(основные философские школы).
Цель – ознакомить учащихся с развитием западноевропейской философской мысли ХIХ-ХХ вв., показать ее основные философские направления (школы).
Ключевые понятия – иррационализм, философия жизни, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, феноменология, герменевтика, философская антропология, экзистенциализм, структурализм, критический рационализм, психоанализ, воля, марксизм, производительные силы, производственные отношения, позитивное знание, проблема рационализации научной деятельности в философии, «закон трех стадий развития ума», «закон классификации ума», сознание, бессознательное и т.д.
Вопросы и задания
1. Философия иррационализма. Философские взгляды А. Шопенгауэра на проблему воли человека.
2. «Философия жизни». Ф. Ницше – «переоценка ценностей».
3. Философия марксизма. Характерные черты философии марксизма.
4. Позитивизм и неопозитивизм. Венский кружок.
5. Философская школа структурализма.
6. Экзистенциализм и проблемы сущности человеческой жизни (С. Кьеркегор).
7. Фрейдизм и неофрейдизм.
8. Постмодернизм.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Письменное задание
Подготовить письменное эссе (рефераты) по следующим вопросам:
9. Герменевтика В. Дильтея.
10. Философия «жизненного порыва» А.Бергсона.
11. Симона де Бовауар «Второй пол» (1949) и философия: переоценка социокультурологических парадигм.
Тематика контрольных вопросов
1. При каком условии, по мнению "первых" позитивистов, философия может сохранить свой научный статус?
2. Каким образом в марксизме были реализованы принципы классической философии?
3. Почему эмпириокритицизм относят к субъективному идеализму?
4. Как трактуется понятие "текст" в философской герменевтике? (на примере любого представителя этого направления)
5. Какую трансформацию претерпело понятие "воля" в учениях Л. Шопенгауэра и Ф. Ницше?
6. Каким образом объясняли понятие "жизнь" представители "философии жизни"?
7. Почему Кьеркегора считают родоначальником экзистенциализма?
8. Каковы основные положения американского прагматизма?
9. Каковы линии развития учения И. Канта в XIX веке?
10. Охарактеризуйте основные принципы неогегельянства в указанный период.
11. В чем сущность изменений во взглядах на науку в неопозитивизме, по сравнению с первым и вторым позитивизмом?
12. Какова эволюция понятия "бессознательное" в учении 3. Фрейда, фрейдизме и неофрейдизме?
13. По каким критериям можно выделить различные направления в экзистенциализме XX века?
14. В чем принципиальная философская новизна персонализма?
15. Почему учение Э. Гуссерля называют феноменологией?
16. Какова эволюция герменевтики в XX веке?
17. Почему в XX веке особое значение получили дискуссии между сциентистами и антисциентистами?
18. В чем сущность воззрений структуралистов?
Литература
Основная
1. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках - М., 2015
2. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года - М., 2014
3. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З. Фрейда - М., 2012
4. Зотов А.Ф. Буржуазная философия середины XIX - начала XX вв. - М., 2012
5. Зотов А.Ф. Западная философия Х.Х в.: учебное пособие: в 2 т. / А.Ф. Зотов - М, 2013
Дополнительная
1. Кузнецов. В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. - М.. 2014
2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия - М., 2015
3. Мунье Э. Персонализм - М., 2016
4. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М. Руткевич - М., 2014
Семинар – 8/9
Тема – Русская философия в XI - XX вв.
Цель – ознакомить учащихся с развитием русской философской мысли, показать ее основные идеологические направления.
Ключевые понятия – богопознание, богочеловечество, всеединство, всемирная церковь, диалектический материализм, западники, марксизм в России, мессианизм, «Москва – третий Рим», промысел божий, русская идея, русский философский ренессанс, свобода человека, славянофилы, соборность, философия русского просвещения, панморализм, историософичность, интуитивизм, космизм, «ноосфера», «цельное знание», софиология, духовно - академическая и университетская философия.
Вопросы и задания
1. Основные этапы развития и характерные черты Русской философии.
2. Философские идеи в культуре Киевской и Московской Руси (XI – XVII вв.).
3. Философская мысль в России в XVIII в.
- митрополит Платон и «ученое монашество»
- возникновение и развитие светской философии (В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, Г.С. Сковорода, А.Н. Радищев)
4. Философские взгляды славянофилов и западников.
5. Философский панморализм Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
6. Философские системы В.С. Соловьева и С.Н. Трубецкого.
7. «Русский космизм».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Письменное задание
Подготовить письменное эссе (рефераты) по следующим вопросам:
8. «Религиозный материализм» С.Н. Булгакова.
9. Экзистенциализм Н.А. Бердяева и Л. Шестова.
10. Философия «русского зарубежья» 1920-40 –е гг.
11. Философия марксизма в России (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 340.