Информационные системы и технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

 

 

Фонд оценочных средств по дисциплине

«Философия»

направление подготовки/специальности

 

Информационные системы и технологии

(указывается код и наименование)

 

профиль подготовки/специализация/магистерская программа

 

профиль подготовки

«Информационн ая безопасность »

(указывается наименование)

 

Квалификация

 

Бакалавр

 (указывается по ФГОС ВО)

 

 

Калуга



Содержание

1. Оценочные средства входного контроля (если предусмотрено рабочей программой дисциплины) ______________________________________________ 2. Оценочные средства текущего контроля. 2.1. Описание показателей и критериев оценивания знаний, умений и навыков. Шкалы оценивания 2.2. Контрольные задания и (или) материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков Тест № 1. Процедура оценивания. Тест № 2. Процедура оценивания. Тест № 3. Процедура оценивания. Тест № 4. Процедура оценивания. Тест № 5. Процедура оценивания. Тест № 6. Процедура оценивания. Тест № 7. Процедура оценивания. Тест № 8. Процедура оценивания. Тест № 9. Процедура оценивания. 2.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков 3. Оценочные средства промежуточной аттестации_ 3.1. Описание показателей и критериев оценивания планируемых результатов обучения по дисциплине, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. 3.2. Шкала оценивания 3.3. Контрольные задания и (или) материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы_ 3.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания планируемых результатов обучения по дисциплине, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы_ 4. Контроль остаточных знаний студентов (если предусмотрено рабочей программой дисциплины)                                                                                                               

1. Оценочные средства входного контроля (если предусмотрено рабочей программой дисциплины)

Оценочные средства входного контроля РПД дисциплины «Философия» не предусмотрены.

Оценочные средства текущего контроля. Процедуры оценивания

Информация о распределение оценочных средств текущего контроля по разделам дисциплины и их соответствие компетенциям представлены в п.5.1.1. рабочей программы дисциплины.

Предусмотрены: устный ответ, тест, контрольная работа (в форме реферата).

Каждый тест по соответствующей тематике проводится на семинарском занятии после пройденной темы.

Описание показателей и критериев оценивания знаний, умений и навыков. Шкалы оценивания

Оценка устного (фронтального опроса) по теме проводится по следующей шкале

отлично студент свободно владеет учебным материалом и терминологическом понятийным аппаратом, полно и содержательно излагает вопрос учебного занятия, подкрепляет устное сообщение слайдами мультамедиа
хорошо студент хорошо владеет учебным материалом и терминологическом понятийным аппаратом, по существу излагая учебным материал, подкрепляет устное сообщение слайдами мультамедиа (большая часть вопроса освещена, но требует определенного дополнения)
удовлетворительно студент не в полном объеме владеет учебным материалом и терминологическом понятийным аппаратом, поверхностно излагая учебным материал, не подкрепляет устное сообщение слайдами мультамедиа (освещена половина вопроса, требуются существенные дополнения) 
неудовлетворительно студент не владеет учебным материалом и терминологическим понятийным аппаратом, не готов к занятию по неуважительной причине

 

Вариант 1

1. Предметом философии является:

1) человек и его место в мире;                                              

2) природа и ее законы;

3) общественно-исторические процессы;                            

4) универсальные законы и принципы.

2. Философия может быть определена как:

1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на мес­то человека в нем;

2) мудрость вообще;                                                             

3) совокупность нравственных учений и норм;

4) система религиозных учений о мире и человеке.

 

Вариант  2

1. Термин «философия» означает:

1) рассуждение;                                                 

2) компетентное мнение;

3) профессиональную деятельность;                     

4) любовь к мудрости.

 

2. Греческое слово «филео» означает любовь:

1) страсть;                                                                 

2) братскую;

3) стремление;                                                         

 4) половую

 

3. Что является источником философского знания, со­гласно Сократу?

1) процесс познания мира;                                      

2) жизнь человека в обществе;

3) знание о неизбежности смерти;                         

4) постоянная духовная неудовлетворенность.

 

4. В развитии философии нет:

1) преемственности;                                               

2) научных достижений;

3) ценностной составляющей;                           

4) устаревших идей.

 

5. Философские решения не могут быть:

1) гипотетическими;                                               

2) окончательными;

3) неоднозначными;                                                

4) сложными.

 

6. Ответы на философские вопросы ищут в:

1) религиозных верованиях;                                   

2) мифологических представлениях;

3) научных исследованиях;                                    

4) доводах и умозаключениях разума.

