Тема – Глобальные проблемы современности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И основные сценарии будущего

Цель –   изучить философскую проблематику глобализации, уяснить векторы процесса глобализации, причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи, а также возможные пути их решения: оптимистические и пессимистические сценарии будущего в многообразных направлениях, представляющие разные области философского, научного, футурологического и т.п. исследований.

Ключевые понятия – глобальные проблемы, межгосударственные, межэтнические проблемы, экологические, демографические проблемы, мировой терроризм, «Римский клуб», футурошок, географический детерминизм, природа, географическая среда и т.д.

Вопросы и задания

1.Причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи: взаимосвязь и иерархия. Основные группы глобальных проблем.

2. Экологическая проблема.

3. Демографический кризис.

4. Экономический дисбаланс.

5. Военная и террористическая опасности.

6. Оптимистические (Ж. Футурастье, Д. Белл, К. Ясперс) и пессимистические (Э. Тоффлер, С. Хантингтон, К. Лоренц) сценарии будущего.

Письменное задание

1. Составить таблицу по шестому вопросу «оптимистические и пессимистические сценарии будущего»

концепции будущего представители основные идеи
1) оптимистические Ж. Футурастье  
  Д. Белл  
  и т.д. Ф.И.О. …………….  
2) пессимистические Э. Тоффлер  
  С. Хантингтон  
  и т.д. Ф.И.О. …………….  

Литература

Основная

1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2012

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2013

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Под ред. Степина В.С., М., 2013

5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 2014

6. Хесле В. Философия и экология. М., 2016

Дополнительная

1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012

2. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 2013

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2013

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование запад­ной философии в связи с общественными и политическими об­стоятельствами. — М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2016

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2013.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. — М., 2012.

8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 2013

 

Семинар – 18

Тема – Философия науки и техники

Цель –   изучить проблематику философии науки и техники, критериев научного знания, роли интуиции в процессе познания, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого

Ключевые понятия – наука, техника, гуманитарное знание, рациональность, научное познание, научные революции, сциентизм, антисциентизм, демаркация, «демонизм техники», профессиональная ответственность ученого, эмпирический и теоретический уровни научного исследования, научно – технический прогресс, фальсификация, парадигма,

Вопросы и задания

1. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное и вненаучное знание.

2. Эмпирический и теоретический уровни познания, их структура.

3. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности.

4. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника.

5. Сциентизм и антисциентизм (как гуманитаризация знания).

6. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке.

7. Науки «о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания.

Литература

Основная

1. Философия и методология науки. Под ред. Степина В.С., - М., 2012

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2014

4. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 2014

5. Традиции и революции в истории науки. Под ред. А.А. Печенкина, М., 1991

Дополнительная

1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012

2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2013

3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2016

4. Традиции и революции в истории науки. под ред. Степина В.С., – М., 1991

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2013.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2014

8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2016

 

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Технологическая карта рейтинговых баллов

Дисциплина «Философия»

2 семестр 2018/2019 учебного года
Преподаватель: к.ф.н., доцент Шарова М.А.

Вид задания расшифровка

Количество

баллов

Минимум-максимум
1 Посещение занятий (лекций) 9 занятий

за полное посещение 1 занятия с соблюдением дисциплины 0,5 балла,

за посещение с опозданием до ½ от занятия или нарушением дисциплины – 0,25 балла,

при грубом нарушении дисциплины – 0 баллов

0-4,5

2.

Теоретическая работа на занятии

знание терминов (глоссарий)

0,25 балла

0-27

умение грамотно сформулировать и показать развитие философской мысли (концепции) в истории философии

0,25 балла

знание основных проблем философии (конкретных философских вопросов: онтология, гносеология, логика и т. д.)

0,5 балла

умение показать вклад мыслителей в контекст мировой истории

0,5 балла

3

Практическая работа студента: эссе, тесты текущего контроля знаний, задания на соотношение (мыслителей и высказываний и т.д.)

№ 1 «Предмет философии, ее сущность и роль в жизни человека и общества»

2

0-20

№ 2 «Философия Древнего Востока»

1

№ 3 «Античная философия: гармония мира, человека и разума»

2

№ 4 «Философия средневековья и Возрождения»

2

№ 5 «Философия Нового времени и эпоха Просвещения»

2

№ 6 «Немецкая классическая философия»

1

№ 7 «Постклассическая европейская философия XIX – XX вв.»

1

№ 8/9 «Русская философия в X- XX вв.»

1

№ 10/11 «Философское учение о бытии (онтология)»

1

№ 12 «Философское учение о познании (гносеология)»

2

№ 13 «Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика синергетика»

2

№ 14 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»

0,5

№ 15/16 «Социальная философия»

0,5

№ 17 «Глобальные проблемы современности и основные сценарии будущего»

1

№ 18 «Философия науки и техники»

1

4. Итоговое тестирование  

0-5

 
5. Бонусные баллы и баллы для восполнения п.1 Подготовка презентации или Подготовка сообщения по дополнительной информации и его обсуждение

4,5

 

Всего баллов за текущий контроль

30 баллов – допуск к экзамену

70 баллов - максимум

Итоговый контроль

Экзамен по курсу «Философия»

отлично

25-30

хорошо

19-24

удовлетворительно

15-18

неудовлетворительно

0-14

           

 Итого: для получения аттестации необходимо набрать (с учетом выполнения каждого пункта):


Отлично: 91-100 баллов

Хорошо: 75-90 баллов

Удовлетворительно: 60-74 балла

Дата: 2019-03-05, просмотров: 368.