Тема 9 «Философия науки и техники»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное знание как система. Научное и вненаучное знание. Проблема демаркации в философии науки. Концепция научных революций Т. Куна. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм 9как гуманитаризация знания). Профессиональная ответственность ученого и проблемы фальсификации в науке. Науки 2о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания. Современная техническая цивилизация.

Ключевые понятия – наука, техника, гуманитарное знание, рациональность, научное познание, научные революции, сциентизм, антисциентизм, демаркация, «демонизм техники», профессиональная ответственность ученого, эмпирический и теоретический уровни научного исследования, научно – технический прогресс, фальсификация, парадигма.

5.1.2. Самостоятельная работа студентов: указываются виды самостоятельной работы студентов по разделам и темам, а также формы контроля самостоятельной работы обучающихся.

№п/п № темы и перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения Виды самостоятельной работы студентов Формы контроля самостоятельной работы студентов
1 Тема 1. «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» -  «Что такое философия? Предмет философии» - «Вопросы философии. Специфика философского знания» - «Функции философии. Роль и значение философии в культуре». подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу, выполнение письменной домашней работы опрос, заслушивание и обсуждение сообщений
2 Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» - Религиозно – мифологический характер древневосточных цивилизаций. - Натуралистическая ориентация досократовской философии, милетская школа, Гераклит, элеаты. Сократ и сократическая школа. Философия Платона. Философская система Аристотеля  - Основные этапы развития средневековой философии, ее проблематика и представители. Реализм, номинализм, концептуализм. Общая характеристика эпохи Возрождения, основные мыслители и их вклад в развитие европейской культуры. - Проблемы научного познания в философии Нового времени. Развитие импиризма и рационализма в философии Д. Локка и Г. Лейбница. Скептицизм Д. Юма. - Классическая немецкая философия. Классика и современность: две эпохи в развитии западноевропейской философии. Марксистская концепция диалектики. - Основные этапы и темы русской философии изучение литературы по теме, подготовка сообщения, подготовка к промежуточному тестированию, выполнение письменной домашней работы, подготовка к практическому занятию заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов, проверка письменных работ, опрос, беседа, обсуждение, проверка работ
3 Тема 3. «Философское учение о бытии (онтология)» - Философское определение материи: естественно – научные представления о структуре материи. Универсальные свойства материи» - Категориальный аппарат онтологии. - Проблема интерпритации бытия в классической и неклассической философии. выполнение письменной домашней работы, подготовка сообщения, эссе проверка письменных работ, опрос,
4 Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» - Творчество. Талант. Гений. Интуиция. - Научное и вненаучное знание. Методы научного познания выполнение письменной домашней работы, подготовка к практическому занятию опрос, заслушивание и обсуждение сообщений
5 Тема 5 «Философская теория развития мира» - «Детерминизм и индетерминизм» - «Прогресс как проблема» -. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. подготовка к промежуточному тестированию, подготовка сообщения, эссе проверка тестов, проверка письменных работ
6 Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» - «Смысл и ценность человеческого бытия. Роль и значение насилие и ненасилие в истории человечества» - «Ценности (аксиология) и их значение». Человек и культура: диалог взаимодействия выполнение письменной домашней работы проверка тестов, проверка письменных работ,
7 Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» - «Основные сферы общественной жизни» - Общество как объект философского анализа. - Социальная структура общества, её основные элементы. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демогра­фическая). подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу, выполнение письменной домашней работы проверка тестов, проверка письменных работ, опрос, беседа, обсуждение,
8 Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности» - Понятие «природы» (естественная и искусственная среда). Исторические типы взаимодействия» - «Человек в современном мире. Проблемы и перспективы современной цивилизации» - Понятие прогресса и регресса. Критерии прогрессивного развития. Прогнозирование будущего. Футурология. Научные критерии предвидения и методы прогнозирования. - Понятие социального идеала. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. промежуточному тестированию, подготовка к практическому занятию заслушивание и обсуждение докладов
9 Тема 9 «Философия науки и техники» -Теоретические методы. Идеалы науки. Поиск истины» -Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Области научного знания. - Понятие метода и методологии. Методы и формы научного познания. Метатеоретические основания науки: картины мира, идеалы и нормы исследований, философские принципы, их влияние на процесс развития науки. Научное и вненаучное знание. подготовка доклада, подготовка к тестированию по разделу, выполнение письменной домашней работы заслушивание и обсуждение докладов, проверка тестов,

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.

Политическая философия

+ +       + + + +
2.

Политическая психология

+   + + + +
3

Политическая конфликтология

+ + + + + + + +
4

Политические идеологии

  + +       + +  
5

Этнополитология

+ + + + + +
                       

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л. Практическое занятие контроль. Семин (индивиз/занят) СРС Все-го
1. Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» 1 1 4 1 5 12
2. Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» 4 4 4 4 5 21
3. Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» 1   4 2 5 12
4. Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» 1   4 1 5 19
5. Тема 5 «Философская теория развития мира» 1   4   5 10
6. Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» 1   4 2 5 12
7. Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация»   1 4 1 5 11
8. Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности         5 9
9. Тема 9 «Философия науки и техники»     4 1 5 9
  Всего 9 6 36 12 45 108

Лабораторный практикум

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость (час.)
1. не установлен лабораторный практикум  
   

Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.