Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ «КА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.

2.Упражнять в звуковом анализе.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его слогом «ка», затем называет слово полностью.

 

Логопед:     Ребенок:

 

Шкатул          шкатулка

Хлопуш        хлопушка

Площад          площадка

                                    Квакуш           квакушка

                                     Скакал            скакалка

                                    Ступень          ступенька

                                    Стамес            стамеска

                                    Кладов            кладовка

                                   Скамей             стамеска

Пропол            прополка

                                    Кревет             креветка

(Лексическое значение незнакомых слов необходимо объяснить.)

Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?».

 

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа.

2.Упражнять в звуковом анализе.

3.Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

 

Ход игрового упражнения.

 

   Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.

 

Ребенок:                         Логопед:                           Ребенок:

 

                                        мерка                               примерка

                                         вивка                               прививка

                                         ческа                                прическа

ПРИ

                                         щепка                              прищепка

                                          права                               приправа

                                          бавка                                прибавка

                                          ставка                               приставка

                                           манка                               приманка

                                           сыпка                               присыпка 

    

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».

       Логопед:             Ребенок:

 

А) с суффиксом – К -.

        Кровать             кроватка

        Площадь            площадка

        Ступень              ступенька

        Сторона             сторонка

 

Б) с суффиксом – ИШК-, -ЫШК-.

         Стекло               стеклышко

          Гнездо               гнездышко

           Бревно              бревнышко

           Брат                   братишка

           Трус                   трусишка

           Штаны                штанишки

В) с суффиксом – ЧК-, -ЧИК.

            Крыльцо            крылечко

            Блюдце              блюдечко

            Слово                 словечко

            Сказка                сказочка

            Цветы                 цветочки

            Блины                блинчики    

            Графин              графинчик

            Стакан               стаканчик

 

 

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением.

 

    Логопед:                          Ребенок:

 

                                    Темная                              светлая

                                            Трусливая                         храбрая

                                            Веселая                             грустная

                                            Шершавая                         гладкая

                                             Громадный                       крошечный

                                            Уснуть                              проснуться

                                             Болезнь                             здоровье

 

 

Упражнение «СКАЖИ О СЕБЕ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: парные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.

 

     Логопед:                              Ребенок:

 

     Прятал                                 прятался.

     Сгибал                                 сгибался

     Свалил                                 свалился

     Крутил                                 крутился

     Хвалил                                 хвалился    

      Светил                                 светился

      Спустил                               спустился

 

  

 Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа словосочетаниях.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание и память.

 

Оборудование: предметные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: крупные снежинки, хрустальный стаканчик, хрупкая скорлупа, грязные шлепанцы, стеклянный градусник.

Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетание.

 

      Логопед:                            Ребенок:

Хрустальный                              хрустальный стаканчик.

 Стеклянный                                 стеклянный градусник.

Грязные                                       грязные шлепанцы

Хрупкая                                       хрупкая скорлупа

Крупные                                      крупные снежинки.

 

Аналогично проводится работа со словосочетаниями:

 скользкая тропинка, красная гвоздика, сладкая клубника, грозная дворняга, просторный спортзал, крошечный светлячок, прозрачный графинчик, свободный троллейбус, светлые звездочки, степная станция.                                                      

 

 

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

 

Логопед:                                                        Ребенок:

 

Хлеб из пшеницы                                    пшеничный хлеб

Блузочка из кружева                               кружевная блузочка

Графинчик из хрусталя                           хрустальный графинчик

Стаканчик из стекла                                стеклянный стаканчик.

Сок из фруктов                                         фруктовый сок

Соус из свеклы                                          свекольный соус.

Сырок из творога                                      творожный сырок

Аромат цветов                                           цветочный аромат

Напиток из клюквы                                   клюквенный напиток.

Морс из брусники                                      брусничный морс

Джем из клубники                                      клубничный джем

 Скульптура из мрамора                                   мраморная скульптура

Пластина из свинца                                   свинцовая пластина.

Житель столицы                                          столичный житель.

Зал для спорта                                              спортивный зал

Герой из сказки                                           сказочный герой

  Двигатель от трактора                                 тракторный двигатель

  Предмет в форме квадрата                          квадратный предмет.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.