Никола Буало «Поэтическое искусство»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Никола Буалó родился в Париже в семье состоятельного буржуа, адвоката, чиновника парижского парламента. Биография его не отмечена никакими примечательными событиями. Как и большинство молодых людей того времени, он получил образование в иезуитском коллеже, затем изучал в Сорбонне богословие и право, однако не испытывал никакого влечения ни к юридической, ни к духовной карьере. Оказавшись после смерти отца материально независимым, Буало мог целиком посвятить себя литературе. Ему не нужно было, подобно многим поэтам того времени, искать богатых покровителей, писать им стихи «на случай», заниматься литературной поденщиной.

В литературе зрелого классицизма Буало занимает особое место. Он работал в недолговечных жанрах – сатиры, послания, все это со временем потускнело и утратило злободневность. Но главное произведение Буало «Поэтическое искусство» 1674 значимо и сегодня. Это стихотворный трактат, обобщивший теоритические принципы классицизма.

Следуя «Науке поэзии» Горация, он изложил свои теоретические принципы в стихотворной форме — легкой, непринужденной, порой шутливой и остроумной, порой язвительной и резкой. Для стиля «Поэтического искусства» характерна отточенная лаконичность и афористичность формулировок, естественно ложащихся в александрийский стих. Каждый тезис Буало подкрепляется конкретными примерами из современной поэзии, в редких случаях — образцами, достойными подражания.

 

24. Понятия «разума» и «природы» в «ПИ» Буало

Буало выдвигает 2 основных требования к писателям:

1) Любите разум

Следовать законам разума – основной принцип классицизма. Отрицание своевольной фантазии, признание вечных и субъективных законов влечет за собой строгую дисциплину – пишите не спеша, разум не одобряет чрезмерной быстроты, торопливой слог говорит о глупости.

На голос разума придет и рифма и принесет богатство своему владыке. Не давать волю, все дисциплинировано, иначе разуму придется долго искать рифму. Смысл – важное! Только он дает красоту стихам. Нужно придерживать строгой тропы разума. Прекрасно то, что разумно.

С понятие разума связаны понятия правды и правдоподобности. У классицистов правда – реальное событие, а правдоподобие – то, что должно было происходить согласно закону разума. Для классицистов правдоподобие предпочтительнее, чем правда, т.к. в жизни не всегда всё логично. Литература не зеркало жизни, не должна отображать все, а должна обобщать и выводить закономерности. (Опирается на Аристотеля, у того нет такого термина, но он пишет, что литра должна описывать то, что должно было происходить по вероятности или необходимости).

Правдоподобие круче, потому что в нем можно обобщить, а правда – жизнь, где не всегда все логично и поэтому она не соответствует классицизму.

Невероятное растрогать неспособно,

Пусть правда выглядит всегда правдоподобно.

Мы холодны душой к нелепым чудесам,

И лишь возможное всегда по вкусу нам.

2) Себе в наставницы природу изберите

= учитесь у природы. Это требование выглядит неожиданно, потому что классицисты считали природу хаотичной. Буало имеет в виду гармоничную природу человека, упорядоченную законами разума. Слово «природа» очень широкое. Здесь – как миропорядок.

И исходя из правды и правдоподобности предметом искусства является не вся природа, а лишь ее часть, выявленная после тщательного отбора и сведенная по сути дела к человеческой природе, взятой лишь в ее сознательных проявлениях. Жизнь, ее безобразные стороны должны предстать в искусстве облагороженными, эстетически прекрасными, природа – «прекрасной природой», доставляющей эстетическое наслаждение. Но это эстетическое наслаждение не самоцель, оно лишь путь к совершенствованию человеческой натуры, а, следовательно, и общества.

Буало говорит избрать себе природу в наставницы, так как она от своих щедрот наделила каждого своим талантов и характером и тот поэт, который сможет это разглядеть, сможет воплотить это на сцене.

Природа идет вперед и юнец, на старца не похож, поэту надо понимать, что это разные люди и характеры.

