ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(по методике М. М. Безруких)

Основная цель подобного обследования - выделение тех де­тей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике; выявление слабых звеньев в развитии, которые требуют специфической и неспецифической коррекции.

Раннее прогнозирование школьных трудностей, основанное на оценке функционального развития ребенка и состояния его здоро­вья, - один из вариантов определения готовности ребенка к систе­матическому школьному обучению. Раннее прогнозирование школьных трудностей позволяет ответить на ряд вопросов:

• есть ли в развитии ребенка слабые звенья и факторы риска,
которые требуют специальной компенсации или повышенного
внимания педагогов и родителей;

• какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей
мере соответствовать индивидуальным особенностям и возможно­стям ребенка;

• какие трудности в процессе обучения наиболее вероятны, ка-кие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект;

• необходима ли специальная адаптивная работа с ребенком до
школы.

Методика раннего прогнозирования строится как интеграль­ная диагностика развития ребенка, включающая функциональное развитие и состояние здоровья, интеллектуальное и речевое раз­витие, развитие координации движений, зрительного восприятия и ряда интегративных способностей. Комплекс показателей, вы­бранных для интегральной диагностики, основан на результатах специальных исследований о причинах и характере школьных трудностей на начальных этапах обучения и о значимости отдель­ных показателей функционального развития для формирования ба-

 


зовых школьных навыков. Методика предусматривает количест­венную оценку факторов риска в развитии ребенка.

Методика включает:

• анализ раннего развития и состояния здоровья по результатам
ответов родителей на вопросы анкеты 1 и 2. В случае необходимо­сти могут быть привлечены данные специальных медицинских ис­следований;

• анализ показателей деятельности и общего развития;

• анализ школьно-значимых показателей функционального раз­
вития: координации движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных интеграции.

В дополнительное обследование входит методика определения степени мануальной асимметрии (ведущей руки), а также ком­плексная оценка зрительного восприятия.

Что необходимо для проведения основного и дополнительного обследования: тетрадь тестовых заданий; дополнительные тесто­вые задания; цветные карандаши, ручка с хорошим шариком; чис­тые листы бумаги; шелковый шнур; счетные палочки; простейшие геометрические фигуры из толстого картона (дерева, пластмассы) разного цвета и размера; карточки лото; кубики (конструктор, мо­заика); ножницы, открытка для вырезания; небольшой мяч, лучше теннисный; иголка с ниткой и бусины (шнурок и пуговицы); кан­целярские скрепки; набор флаконов и баночек с завинчивающими­ся крышками.

Тестовый буклет для оценки зрительного восприятия: набор предметов для определения предпочитаемой руки в сложных слу­чаях (катушка ниток, два сосуда с узким горлом или колбы, спицы -2 штуки, гайка и гаечный ключ из детского конструктора, узкий цилиндр, карточки детского лото, ластик, пипетка и маленькая бу­тылочка).


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1 «Развитие ребенка до школы»

Внимательно прочтите вопросы и отметьте то, что было харак­терно или характерно сейчас для вашего ребенка (если это прояв­ляется часто или всегда, поставьте «+»). .

В возрасте до года:

выраженное беспокойство, крикливость;

нарушение сна;

плохой аппетит, частые срыгивания;

плохая прибавка в весе;

плохая реакция на звук, свет;

очень сильная (чрезмерная) реакция на звук, свет;

нарушение тонуса мышц, судороги;

повышение внутричерепного давления;

частые простудные заболевания;

тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиоти­ков и других препаратов), операции.

В возрасте от 3 до 5 лет:

чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсив­ность;

раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;

чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;

плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто про­сыпается и т. п.);

страхи (темноты, одиночества, ночные страхи);

тики (непроизвольное подергивание век, мышц лиц, шеи, на­вязчивые движения, обкусывание ногтей);

частые простудные заболевания; хронические заболевания;

трудности контактов со сверстниками и взрослыми;

 


сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), ко­соглазие и другие нарушения зрения;

задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 го­дам и позже), дефекты звукопроизношения;

заикание.

В возрасте 5-6 лет:

частые хронические заболевания, операции, травмы;

импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседли­вость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;

нарушение сна;

страхи;

«навязчивые движения», «кривляние»;

боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;

трудность общения с незнакомыми сверстниками и взрослыми (упорное нежелание вступать в контакт или, наоборот, непонима­ние своего статуса и принятых правил поведения, общения);

трудность манипулирования мелкими предметами (нежелание рисовать, лепить, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. п.);

трудность концентрации внимания на определенном задании, неумение работать сосредоточенно, без отвлечений;

нежелание учить стихотворения, трудность запоминания; нарушения звукопроизношения.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 2 «Расскажите о своем ребенке»

1. Что больше всего любит делать ваш ребенок?

2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть?

3. Что может вызвать у него большую радость?

4. Что ему активно не нравится?

 


 

5. Что дается трудно?

