размере 7393,22 руб. в месяц.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе гражданин В., не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указывает, что при его устном обращении в пенсионный орган ответчиком признавалось наличие ошибки при расчете размера пенсии с учетом валоризации, однако данная ошибка не была устранена ГУ Пенсионного Фонда №15 по г. Москве и Московской области. В возражениях на кассационную жалобу гражданина В., представитель ГУ Пенсионного Фонда №15 по г. Москве и Московской области просит оставить решение суда без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы истцу отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что с 01.10.1994 года гражданину В., назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (п. «б» статьи 12 Закона РФ о государственных пенсиях).

В связи с введением в действие с 01.01.2002 года ФЗ о трудовых пенсиях истцу произведена переоценка пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в соответствии со статьей 30 Закона о трудовых пенсиях. Определенный таким образом размер пенсии истцом ранее не оспаривался.

Согласно статье 30.1 ФЗ о трудовых пенсиях величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый целый год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Исходя из указанных положений закона, с 01.01.2010 года истцу произведен перерасчет размера трудовой пенсии по старости с учетом валоризации по наиболее выгодному для него варианту, исчисленному из общего трудового стажа.

При этом процент валоризации с учетом продолжительности общего стажа составил 44 %, а повышение размера пенсии 1283,18 руб., в то время как процент валоризации с учетом специального стажа составлял 29 %, а повышение размера пенсии - 882,56 руб. Довод гражданина В. о том, что валоризация произведена ответчиком неправильно, ничем не подтвержден, расчеты, опровергающие порядок исчисления валоризации пенсионным органом, истцом не представлены.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит. Решение районного суда г. К. Московской области от 15 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу гражданина В. - без удовлетворения.

Начиная с 01 января 2010 года при расчете размера трудовой пенсии впервые пенсионные права граждан, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, подлежат валоризации, то есть увеличению за работу в советский период.

Общему трудовому стажу, выработанному до 2002 года, придается денежная оценка, то есть за стаж работы в советский период будет дополнительно начислена страховая часть пенсии. Это означает, что граждане, имеющие трудовой стаж до 2002 года, автоматически получили 10 % увеличение к расчетному пенсионному капиталу, сформированному на 01 января 2002 года, независимо от даты выхода на пенсию. Плюс дополнительно по 1 % за каждый календарный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года. Это касается всех, кто имеет дореформенный стаж.

При валоризации увеличивается расчетный пенсионный капитал тех, кому еще не назначена трудовая пенсия. У получателей же трудовых пенсий расчетный пенсионный капитал преобразуется в страховую часть и [14] повышается страховая часть их трудовой пенсии, рассчитанная на 01 января 2002 года. Сумма валоризации не зависит от возраста пенсионера и определяется на основании только двух индивидуальных величин: стажа, выработанного до 01 января 1991 года. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого при валоризации, ограничению не подлежит; размера страховой части пенсии, установленной на 01 января 2002 года.

Страховая часть трудовой пенсии определяется исходя из продолжительности имеющегося стажа, выработанного до 01.01.2002 года и заработка, из которого исчислялась пенсия, при этом отношение заработков у каждого пенсионера индивидуально - от 0,01 до 1,2.

Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полученная сумма валоризации индексируется на все индексы увеличения страховой части, которые применялись в период с 01 января 2002 года.

У пенсионеров, которые после 01.01.2002 года не работали, процент валоризации определяется от всей суммы страховой части пенсии. У пенсионеров, имеющих в составе страховой части пенсии увеличения за счет страховых взносов за 2002 - 2009 гг. процент валоризации определяется из страховой части пенсии за минусом той части, которая образовалась за счет реально уплаченных страховых взносов.

Для каждого конкретного случая расчет трудовой пенсии по старости производится согласно Закону о страховых пенсиях по определенной методике, но с учетом персональных данных каждого пенсионера.

Как видно из указанных выше формул, при первичном назначении трудовой пенсии по старости учитываются все пенсионные права, как по общему трудовому стажу по состоянию на 01 января 2002 года, таки с учетом уплаченных страховых взносов. Кроме того, в зависимости от роста цен размер страховой части трудовой пенсии по старости с 2002 года постоянно индексируется на показатель, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации[15].

