Направление «Техносферная безопасность»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для магистров специальности

Направление «Техносферная безопасность»

 (уровень магистратуры) профиль «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

 Практика по получению профессиональных

Умений и опыта  профессиональной деятельности

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Составил О.С. Власова

 

 

Волгоград 2017


УДК 614.843

 

Методические указания к организации и проведению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) магистров 20.04.01 направление «Техносферная безопасность» профиль «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» сост. О.С. Власова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет, кафедра пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях ВолгГАСУ. – Волгоград, ВолгГАСУ, 2016 – 16с.

 

 

Представлены требования к прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической). Даны примеры оформления отчетных документов по итогам практики.

Табл.1. Прил. 4. Библиограф. 13  назв.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Педагогическая практика является одной из форм профессионального обучения в высшей школе.

Организация педагогической практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения магистрами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В педагогической практике находят воплощение все компоненты педагогической деятельности - цели, мотивы, содержание, организация, функции, результаты, контроль, самоконтроль. Именно в ходе комплексной педагогической практики магистр учится системному подходу в педагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса. В процессе осуществления педагогической деятельности развиваются педагогические способности и профессионально значимые качества личности.



КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

- способностью организовывать работу творческого коллектива в обстановке коллективизма и взаимопомощи.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:

1. Разработка и проведение лекционных и практических занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

2. Технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов.

3. Разработка дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация.

4. Разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий.

5. Стимулирование учебно-познавательной деятельности магистров и повышение качества подготовки.

6. Изучение отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим образованием.

Перечень тем может быть дополнен темой, предложенной магистрантом. Для утверждения самостоятельно выбранной темы магистрант должен мотивировать ее выбор и представить план написания отчета.

Проведение семинарских, практических занятий и пробных лекций.

Совместно с руководителем магистр определяет дисциплину и тему, по которой он должен провести аудиторные занятия для магистров дневного или заочного отделения. Желательно, чтобы тема занятия быть связана с темой диссертационного исследования. Для проведения занятий магистрант должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение. Данное методическое обеспечение включается в отчет по практике.

После проведения занятия результаты должны быть обсуждены с руководителем, и в случае необходимости, внесены корректировки в методическое обеспечение и процесс проведения занятия.

В результате проведения практики магистрант должен овладеть навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности в профессиональной области на основе:

− отбора материала и построения занятий с учетом закономерностей педагогики и психологии, современных требований диалектики научного познания;

− актуализации и стимулирования творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса;

− учета научных интересов магистрантов (практика предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов).

Права и обязанности магистрантов

Перед выходом на практику магистрант доложен сдать курс по методике преподавания, ознакомиться с рабочей программой практики, получить необходимую документацию и задание у руководителя практики.

 Магистранты закрепляются за преподавателями-руководителями педагогической практики из числа ведущих преподавателей кафедры. Если руководитель практики работает с ассистентом, то последний также подключается к руководству педагогической практики магистрантов на правах помощника руководителя. Магистрант, в данном случае, исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в преподавательской деятельности своего руководителя и его помощника (ассистента). При этом он исполняет следующие процедуры преподавательской деятельности:

1) Пополняет свои профессиональные знания в области преподаваемой дисциплины посредством самообучения.

2) Готовит учебные материалы к семинарским, практическим и лабораторным занятиям по преподаваемой дисциплине и предоставляет их на проверку руководителю или его помощнику (ассистенту).

3) Проводит под контролем руководителя или его помощника (ассистента) по подготовленным им учебным материалам семинарские, практические, лабораторные занятия со магистрами (контроль руководителем или его помощником может носить эпизодический характер).

4) Участвует вместе с руководителем и его помощником (ассистентом) в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемому курсу, методических указаний для проведения практических, семинарских и лабораторных занятий по отдельным темам.

5) Разрабатывает под контролем и при помощи руководителя план и текст лекции по одной из новых и актуальных тем преподаваемого курса, совпадающей, в идеальном случае, с темой его диссертационного исследования (весьма желательно, чтобы тему и лекции, и диссертации предложил сам магистрант).

6) Читает подготовленную лекцию студентам бакалавриата или специалитета при обязательном присутствии руководителя или его помощника (ассистента).

7) Участвует в организации проведении производственных практик студентов бакалавриата или специалита, в проверке их отчетов по практике.

8) Участвует, под контролем руководителя или его помощника, в руководстве выполнения студентами бакалавриата или специалиатета курсовых работ, проверяет, оценивает их и принимает защиту.

9) Участвует в подготовительной работе студенческих научных конференций.

10) Участвует вместе с руководителем и его помощником (ассистентом) в подготовке или совершенствовании экзаменационных заданий для м  бакалавров или специалистов.

11) Под непосредственным контролем руководителя принимает экзамены и (или) зачеты по учебному курсу у магистров бакалавров или специалистов.

12) Оказывает руководителю помощь в подготовке учебных изданий.

В процессе прохождения педагогической практики могут возникать различного рода эпизодические учебные мероприятия. Например, экскурсии студентов бакалавриата или специалитета на предприятия, участие их в различного рода семинарах, конференциях, проводимых в других учреждениях и т.п. Магистранты должны принимать активное участие и в этих эпизодических мероприятиях, помогая руководителю и его помощнику организовать эффективную познавательную деятельность студентов бакалавриата или специалитета по приобретению ими новых знаний, профессиональных навыков и умений.

Во время прохождения практики каждый магистрант выполняет определенные задания, которые являются частями отчета о прохождении педагогической практики.

