Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.

2.Упражнять в звуковом анализе.

3.Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.

  Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.

 

Ребенок:               Логопед:                           Ребенок:

 

СТ                           ружка                                стружка

                                рочка                                 строчка

                                рижка                                  стрижка

                                рунка                                 струнка

                                ройка                                 стройка

                                релка                                  стрелка

                                рельба                                 стрельба

                                рашно                                   страшно.      

 

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».

 

а) с суффиксом – К -.

 

       Логопед:                                                     Ребенок:

         Стена                                                           стенка

         Шляпа                                                          шляпка

         Пчела                                                           пчелка

         Блуза                                                            блузка

         Крыша                                                          крышка

          Тропа                                                           тропка

         Слеза                                                             слезка

                 Штора                                                           шторка

              

 

б) с суффиксом – ЧК -, - ЧИК-.

        Брюки                                                              брючки

        Штука                                                              штучка

         Злюка                                                              злючка

          Птица                                                             птичка.

          Стул                                                              стульчик.

          Птенец                                                          птенчик.  

  

в) с суффиксом –Ц -.

        Дверь                                                               дверца

        Блюдо                                                              блюдце.

 

 

Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: клубок, звонок, хвост, столб, платок, шнурок, значок, дворец, станок, крючок, гвоздь, пловец, флажок, шланг.

 

Ход игрового упражнения.

 

       Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?».

 

                             Ребенок:

 

а) Клубка     б) Звонка         в)  Кружка

Хвоста           Столба             Гвоздя

 Станка           Шнурка           Пловца

Значка             Платка             Флажка

           Дворца             Крючка           Шланга.

 

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных от глаголов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.

 

а) с суффиксом – К -.

 

Логопед:            Ребенок:                Логопед:                        Ребенок:

 

Спешить         спешка.                  Сказать                           сказка

Связать        связка.                     Свалить                          свалка.

Плясать        пляска.                   Красить                          краска.

Стирать        стирка.                   Трясти                             тряска.

Собрать        сборка.                     Следить                           слежка.

 

б) с суффиксом – ЧК -.

 

Спать              спячка.                     Скакать                         скачка.

 

в) с суффиксом – Б -.

 

Дружить    дружба.                        Служить                         служба.

Просить      просьба.                      Стрелять                        стрельба.  

 

Упражнение «НАЗОВИ ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО».

 

Цель:

      1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.

2. Развивать логическое мышление.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед предлагает ребенку поиграть и обращается к нему с вопросом: «Каким будет четвертое слово?»

   Логопед:                                                          Ребенок:

 

Человек - дети, птицы -                                  птенцы.

Огород – овощи, сад -                                      фрукты

Овощи – грядка, цветы -                                  клумба.

   Бутылка – пробка, кастрюля -                         крышка.

   Копать – лопата, сгребать -                             грабли.

  Фрукты – дерево, овощи -                                грядка.

   Человек – дом, птица -                                     гнездо.

   Отвертка – шурупы, молоток -                        гвозди.

   Машина – руль, самолет -                                штурвал.

                                                

 

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при употреблении

антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.

 

   Логопед:                                                              Ребенок:

 

Шепчут тихо, а кричат …                                            громко.

Ночью темно, а днем …                                                светло.

Отдыхать легко, а работать …                                     трудно.

Сегодня мне весело, а вчера было …                          грустно.

Я живу от школы далеко, а мой друг …                      близко.

В комнате чисто, а на улице …                                     грязно.

У коробки дно снизу, а крышка …                                сверху.

Когда ешь горчицу, во рту горько, а когда сахар …    сладко. 

 

 

Упражнение «СКАЖИ, КАК?».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании и употреблении наречий.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, отвечающим на вопрос «как?».

 

Логопед:                                                              Ребенок:

 

На полу грязь. В комнате (как?) …                   грязно.

Клоун смешил детей. Он выступал (как?)        смешно.

От страха малыш заплакал. Ему было (как?)   страшно.

Мама грустит. Ей (как?)                                      грустно.

В комнате много света. В комнате (как?)          светло.

Собака лаяла со злобой. Она лаяла (как?)          злобно.

Бабушка с трудом поднялась по лестнице.

Ей было (как?)                                                        трудно.

В подвале сырость и мрак. Там (как?)                 мрачно.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.