Эта индексация также учитывается при окончательном определении расчетного пенсионного капитала, как за счет общего стажа, так и за счет уплаченных страховых взносов.

Также во время прохождения практики в ГУ Пенсионного Фонда №15 по г. Москве и Московской области я выявила еще одну проблему, она связана с тем, что согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации»: «Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию». Соответственно, возможность получить пенсию за пропущенный период отсутствует. Тем самым пенсионер теряет свое право на получение пенсии за пропущенный срок.

Исходя из этого, следует предложение об изменении сроков назначения страховой пенсии.

 В пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации» необходимо внести изменения, а именно: изложить пункт 1статьи 22 в следующей редакции: «Страховая пенсия назначается со дня возникновения права на указанную пенсию, если заявление подано до истечения 6 месяцев со дня возникновения права за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию».

В этом случае, при обращении за назначением пенсии с опозданием в несколько месяцев, предложенное позволит пенсионеру не терять свое право на получение пенсии за пропущенный срок, ведь трудовой стаж в наличии.

Далее в работе были исследованы вопросы, касающиеся особенностей назначения, выплаты пенсий в Российской Федерации и выявлены правовые пробелы, с целью устранения которых предлагается следующее:

1) Предложение об изменении сроков, касающихся перерасчета пенсий.

Законодательно установлено: согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации»: «Перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:

- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения».

В этом случае, перерасчет трудовых пенсий производится не с момента обращения пенсионера и наступления соответствующих обстоятельств, а с 1-го числа месяца, следующего после подачи заявления. Тем самым пенсионер теряет свое право на увеличение пенсии, как по срокам, так и по суммам.

В связи с этим, следующее предложение, в пункт 1 статьи 20 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» необходимо внести изменения, а именно:

1. Изложить пункт 1статьи 20 ФЗ в следующей редакции: «Перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:

- со дня подачи заявления в территориальный орган ПФР по обстоятельствам, влекущим за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

- со дня подачи заявления в территориальный орган ПФР о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения».

Таким образом, пенсионер не будет терять свое право при перерасчете страховой либо фиксированной выплаты трудовой пенсии, в суммах и сроках.

Тем самым, если застрахованное лицо будет обращаться за перерасчетом в начале месяца, то срок перерасчета пенсии пойдет со дня подачи заявления, выплата пенсии будет произведена в следующем месяце, но с доплатой со дня подачи заявления, права пенсионера не будут нарушены.

2) Предложение об изменении величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Законодательно установлено: согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации»: «Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30».

Недостатки в этом случае таковы, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

Тем самым, есть следующее предложение, в пункт 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимо внести изменения, а именно: установить для застрахованных лиц с неполным страховым стажем индивидуальный пенсионный коэффициент в пониженном размере.

В данном случае, будущий пенсионер, при отсутствии полного стажа, сможет реализовать свое право на страховую пенсию по старости, т.к. в большинстве случаев при наличии необходимого стажа для назначения пенсии и величины индивидуального пенсионного коэффициента, ниже установленного законом, выносится отказ в назначении пенсии по старости.

3) Предложение о включении периодов страхового стажа при работе по договорам.

Законодательно установлено: согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации»: «При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации».

На основании данной статьи периоды работы, которые можно подтвердить договорами или иными документами, подтверждающими факт работы, не могут быть включены в стаж, если не отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В этом случае, предлагается следующее, в пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации» необходимо внести изменения, а именно: «При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) включаются в страховой стаж при условии подтверждения данных периодов работы по договорам, либо ведомостям на выплату заработной платы или уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации».

Результатом внесения данного изменения будет то, что работодатель, недобросовестно перечисляющий взносы в Пенсионный фонд РФ, будет иметь приоритеты по добросовестному исполнению своих обязанностей в данной области и будет заинтересован в отчислениях в Пенсионный Фонд.

4) Предложение об изменении срока рассмотрения заявления о восстановлении выплаты пенсии по старости.

Законодательно установлено: Согласно п. 10 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации»: «Заявление пенсионера о восстановлении выплаты страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях».

