Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.
2.Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида.
3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает парные сюжетные картинки и называет глагол несовершенного вида. Затем просит ребенка назвать законченное действие, изображенное на другой картинке.
Логопед: Ребенок:
Сажает акацию. Посадила акацию.
Вешает одеяло. Повесила одеяло.
Кладет на пианино. Положила на пианино.
Рисует Буратино. Нарисовала Буратино.
Вырезает черепаху. Вырезала черепаху.
Копает канаву. Выкопала канаву.
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Сапоги из резины резиновые сапоги
Суфле из малины малиновое суфле
Листики рябины рябиновые листики
Ветки тополя тополиные ветки.
Пальма, на которой растут бананы банановая пальма
Аллея из ясеня ясеневая аллея
Посуда из алюминия алюминиевая посуда
Кастрюля, покрытая эмалью эмалированная кастрюля
Пижама в полоску полосатая пижама
Посудина с дырками дырявая посудина
Насекомое с ядом ядовитое насекомое
Упражнение « ЧЬЯ, ЧЬЕ?».
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании притяжательных прилагательных.
2.Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.
3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед: Ребенок:
Яйцо утки утиное яйцо.
Гнездо перепелки перепелиное гнездо.
Стая голубей голубиная стая.
Шея лебедя лебединая шея
Бородка петуха петушиная бородка.
Стая гусей гусиная стая
Яйцо курицы куриное яйцо.
Норка мыши мышиная норка.
Упражнение «У КОГО ТАКОЙ ДЕТЕНЫШ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры14-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2.Учить составлять предложение по сюжетной картинке.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением взрослых животных; предметные картинки с изображением детенышей животных.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), задает вопрос: «У кого такой детеныш?». Ребенок отвечает на вопрос и подбирает соответствующую картинку.
Логопед: Ребенок:
а) «Кто у кого?»
У лошади жеребята.
У свиньи поросята.
У лягушки лягушата.
У кабана кабанята.
У оленя оленята.
У вороны воронята.
б) «Кто с кем?»
Гусыня с гусятами.
Корова с телятами.
Лиса с лисятами.
Кошка с котятами.
В) «Кто как голос подавал?»
Петухи кукарекали.
Гуси гоготали.
Кукушка куковала.
Кошка мяукала.
Воробьи чирикали.
Ласточка щебетала.
(Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия.)
Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».
Цель:
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку изменять слова по образцу:
Логопед: Ребенок:
а) «Назови один предмет».
Фасоль фасолина
Изюм изюмина
Горох горошина
Посуда посудина
Макароны макаронина
б) «Кто она?»
Он король она королева.
Он поэт она поэтесса.
Он танцор она балерина.
в) «Назови одним словом».
Пешком ходят пешеходы.
Лежит на боку лежебока.
Никогда не сидит непоседа.
У сороки белые бока белобока.
Вновь поселились новоселы.
Жители города горожане.
Время, когда пьют чай чаепитие.
(Лексический материал упражнения необходимо разделить на два занятия.)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.