1. Вакцины. Определение. Современная классификация вакцин. Требования, предъявляемые к вакцинным препаратам.
2. Живые вакцины. Получение, применение. Достоинства и недостатки.
3. Инактивированные (корпускулярные) вакцины. Получение, применение. Достоинства и недостатки.
4. Субклеточные и субъединичные (химические) вакцины. Получение. Преимущества. Применение. Роль адъювантов.
5. Молекулярные вакцины. Анатоксины.Получение,очистка,титрование. Применение.
6. Ассоциированные и комбинированные вакцинные препараты. Достоинства. Вакцинотерапия.
7. Генно-инженерные вакцины. Принципы получения, применение.
8. Иммунные сыворотки. Классификация. Получение, очистка. Применение.
9. Антитоксические сыворотки. Получение, очистка, титрование. Применение. Осложнения при использовании и их предупреждение.
10. Препараты иммуноглобулинов. Получение, очистка, показания к применению.
11. Понятие об иммуномодуляторах. Принцип действия. Применение.
12. Интерфероны. Природа, способы получения. Применение.
13. Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных болезней.
14. Иммунокорригирующая терапия.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
При ответе на вопросы по частной микробиологии рекомендуем придерживаться следующего плана:
1. Таксономия возбудителя: для бактерий - отдел (GraciIicutes, Firmicutes, Tenericutes), семейство, род, вид; для эукариотов - классы, виды; для вирусов – ДНК- или РНК- геномные вирусы, семейство, род, вид, серогруппа.
2. Характеристика возбудителя: морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, антигенные свойства, факторы патогенности, резистентность к различным факторам; биологические модели.
3. Вызываемые заболевания – краткая эпидемиологическая характеристика (источники инфекции, механизм, пути и факторы передачи, восприимчивый коллектив), патогенез, основные клинические проявления, особенности иммунитета.
4. Микробиологическая диагностика: исследуемый материал, применяемые методы диагностики.
5. Специфическая профилактика и этиотропное лечение (вакцины, сыворотки, фаги, химиотерапия).
ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
1. Методы микробиологической диагностики инфекционных болезней.
2. Возбудители брюшного тифа и паратифов.Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
3. Возбудители эшерихиозов. Таксономия и характеристика. Роль кишечной палочки в норме и патологии. Микробиологическая диагностика эшерихиозов. Лечение.
4. Возбудители кишечного иерсиниоза. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
5. Возбудители шигеллеза. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
6. Возбудители сальмонеллезов. Таксономия и характеристика. Микробиологический диагноз сальмонеллезов. Лечение.
7. Возбудители холеры. Таксономия и характеристика. Микробиологический диагноз сальмонеллезов. Лечение.
8. Стафилококки. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика заболеваний, вызываемых стафилококками. Специфическая профилактика и лечение.
9. Стрептококки. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика стрептококковых инфекций. Лечение.
10. Менингококки. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика менингококковой инфекции. Лечение.
11. Гонококки. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика гонореи. Лечение.
12. Возбудитель туляремии. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
13. Возбудитель сибирской язвы. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
14. Возбудитель бруцеллеза. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
15. Возбудитель чумы. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
16. Особенности микробиологического диагноза при карантинных инфекциях. Экспресс-диагностика.
17. Возбудители анаэробной газовой инфекции. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
18. Возбудитель ботулизма. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
19. Возбудитель столбняка. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
20. Возбудитель дифтерии. Таксономия и характеристика. Условно-патогенные коринебактерии. Микробиологическая диагностика. Выявление антитоксического иммунитета. Специфическая профилактика и лечение.
21. Возбудитель коклюша и паракоклюша. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
22. Возбудитель туберкулеза. Таксономия и характеристика. Условно-пато-генные микобактерии. Микробиологическая диагностика.
23. Возбудитель проказы. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
24. Актиномицеты. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
25. Возбудитель сыпного тифа. Таксономия и характеристика. Болезнь Брилля-Цинссера. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
26. Возбудитель лихорадки. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
27. Возбудитель хламидиозов. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
28. Возбудитель легионеллезов. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
29. Возбудитель сифилиса. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
30. Возбудитель лептоспирозов. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение. Специфическая профилактика.
31. Возбудитель бореллиозов. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика.
32. Микоплазмы. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
33. Роль условно-патогенных микроорганизмов в возникновении внутренних инфекций. Клиническая микробиология, ее задачи.
34. Синегнойная палочка.Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
35. Неспорообразующие анаэробы. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
36. Классификация грибов. Характеристика. Роль в патологии человека. Лабораторная диагностика. Лечение.