Фактически восстановление выплаты пенсии предусматривает ее новое назначение, соответственно все процедуры по восстановлению выплаты производятся как при новом назначении.

В связи с этим, необходимо в пункт 10 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» внести изменения, а именно: заменить словосочетание «рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления» на «рассматривается не позднее чем через десять рабочих дней со дня приема указанного заявления».

В итоге, увеличение срока рассмотрения заявлений о восстановлении выплат страховых пенсий позволит специалистам УПФР более детально, внимательно, оптимально рассмотреть все представленные документы, а у самого пенсионера появится больше времени для предоставления (в соответствующих случаях) недостающих документов.

 



Заключение

В 2010 г. была реализована одна из важнейших задач пенсионной реформы - валоризация, т.е. увеличение денежной оценки пенсионных прав граждан старшего поколения, сформированных ими к началу экономических реформ в нашей стране. Валоризация имеет разовый характер. В первую очередь, она существенно коснулась тех граждан, у которых советский трудовой стаж составлял 30—40 лет, — наше старшее поколение, наши бабушки и дедушки, которым около 70 лет и старше.

Для расчета трудовой пенсии ранее применялся особый показатель средней заработной платы по стране, который был ниже ее среднестатистического значения, что явилось причи­ной занижения пенсионных прав граждан старшего поколения. В результате многие пенсионеры не получили положенной им прибавки к пенсии за отработанный стаж. Сейчас это исправляется путем валоризации.

Очевидно, что для категорий граждан, которые имеют низкий доход при условии выработки ими нормативного стажа должны быть созданы объективные экономические механизмы для получения трудовой пенсии в размере не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Учитывая большую численность данной категории застрахованных лиц необходимо установить минимально допустимый размер трудовой пенсии, финансовое обеспечение которой должно осуществляться в страховой пенсионной системе за счет страхового перераспределения, а в течение переходного периода – за счет средств федерального бюджета (в части бюджетной «доплаты» к размеру их собственных пенсионных прав до уровня, превышающего прожиточный минимум пенсионера. обязательный порядок формирования пенсионных накоплений должен быть закреплен лишь за теми застрахованными лицами, кто в состоянии реально получить экономический эффект в виде накопительной пенсии, т.е. для лиц с высокими легальными заработками, превышающими верхнюю границу дохода, на который начисляются страховые взносы, с отнесением всей суммы взносов на заработок работника.

Лица с низкой легальной заработной платой, не превышающей «потолок», но высокой неформальной заработной платой, могут осуществлять накопления в добровольном порядке в секторе негосударственного пенсионного обеспечения. Те застрахованные лица, кто ранее участвовал в формировании накопительной части, сохраняют право продолжить его, либо отказаться от уплаты взносов в пользу распределительного компонента.

Формирование обязательных пенсионных накоплений должно осуществляться под государственные гарантии и с государственным обслуживанием (администрированием этой системы).

В результате написания данной работы можно сделать следующие выводы:

Валоризация пенсии касается всех, кто был официально трудоустроен до 2002 года, с выходом на отдых в более поздний срок.

Процесс осуществляется и контролируется Пенсионным фондом. Но процедура автоматизирована, т.е. сотрудники производят перерасчет на основании имеющейся в базе информации по каждому. Если у пожилого лица есть бумаги, имеющие возможность повлиять на размер пенсии, их нужно поднести в Пенсионный Фонд. Это могут быть справки с работы, копии трудовых договоров, отметки о которых гражданин не проставил при первичном назначении.

Все действия пенсионного органа по назначению, выплате, доставке и перерасчете пенсий инициируются на основании заявления.

Прием заявлений относится к сфере государственных услуг, соответственно, данный вид деятельности регламентирован в соответствии с требованиями Закона о предоставлении государственных услуг. Отказать в приеме заявления территориальный орган ПФР не вправе. Вместе с тем, пенсионный орган вправе вынести решение об отказе в назначении пенсии, по мотивированным основаниям. Заявитель, со своей стороны, вправе его обжаловать, в том числе, в суд. Выплату пенсии осуществляет пенсионный орган, доставку - организация или учреждение, выбранное пенсионером, закрепившим свой выбор в соответствующем заявлении.