 

25. Теория трагедии в «ПИ» Буало

Третья песнь «Поэтического искусства» Буало наполовину посвящена теории трагедии, которая, по мнению критика, занимает одно из главенствующих мест.

Буало начинает эту песнь с тезиса об облагораживающей силе искусства:

И то, что в жизни нам казалось бы ужасным, Под кистью мастера становится прекрасным

Смысл этого эстетического преображения жизненного материала в том, чтобы вызвать у зрителя сочувствие к трагическому герою, даже виновному в тяжком преступлении: развлекая нас, рыданья истограет

Писатель – властелин толпы, как говорит Буало в следующих строках. Однако «испытать над зрителями власть» он сможет, только если удовлетворит ее, толпы, желанья. А желанья эти таковы: «огнем страстей исписанные строки», которые «тревожат, радуют, рождают слез потоки».

Хорошо «сделанные» или, как пишет Буало, «рассудочные» стихи никогда не будут иметь успеха у зрителя. Они должны вызывать искренние чувства, зритель должен сопереживать трагедии, иначе, зритель, не будучи захвачен действием, игрой страстей, будет «равнодушно дремать».

Дальше Буало говорит о завязке в трагедии. По его мнению, она не должна быть длинной и нудной, так как это быстро утомит зрителя. Завязка должна быстро вводить в действие и не занимать много места в трагедии. Тут же он говорит, что тот, кто неоправданно затягивает свое повествование, лишь отталкивает зрителя.

Дальше, в 77 строфе, Буало обосновывает главный принцип трагедии в классицизме – принцип трех единств: места, времени и действия. Как говорит критик, соблюдение драматургом трех единств помогает сохранить интерес зрителя на протяжении всей пьесы и увлечь его. Буало не разбирает подробно ни одно из «единств». Он дает кратко формулу, с которой должен сверяться каждый драматург, задумавший написать трагедию. Он противопоставляет настоящему писателю «рифмача», который, «не зная лени», «вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене», то есть врессовывает в малый отрезок времени период гораздо больший, что, по мысли Буало, неестественно. «Единство действия» подразумевает, что, действие должно быть направлено на раскрытие одного конфликта: «одно событие, вместившееся в сутки».

Далее Буало подробнее говорит, что же именно должно изображаться в трагедиях. Нереальное, выдуманное воображением писателя должно казаться как можно более жизненным, настоящим. Чем изображаемое будет ближе к зрителю, «возможнее», тем лучше, ведь тогда оно сможет затронуть его чувства и мысли. Поэтому, говорит Буало, нельзя всякое событие ставить в центр произведения.

Трагедия – высокий жанр. Как выше уже было сказано, ей, по теории, присущи следующие признаки: быстрая завязка, действие, построенное на принципе «трех единств», ясный язык.

Дальше Буало касается проблемы развязки. Она должна быть неожиданной и непредвиденной зрителем. Она должна разъяснять все тайны и давать ответ на все вопросы, поставленные в трагедии. У зрителя не должно оставаться никаких сомнений.

Для того, чтобы показать преемственность и развитие жанра трагедии Буало обращается к истории. И начинает с зарождения жанра трагедии у древних греков. После этого трагедия выросла в отдельный жанр, который в разные эпохи «реформировался» Эсхилом. Затем Буало переходит к истории трагедии во Франции, где трагедия сначала не прижилась.

Трагедия, пройдя через века, приняла тот вид, о котором писал Буало. В конце разговора о теории трагедии он сравнивает трагедию древнегреческую с современной ему.

После разговора об истории жанр (можно сказать и о том, что это хороший пример «памяти жанра») Буало переходит к описанию любви как одной из главных тем трагедии. Опять же, критик предостерегает драматургов от неестественности изображения чувств героев. Во всем нужна мера и продуманность.

Буало призывает изображать действительно героев, в которых все достойно восхищения. Персонаж, «в котором мелко все», пишет критик, годится «лишь для романа». Однако вообще без слабостей герой зрителю не понравится. Опять, видимо, потому, что чем «естественней», тем лучше. Даже герой должен быть «человеком», поэтому маленькие недостатки ему не только простит зритель, но и полюбит героя еще больше, так как он «поверил в его правдоподобность».