37. Возбудитель малярии. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
38. Возбудитель токсоплазмоза. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
39. Возбудитель лейшманиозов. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Лечение.
40. Возбудитель амебиаза. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическое лечение.
41. Значение открытия Д.И. Ивановского. Этапы развития вирусологии. Роль отечественных ученых в развитии вирусологии.
42. Возбудитель ОРВИ. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
43. Возбудитель гриппа. Таксономия и характеристика. Микробиологическая диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
44. Возбудитель полиомиелита. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.
45. Возбудители гепатитов А и Е. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.
46. Арбовирусы. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых арбовирусами. Специфическая профилактика.
47. Возбудитель клещевого энцефалита. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.
48. Возбудитель бешенства. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.
49. Возбудитель натуральной оспы. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика оспы на современном этапе.
50. Возбудитель краснухи. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.
51. Вирус кори. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
52. Герпес-инфекция. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика и лечение.
53. Возбудители гепатитов В, С, D. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика.
54. ВИЧ-инфекция. Таксономия и характеристика. Лабораторная диагностика, профилактика.
55. Классификация и характеристика онкогенных вирусов.
САНИТАРНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
1. Учение о санитарно-показательных микроорганизмах.
2. Микрофлора воздуха и методы ее исследования.
3. Патогенные микробы в воздухе, механизм распространения и пути передачи инфекции.
4. Санитарно-показательные микроорганизмы воздуха.
5. Санитарно-бактериологическое исследование воздуха. Методы, аппаратура.
6. Микрофлора воды. Факторы, влияющие на количество микробов в воде.
7. Методы санитарно-бактериологического исследования воды.
8. Показатели качества воды: микробное число, коли-индекс.
9. Отбор, хранение, транспортировка проб воды для санитарно-микробиологического исследования.
10. Исследование питьевой воды на присутствие возбудителей брюшного тифа, холеры и лептоспирозов.
11. Микрофлора почвы. Факторы, влияющие на количественный и видовой состав микробов почвы.
12. Почва как фактор передачи инфекционных болезней.
13. Санитарное микробиологическое исследование почвы. Микробное число,
коли-титр, перфрингенс - титр почвы.
14. Санитарно-бактериологическое исследование предметов окружающей среды. Исследование смывов с рук, инвентаря, оборудования.
15. Контроль перевязочного материала на стерильность.
16. 3начение условно-патогенных микробов в этиологии пищевых токсикоинфекций.
17. Санитарно-микробиологическое исследование при пищевых токсикоинфекциях и бактериальных токсикозах.
18. Санитарно-микробиологическое исследование пищевых продуктов.
19. Санитарно-бактериологическое исследование молока и молочных продуктов.
20. Санитарно-бактериологическое исследование мяса и мясных продуктов.
21. Вирусы, циркулирующие в сточной воде, методы индикации.
22. Роль воздушной среды в распространении вирусных заболеваний, методы отбора воздуха и индикации вирусов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Возрастные особенности микрофлоры человека. Динамика микрофлоры кишечника у новорожденных детей. Влияние естественного искусственного вскармливания на характер микрофлоры кишечника ребенка.
2. Применения бактериальных препаратов для профилактики дисбактриоза и лечения кишечных заболеваний у детей.
3. Санитарно-бактериологическое исследование продуктов детского питания: молока, молочных смесей и молочнокислых продуктов.
4. Санитарно-бактериологическое обследование детских учреждений и предметов ухода за ребенком. Значение микрофлоры воздуха для родильных отделений и палат новорожденных.
5. Внутриутробная инфекция, пути заражения плода. Инфекционный процесс в организме плода, у новорожденных и детей раннего возраста.
6. Возрастные особенности неспецифической резистентности (гуморальные факторы, клеточные механизмы неспецифической защиты).
7. Развитие клеточных неспецифических механизмов защиты. Особенности воспалительной реакции у детей раннего возраста. Незавершенность фагоцитоза.
8. Возрастные особенности иммунологической реактивности. Динамика антителообразования в развивающемся организме.
9. Возрастные особенности противовирусного иммунитета. Значение плацентарного иммунитета в защите новорожденного от некоторых вирусных инфекций (корь и др.).
10. Особенности проявления кожно-аллергических проб у детей раннего возраста. Их значение в оценке диагностических реакций.
11. Иммунологические взаимоотношения в системе мать-плод. Изоантигены эритроцитов АВО. Резус-антиген и егозначение в патологии беременности.