Несмотря на то, что законодатель установил правило выплаты пенсии в полном объеме, из пенсии могут производиться удержания, вне зависимости от желаний пенсионера.

Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Однако в части назначения пенсий есть и проблемы. Несмотря на меры, принятые Правительством РФ для увеличения размеров пенсий, основная тема, в связи с которой возникают вопросы и несогласие граждан, - это размер их трудовой пенсии. Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике. Однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства.

При ухудшении экономической и демографической ситуаций, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов. Но сегодня уровень трудовых пенсий в России нельзя считать достаточным для обеспечения материальной независимости пенсионера. И только на будущих поколениях пенсионеров положительным образом отразится результаты реформирования пенсионной системы.

 



Список литературы

I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [с изм. и доп., вступ. в силу с ред. от 31.12.2017 ]: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) //"Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.

4. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.

Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52, ст. 6965.

5. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52, ст. 4920.

6. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Собрание законодательства РФ", 08.10.2007, N 41, ст. 4849.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 28 марта 2011 года № 157н // Российская газета. - 2014. - № 272.

8. Приказ Министерства труда России «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 17 ноября 2014 года № 884 // Российская газета. - 2015. - № 6.

9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 октября 2009 года № 382-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2009. - № 9. - С. 21-25.

10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 апреля 1998 года № 3456/98 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1998. - № 6. - С. 56-59.

11. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 марта 1999 года № 2735/99 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999. - № 15. - С. 34-37.

12. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 марта 2010 года № 3496/10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2010. - № 7. - С. 78-81.

II. МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1. Решение Коломенского районного суда г. Москвы от 15 марта 2011 года // CПС «Консультант Плюс»

2.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 02 марта 2011 года Дело № 33-1373/2011. URL: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/472625264 (дата обращения: 12.10.2015).

III. ЛИТЕРАТУРА

1. Астапович А.З. Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России / А.З. Астапович. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 450 с.

2. Беляев К.П. Особенности участия муниципальных образований в пенсионных правоотношениях / К.П. Беляев. - М.: Контракт, 2017. - 520 с.

3. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. Учебное пособие / Н.Ю. Борисенко. - М.: Юрайт, 2014. - 108 с.

4. Велихов Л.А. Основы пенсионного обеспечения / Л.А. Велихов. - М.: Наука, 2014. - 480 с.

5. Кокотов А.Н. Муниципальное право России / А.Н. Кокотов. - Екатеринбург: Средне-уральское книжное издательство, 2017. - 347 с.

6. Кокотов А.Н. Пенсионное обеспечение в России / А.Н. Кокотов. - М.: Волтерс Клувер, 2017. - 343 с.

7. Люблин Ю.З. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы / Ю.З. Люблин. - М.: Юрайт, 2015. - 290 с.

8. Люблин Ю.З. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы / Ю.З. Люблин. - М.: Контракт, 2018. - 305 с.

9. Растовцев А.К. Муниципальное право / А.К. Растовцев. - М.: Норма, 2013. - 345 с.

10. Соболев А.А. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации / А.А. Соболев. - Екатеринбург: Средне-уральское книжное издательство, 2018. - 246 с.

11. Сычев Л.А. Муниципальное право в России / Л.А. Сычев. - М.: Норма, 2014. - 567 с.

12. Шаров С.С. Пенсионное обеспечение в России / С.С. Шаров. - Челябинск: Мой город, 2014. - 345 с.

13. Щикин А.А. Муниципальное право России / А.А. Щикин. - Челябинск: Мой город, 2015. - 312 с.

14. Яковенко А.А. Муниципальное право России / А.А. Яковенко. - М.: Норма, 2010. - 345 с.

15. Яровая Н.А. Право социального обеспечения в России / Н.А. Яровая. - М.: Норма, 2013. - 287 с.

16. Яшкевич Р.Р. Муниципальное право России / Р.Р. Яшкевич. - М.: Норма, 2018. - 234 с.

17. Яцкал А.Н. Социальное обеспечение в России / Н.А. Яцкал. - М.: Контракт, 2009. - 456 с.