 

Вариант 2

Вариант 1

1. «Вещь в себе» у Канта означает:

1) закрытую для других личность;      

2) скрытый смысл вещи;

3) закон                             

4) сущность.

2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1) с мышления;                              

2) свободы воли;

3) с природы;                                 

4) с общества.

 

3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей филосо­фии:

1) Ньютон;                                   

2) Фейербах;

3) Шеллинг;                         

4) Гегель.

 

4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет кате­гория:

1) мышление;                                 

2) любовь;

3) самосознание нации;                     

4) долг

 

5.Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущ­ности экзистенциализма:

1) это учение о высшем понима­нии мира;                  

2) это познание причин и прин­ципов сущего;

3) это учение о том, как челове­ку жить;                              

4) это учение о человеческой свободе.

 

6. Назовите основную черту русской философии:

1) эмпиризм;                                

2) позитивизм;

3) нравственно-религиозный характер;                            

4) рационализм.

 

7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;              

2) как нечто неподвижное;

3) как процесс, определяемый государством;                  

4) как нечто фатальное.

 

8. В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;                

2) любовь к славянству;

3) опора на сельскую общину;                            

4) увлеченность языковой культурой.

 

9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство;                                   

2) западничество;

3)позитивизм;                                          

4) народничество.

 

10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:

1) учение о сущности единого общества;                

2) единство природы и человека;

3) единство природы и общества;                         

4) единство Бога со всем миром.

Ответы: 1---2; 2---2; 3---4; 4---2; 5---4; 6---3; 7---1; 8---3; 9---2; 10---4

 

Вариант 2

1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:

 1) царству божию;                        

2) декадансу;

3) гуманизму;

4) варварству.

 

2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:

1) правителей государства;

2) выдающихся личностей;

3) изобретателей-новаторов;

4) религиозных лидеров.

 

3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:

1) язык;

2) новаторство;

3) традицию;

4) миф.

 

4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:

1) языка;

2) трудовой деятельности;

3) прямохождения;

4) развития рук.

 

5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Иммануил Кант впервые выдвинул:

1) теорию подлунного мира;

2) небулярную теорию;

3) теорию предустановленной гармонии;

4) теорию множественности миров.

 

6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:

1) интуитивно;

2) способом доказательств;

3) на основе чувственного опыта;

4) в первичном ощущении.

 

7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:

1) априорности чувственного опыта;

2) трансцендентных предметов;

3) апостериорности ощущений;

4) непознаваемости «вещи в себе».

 

8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:

1) все наше познание начинается с чувственного опыта;

2) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;

3) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;

4) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.

 

9. По теории Канта, время и пространство:

1) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

2) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

3) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

4) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

 

10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

1) вещь в себе;

2) феномен;

3) ноумен;

4) интеллектуальный синтез.

Ответы: 1 --3; 2 --3; 3 --3; 4 --3; 5--2; 6 --2; 7 --2; 8 --4; 9 --2; 10 --2

 

Шкала оценивания результатов Теста №4

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

 

Тест № 5 Онтология

Вариант 1

1. Что означает понятие «материя»:

1) материя — философская категория для обозначения матери­альной основы бытия;

2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощу­щениях;

3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения раз­личных наших чувств;

4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».

 

2. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:

1) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;

2) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;

3) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;

4) сознание — божественный дар человеку.

 

3. Что означает время как философская категория:

1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осу­ществляемом нашим разумом;

2) время — текущая длительность, в которой все возникает и ис­чезает;

3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;

4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.

 

4. Что характеризует пространство как философскую категорию:

1) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в се­бя всю материю;

2) пространство — это форма существования материальных объек­тов, характеризующаяся протяженностью и объемом;

3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, создан­ное богом вместе с материей;

4) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, ко­торым мы воспринимаем вещи.

 

5. Что такое диалектика:

1) искусство ведения спора;

2) представление о вечном становлении мира;

3) универсальная теория и метод познания мира;

4)учение о противоречиях.

 

6. Что такое метафизика:

1) другое название философии;

2)отрицание развития;

3) признание развития за счет внешнего толчка;

4) теоретическая физика.

 

7. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:

1) противоречия — это противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия;

2) противоречия свойственны как природе, обществу, так и на­шему мышлению;

3) противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;

4) противоречие — это мистическое совмещение противополож­ностей, постигаемое только интуицией.