Герой всегда должен оставаться самим собой и быть тщательно продуман. Язык так же подлежит четкому определению. Каждой страсти, пишет Буало, присущ свой язык. Это так же значит, что речевая характеристика героев должна соответствовать их роли в произведении и положению в обществе.

Заканчивает Буало разговор о трагедии словами о том, что сочинять для сцены – неблагодарный труд. Потому что зрителю угодить очень сложно. Каждый мнит себя «знатоком»: «Им трудно угодить: придирчивы, суровы,/Ошикать автора они всегда готовы».

Поэт обязан быть и гордым и смиренным,

Высоких помыслов показывать полет,

Изображать любовь, надежду, скорби гнет,

Писать отточенно, изящно, вдохновенно,

Порою глубоко, порою дерзновенно

И шлифовать стихи, чтобы в умах свой след

Они оставили на много дней и лет.

Вот в чем Трагедии высокая идея.

26. Теория комедии в «ПИ» Буало

Комедия для Буало не является по своей природе низким жанром. Она выросла из трагедии: «Была Комедия с ее веселым смехом / В Афинах рождена Трагедии успехом». Выявляя и высмеивая человеческие пороки, комедия способствует избавлению от них. А это отнюдь не низкое стремление. Причем Буало призывает авторов тщательно изучать человеческую природу, не копируя буквально приметы окружающих, а рисуя обобщенный, типический характер.

Но Буало считает, что удел комедии не в площадных фарсах, что близко к средневековой традиции. Он не принимает двусмысленные шутки, палочные удары, грубоватые остроты ярмарочных представлений. По мнению поэта, «нужно поучать без желчи и без яда».

Поэт, как говорит Буало, заостряет внимание на одной преобладающей черте, которая и определяет характер персонажа целиком. Возникают определенные амплуа: «чудака, и мота, и ленивца, / И фата глупого, и старого ревнивца…». Тем не менее, если сама по себе борьба против портретности, борьба за обобщенное изображение является бесспорной заслугой эстетики Буало, то она же и таит в себе слабые, уязвимые стороны. В своем настойчивом требовании изображать человеческие пороки в наиболее общем, абстрактном выражении, Буало просит обращать внимание на горожан.

И как образец для подражания для Буало – Мольер. Ему посвящена целая строфа в «Поэтическом искусстве». Стоит отметить, что комедию «Мизантроп» Буало ценил выше всех пьес Мольера и считал ее образцом «серьезной», «высокой» комедии характеров.

Затем Буало выводит своеобразные постулаты, которым должен следовать истинный поэт классицизма («коль вы прославиться в Комедии хотите»). Здесь разделение жанров на низкие и высокие прослеживается особенно четко: в комедии смешное должно быть смешным и никак не трагичным. Необходимо ставить трагическое и веселое отдельно и не смешивать их. При этом сама по себе комедия может быть серьезной, пишет Буало, и ни в коем случае ей не надо «увеселять толпу остротою скабрезной»

Буало, как видим, предлагает плести виртуозные страсти, в то же время не очень сильно закручивая сюжетные перипетии, а это значит, что все в меру. Это соответствует концепции рационального мышления как одного из признаков классицизма. Вместе с тем не следует отступать и от теории единства места, времени и действия, о которой Буало пишет в начале третьей песни «Поэтического искусства». Говоря о комедии, он только намекает на это правило («Пусть будут связаны между собой все части»). Подводя черту размышлениям о комедии, Буало сравнивает «настоящего» комического поэта классицизма и автора, недостойного этого звания.

Комический поэт, что разумом ведом,

Хранит изящный вкус и здравый смысл в смешном.

Он уважения и похвалы достоин.

27. Теория классицизма в «ПИ» Буало

 

Разум. Следовать законам разума – основной принцип классицизма. Отрицание своевольной фантазии, признание вечных и субъективных законов влечет за собой строгую дисциплину – пишите не спеша, разум не одобряет чрезмерной быстроты, торопливой слог говорит о глупости.