Задания содержатся в рабочей тетради. Магистрант заполняет определенные формы, своевременно предъявляемых на проверку руководителю практики или его помощнику (ассистенту). Руководитель или его помощник оценивает каждое выполненное задание по шкале рейтинга. По окончании педагогической практики, при защите отчета, эти промежуточные оценки учитываются при выведении общей оценки за практику.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1. Основная литература

1.1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для магистров вузов / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 543 с. (ЭБС «Инфра-М»).

1.2. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для магистров вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с. (ЭБС «Инфра-М»).

1.3. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с. (ЭБС «Инфра-М»).

 

2. Дополнительная литература

2.1. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / Г. М. Киселев. - М.: Дашков и К, 2013. - 308 с. (ЭБС «Инфра-М»).

2.2. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с. (ЭБС «Инфра-М»).

2.3. Громкова, М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для cистемы доп. проф. образования; учеб. пособие для магистров вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с. (ЭБС «Инфра-М»).

 


                                                                                                                                         Приложение № 1

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

учебной практики _____________________________________________

магистра учебной группы ___________

ФГБОУ ВПО «Волгоградского техническогоуниверситета»

________________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

с «____» ____________ 20___ г. по с «____» ____________ 20___ г.

 

№ п/п Наименование выполняемых работ Срок исполнения Оценка руководителя Подпись руководителя
1 2 3 4 5

                                  

_____________________                 ________________

(Ф.И.О. стажера)                                                          (подпись стажера)

«___» __________ 20____ г

 

Приложение № 2                         

 

ДНЕВНИК

ОТЧЕТ

о проделанной работе в период учебной практики в должности ____________

Магистра __________________________________________________________

(группы, Ф.И.О., полностью)

Учебная практика была организована с «  »  20 г. по «   »   20 г.

Место прохождения учебной практики: ________________________________

__________________________________________________________________

(подразделение)

К отчетным документам о прохождении практики относятся:

1. Отзыв о прохождении практики, составленный руководителем, для написания которого используются данные наблюдений за научно-педагогической деятельностью магистранта.

2. Рецензия-рейтинг практики, составленная другим магистрантом или преподавателем.

3. Отчет о прохождении научно-педагогической практики, оформленный        в соответствии с установленными требованиями.

содержание отчета должны входить следующие структурные элементы:

Индивидуальный план педагогической практики;

Введение, в котором указываются:

- цель, место, дата начала и продолжительность практики;

- перечень выполненных в процессе практики работ и заданий.

Основная часть, содержащая:

- календарно-тематический планы по дисциплинам и темам выданным преподавателем.

- результаты анализа проведения занятий преподавателями и магистрантами.

Заключение, включающее:

- описание навыков и умений, приобретенных на практике;

- предложения по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работы;

- индивидуальные выводы о практической значимости проведенного научно-педагогического исследования.

Список использованных источников.

Приложения (конспект лекции 10–15 страниц и план-конспект проведенных семинарских или других форм занятий).

Основные требования, предъявляемые к оформлению отчета по практике:

- отчет должен быть отпечатан через 1,5 интервала шрифт Times New Roman, номер 14 pt; размеры полей: верхнее и нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см;

- рекомендуемый объем отчета 20−25 страниц машинописного текста;

- в отчет могут быть включены приложения, объемом не более 20 страниц, которые не входят в общее количество страниц отчета;

- отчет должен быть иллюстрирован рисунками, таблицами, графиками, схемами и т. п.

Магистрант представляет отчет в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами ответственному за проведение педагогической практики преподавателю. К отчету обязательно прикладывается отзыв непосредственного руководителя практики и рецензию-рейтинг практики, составленную другим магистрантом или преподавателем.

 


Приложение № 4                         

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»


ХАРАКТЕРИСТИКА

 

«_____»________________20__ г.

 

 

Магистра_________________________________________________________

___________ курса ______________ группы

проходившего практику _____________________________________________

(вид практики)

в _________________________________________________________________

(базовое ОУ)

1. Регулярность посещения практики__________________________________

__________________________________________________________________

2. Выполняемая работа ______________________________________________

__________________________________________________________________

3.Уровень теоретической подготовки __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Уровень сформированности профессиональных умений ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Индивидуальные особенности магистра ______________________________

__________________________________________________________________

6.Качество выполнения заданий ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Практическая помощь, оказанная магистром во время практики

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Достижение цели практики и выполнение задач практики ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение № 5                         

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»


Примеры тем педагогических исследований

1. Проектирование и проведение лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий.

2. Разработка мультимедийных комплексов по техническим дисциплинам.

3. Технология разработки тестов, экзаменационных заданий по одной из изучаемых дисциплин.

4.Конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация.

5.Разработкасценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий.

6. Сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности магистров при изучении инженерных дисциплин.

7. Оптимизация учебно-познавательной деятельности и повышение качества инженерной подготовки.

8. Анализ отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим техническим образованием.


Приложение №6

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный техническийуниверситет»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(приводится по всем дисциплинам, которые ведутся магистрами в процессе практики)

№ п/п Наименование разделов и тем учебной дисциплины (аудиторные занятия, контроль-ные, самостоятельная работа ) Кол-во часов Тип занятия Учебно-наглядные пособия Задания на дом, литература, отчет по самостоятельной работе Примечание
1. Раздел
  1. Тема
  2. Тема
  3. Тема
2 Лекция, Практическое занятие, Лабораторная работа Пример: Справочник спасателя. Книга 1-.ВНИИ ГОЧС. М.2006. стр. 36 http://www.mchs.gov.ru/   Пример: Проработать функции и задачи спасательных служб и организационную структуру МЧС России [1] Книга 1. стр. 36  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для магистров специальности

направление «Техносферная безопасность»

 (уровень магистратуры) профиль «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

 Практика по получению профессиональных

Дата: 2019-03-05, просмотров: 244.