ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       5.1 Маркетинговое исследование

 

       В 2013 году в России было произведено 1085 млн дал пива, что составляет 95,2% к уровню 2012 года. Последний раз аналогичное по показателям сокращение производства было отмечено в 1995 году - 85,1% к уровню 2000 года. В дальнейшем на протяжении 12 лет в отрасли наблюдался устойчивый рост объемов производства от 5 до 16% в год в натуральном выражении, который прекратился в 2012 году.

       Существенным является тот факт, что динамика роста производства пива оставалась устойчиво отрицательной на протяжении всего 2013 года, что отличает отчетный период от тенденций, которые отрасль демонстрировала в предшествующие годы.

       Даже в неудачном для отрасли 2012 году производственная динамика была положительной с мая по октябрь, в период сезонного роста продаж. В отчетном году, напротив, максимальное снижение производственных показателей пришлось на второй и третий кварталы. Наименьшее значение зафиксировано в августе - -8,1% к январю-августу 2012 года. Максимального значения показатель достиг в марте - -4,8% к январю-марту 2012 года, а затем повторил то же значение в декабре. Наиболее удачным для отрасли в 2013 году стал четвертый квартал, на протяжении которого показатель увеличился от -7,9% в сентябре до -4,8% в декабре по отношению к январю-декабрю 2012 года. Следует отметить также, что диапазон колебаний индекса на протяжении 2013 г. оставался меньшим, чем в предшествующие годы.

       В то же время динамика сезонного производства пива вела себя в целом традиционно для отрасли. Пик производства пришелся на июль - 119 млн дал, при этом достигнутый результат близок к значению, которое отрасль продемонстрировала в удачном для нее 2011 году - 119,8 млн дал, хотя и уступает показателю июля 2012 года - 128,3 млн дал. Отличительной особенностью 2013 года стало более значительное сезонное снижение производства в августе и сентябре, чем это наблюдалось ранее, так что объемы производства в эти месяцы оказались ниже аналогичных показателей не только 2011 и 2012 годов, но и 2010 года. Однако в октябре, ноябре и декабре 2013 года зафиксирован рост объемов производства на 6,5, 3,7 и 11,1% к соответствующим месяцам 2012 года. В декабре отмечен рекордный для этого месяца объем производства пива - 94,9 млн дал. Большинство аналитиков рынка связывают это со стремление торговых сетей создать запасы продукции в преддверии беспрецедентного повышения акциза на пиво.

       Безусловно, положительная динамика четвертого квартала в пивоваренной отрасли связана и с общим улучшением макроэкономической ситуации. В частности, имеется определенная корреляция ситуации в пивоваренной отрасли с таким показателем, как реальная начисленная заработная плата. По данным Росстата, наименьшее значение этого показателя зафиксировано во второй и третьем кварталах 2013 года (соответственно, 97,6 и 94,8% к аналогичному периоду 2012 года). Напротив, в течение четвертого квартала реальная начисленная заработная плата возрастала, и в декабре достигла уровня 100,6% к декабрю 2012 года.

       Основной причиной спада на рынке пива, как и на других рынках, является общая неблагоприятная ситуация в экономике, и в частности снижение покупательной способности населения. Оборот розничной торговли в товарной массе в 2013 году составил 94,5% к уровню 2012 года. При этом розничный оборот пищевых продуктов, включая напитки, сократился в меньшей степени, чем производство пива, и составил 97,5% к уровню 2012 года. Это косвенно свидетельствует о том, что малообеспеченные слои населения, в расходах которых значительную долю составляют продукты питания, снизили потребление пива.

       По данным Росстата, доля пива в потреблении алкоголя (в пересчете на чистый алкоголь) сократилась с 32,9% в январе-ноябре 2012 года до 32,6% в январе-ноябре 2013 года. При должном учете динамики теневого рынка крепкого алкоголя и вин значение этого показателя сокращается в еще большей степени. Можно сделать вывод о том, что в течение 2013 года, под давлением экономического спада, впервые за много лет обозначилась тенденция к переходу населения от пива к более крепким напиткам.

       По предварительным оценкам, среднедушевое потребление пива в 2013 году составило 76,5 л на человека в год, что на 0,5 л меньше, чем в 2012 году. Между тем в течение десятилетия - с 2000 по 2010 годы - среднедушевое потребление пива в России увеличивалось в среднем на 5-7 л в год.

       Соответственно, структура потребления алкоголя постепенно приближалась к европейской, где предпочтение отдается пиву и вину, а не крепким напиткам. Однако начиная с 2012 года этот показатель стабилизировался и с тех пор испытывает лишь незначительные колебания в диапазоне 75-77 л. Таким образом, потребление пива в России зафиксировалось на уровне, который значительно ниже, чем во многих европейских странах со сходными климатическими условиями. Это факт необходимо учитывать при определении государственной политики в отношении алкоголя, поскольку он делает очевидным тот факт, что представление о пиве как о напитке, который постоянно наращивает свою аудиторию, является неосновательным.

       Сегмент живого пива, в силу высокой маржинальности, становится особенно перспективным в период резкого повышения акцизов и спада на рынке. Для малых предприятий отрасли это дополнительная возможность пережить трудный этап. В последние годы отмечено появление множества торговых точек, специализирующихся на продаже живого пива. По данным компании «Бизнес Аналитика», за последние три года произошел рост этого сегмента с 0,1 до 1,5% рынка. И это только начало, учитывая, что в странах Европы рыночная доля разливного пива составляет в среднем более 30%. Не случайно, что лидирует в развитии этого сегмента Санкт-Петербург, где уровень и культура потребления пенистого напитка наиболее близки к европейским. По оценкам, в регионе работают два десятка мини-пивоварен, более 10% пива реализуется в сегменте HoReCa. Лидер этого сегмента местного рынка - «Старая телега» сообщает о том, что в 2013 году сохраняет среднегодовую динамику роста объема продаж на уровне не менее 10%. В целом можно сделать вывод, что перспективы развития пивоваренной отрасли в российских регионах еще далеко не исчерпаны, и если давление, оказываемое на бизнес со стороны макроэкономической ситуации и законодательства не будет чрезмерным, то пивовары, с выгодой для себя и для региональных бюджетов, найдут возможность удовлетворить самый широкий спектр запросов потребителей пенного напитка.

Экономический расчет

Целью инвестиционного проекта является достижение устойчивого объема производства 150 000 литров в год. Выход на указанный объем производства планируется в 2011 году за счет строительства технологической линии по производству пива.

Для реализации проекта планируется взять кредит в банке на закупку новой линии с учетом затрат на их транспортировку и монтаж, а также на строительство здания и его обслуживание.

Стоимость двухэтажного производственного здания, в котором происходит процесс получения пива, оценивается в 1 270, 34 тыс. руб.

Расчет стоимости оборудования приведен в табл. 27.

Таблица 27

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.