На голос разума придет и рифма и принесет богатство своему владыке. Не давать волю, все дисциплинировано, иначе разуму придется долго искать рифму. Смысл – важное! Только он дает красоту стихам. Нужно придерживать строгой тропы разума. Прекрасно то, что разумно.

3 единства. Буало обосновывает главный принцип трагедии в классицизме – принцип трех единств: места, времени и действия. Как говорит критик, соблюдение драматургом трех единств помогает сохранить интерес зрителя на протяжении всей пьесы и увлечь его. Буало не разбирает подробно ни одно из «единств». Он дает кратко формулу, с которой должен сверяться каждый драматург, задумавший написать трагедию. Он противопоставляет настоящему писателю «рифмача», который, «не зная лени», «вгоняет тридцать лет в короткий день на сцене», то есть врессовывает в малый отрезок времени период гораздо больший, что, по мысли Буало, неестественно. «Единство действия» подразумевает, что, действие должно быть направлено на раскрытие одного конфликта: «одно событие, вместившееся в сутки».

Жанры. Нельзя смешивать жанры. Есть высокие (эпопея, трагедия, комедию Буало принимает за высокий жанр), есть низкие – роман. Здесь разделение жанров на низкие и высокие прослеживается особенно четко: в комедии смешное должно быть смешным и никак не трагичным. Необходимо ставить трагическое и веселое отдельно и не смешивать их. При этом сама по себе комедия может быть серьезной, пишет Буало, и ни в коем случае ей не надо «увеселять толпу остротою скабрезной»

 

28. Оппозиция античность-средневековье в «ПИ» Буало

 

Античность импонирует Буало (он пишет «ПИ», основывая на Горация и Аристотеля). В кач-ве образцов древних авторов – Феокрита, Вергилия, Овидия, Тибулла, Буало высмеивает фальшивые чувства, надуманные выражения и банальные штампы соврем. пасторальной поэзии. Переходя к оде, подчеркивает её высокое общественно значимое.

Б. отступает от античной поэтики, когда речь идет о сатире, относящейся к «низким» жанрам. Он видит в ней наиболее действенный, общественно активный жанр, способствующий исправлению нравов.

Античная мифология привлекает Буало своей человечеостью, прозрачностью, иносказанием, которое не противоречит разуму. А вот в христианских (средневековье) чудесах видит фантастику, несовместимую с доводами разума, так как они должны слепо приниматься на веру.

Неприемлема для Б. и псевдонациональная героика, прославляющая королей и военачальников раннего средневековья. Б. разделял общую для его времени неприязнь к средневековью как к эпохе «варварства».

Буало пишет, что сама поэзия живет в тех именах, именах героев античности Эней, Гектор, Елена, Парис, Ахилл, Нестор. А вот герои средневековья не могу быть героем поэмы. Например Хильдебрант (герой песни о нибелунгах)

Говоря о трагедии Буало вспоминает ее историю, которая исходит к античности, когда были маски и котурны. Софокл вознес театр.

 

29. Проблематика поэмы Мильтона «Потерянный рай»

Мильтон принимал активное участие в Английской буржуазной революции, что отвлекло его от литературного творчество. Был уже известен как поэт лирик. Считает, что замысл возник еще до революции. Отходит от поэтического творчества и возвращается к нему только в 60х. Поэма была написана в начале 60х.

В это время Мильтон был в состоянии общественной изоляции, тк с возращением на трон короля из династии Стюартов начались репрессии против участников революции. Мильтона спасло то, что он был почти слеп и занимался только литературой

Сюжет взят из Ветхого завета (изгнание Адама Евы из Эдема). Сюжет в 17 веке был популярен очень. Объясняется это тем, что сюжет о грехопадении - нарушение запрета бога и познании мира. Люди нарушили это и оказались изгнаны из Рая. Этот сюжет художники 17 века проецировали на Европу. В Ср века общество жило, посвящая себя богу. Затем в эпоху возрождения европейцы попытались выразить себя, попытаться жить своим умом. Идеи гуманизма пришли к кризису, попытка воплощения идея привела к сложным последствиям. Идея о том, что человек нужно смирять себя оказалось очень актуальной. Для Мильтона он ассоциировался с событиями революции, тк Р - бунт против существующего уклада. Аналогия - восстание против отеческой, королевской власти. В поэме Мильтона этот сюжет трактуется в аспекте политическом и культурном.