 

8. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:

1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;

2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе;

3) законы науки — следствие законов человеческого разума, орга­низующих эмпирический материал;

4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.

 

9. Что означает термин «агностицизм»:

1) представление о непознаваемости мира;

2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;

3) представление о том, что познание полно и адекватно отража­ет действительность;

4) представление, что познание носит чисто символический ха­рактер, а истинные знания раскрываются в вере.

 

10. Какое познание основано на ощущении:

1) чувственное познание;

2) логическое познание;

3)интуитивное познание;

4) образное познание.

Ответы: 1---1; 2---1; 3---3; 4---2; 5---4; 6---3; 7---3; 8---4; 9---1; 10---1

 

Шкала оценивания результатов Теста №5

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

Тест № 6 Гносеология

Вариант 1

1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

2) значимая информация в аспекте деятельности;

3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

 

2. В философии «агностицизм» понимается как:

1) рассмотрение процесса познания;

2) рассмотрение объектов познания;

3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

4) сомнение в возможности познания.

 

3. В современной гносеологии объект познания:

1) существует «сам по себе»;

2) противостоит субъекту познания;

3) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

4) является частью самопознающего субъекта.

 

4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:

1) чувственное отражение;

2) познавательный контакт с объектом познания;

3) представление;

4) объяснение.

 

5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

1) абстрактным;

2) теоретическим;

3) обыденным;

4) научным.

 

6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

1) абстрактна;

2) объективна;

3) субъективна;

4) абсолютна.

 

7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

1) ложь;

2) заблуждение;

3) суждение;

4) предрассудок.

 

8. Среди современных концепций истины отсутствует:

1) когерентная;

2) соответствия;

3) системная;

4) прагматическая.

 

9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

1) прогнозирование;

2) предусмотрение;

3) целеполагание;

4) опережение.

 

10. Любое изменение, преобразование, процесс - это:

1) эволюция;

2) развитие;

3) инволюция;

4) движение.

Ответы: 1---4; 2 ---3; 3 --3; 4 ---3; 5 --3; 6---2; 7---2; 8--3; 9 --3; 10 --4

 

Шкала оценивания результатов Теста №6

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

Сознание Тест № 7

Вариант 1

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

1) объективный идеализм;

2) субъективный идеализм;

3) диалектическый материализм;

4) экзистенциализм.

 

2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:

1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;

2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;

3) высшую функцию мозга, связанную с речью;

4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.

 

3. Человеческому сознанию присуще:

1) пассивное отражение действительности;

2) активная, творческая деятельность;

3) непосредственное воздействие на действительность;

4) порождение объективной реальности.

 

4. Самосознание человека - это:

1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;

2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;

3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;

4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.

 

В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это

1) рассудок;

2) разум;

3) мышление;

4) ум.

 

6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:

1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;

2) ориентации в обыденной жизни;

3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;

4) разложения целостных объектов на составные части.

 

7. Что появилось у человека раньше - мышление или язык:

1) мышление;

2) язык;

3) одновременно;

4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.

 

8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:

1) непосредственная деятельность сознания;

2) адекватное выражение мысли;

3) система естественных и искусственных знаков;

4) вторая сигнальная система.

 

9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:

1) позволяет передавать и распространять информацию;

2) способствует совершенствованию профессиональных знаний;

3) является средством общения всех людей между собой;

4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.

 

10. «Бессознательное» в современной философии-это:

1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

2) рефлекторные процессы в организме человека;

3) все, что не осознается человеком;

4) нечто, присущее только отдельному человеку.

Ответы: 1 ---3; 2 --3; 3 --2; 4 --4; 5 --2; 6 --3; 7 ---3; 8 --3; 9 --4; 10 --1

 

Шкала оценивания результатов Теста №7

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

Тест № 8 Общество

Вариант 1

1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:

1) общество — система взаимоотношений между людьми, возни­кающая в результате их совместной жизнедеятельности;

2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;

3) общество — определенный этап в историческом развитии че­ловечества;

4) общество — организация людей, объединенных общим заняти­ем или увлечением (например, спортивное или философское).

 

2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:

1) капитализм;

2) феодализм;

3) традиционное общество;

4) постиндустриальное общество.

 

3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:

1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;

2) общество развивается по спирали;

3) общество развивается по кругу;

4) общество не развивается.

