АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие ребенка до школы

Ответы родителей на вопросы анкеты № 1 дают возможность выделить отдельные факторы риска или их комплекс в раннем раз­витии ребенка.

1-я группа факторов - нарушения в состоянии здоровья (час­тые заболевания, хронические заболевания, травмы, снижение ост­роты зрения, слуха).

2-я группа факторов - нарушения в поведении, свидетельст­вующие об ослаблении ЦНС и о неблагополучии психоневрологи­ческого статуса ребенка (выраженное беспокойство, гиперактив­ность, раздражительность, плохой сон, страхи, навязчивые движе­ния, трудности контактов).

3-я группа факторов - нарушения в функциональном развитии до школы (задержка в речевом и моторном развитии).

Ответы родителей на вопросы анкеты № 2 позволяют найти наиболее верную тактику в общении с ребенком, уточнить наличие факторов риска 2-й группы и одновременно получить представле­ние о возможности совместной помощи ребенку со стороны педа­гога и родителей, о тактике общения с родителями.

Факторами риска являются чрезмерная жестокость требований, раздражительность и нетерпимость родителей, что может ослож­нить период подготовки ребенка к школе и вызвать комплекс про­блем еще до начала обучения.

Показатели деятельности и общее развитие

Факторы риска:

• неспособность понять инструкцию и трудности выполнения заданий даже с помощью взрослых; хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянной внешней коррекции («не отвлекайся», «будь внимателен» и т. п.);

 


• трудность работы без отвлечений даже в течение 5-7 минут;

• выраженная отрицательная реакция на свою неудачу (слезы,
отказ от работы);

• низкий запас сведений, знаний (задания 1-7);

• способность ребенка правильно воспринимать обращенные к
нему вопросы;

• умение четко и правильно отвечать на вопросы;

• умение объяснять свои действия, выбор того или иного вари­
анта выполнения задания.

Уровень речевого развития Факторы риска:

• бедный запас слов;

• неумение (плохое умение) грамотно строить предложения;

• трудности артикуляции;

• нарушения звукопроизношения;

• затруднения звукобуквенного анализа.

Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и отмечаются у детей, которые не полу­чили до школы необходимой логопедической помощи.





Развитие мелкой моторики и графических умений

Факторы риска:

• скованность, низкая координация движений;

• неловкость при выполнении задания.

В заданиях 10, 11 оцениваются ловкость, скорость выполнения заданий (10-15 секунд).

В задании 13 оцениваются:

• способность чертить вертикальные и горизонтальные линии;

• ровность и четкость штриха;

• правильное (неправильное) положение ручки;

• напряжение руки.

 



Зрительное восприятие

Фактор риска: неспособность правильно и достаточно бы­стро выполнять задание.

В заданиях можно оценивать скорость (задание 14 - за 10-15 се­кунд, задание 15 - за 5-6 секунд) и правильность их выполнения (у медлительных детей оценивается только правильность выполне­ния заданий).

Интегративные умения

Фактор риска: неспособность выполнить задание или не­точность (низкое качество) выполнения.

В заданиях 19-21 оцениваются четкость и ровность штриха, точность соотношения элементов, направления, величины штри­хов.

Задания 22-23 характеризуют способность и правильность вы­полнения заданий (без ограничения времени).

Результаты выполнения заданий оцениваются по трем градациям:

«+» - отсутствие факторов риска (успешное выполнение зада­ний в соответствии с требованиями) или 1 балл.

«-» - наличие факторов риска (недостаточно четкое, непра­вильное выполнение заданий, выполнение заданий с помощью) или 2 балла.

«-» «-» - выраженные факторы риска (неспособность выпол­нить задание даже после подсказки) или 3 балла.

По тем же градациям можно дополнительно оценить и показатели деятельности. В совокупности с данными раннего развития ребенка это позволит более точно (и более подробно) определить факторы риска 3-й группы (нарушения в функциональном развитии). Результаты выполнения заданий сводятся в таблицу.


Факторы риска в развитии ребенка Результаты выполнения задания

Фамилия, имя_____________________________________

Дата рождения: год_________ месяц_________ день_____

Дата обследования_________________

Возраст на момент обследования____________________

Пол: мальчик, девочка (ненужное зачеркнуть)__________

Данные о социальном положении родителей___________

Дополнительные данные____________________________

 

 

Показатели

Наличие факторов риска

нет есть выраженные
1 2 3 4
1. История развития До 1 года Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы От 3 до 5 лет Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы Задержки в развитии (речевом, мотор­ном) 5-6 лет Состояние здоровья Поведенческие реакции Травмы Задержки в развитии      

 

   

Продолжение табл.

1 2 3 4
2. Деятельность и общее развитие (заполняется по результатам выполнения всех заданий) Способность понять инструкцию Умение планировать деятельность Принятие помощи и подсказки Коррекция по ходу деятельности Длительность работы без отвлечений Отношение к неудаче Темп работы Запас сведений и знаний Умение отвечать на вопросы Выбор различных вариантов выполне­ния заданий      
3. Речевое развитие Запас слов Умение строить предложения Артикуляция Звукопроизношение Звукобуквенный анализ      
4. Развитие мелкой моторики и графических умений Ловкость Скорость Развитие моторики Способность чертить вертикальные и горизонтальные линии Ровность и четкость штриха      
5. Зрительное восприятие Пространственное восприятие (пра­вильное нахождение образца из пред­ложенных) Фигурно-фоновое выделение (выделе­ние заданного образца) Постоянство восприятия      

Окончание табл.

1 2 3 4
6. Интегративные умения Зрительно-моторные интеграции Сенсомоторные интеграции Слухомоторные интеграции      
Сумма баллов      

Полученную в результате сумму баллов можно сравнить с норматив­ными данными. Это позволит понять, сильно ли отличаются показатели конкретного ребенка от средневозрастных.

Средние баллы факторов риска в развитии школьно-значимых функций у детей 6-7 лет

 

Показатели Минимум-максимум Средние баллы
История раннего развития 11-33 14-16
Организация деятельности 7-21 8-9
Речевое развитие 6-18 8
Развитие моторики и графических умений 5-15 8
Зрительное восприятие 3-9 4-5
Интегративные функции 3-9 5-6

Далее важно спрогнозировать вероятные трудности в обучении кон­кретного ребенка и на основании этого прогноза разработать индивиду­альную программу подготовки к школе.

 

Приложение 4

Дата: 2019-03-05, просмотров: 219.