IV. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

1. Астапович А.З. Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России: перспективы / А.З. Астапович // Право и экономика. - 2013.– С.- 191.

2. Гонтмахер Е.И. Как спасти пенсионную систему: Перед Россией маячит перспектива возвращения к советскому вспомоществованию по старости / Е.И. Гонтмахер // Эж-Юрист. - 2014.– С.- 270.

3. Колесов Г.Б. Пенсионное право Российской Федерации: актуальные проблемы / Г.Б. Колесов // Проблемы права. - 2015.– С.- 356.

4. Рощин Б.Е. Особенности правового обеспечения социальной защиты Российских трудящихся (октябрь 1917 г. - 1918 г): юридический аспект / Б.Е. Рощин // Социальное и пенсионное право. - 2011.– С.- 334.

5. Шадрина И.А. Проблемы пенсионного обеспечения / И.А. Шадрина // Муниципальная власть. - 2015.– С.- 350.

6. Шадрина И.А. Страховая пенсия: актуальные вопросы / И.А. Шадрина // Российская юстиция. - 2009.– С.- 267.

7. Шульгин А.Н. Страховые пенсии: актуальные вопросы / А.Н. Шульгин // Проблемы права. - 2016.– С.- 174.

8. Яровой А.Н. Актуальные вопросы пенсии по старости / А.Н. Яровой // Эж-Юрист. - 2016.– С.- 167.

9. Яшкова О.А. К вопросу о страховой пенсии / О.А. Яшкова // Проблемы права. - 2012.– С.- 73.

V. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Валоризация пенсии в 2017 году // URL: http://gkh34.ru/valorizatsiya-pensii-v-2017-godu/ (дата обращения: 12.10.2017).

2. Валоризация пенсии в 2017 году: что это? // URL: https://zybleva.ru/formula-dlja-rascheta-valorizacii-pensii-26602/ (дата обращения: 12.10.2017).

3. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // URL: www.pfrf.ru (дата обращения: 24.10.2017).

4. Официальный сайт рейтингового агентства «Экс­перт РА» // URL: www. raexpert.ru (дата обращения: 24.10.2017).

 


 


Приложения

Таблица 1.

2002 1008
2004 872
2004 872
2005 938
2006 846
2007 903
2008 755
2009 743
2010 498
Возраст Доплата (в рублях)
до 50 210
50-60 739
61-70 1314
71-80 1649
81-90 1733

 


[1] Кокотов, А.Н. Муниципальное право России / А.Н. Кокотов. - Екатеринбург: Средне-уральское книжное издательство, 2017. – С. 34

[2] Шадрина, И.А. Проблемы пенсионного обеспечения И.А. Шадрина // Муниципальная власть. - 2015. - № 5. - С. 78-80.

 

[3] Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 28 марта 2011 года № 157н // Российская газета. 2014. № 272.

[4] Приказ Министерства труда России «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 17 ноября 2014 года № 884 // Российская газета. 2015. № 6.

[5] Яровой, А.Н. Актуальные       вопросы    пенсии по старости    / А.Н. Яровой // Эж-Юрист. - 2016. - № 1. - С. 57-59.

[6] Федеральный закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 14. Ст. 1401.

[7] Яшкова, О.А. К вопросу о страховой пенсии / О.А. Яшкова // Проблемы права. - 2012. - № 9. - С. 69

 

[8] Соболев, А.А. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации / А.А. Соболев. - Екатеринбург: Средне-уральское книжное издательство, 2018. – С. 24

 

[9] Шаров, С.С. Пенсионное обеспечение в России / С.С. Шаров. - Челябинск: Мой город, 2014. – С. 34

 

[10] Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001года № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.

 

[11]Колесов С.В. Указ. соч. С. 78.

[12] Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001года № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.

[13] Колесов С.В. Указ. соч. С. 89.

[14] Определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 02 марта 2011 года Дело № 33-1373/2011. URL: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/472625264 (дата обращения: 12.10.2015).

[15] Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении коэффициента индексации с 01 февраля 2015 года размера фиксированной выплаты к страховой пенсии» от 23 января 2015 № 40. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/603999/ (дата обращения: 27.12.2015).


Дата: 2019-03-05, просмотров: 234.