6. Что у ребенка вызывает обиду; гнев; слезы?

7. Какие действия и поступки вашего ребенка вас раздражают;
вызывают гнев; выводят из себя; беспокоят?

8. Часто ли капризничает ваш ребенок? По какой причине? Как
вы реагируете на его капризы?

9. В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны, и старае­тесь их избежать?

10. Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком, готов­ности к школе и школьного обучения интересуют (или волнуют)
вас больше всего?

Показатели деятельности и общего развития Комплексная оценка интеллектуального развития дошкольника в процессе подобного обследования (при экспресс-диагностике) довольна, сложна. Однако беседа с ребенком и ряд заданий позволяют определить общий запас сведений и знаний, уровень развития логического мышления, способность классифицировать предметы, явления, выделять сходство и различие, умение рассуждать и т. п. В то же время следует подчеркнуть, что высокий уровень интеллектуального развития не гарантирует отсутст­вия школьных проблем, так как главное значение в их возникновении имеют нарушения деятельности. Неспособность понять инструкцию или осмыслить задание целиком, невозможность сосредоточенно, без отвле­чений и дополнительного подстегивания выполнить задание, неумение работать обдуманно, по плану, а не методом проб и ошибок, самостоя­тельно оценить правильность выполнения заданий и другие подобные нарушения или затруднения в деятельности ребенка являются значи­тельно более весомым фактором риска при возникновении школьных про­блем, чем отсутствие каких-либо знаний.

Внимание! Показатели организации деятельности необхо­ димо оценивать при выполнении каждого задания.


Задание 1. Покажи, какой рисунок не подходит к остальным.


Задание 2. Покажи, где нарисована посуда.


 





 


Задание 3. Покажи, на какой картинке больше карандашей, а на какой картинке больше морковок.

Дополнительное задание: посчитай, сколько всего предметов на каждой картинке.


Задание 4. Эти картинки изображают разную погоду. Какую?


Задание 5. Покажи, у какого вагона четыре колеса, а у какого четыре окошка.


Анализ организации деятельности можно проводить по сле­дующим показателям:


 



Задание 6. Внимательно посмотри, из каких фигур составлена цепочка, и постарайся дорисовать ряд.

Задание 1. Придумай окончания предложений.

• Если принести сосульку в теплую комнату, то ...

• Летом можно бегать босиком, потому что...

• Если отпустить воздушный шарик, то...

• Если насыпать песок в сито, то...

Любое из этих заданий можно дополнить и при необходимости ус­ложнить.

Внимание! При выполнении каждого задания оценивается не только качество выполнения этого задания, но и показатели организации деятельности.

 


 

Показатели деятельности Варианты оценки. Звездочка (♦) -неблагоприятный вариант
Способность ребенка понять инструкцию Понимает инструкцию сразу, не требует дополни­тельных разъяснений; не понимает с первого раза, но принимает помощь и самостоятельно выполняет аналогичное задание; * не понимает инструкцию и не принимает помощи
Умение плани­ровать свою деятельность и сосредоточен­но работать Действует в определенном порядке, работает без от­влечений; суетлив, быстро отвлекается, требует постоянного контроля, но положительно реагирует на слова «по­думай», «будь внимателен», «не отвлекайся» и т. п.; * хаотичен, не способен организовать свою деятель­ность даже с посторонней помощью
Длительность работы без от­влечений 15-20 минут; 5-10 минут; * не может работать без отвлечений
Отношение к неудаче Спокойно реагирует, сам исправляет, принимает по­мощь; относительно спокойно реагирует, не нервничает; * замыкается или плачет, отказывается от работы
Темп работы Работает достаточно быстро; работает медленно, спокойно; * работает очень медленно, нервничает, отвлекается

Речевое развитие

Проверка уровня речевого развития может проводиться не спе­циально, а в ходе беседы и деятельности ребенка.

Если необходимо, то в качестве специального задания может быть составление рассказа по последовательным картинкам.


Задание 8. Составь рассказ по этим картинкам и расскажи в нем, что произошло.


При этом оцениваются:

• запас слов (умение правильно подобрать слова);

• способность правильно строить предложения;

• грамматическая правильность речи (падежи, единственное и
множественное число и т. п.);

 

• понимание (способность правильно понять, оценить ситуа­цию, составить короткий рассказ);

• умение понимать речь, способность понимать вопросы и про­странно отвечать на них;

• качество звукопроизношения и артикуляции (задание: назови,
что нарисовано на картинках);

• звуковая сторона речи (темп, интонационная окраска, владе­ние голосом).

Специально оценивается умение определять близкие по звучанию звуки и выделять на слух отдельные звуки в слове. Для такой оценки можно дополнительно использовать картинки.

Задание 9. Скажи, что нарисовано на картинках (см. с. 94), и назови те слова, в которых есть звук (т), (р), (ш), (з) или др. Задание можно варьировать.
































Дата: 2019-03-05, просмотров: 265.