«Потерянный рай» подводил итоги многолетним раздумьям автора о религии и философии, о судьбах родины и человечества, о путях его политического и духовного совершенствования.

Замысел Мильтона формально соответствовал библейской легенде, согласно которой тщетная тяжба Сатаны с Богом должна завершиться полным поражением Сатаны.

Исполнителем благих предначертаний Владыки Мира выступает, в изображении Мильтона, Бог-сын. Герой предстает в поэме в самых различных ипостасях: он — разгневанный Мессия, низвергающий мятежных ангелов в Ад, он — творец прекрасного мира, он — заступник Человека перед Богом-отцом, и, наконец, он — Богочеловек, сын Бога и Человека, царь вселенной. Каждое из деяний Бога-сына должно выявить какую-то новую грань его облика. В нем воплощены определенные моральные принципы, которые были дороги поэту: покорность воле Бога-отца, беспощадность к врагам, милосердие к заблудшим, готовность к самопожертвованию. Откровенная дидактическая направленность образа, его схематизм и декларативный характер заметно снижают его художественные достоинства.

Свидетель и участник грандиозного социального переворота, Мильтон, создавая эпическую поэму, вдохновлялся атмосферой гражданской войны, являвшейся, по его мнению, отражением вселенской коллизии Добра и Зла. Рисуя сцены яростной схватки сил Неба и Ада, поэт пользовался красками, которые поставляла для его палитры эпоха революционной ломки, и вольно или невольно наполнял поэму ее героическим духом.

«Поэзия Мильтона, — писал Белинский, — явно произведение его эпохи: сам того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного сатаны написал апофеозу восстания против авторитета, хотя и думал сделать совершенно другое»

Исходя из того, как развивались события в европейской культуре и политике, вывод был только один – человечеству нужно смириться с установленными для него рамками, отдаться на волю бога и провидения, главным достоинством человека должно быть смирение.

Несмотря на то, что Бог наказывает людей за попытку получить знание,

Преодоление внутренних и внешних трудностей делает человека лучше. Трудно сказать, осознанно ли он пришёл к этому выводу: гуманистические взгляды боролись с пуританскими позициями. Это отразилось на одном из центральных образов – Сатана – враг человеческого общества, бунтаря, восстание против Бога. У Мильтона это совершенно очевидно ассоциируется с революцией, Но нельзя это оценивать только с политической точкой зрения. Бог воспринимается как правитель, а Сатана тот, кто противостоит этому правителю. Его Сатана имеет привлекательные черты: может сочувствовать людям, в отличие от Адама не готов к смирению, в его уста вкладывает слова о том, что знание не может быть преступлением. Сатана значит сомневающийся. С гуманистической точки зрения сомнение не может быть признаком дьявольского.

Идея - необходимо смирять себя. Идея выражена в первую очередь в образе Адама. ТК он старается нарушить запрет бога, но потом смиряется с судьбой и пытается вынести ее удары. Признает свою ошибку в итоге. Признает, что в первую очередь нужно жить справедливо. Идеи неостоицизма. Адам понимает, что полная тревог жизнь полна страданий и переживаний, но также полна и героизма. Та жизнь, которая начинается - это не наказание, а испытание; возможность проявить себя. Поэма была создана в 17 веке, здесь затрагиваться проблемы концепции свободы воли или предопределения. Отношение Мильтона к этим двум концепциям отражает сложность его мировоззрения, тк он признает обе концепции, показывает из развитие. Бог, создал Адама, дал ему свободу воли. Устами Бога Мильтон объясняет, что свобода воли - необходимая часть развития человека. После того, как Адам и Ева совершают ошибку, меняющую их судьбу, бог говорит, что отныне у человека не т свободы воли и его судьба будет решаться богом. Концепция предопределения.

