Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное знание как система. Научное и вненаучное знание. Проблема демаркации в философии науки. Концепция научных революций Т. Куна. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм 9как гуманитаризация знания). Профессиональная ответственность ученого и проблемы фальсификации в науке. Науки 2о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания. Современная техническая цивилизация.
Ключевые понятия – наука, техника, гуманитарное знание, рациональность, научное познание, научные революции, сциентизм, антисциентизм, демаркация, «демонизм техники», профессиональная ответственность ученого, эмпирический и теоретический уровни научного исследования, научно – технический прогресс, фальсификация, парадигма.
5.1.2. Самостоятельная работа студентов: указываются виды самостоятельной работы студентов по разделам и темам, а также формы контроля самостоятельной работы обучающихся.
№п/п | № темы и перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения | Виды самостоятельной работы студентов | Формы контроля самостоятельной работы студентов |
1 | Тема 1. «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» - «Что такое философия? Предмет философии» - «Вопросы философии. Специфика философского знания» - «Функции философии. Роль и значение философии в культуре». | подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу, выполнение письменной домашней работы | опрос, заслушивание и обсуждение сообщений |
2 | Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» - Религиозно – мифологический характер древневосточных цивилизаций. - Натуралистическая ориентация досократовской философии, милетская школа, Гераклит, элеаты. Сократ и сократическая школа. Философия Платона. Философская система Аристотеля - Основные этапы развития средневековой философии, ее проблематика и представители. Реализм, номинализм, концептуализм. Общая характеристика эпохи Возрождения, основные мыслители и их вклад в развитие европейской культуры. - Проблемы научного познания в философии Нового времени. Развитие импиризма и рационализма в философии Д. Локка и Г. Лейбница. Скептицизм Д. Юма. - Классическая немецкая философия. Классика и современность: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Марксистская концепция диалектики. - Основные этапы и темы русской философии | изучение литературы по теме, подготовка сообщения, подготовка к промежуточному тестированию, выполнение письменной домашней работы, подготовка к практическому занятию | заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, проверка письменных работ, опрос, беседа, обсуждение, проверка работ |
3 | Тема 3. «Философское учение о бытии (онтология)» - Философское определение материи: естественно – научные представления о структуре материи. Универсальные свойства материи» - Категориальный аппарат онтологии. - Проблема интерпритации бытия в классической и неклассической философии. | выполнение письменной домашней работы, подготовка сообщения, эссе | проверка письменных работ, опрос, |
4 | Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» - Творчество. Талант. Гений. Интуиция. - Научное и вненаучное знание. Методы научного познания | выполнение письменной домашней работы, подготовка к практическому занятию | опрос, заслушивание и обсуждение сообщений |
5 | Тема 5 «Философская теория развития мира» - «Детерминизм и индетерминизм» - «Прогресс как проблема» -. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. | подготовка к промежуточному тестированию, подготовка сообщения, эссе | проверка тестов, проверка письменных работ |
6 | Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» - «Смысл и ценность человеческого бытия. Роль и значение насилие и ненасилие в истории человечества» - «Ценности (аксиология) и их значение». Человек и культура: диалог взаимодействия | выполнение письменной домашней работы | проверка тестов, проверка письменных работ, |
7 | Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» - «Основные сферы общественной жизни» - Общество как объект философского анализа. - Социальная структура общества, её основные элементы. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая). | подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу, выполнение письменной домашней работы | проверка тестов, проверка письменных работ, опрос, беседа, обсуждение, |
8 | Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности» - Понятие «природы» (естественная и искусственная среда). Исторические типы взаимодействия» - «Человек в современном мире. Проблемы и перспективы современной цивилизации» - Понятие прогресса и регресса. Критерии прогрессивного развития. Прогнозирование будущего. Футурология. Научные критерии предвидения и методы прогнозирования. - Понятие социального идеала. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. | промежуточному тестированию, подготовка к практическому занятию | заслушивание и обсуждение докладов |
9 | Тема 9 «Философия науки и техники» -Теоретические методы. Идеалы науки. Поиск истины» -Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Области научного знания. - Понятие метода и методологии. Методы и формы научного познания. Метатеоретические основания науки: картины мира, идеалы и нормы исследований, философские принципы, их влияние на процесс развития науки. Научное и вненаучное знание. | подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу, выполнение письменной домашней работы | заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1. | Политическая философия | + | + | + | + | + | + | ||||
2. | Политическая психология | + | + | + | + | + | |||||
3 | Политическая конфликтология | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
4 | Политические идеологии | + | + | + | + | ||||||
5 | Этнополитология | + | + | + | + | + | + | ||||
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л. | Практическое занятие | контроль. | Семин (индивиз/занят) | СРС | Все-го |
1. | Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» | 1 | 1 | 4 | 1 | 5 | 12 |
2. | Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 21 |
3. | Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» | 1 | 4 | 2 | 5 | 12 | |
4. | Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» | 1 | 4 | 1 | 5 | 19 | |
5. | Тема 5 «Философская теория развития мира» | 1 | 4 | 5 | 10 | ||
6. | Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» | 1 | 4 | 2 | 5 | 12 | |
7. | Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» | 1 | 4 | 1 | 5 | 11 | |
8. | Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности | 5 | 9 | ||||
9. | Тема 9 «Философия науки и техники» | 4 | 1 | 5 | 9 | ||
Всего | 9 | 6 | 36 | 12 | 45 | 108 |
Лабораторный практикум
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудо-емкость (час.) |
1. | не установлен лабораторный практикум | ||
Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.