Концепция бытия – фундамент философской картины мира. Формы бытия. Многомерность бытия. Учение о бытии: монистические и плюралистические концепции бытия: самоорганизация бытия. Материя и сознание. Философское определение материи: естественно – научные представления о структуре материи. Универсальные свойства материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как форма материального бытия. Основные свойства материи. Виды движения.
Ключевые понятия – бытие, дух, материя, субстанция, движение, пространства, время, монизм, дуализм, плюрализм, структура материи, душа, информация, психика, сознание, ценностный ориентир, знание, норма, идеальное, общественное сознание, общественная психология
Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»
Проблема познаваемости мира. Принципы познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм. Знание как важнейший компонент человеческой деятельности. Типология знаний. Вера, мнение и знание. Типы рациональности. Научная и философская рациональность. Познание, творчество, практика: вера и знание; понимание и объяснение. Субъект и объект познания. Диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания. Чувственное и рациональное формы познания, их соотношение. Проблема истины в философии познания. Критерии истины. Основные концепции истины: корреспондентная, когерентная, прагматическая. Творчество. Талант. Гений. Интуиция. Научное и вненаучное знание. Методы научного познания. Диалектика. Категории диалектики. Детерминизм и индетерминизм.
Ключевые понятия – познание, гносеология, истина, скептицизм, агностицизм, вера, знание, заблуждение, наука, субъект и объект познания.
Тема 5 «Философская теория развития мира»
Идея развития и ее исторические изменения. Категории философии. Научные, философские и религиозные картины мира. Современные теории самоорганизации мира: диалектическое и синергетическое видение развития. Движение и развитие, понятие и законы диалектики: диалектика - как всеобщий метод познания. Динамические и статические закономерности. Исходный принцип синергетики. Закрытые и открытые системы. Главное свойство открытых систем. Точка бифуркации. Прогресс как проблема.
Ключевые понятия – саморазвитие, самоорганизация, диалектика, синергетика, закрытые и открытые системы, точка бифуркации, картины мира, закон, закономерность, развития, понятие, основные философские категории, единичное и общее, сущность и явления, элементы и структура, система, части и целое, причинность, детерминизм и индетерминизм, необходимость и случайность, причинная и функциональная связи и т.д.
Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»
Природа и сущность человека. Концепции происхождения человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Смысл и ценность человеческого бытия. Смысл жизни. Классификация ценностей. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Нравственные и правовые ценности и их значение в жизни человека и общества. Добро и зло, насилие и ненасилие в истории человечества, свобода и ответственность, справедливость в человеческой деятельности. Религиозные ценности и свобода совести. Человек и культура: диалог взаимодействия.
Ключевые понятия – человек, философская антропология (школа), индивид, индивидуальность, личность, природа человека, сущность человека, антропосоциогенез, биологическое и социальное в человеке, свобода, ответственность, ценность, микрокосмос, отчуждение, гендер, проблема жизни и смерти, фатализм, волюнтаризм, ценности и т.д.
Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия):
Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.