 

30. Образы Сатаны и Адама в поэме Мильтона «Потерянный Рай»

Особую роль играет Сатана. Он мятежник, котор восстает против бога. У него есть сподвижники. Аналогия с революцией. Образ сатаны, как персонажа неоднозначного, не просто как злодея, а как сильно личности.

Сатана — тоже сын Бога, но сын, избравший путь зла, восставший против воли отца и потому отверженный. Духовную гибель его Мильтон объясняет гордыней. Гордыня ослепляет, подчиняет себе разум, и тогда освободившиеся от оков низменные страсти порабощают личность, навсегда лишая ее свободы и покоя. Сатане суждено носить в душе вечный ад.

Неутолимая жажда власти и сострадание к павшим по его вине ангелам, ненависть к Богу, жажда мести и приступы раскаяния, зависть к людям и жалость к ним терзают измученную душу мятежного Дьявола. Ад — всюду. «Ад — я сам», — исповедуется Сатана. По Мильтону, ослепленный гордыней могучий разум Сатаны обречен вечно служить пороку и разрушению. Разум Бога создает Мир и Человека, разум Сатаны воздвигает Пандемониум, изобретает артиллерию, подсказывает ему, как соблазнить первых людей.

«Поэма Мильтона, — писал Шелли в «Защите поэзии», — содержит философское опровержение тех самых догматов, которым она… должна была служить главной опорой. Ничто не может сравниться по мощи и великолепию с образом Сатаны в «Потерянном рае»… Мильтон настолько искажает общепринятые верования (если это можно назвать искажением), что не приписывает своему Богу никакого нравственного превосходства над Сатаной».

Образ Дьявола в эпосе Мильтона, вопреки библейской его трактовке, выглядит столь величественным и привлекательным, что рядом с ним теряются и тускнеют все остальные персонажи поэмы. Титаническая страстность натуры Сатаны, его гордый и непокорный дух, свободолюбие и твердая воля, мужество и стоицизм почти неизменно вызывали восхищение читателей и критиков. С другой стороны, Бог, призванный стать воплощением Разума и Добра, предстает в поэме коварным и мстительным монархом, который, по словам Сатаны, «один царит, как деспот, в небесах».

По замыслу Мильтона, Сатана, отважившийся выступить против всемогущего Бога, не мог не быть титанической фигурой. Желая нарисовать яркий и убедительный портрет Сатаны, поэт опирался на традицию изображения трагических героев — «злодеев с могучей душой». Мильтон полагал, что Добро и Зло настолько тесно переплетены между собой, что их порой трудно отличить друг от друга.

Восставший против Бога Сатана, хотя и осуждается автором, но не лишен его сочувствия и вбирает в себя черты отважного протестанта против миропорядка. «Потерянный рай».

С. воспринимает себя «освободителем» от гнета Бога-Отца, ибо не желает становиться рабом и отвергает мысль о покаянии. Мятежная возвышенность

Образы сатаны:
1. Херувим (минув Лимб и Небесные врата выведывает у Уриила, правителя Солнца, местонахождение человека)
2. Морской ворон (сидел на древе познания и смотрел на Адама и Еву)
3. Жаба (ночью нашептывал Еве мысли о познании и запретном плоде)
4. Туман (под видом тумана проникает в рай)
5. Змий (вселяется в спящего Змия, самого хитрого из всех созданий, и утром лестью склоняет Еву к тому, чтобы она вкусила плод с Древа познания)

 

Человек изображается в «Потерянном рае» как существо, стоящее в центре мироздания: он занимает среднее положение между чувственным, животным миром и миром ангелов. Он — высшее из земных существ, наместник Бога на земле. Перед Адамом и Евой открывается светлый путь духовного возвышения, за их спиной разверзается мрачная бездна, грозящая поглотить их, если они изменят Богу. Древо познания добра и зла, растущее в сердце Эдема, есть символ предоставленной первым людям свободы выбора. Его назначение — испытать веру людей в Творца. (вот про свободу выбора тоже в проблематику можно)

По Мильтону, люди сами ответственны за свою судьбу: наделенные разумом и свободной волей, они должны каждый миг своей жизни выбирать между Богом и Сатаной, добром и злом, созиданием и разрушением, духовным величием и нравственной низостью.