 

4. Что является критерием исторического прогресса в теории ста­дий роста:

1) состояние морали;

2)способ производства;

3) уровень демократизма в государстве;

4) научно-технический прогресс.

 

5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:

1) К. Маркс;

2) У. Ростоу;

3) Н. Данилевский;

4) А. Тойнби.

 

6. Что такое система:

1) рядоположенность предметов любой природы;

2) порядок в расположении предметов одного типа;

3) любая совокупность элементов;

4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

 

7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:

1) совокупность предметов материальной культуры;

2) общество, развитие которого определяется техникой;

3) общество, имеющее свою специфическую культуру;

4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.

 

8. Социальная стратификация — это:

1) разделение общества на классы;

2) сложная неустойчивая структура в обществе;

3) деление людей на общественные группы в зависимости от вы­бора профессии;

4) процесс разделения людей на социальные слои.

 

9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее предста­вителями являются:

1) У. Ростоу;

2) К. Маркс;

3) A. Тоинби;

4) Н. Бердяев.

 

10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:

1) «Закат Европы»;

2) «Россия и Европа»;

3) «Постижение истории»;

4) «Смысл истории».

Ответы: 1---1,2; 2---3,4; 3---2; 4---4; 5---3,4; 6---4; 7---4; 8---4; 9---1; 10---4

 

Вариант 2

1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

1) культурология;

2) социальная философия;

3) гносеология;

4) политология.

 

2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;

4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.

 

3. Согласно концепции М. Вебера, общество - это:

1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;

2) понимающее «бытие-в-мире»;

3) свободный практический и творческий выбор;

4) система социальных действий и их смыслов.

 

4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

1) жизни людей согласно их речевым актам;

2) истолкования смысла социальных действий людей;

3) формы материального производства;

4) соответствующего общественного договора.

 

5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это:

1) воплощение совершенной идеи справедливости;

2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;

3) продолжение природы и космических закономерностей;

4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

 

6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:

1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;

4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

 

7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

1) антропосфера;

2) социосфера;

3) ноосфера;

4) техносфера.

 

8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

1) взаимодействие общества и природы;

2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;

3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.

 

9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

1) циклов;

2) стрелы;

3) спирали;

4) маятника.

 

10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:

1) немецкого философа К. Ясперса;

2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;

3) французского историка и культуролога Ф. Броделя;

4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.

Ответы: 1 ---2; 2 ---2; 3 --4; 4 --3; 5 --3; 6 --2; 7 --3; 8 --3; 9 --3; 10 ---2

 

Шкала оценивания результатов Теста №8

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

 

Тест № 9 Философия в современном мире: формирование экологического сознания

Вариант 1

1.  Чем вызван кризис современной цивилизации:

1) развитием науки;

2) отсутствием разумной стратегии развития общества;

3) дефектами социальной системы;

4) научно-техническим прогрессом.

 

2. Что такое «экологический императив»:

1) нравственный закон;

2) изучение глобальных моделей развития человечества;

3) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;

4) золотое правило нравственности.

 

3. Что означает термин «ноосфера»:

1) объединение человечества в единую мировую систему;

2) сфера господства разума;

3) система глобального моделирования окружающей среды;

4) глобализация общества.

 

4. Что означает термин «коэволюция»:

1) взаимодействие индивида и общества;

2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

3) современная теория эволюции;

4) синоним эволюционного подхода.

 

5. Что такое «Римский клуб»:

1) объединение футбольных болельщиков города Рима;

2) объединение римских политологов с целью борьбы с корруп­цией;

3) объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;

4) объединение народов Центральной Италии с целью противо­стояния промышленно развитому северу.

 

6. К глобальным проблемам относятся:

1) вырубка тропических лесов;

2) демографическая проблема;

3) экономическое неравенство;

4) истощение минеральных ресурсов.

 

7. Какие признаки характеризуют элитарную культуру:

1) ее произведения культуры являются «искусством для искус­ства»;

2) она ориентирована не на профессионала, а на потребителя;

3) ее произведения являются товаром;

4) конфессиональность.

 

8. Массовая культура — это:

1) культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;

2) культура, которая тиражируется с помощью СМИ;

3) культура вне национальных и социальных различий;

4) все вышеперечисленное.

 

9. Основные понятия, характеризующие современную культуру:

1) экранная культура;

2) постмодернизм;

3) массовая культура;

4) игровая культура.

