Расчёт пенсионного капитала производится сотрудниками ПФ, но каждый гражданин может сделать это самостоятельно и ориентировочно представить себе, можно ли вообще на что-то надеяться в плане увеличения выплат.
Все данные о расчётном капитале граждан на 01.01.02. находятся в базе данных ПФ.
Все кто трудился в СССР, имеют определённое количество лет стажа до 2002 г. С 01.01.10. этот капитал умножается на 10% одноразово, далее – еще 1% за каждый целый год после 1991 г.
В среднем по стране увеличение капитала на пенсионных счетах составило 1430 руб. в месяц.
В каждом случае оно имеет индивидуальный характер и зависит от возраста и времени выхода на пенсию (Приложение 1).
На увеличенные пенсии распространяются все проводимые индексации в течение года. Для перерасчёта размера пенсионного обеспечения необходимо обратиться с заявлением ПФ, если возникли новые обстоятельства, появились новые документальные подтверждения об имеющемся стаже за прошлые годы, которые не были в своё время учтены при назначении пенсионных выплат.
В иных случаях валоризация производится автоматически.
Понятия, которые используются при перерасчёте:
- Конвертация – это преобразование, перевод пенсионных прав в капитал для тех, кто был занят трудовой деятельностью до 2002г.
- Коэффициент стажа работы – весь временной период работы до 2002 г. Он исчисляется от 0,55 при стаже 25 лет, до 0,75 при большем стаже. За 1 дополнительный год работы добавляется 1%, но не больше 75% в итоге. Если стаж меньше 25 лет, то пропорционально этому уменьшается процент.
Примеры расчёта:
1) Гражданин К. имеет стаж работы 34 года, на советское время приходится 33. Пенсия по возрасту назначена в 1992 г., с тех пор он не работал. Его капитал увеличится в общей сложности на 10% с 01.01.10. и на 33%. Итого – на 43%. Страховая часть трудовой пенсии будет увеличена с учётом этих процентов.
2) Гражданка А. ушла на заслуженный отдых по возрасту в 1985. с общим стажем 40 лет. Она представила документы в ПФ о трудовой деятельности в количестве 12 лет до 2002 г. и 7 лет до 01.01.91. В этом случае увеличение капитала произойдёт в размере 10% и 29% за время работы в СССР. В итоге произойдёт увеличение пенсионного капитала на 39% и пересчёт страховой части.
При валоризации ПФ учитывает условия:
1. Год рождения гражданина.
2. Период страхового стажа:
- до 01.01.02.
- до 01.01.91.
- после 01.01.02.
3. Отношение заработных плат в разные периоды.
4. Год назначения пенсии по возрасту.
5. Средняя зарплата в стране после 01.01.02.
Формула, по которой производится валоризация:
ПК=(РП – БЧ) х. Т
- ПК – пенсионный капитал.
- РП – размер пенсии.
- БЧ – базовая часть пенсии на 01.01.02.(450 руб.)
- Т – период выплаты пенсионного пособия по возрасту.
Таким образом, повышение пенсионного капитала рассчитывается путём подстановки индивидуальных значений в общепринятую формулу, где одинаковым для всех является только размер базовой части пенсионной выплаты на 01.01.02.
Из приведенных примеров становится ясно, что даже при наличии продолжительного «советского» стажа размер прибавки к пенсии с учетом валоризации колеблется в интервале от 1 до 2 тыс. руб. в месяц. При этом не стоит забывать, что с 2010 г. размер пенсии не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в том регионе, в котором проживет пенсионер. Такие нововведения призваны перевести российских пенсионеров из категории «беднейших» граждан в категорию «бедных». Они реализуются за счет целевых выплат из региональных бюджетов с целью доведения выплачиваемых пенсионеру средств до уровня прожиточного минимума.
Необходимость таких выплат из регионального бюджета обусловливается тем, что в наиболее населенных субъектах Российской Федерации даже с учетом валоризации размер трудовой пенсии остается существенно ниже регионального прожиточного минимума.
Таким образом, при нынешней системе финансирования пенсионных выплат, при которой региональная компонента пенсии призвана компенсировать разницу между федеральной компонентой и прожиточным минимумом, механизм валоризации фактически позволяет реализовать лишь одну цель – экономию средств бюджета субъектов Российской Федерации. При всей своей важности, в частности в таких регионах, как Москва и Московская область, декларированная цель введения механизма валоризации - справедливое увеличение размера пенсии с учетом трудового стажа каждого нынешнего пенсионера - не достигнута и достигнута быть не может.
В условиях, когда ориентиром для пенсионных выплат служит лишь региональный прожиточный минимум и размер пенсии абсолютного большинства пенсионеров заведомо не может быть выше этого минимума, трудовой стаж пенсионера никакого значения не имеет. Благодаря региональной компоненте одинаковую пенсию на уровне прожиточного минимума получает и пенсионер с 40- летним «советским» стажем, и пенсионер, у которого такой стаж минимален.
Достижению декларированных целей пропорционального увеличения пенсии с учетом индивидуальных показателей трудового стажа могла бы служить система, при которой средства «прибавки» к пенсии по итогам валоризации суммировались бы не до, а после начисления регионального компонента, доводящего пенсию до прожиточного минимума.
В этом случае, когда выплаты за «советский» стаж превышали бы те средства, которые призваны обеспечить прожиточный минимум пенсионера, могла бы наблюдаться хотя бы минимальная разница между пенсией пенсионера с «советским» стажем в несколько лет и пенсией пенсионера с «советским» стажем в несколько десятилетий. Однако такая мера подразумевает дополнительную нагрузку на региональные бюджеты, а потому в настоящее время едва ли может быть реализована.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.