И основные сценарии будущего
Цель – изучить философскую проблематику глобализации, уяснить векторы процесса глобализации, причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи, а также возможные пути их решения: оптимистические и пессимистические сценарии будущего в многообразных направлениях, представляющие разные области философского, научного, футурологического и т.п. исследований.
Ключевые понятия – глобальные проблемы, межгосударственные, межэтнические проблемы, экологические, демографические проблемы, мировой терроризм, «Римский клуб», футурошок, географический детерминизм, природа, географическая среда и т.д.
Вопросы и задания
1.Причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи: взаимосвязь и иерархия. Основные группы глобальных проблем.
2. Экологическая проблема.
3. Демографический кризис.
4. Экономический дисбаланс.
5. Военная и террористическая опасности.
6. Оптимистические (Ж. Футурастье, Д. Белл, К. Ясперс) и пессимистические (Э. Тоффлер, С. Хантингтон, К. Лоренц) сценарии будущего.
Письменное задание
1. Составить таблицу по шестому вопросу «оптимистические и пессимистические сценарии будущего»
концепции будущего | представители | основные идеи |
1) оптимистические | Ж. Футурастье | |
Д. Белл | ||
и т.д. Ф.И.О. ……………. | ||
2) пессимистические | Э. Тоффлер | |
С. Хантингтон | ||
и т.д. Ф.И.О. ……………. |
Литература
Основная
1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2012
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2013
4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Под ред. Степина В.С., М., 2013
5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 2014
6. Хесле В. Философия и экология. М., 2016
Дополнительная
1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012
2. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 2013
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2013
4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2016
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2013.
7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. — М., 2012.
8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 2013
Семинар – 18
Тема – Философия науки и техники
Цель – изучить проблематику философии науки и техники, критериев научного знания, роли интуиции в процессе познания, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого
Ключевые понятия – наука, техника, гуманитарное знание, рациональность, научное познание, научные революции, сциентизм, антисциентизм, демаркация, «демонизм техники», профессиональная ответственность ученого, эмпирический и теоретический уровни научного исследования, научно – технический прогресс, фальсификация, парадигма,
Вопросы и задания
1. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное и вненаучное знание.
2. Эмпирический и теоретический уровни познания, их структура.
3. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности.
4. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника.
5. Сциентизм и антисциентизм (как гуманитаризация знания).
6. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке.
7. Науки «о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания.
Литература
Основная
1. Философия и методология науки. Под ред. Степина В.С., - М., 2012
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2014
4. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 2014
5. Традиции и революции в истории науки. Под ред. А.А. Печенкина, М., 1991
Дополнительная
1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2013
3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2016
4. Традиции и революции в истории науки. под ред. Степина В.С., – М., 1991
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2009.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2013.
7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2014
8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2016
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Технологическая карта рейтинговых баллов
Дисциплина «Философия»
2 семестр 2018/2019 учебного года
Преподаватель: к.ф.н., доцент Шарова М.А.
№ | Вид задания | расшифровка | Количество баллов | Минимум-максимум | |
1 | Посещение занятий (лекций) | 9 занятий | за полное посещение 1 занятия с соблюдением дисциплины 0,5 балла, за посещение с опозданием до ½ от занятия или нарушением дисциплины – 0,25 балла, при грубом нарушении дисциплины – 0 баллов | 0-4,5 | |
2. | Теоретическая работа на занятии | знание терминов (глоссарий) | 0,25 балла | 0-27 | |
умение грамотно сформулировать и показать развитие философской мысли (концепции) в истории философии | 0,25 балла | ||||
знание основных проблем философии (конкретных философских вопросов: онтология, гносеология, логика и т. д.) | 0,5 балла | ||||
умение показать вклад мыслителей в контекст мировой истории | 0,5 балла | ||||
3 | Практическая работа студента: эссе, тесты текущего контроля знаний, задания на соотношение (мыслителей и высказываний и т.д.) | № 1 «Предмет философии, ее сущность и роль в жизни человека и общества» | 2 | 0-20 | |
№ 2 «Философия Древнего Востока» | 1 | ||||
№ 3 «Античная философия: гармония мира, человека и разума» | 2 | ||||
№ 4 «Философия средневековья и Возрождения» | 2 | ||||
№ 5 «Философия Нового времени и эпоха Просвещения» | 2 | ||||
№ 6 «Немецкая классическая философия» | 1 | ||||
№ 7 «Постклассическая европейская философия XIX – XX вв.» | 1 | ||||
№ 8/9 «Русская философия в X- XX вв.» | 1 | ||||
№ 10/11 «Философское учение о бытии (онтология)» | 1 | ||||
№ 12 «Философское учение о познании (гносеология)» | 2 | ||||
№ 13 «Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика синергетика» | 2 | ||||
№ 14 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» | 0,5 | ||||
№ 15/16 «Социальная философия» | 0,5 | ||||
№ 17 «Глобальные проблемы современности и основные сценарии будущего» | 1 | ||||
№ 18 «Философия науки и техники» | 1 | ||||
4. | Итоговое тестирование | 0-5 | |||
5. | Бонусные баллы и баллы для восполнения п.1 | Подготовка презентации или Подготовка сообщения по дополнительной информации и его обсуждение | 4,5 | ||
Всего баллов за текущий контроль | 30 баллов – допуск к экзамену | ||||
70 баллов - максимум | |||||
Итоговый контроль | Экзамен по курсу «Философия» | отлично | 25-30 | ||
хорошо | 19-24 | ||||
удовлетворительно | 15-18 | ||||
неудовлетворительно | 0-14 | ||||
Итого: для получения аттестации необходимо набрать (с учетом выполнения каждого пункта):
Отлично: 91-100 баллов
Хорошо: 75-90 баллов
Удовлетворительно: 60-74 балла
Дата: 2019-03-05, просмотров: 368.