 

10. Философ, автор «научно-технической утопии»:

1) Ж. Фурастье;

2) 3. Бжезинский;

3) A. Тоинби;

4) Н. Данилевский.

Ответы: 1---2,3; 2---3; 3---2; 4---2; 5---3; 6---2,3; 7---1; 8---4;4 9---1,2,3,4; 10---1

 

Шкала оценивания результатов Теста №9

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

Вариант № 1

Вариант № 2

1. Дедукция — это понятие, означающее в философии:

1) метод психологического воздействия;

2) метод мышления, построенный на переходе от общего к част­ному;

3) метод познания всеобщего;

4) метод мышления, построенный на переходе от частного к об­щему.

 

2. Наука – это :

1) вид духовной деятельности;

2) социальный институт;

3) развивающаяся система знаний о законах мира;

4) все перечисленное выше.

 

3. Эмпирическое знание — это:

1) опытное знание;

2) научное знание вообще;

3) теоретическое знание;

4) область физики.

 

4. Рационализм — это:

1) направление в теории познания, полагающее разум источни­ком и критерием знания;

2) знание, опирающееся на эксперимент;

3) теоретизирование;

4) область математики.

 

5. «Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучить их, дадим им имена. Назовите первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами пло­щади и четвертый — идолами театра».

Чье это изречение и к какому разделу философии относится:

1) Ф. Бэкона, гносеологии;

2) Р. Декарта, онтологии;

3) Б. Спинозы, аксиологии;

4) Г. Лейбница, учению о субстанциях.

 

6. Философия Канта — это главным образом:

1) эмпиризм;

2) гносеология;

3) онтология;

4) аксиология.

 

7. «Мир есть вещь в себе» — это определение Канта отражает фило­софскую позицию:

1) материализма;

2) агностицизма;

3) субъективизма;

4) идеализма.

 

8. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

1) диалектики как учения о всеобщем развитии;

2) теории прибавочной стоимости;

3) теории общественного договора;

4) цивилизационного подхода.

 

9. Как понимал интуицию Н. О. Лосский:

1) как мистическое озарение;

2) как направленность сознания на объект;

3) как истечение образов от объекта к человеку;

4) как нечто необъяснимое.

 

10. Исторический тип общества, основанный на определенном спо­собе производства, называется в теории Маркса:

1) надстройкой;

2) общественно-экономической формацией;

3) цивилизацией;

4) стадией роста.

 

Шкала оценивания результатов средств промежуточной аттестации

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

Процедура оценивания теста

Тест проводится в конце каждого семинарского занятия, в нем представлены вопросы по текущей теме курса. Все вопросы одного уровня сложности и оцениваются по 0,5 балла. Тест считается пройденным, если даны ответы не менее чем на 60% вопросов.

 

ВОРИ

ТЕЛЬНО»

Студент на фоне базовых (элементарных) знаний продемонстрировал лишь базовое умение решать типовые (элементарные) задачи. Студент не имеет базовых (элементарных) знаний и не умеет решать типовые (элементарные) задачи.

 

Шкала оценивания

ОК- 5- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности   ОК- 9- знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны, способностью использовать действующее законодательство и другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии   Знать: - основные положения и методы исторической науки; - основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества. Уметь: - научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать полученные знания в различных видах своей социальной и профессиональной деятельности; - использовать основные положения и методы исторической науки для анализа социально и культурно - значимых проблем и процессов. Владеть: - понятийно-категориальным аппаратом исторической науки; - навыками анализа социально и культурно значимых проблем и процессов с целью понимания их причин, движущих сил, возможных последствий и места в историческом процессе для решения социальных и профессиональных задач.   Знать: - основы права; основные положения теории государства и права; - принципы организации трудового процесса; - модели представления и методы обработки знаний, системы принятия решений; - методы оптимизации и принятия проектных решений; Уметь: - использовать в практической деятельности правовые знания; - соотносить юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни; - планировать, организовывать и проводить собственную работу и научные исследования; - использовать типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических задач; - разрабатывать математические модели процессов и объектов, методы их исследования, выполнять их сравнительный анализ; - планировать, организовывать и проводить исследования; Владеть: - навыками самостоятельного изучения законодательства, научно-практической литературы, судебной и иной правоохранительной практики; - способами формализации интеллектуальных задач с помощью языков искусственного интеллекта; - методами управления знаниями; - методами научного поиска; - навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, методиками сбора, переработки и представления научно-технических материалов по результатам исследований к опубликованию в печати, а также в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов и лекций
«отлично», «зачтено» Студент продемонстрировал сформированность компетенции на повышенном уровне, а именно знания, умения и владения материалом Готов решать задачи повышенной сложности, принимать решения в условиях неполной определенности.
«хорошо», «зачтено» Студент продемонстрировал сформированность компетенций на базовом уровне: знания и умения, отвечает в целом верно, но с отдельными неточностями, не носящими принципиального характера. Не все термины употреблены правильно, присутствуют отдельные некорректные утверждения и грамматические / стилистические погрешности изложения. Ответы не проиллюстрированы примерами в должной мере.
«удовлетворительно», «зачтено» Студент продемонстрировал сформированность компетенций на пороговом уровне: знания фрагментарны, верные выводы перемежаются с неверными. Упущены содержательные блоки, необходимые для полного раскрытия темы. Студент в целом ориентируется в тематике учебного курса, но испытывает проблемы с раскрытием конкретных вопросов.
«неудовлетворительно», «не зачтено» Студент не продемонстрировал сформированности компетенций, нет нужных знаний, умений и владений. Ответы на вопросы отсутствуют либо не соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для учебного курса понятия, содержащиеся в вопросах, трактуются ошибочно.

