Развитие ребенка до школы
Ответы родителей на вопросы анкеты № 1 дают возможность выделить отдельные факторы риска или их комплекс в раннем развитии ребенка.
1-я группа факторов - нарушения в состоянии здоровья (частые заболевания, хронические заболевания, травмы, снижение остроты зрения, слуха).
2-я группа факторов - нарушения в поведении, свидетельствующие об ослаблении ЦНС и о неблагополучии психоневрологического статуса ребенка (выраженное беспокойство, гиперактивность, раздражительность, плохой сон, страхи, навязчивые движения, трудности контактов).
3-я группа факторов - нарушения в функциональном развитии до школы (задержка в речевом и моторном развитии).
Ответы родителей на вопросы анкеты № 2 позволяют найти наиболее верную тактику в общении с ребенком, уточнить наличие факторов риска 2-й группы и одновременно получить представление о возможности совместной помощи ребенку со стороны педагога и родителей, о тактике общения с родителями.
Факторами риска являются чрезмерная жестокость требований, раздражительность и нетерпимость родителей, что может осложнить период подготовки ребенка к школе и вызвать комплекс проблем еще до начала обучения.
Показатели деятельности и общее развитие
Факторы риска:
• неспособность понять инструкцию и трудности выполнения заданий даже с помощью взрослых; хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянной внешней коррекции («не отвлекайся», «будь внимателен» и т. п.);
• трудность работы без отвлечений даже в течение 5-7 минут;
• выраженная отрицательная реакция на свою неудачу (слезы,
отказ от работы);
• низкий запас сведений, знаний (задания 1-7);
• способность ребенка правильно воспринимать обращенные к
нему вопросы;
• умение четко и правильно отвечать на вопросы;
• умение объяснять свои действия, выбор того или иного вари
анта выполнения задания.
Уровень речевого развития Факторы риска:
• бедный запас слов;
• неумение (плохое умение) грамотно строить предложения;
• трудности артикуляции;
• нарушения звукопроизношения;
• затруднения звукобуквенного анализа.
Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и отмечаются у детей, которые не получили до школы необходимой логопедической помощи.
Развитие мелкой моторики и графических умений
Факторы риска:
• скованность, низкая координация движений;
• неловкость при выполнении задания.
В заданиях 10, 11 оцениваются ловкость, скорость выполнения заданий (10-15 секунд).
В задании 13 оцениваются:
• способность чертить вертикальные и горизонтальные линии;
• ровность и четкость штриха;
• правильное (неправильное) положение ручки;
• напряжение руки.
Зрительное восприятие
Фактор риска: неспособность правильно и достаточно быстро выполнять задание.
В заданиях можно оценивать скорость (задание 14 - за 10-15 секунд, задание 15 - за 5-6 секунд) и правильность их выполнения (у медлительных детей оценивается только правильность выполнения заданий).
Интегративные умения
Фактор риска: неспособность выполнить задание или неточность (низкое качество) выполнения.
В заданиях 19-21 оцениваются четкость и ровность штриха, точность соотношения элементов, направления, величины штрихов.
Задания 22-23 характеризуют способность и правильность выполнения заданий (без ограничения времени).
Результаты выполнения заданий оцениваются по трем градациям:
«+» - отсутствие факторов риска (успешное выполнение заданий в соответствии с требованиями) или 1 балл.
«-» - наличие факторов риска (недостаточно четкое, неправильное выполнение заданий, выполнение заданий с помощью) или 2 балла.
«-» «-» - выраженные факторы риска (неспособность выполнить задание даже после подсказки) или 3 балла.
По тем же градациям можно дополнительно оценить и показатели деятельности. В совокупности с данными раннего развития ребенка это позволит более точно (и более подробно) определить факторы риска 3-й группы (нарушения в функциональном развитии). Результаты выполнения заданий сводятся в таблицу.
Факторы риска в развитии ребенка Результаты выполнения задания
Фамилия, имя_____________________________________
Дата рождения: год_________ месяц_________ день_____
Дата обследования_________________
Возраст на момент обследования____________________
Пол: мальчик, девочка (ненужное зачеркнуть)__________
Данные о социальном положении родителей___________
Дополнительные данные____________________________
Показатели | Наличие факторов риска | ||
нет | есть | выраженные | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. История развития До 1 года Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы От 3 до 5 лет Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы Задержки в развитии (речевом, моторном) 5-6 лет Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы Задержки в развитии |
Продолжение табл. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Деятельность и общее развитие (заполняется по результатам выполнения всех заданий) Способность понять инструкцию Умение планировать деятельность Принятие помощи и подсказки Коррекция по ходу деятельности Длительность работы без отвлечений Отношение к неудаче Темп работы Запас сведений и знаний Умение отвечать на вопросы Выбор различных вариантов выполнения заданий | |||
3. Речевое развитие Запас слов Умение строить предложения Артикуляция Звукопроизношение Звукобуквенный анализ | |||
4. Развитие мелкой моторики и графических умений Ловкость Скорость Развитие моторики Способность чертить вертикальные и горизонтальные линии Ровность и четкость штриха | |||
5. Зрительное восприятие Пространственное восприятие (правильное нахождение образца из предложенных) Фигурно-фоновое выделение (выделение заданного образца) Постоянство восприятия |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
6. Интегративные умения Зрительно-моторные интеграции Сенсомоторные интеграции Слухомоторные интеграции | |||
Сумма баллов |
Полученную в результате сумму баллов можно сравнить с нормативными данными. Это позволит понять, сильно ли отличаются показатели конкретного ребенка от средневозрастных.
Средние баллы факторов риска в развитии школьно-значимых функций у детей 6-7 лет
Показатели | Минимум-максимум | Средние баллы |
История раннего развития | 11-33 | 14-16 |
Организация деятельности | 7-21 | 8-9 |
Речевое развитие | 6-18 | 8 |
Развитие моторики и графических умений | 5-15 | 8 |
Зрительное восприятие | 3-9 | 4-5 |
Интегративные функции | 3-9 | 5-6 |
Далее важно спрогнозировать вероятные трудности в обучении конкретного ребенка и на основании этого прогноза разработать индивидуальную программу подготовки к школе.
Приложение 4
Дата: 2019-03-05, просмотров: 219.