12. Плановые профилактические прививки. Оценка поствакцинального иммунитета.
13. Проблема стафилококковой инфекции в педиатрической практике. Возрастные особенности чувствительности детей к стафилококковым токсинам. Значение носительства стафилококков у лиц, работающих в детских учреждениях.
14. Роль стрептококков при скарлатине. Иммунитет после перенесенного заболевания. Определение его напряженности.
15. Гонококки - возбудители бленореи.
16. Возбудители эшерихиозов у детей. Особенности патогенеза, иммунитета. Лабораторная диагностика.
17. Применение бактерийных препаратов и значение естественного вскармливания при лечении кишечных инфекций у детей младшего возраста.
18. Врожденный сифилис. Особенности лечения и лабораторной диагностики сифилиса.
19. Роль хламидий в патологии беременности и поражения плода.
20. 3начение микоплазм в патологии беременности и заболеваниях у детей.
21. Дрожжеподобные грибы рода кандида. Заболевание у новорожденных (молочница). Возбудители дерматомикозов. Значение в детской патологии.
22. 0собенности ВИЧ-инфекции у детей.
23. Проблема госпитальной инфекции, вызванной бактериями из семейства кишечны х бактерий (сальмонеллы, клебсиелла) в педиатрической практике. Пути профилактики.
24. Значение медицинской микробиологии в практической деятельности врача-педиатра.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Микроэкология ротовой полости. Микрофлора полости рта в норме и патологии.
2. Неспецифическая резистентность полости рта.
3. Механизмы специфического иммунитета в полости рта. Иммуноглобулины.
4. Аллергические реакции в полости рта. Механизмы.
5. Стрептококки полости рта в развитии кариеса и его осложнений.
6. Актиномикоз в полости рта. Лабораторная диагностика.Этиотропное лечение.
7. Роль неспорообразующих анаэробов в осложнениях в челюстно-лицевой
хирургии.
8. Кандидоз полости рта. Этиотропное лечение. Лабораторная диагностика.
9. Герпетическая инфекция в полости рта. Персистенция вирусов. Лабораторная диагностика. Этиотропное лечение.
10. Вирусные инфекции полости рта.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Действие физических факторов на микроорганизмы. Методы стерилизации, аппаратура.
2. Дезинфекция. Методы. Дезинфицирующие препараты, механизм действия.
3. Методы контроля микробной загрязненности растительного лекарственного сырья.
4. Санитарно-бактериологический контроль дистиллированной воды.
5. Методы бактериологического контроля нестерильных лекарственных форм.
6. Стерильные лекарственные формы и методы бактериологического контроля.
КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Студент должен знать:
1. Правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории; методы микроскопии, используемые в микробиологии; принципы классификации микробов, бинарную номенклатуру; структуру и химический состав микробов, функции отдельных структур.
2. Основные функции микробов: питание, дыхание, размножение, ферментативную активность; влияние окружающей среды на микробы; питательные среды; методы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Методы культивирования вирусов.
3. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; использование микробов в промышленности, сельском хозяйстве и биотехнологическом производстве; состав микрофлоры организма человека и ее значение; са-нитарно-показательные микроорганизмы воды; воздуха, почвы и их значение для санитарного состояния окружающей среды.
4. Роль микробов в жизни растений; фитопатогенную микрофлору и ее роль в порче лекарственного растительного сырья; источники и пути микробного загрязнения растительного сырья и лекарственных средств; микробиологические методы исследования качества лекарственного сырья и готовых лекарственных форм в соответствии с требованиями нормативных документов.
5. Действие на микробы химических и физических факторов; понятие "асептика", ''антисептика", методы стерилизации и аппаратуру; механизм действия дезинфицирующих веществ, дезинфектанты.
6. Химиотерапевтические вещества; антибиотики, классиф икацию антибиотиков по способу получения, химической структуре, механизму и спектру действия; осложнения антибиотикотерапии; антибиотикорезистентность микроорганизмов, ее механизмы.
7. Основы генетики микробов, виды генетических рекомбинаций у бактерий и использование генетических рекомбинатов для получения вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков, ферментов, гормонов. Механизмы формирования лекарственной устойчивости.
8. Понятия и принципы генетической инженерии. Сущность биотехнологии и решаемых ею проблем.
9. Понятия "инфекция", "инфекционная болезнь"; виды инфекций; роль микробов в развитии инфекционногопроцесса; механизмы и пути развития.
10. Иммунную систему человека; неспецифические факторы защиты организма; механизм реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний, диагностические препараты.