 

3.3. Контрольные задания и (или) материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы

 

Перечень контрольных заданий (тем рефератов) направлен на проверку знаний, умений и навыков обучающихся, предусмотренных к освоению в рамках сформированности следующих компетенций: ОК-5; ОК-9

Примерные темы рефератов (контрольных работ) :

1. Мировоззрение и его основные типы.

2. Философия и мифология в культурной традиции Древнего Востока.

3. Проблема человека в восточной философии.

4. Обыденная мораль как основа религиозно-философской картины мира в классическом конфуцианстве.

5. Идеал нравственной личности в буддистской и христианской традициях (сравнительный анализ).

6. Философы и математики Древней Греции.

7. Учение Платона об идеальном государстве.

8. Философия Аристотеля.

9. Софисты как античные просветители.

10. Этический интеллектуализм Сократа.

11. Аристотель о цели и назначении философии.

12. Пессимистическое миросозерцание позднего стоицизма.

13. Идеал нравственной личности в античной и христианской философ­ских традициях.

14. Христианский аскетизм и категория автаркии в античной нравственной философии.

15. Мотивы античной философии в трудах Августина: критика и преемственность.

16. Полемика Августина с Пелагием по вопросу о свободе воли и природе греха.

17. Боэций как «первый схоласт».

18. Аристотелизм в традиции западноевропейской схоластики.

19. Концепция государственной власти в трудах Фомы Аквинского.

20. Учение об истине в средневековой философии.

21. Жизнь и философские взгляды П. Абеляра.

22. Ф. Бекон и Р. Декарт: родоначальники научной философии XVII века.

23. Социально-политические воззрения философии эпохи Нового времени.

24. Французское просвещение: основные философские идеи.

25. Классическая и постклассическая европейская философия.

26. Философия немецкого идеализма: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель.

27. Философия жизни: Ницше.

28. Основные положения марксизма.

29. Немецкая философия: Гегель и его взгляды.

30. Кант – основоположник немецкой классической философии.

31. Особенности русской философии.

32. Западничество, славянофильство: общее и особенное.

33. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

34. Ф.М. Достоевский как великий прорицатель в России.

35. Нравственно – религиозные поиски в русской философии начала XX в.: Н. Бердяев, П. Флоренский.

36. Категория бытия в философии (Платон, Аристотель, Гегель, Сартр и др.)

37. Понятие «диалектики» в античной философии.

38. Движение и развитие как атрибуты материи.

39. Исторические типы взаимодействия природы и общества.

40. Философская система развития.

41. Категория ценности в философии.

42. Сущность человека и смысл его жизни.

43. Философия науки и техники.

44. Философия, религия, наука.

45. Утопия и теоретическое исследование будущего.

 

Вопросы и задания для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия»

1.Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)

2.Предмет философии (структура философского знания).

3. Место и роль философии в культуре (функции философии).

4. Мифология, философия, религия: общее и особенное. Онтологическая функция философии.

5. Философия и наука. Проблема научности философского мировоззрения. Методы философских исследований. Гносеологическая функция философии.

6. Философия Древней Индии: ведический период, буддизм (основные идеи и положения).

7. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

8. Античная философия: милетская школа – поиски основы мира и бытия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор и др.).

9. Античная философия: элейская школа (Парменид, Зенон, Демокрит и др.).

10. Антропологическая и этическая проблематика в философии Сократа и софистов. Понимание диалектики Сократом.

11. Объективный идеализм Платона, его учение об обществе и государстве, этика.

12. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос), потенция и акт. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.

13. Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.

14. Средневековая философия: общая характеристика, периодизация. Апологетика и патристика. Схоластика. Проблема универсалий: «номинализм», «реализм», «концептуализм».

15. Философия Августина Блаженного: теодицея, учение о бытии, вечность и время, свобода и божественное предопределение, историософия.

16. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики: концепция бытия и божественного откровения, соотношение веры и разума, этические принципы, учение об обществе и государстве.

17. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия средневековья.

18. Философия эпохи Возрождения: общая характеристика. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

19. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса» (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла).

20. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи).

21. Философия Нового времени: общая характеристика. Проблема методов познания. Рационализм.

22. Философия Ф.Бэкона: критика схоластики, эмпиризм - развитие экспериментального метода, метод индукции; учение об «идолах».

23. Философия Р.Декарта: картезианство, интеллектуальная интуиция; дедуктивный метод, рационализм, дуализм.

24. Онтология Б. Спинозы и В. Лейбница: субстанциональный монизм и плюрализм.

25. Философия «английского просвещения»: Т. Гоббс, Дж. Локк.

26.Философия «французского просвещения»: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Ж.О. де Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К.А. Гельвеций.

27. Немецкая классическая философия: И. Кант («критика чистого разума), Г.Гегель (законы диалектики), И. Фихте («наукоучение»), Ф. Шеллинг («созерцательный объективный идеализм»), Л. Фейербах («антропологический материализм») и ее значение.

28. Философия иррационализма. Философские взгляды А. Шопенгауэра на проблему воли человека.

29. «Философия жизни» Ф. Ницше.

30. Позитивизм (О. Конт) и неопозитивизм (С. Миль, Г. Спенсер). Венский кружок.

31. Философская школа структурализма (К. Леви – Стросс, Ж. Лакан). Постструктурализм (Ж. Деррида, М. Фуко).

32. Экзистенциализм и проблема сущности человеческой жизни (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и т. д.).

33.Фрейдизм (З. Фрейд) и неофрейдизм (А. Адлер, Э. Фромм и т. д).

34. Модернизм и постмодернизм (Ю. Хабермас, П. Рикер и т.д.).

35. Герменевтика (В. Дильтей).

36. Философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

37. Русская философия: характерные черты и основные этапы развития. Основные мировоззренческие течения в русской философии (особенно XIX – XX ВВ.).

38.Философские идеи в культуре Киевской и Московской Руси (XI – XVII вв.).

39. Философская мысль в России в XIII в.

40. Философские взгляды славянофилов и западников: общее и особенное. Философия П.Я. Чаадаева.

41. Философский панморализм Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

42.Философская система В.С. Соловьева: учение о «всеединстве», «цельном знании», «софиология», «богочеловечество», историософия.

43. Русская религиозная философия (С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Шестов и т. д).

44. Философия «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

45. Концепция «бытия» - фундамент философской картины мира. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Формы бытия. Многомерность, многообразие бытия.

46. Понятие материального и идеального. Проблема материи в философии, ее структура. Атрибуты материи: движение (виды), пространство, время.

47. Категория «сознание» в философии как способность человека к мышлению: природа, сущность, структура, формы проявления, способы отображения. Солипсизм.

48. Философское учение о познании (гносеология). Основные позиции познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм.

49. Проблема истины в познании. Концепции истины. Критерии истинности. Соотношение истины и заблуждения в теории познания. Ложь.

50. Диалектика и метафизика как способы познания. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики.

51. Детерминизм, индетерминизм.

52. Многообразие картин мира: религиозно – мифологическая, философская, научная.

53.Диалектика: основные методы (Гегель, К. Маркс) и принципы познания мира.

54. Синергетика: теория самоорганизации и саморазвития мира. Законы и принципы, точка бифуркации.

55. Проблема человека в истории философии. Представление о совершенном человеке в различных культурах (Западная и Восточная).

56. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность.

57. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типология личности. Роль личности в истории.

58. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Ценности (в том числе религиозные) человеческого существования.