11. Иммунобиологические препараты, применяемые для лечения и профилактики инфекционных заболеваний: вакцины, лечебно-профилактические сыворотки, иммуномодуляторы, эубиотики, пробиотики, лечебные бактериофаги.
12.Таксономию, морфологические и биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, эпидемиологию, механизмы и пути передачи возбудителей, патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; принципы диагностики, неспецифическую и специфическую профилактику и препараты для лечения.
Студент должен уметь:
1. Приготовить и окрасить микропрепараты простыми методами и методом Грама, микроскопировать с помощью иммерсионной системы.
2. Сделать посев на плотные, жидкие и полужидкие питательные среды; идентифицировать выделенную чистую культуру.
3. Сделать посев для определения микробного числа воздуха, воды, почвы, смывы с предметов, аптечной посуды; определять микробную чистоту различных лекарственных форм, проводить микробиологический контроль стерильности лекарственных средств.
4. Выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать аптечную посуду, инструменты, рабочее место и др.
5. Определять чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агаре и методом серийных разведений, оценить полученные результаты.
6. Оценить результаты реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
3.1. Практические навыки и умения, выработанные у студентов лечебного и педиатрического факультетов на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии Волгоградского государственного медицинского университета
1. Приготовить микропрепараты, окрашивать их простыми и сложными методами; микроскопировать с иммерсионной системой.
2. Сделать посев на питательные среды для получения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий, идентифицировать выделенную культуру; провести эпидемиологическое маркирование.
3. Сделать посев для определения микробного числа воды, воздуха; определять бактерии группы кишечной палочки, общую микробную обсемененность воды, воздуха, смывов с рук, предметов.
4. Выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать лабораторную посуду, медицинские инструменты и др.
5. Определять чувствительность бактерий к антибиотикам: расшифровать антибиограмму и определить минимально-подавляющую концентрацию антибиотиков.
6. Поставить опыты по конъюгации, трансформации, трансдукции.
7. Проводить заражение и вскрытие лабораторных животных; определять вирулентность микробов.
8. Использовать основные реакции иммунитета для идентификации выделенной микробной культуры и обнаружения антител в сыворотке больных при диагностике инфекционных болезней.
9. Проводить взятие материала для бактериологических и вирусологических исследований.
10. Выделять и идентифицировать патогенные и условно-патогенные микроорганизмы.
11. Проводить заражение биологических моделей для культивирования вирусов с последующей индикацией и идентификацией.
12. Проводить серологическую диагностику инфекционных болезней.
13. Интерпретировать результаты микробиологических, вирусологических и иммунологических исследований.
3.2. Практические навыки и умения, выработанные у студентов стоматологического факультета на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии Волгоградского государственного медицинского университета
1. Провести взятие исследуемого материала от больного.
2. Приготовить мазок из разного рода исследуемого материала.
3. Провести микроскопирование мазков с использованием иммерсионной системы светового микроскопа.
4. Выделить чистую культуру микроба.
5. Стерильно провести пересев бактериальных культур.
6. Определить биохимические свойства микробов с использованием сред пестрого ряда.
7. Определить чувствительность выделенной культуры к антибиотикам. Расшиф ровать антибиограмму и определить минимально-подавляющую концентрацию антибиотиков.
8. Провести идентификацию выделенной чистой культуры микроба по его антигенной структуре.
9. Осуществить постановку и оценить результаты серологических реакций, используемых в диагностике инфекционных болезней.
10. Определить тактику применения основных групп антибактериальных препаратов с учетом характера патологии челюстно-лицевой области и данных микробиологического исследования.
11. Воспользоваться системой микробиологических, вирусологических и иммунологических методов обследования больного с патологией челюстно-лицевой области.
3.3. Практические навыки и умения, выработанные у студентов фармацевтического факультета на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии Волгоградского государственного медицинского университета
1. Приготовить и окрасить микропрепараты простыми методами и методом Грама. Провести микроскопирование мазков с использованием иммерсионной системы светового микроскопа.
2. Сделать посев на плотные, жидкие и полужидкие питательные среды; идентифицировать выделенную чистую культуру.
3. Сделать посев для определения микробного числа воздуха, воды, почвы, смывы с предметов, аптечной посуды; определять микробную чистоту различных лекарственных форм, проводить микробиологический контроль стерильности лекарственных средств.
4. Выполнять работу в асептических условиях: дезинфицировать и стерилизовать аптечную посуду, инструменты, рабочее место и др.
5. Определять чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агаре и методом серийных разведений, оценить полученные результаты .
6. Оценить результаты реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.