59. Человек в системе социальных связей. Личность и массы. Свобода и необходимость.

60. Человек, общество, культура.

61. Социальная философия: предмет, специфика, задачи. Соотношение с другими общественными науками.

62. Основные подходы к исследованию общества в философии.

63. Общество как система. Структура общества.

64. Общество как процесс.

65. Формационные концепции общественного развития.

66. Цивилизационные концепции общественного развития.

67.Соотношение понятий «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество». Гражданское общество и государство.

68. Историософские проблемы в истории философии.

69. Проблема глобализации общества в система «человек - социум».

70. Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис.

71. Римский клуб и исследование глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем.

72. Оптимистические и пессимистические сценарии будущего. Философия и современный мир.

73. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация науки и техники в истории философии. Научное знание как система.

74. Этапы исторического развития техники научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм.

75. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке. Современная техническая цивилизация.

 

3.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания планируемых результатов обучения дисциплине, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы

Процедура оценивания контрольной работы (реферата)

Контрольная работа (реферат) -  сжатое изложение содержания научной работы, книги, статьи и т.п. на определенную тему. Реферат может быть написан по одному или нескольким источникам. В процессе написания реферата используются следующие приемы:

- реферирование предполагает уплотнение информации с целью получения краткого содержания книги, главы, статьи и пр.

- реферирование может предполагать выделение и формулировку проблемы на основе анализа нескольких источников.

- составление тезисов. Тезисы – кратко сформулированные мысли автора. Они могут быть развернутыми, где дается мотивированная характеристика основным положениям, или краткими – формулируются одним предложением.

- составление плана реферата.

- конспектирование – краткое изложение прочитанного с использованием кратких цитат, выписок и ссылок.

- цитирование – изложение дословно мысли автора. Авторский текст заключается в кавычки, делается сноска.

- пересказ позиции автора.

Структура реферата - титульный лист; содержание; введение с обоснованием актуальности темы, формулировкой цели и задач, описание источников; основная часть, состоящая из нескольких пунктов, отражающая ключевые положения; заключение с выводами о достижении цели; список используемой литературы.

Задание по написанию реферата выдается студентам в начале семестра вместе с остальными заданиями рубежного (текущего) контроля. Задание по написанию реферата включает формулировку темы, перечень реферируемых источников, требования к структуре и оформлению реферата, перечень критериев оценивания. Реферат сдается не позднее чем за две недели до конца семестра. Преподаватель должен проверить реферат не позднее двух недель после его получения и довести результаты проверки до сведения студента.

 

Разработчики:

КГУ имени К.Э. Циолковского       к.ф.н., доцент                              Шарова М.А.

(место работы)                             (занимаемая должность)           (инициалы, фамилия)

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

 

 

Фонд оценочных средств по дисциплине

«Философия»

направление подготовки/специальности

 

Информационные системы и технологии

(указывается код и наименование)

 

профиль подготовки/специализация/магистерская программа

 

профиль подготовки

«Информационн ая безопасность »

(указывается наименование)

 

Квалификация

 

Бакалавр

 (указывается по ФГОС ВО)

 

 

Калуга



Содержание

1. Оценочные средства входного контроля (если предусмотрено рабочей программой дисциплины) ______________________________________________ 2. Оценочные средства текущего контроля. 2.1. Описание показателей и критериев оценивания знаний, умений и навыков. Шкалы оценивания 2.2. Контрольные задания и (или) материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков Тест № 1. Процедура оценивания. Тест № 2. Процедура оценивания. Тест № 3. Процедура оценивания. Тест № 4. Процедура оценивания. Тест № 5. Процедура оценивания. Тест № 6. Процедура оценивания. Тест № 7. Процедура оценивания. Тест № 8. Процедура оценивания. Тест № 9. Процедура оценивания. 2.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков 3. Оценочные средства промежуточной аттестации_ 3.1. Описание показателей и критериев оценивания планируемых результатов обучения по дисциплине, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. 3.2. Шкала оценивания 3.3. Контрольные задания и (или) материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы_ 3.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания планируемых результатов обучения по дисциплине, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы_ 4. Контроль остаточных знаний студентов (если предусмотрено рабочей программой дисциплины)                                                                                                               

1. Оценочные средства входного контроля (если предусмотрено рабочей программой дисциплины)

Оценочные средства входного контроля РПД дисциплины «Философия» не предусмотрены.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.