По мысли поэта, Человек изначально прекрасен. Он сотворен всеблагим и премудрым божеством, в нем нет и не может быть изъянов. Адам — воплощение силы, мужества и глубокомыслия. \

Адам же совершает роковой шаг из сострадания и любви к Еве, хотя и сознает, что своим поступком ставит «человеческое» выше «божеского».

Адама не страшат те испытания, которые ожидают его в новой, неведомой жизни. Его образ несомненно героичен. Но в отличие от эпических поэтов прошлого, изображавших героев-воителей, Мильтон выводит на страницах своей поэмы героя, видящего смысл жизни в труде. Труд, лишения и испытания должны, по мысли поэта, искупить «первородный грех» человека.

Адам понимает, что полная тревог жизнь полна страданий и переживаний, но также полна и героизма. Та жизнь, которая начинается - это не наказание, а испытание; возможность проявить себя.

 

31. Характеристика литературы эпохи Просвещения

Славная революция в Англии (гос переворот)

Американская буржуазная революция

Кризис феодального общества достиг крайней остроты. В упадке вся экономическая система старого общества – кризис затронул идеологи. «единственно угодный богу строй» противоречит законам разума и природы.

Уничтожение феодализма и утверждение капитализма способствуют установлению эпохи Просвещения.

Основная направленность – антифеодальная.

Просветили выступали от имени всего человечества и ощущали себя сначала «гражданами мира», а уж потом патриотами своей страны.

Географические и этнографические открытия.

Только опыт, основанный на восприятии окружающего мира непосредственными ощущениями и чувствами, способен обогатить человеческий разум.

Из этих идей Локка просветители делали весьма важный вывод о решающем влиянии общественной и географической (природной) среды на формирование личности: человек, согласно просветительским представлениям, становится плохим или хорошим под влиянием окружающих его условий. На этой основе деятели Просвещения подвергали всесторонней критике феодальный общественный порядок, его политические институты, правовые и нравственные нормы как противоречащие разуму и оказывающие губительное влияние на формирование человека.

Общественному благополучию мешают предрассудки.

Просвещение – не только распространение знаний и образования, но и гражданское воспитание, пропаганда новых идей, разрушение старого мировоззрения.

Разум – высший критерий оценки окружающего мира.

«Историческому» человеку, т. е. человеку, развращенному «неразумными» феодальными отношениями, многие просветители противопоставляли «естественного человека», порождение природы, наделяющей его здоровыми нравственными инстинктами и устремлениями.

Идеал человека в единении с природой.

Человечество, согласно просветителям, переживает три эпохи: нормативно понятую античность; средневековье, отвергаемое как период «исторических заблуждений»; современность, утверждающую «царство разума». Каждая из этих эпох мыслится замкнутой в самой себе, лишенной внутренней динамики, исключающей предыдущие

В пределах литературы и искусства Просвещения активно взаимодействовали, оказывая влияние друг на друга и нередко борясь между собой, разные художественные направления, главными среди которых были просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Каждое из этих направлений обладало своей спецификой, но всем им свойственны общие идейно-художественные черты.

Литература и искусство Просвещения насквозь пронизаны философской проблематикой; нередко художественное произведение призвано прежде всего иллюстрировать, раскрыть в конкретно-чувственной форме те или иные философские идеи. Этим объясняется появление в литературе таких, например, жанров, как философская повесть.

Характерное для деятелей Просвещения стремление оказать прямое влияние на умы и сердца современников

Основным объектом художественного познания становится современность, получающая в произведениях просветителей конкретно-историческую детализацию. Даже в произведениях, посвященных истории (например, в драматургии Вольтера), просветители акцентируют национальный и исторический колорит, хотя и ограничиваются при этом чаще всего чисто внешними аксессуарами.

37. Просветительский классицизм

Ранее других формируется просветительский классицизм. В трудах, посвященных XVIII веку, это направление нередко оценивается как пришедший в упадок «высокий» классицизм XVII в. Это не совсем так. Конечно, между просветительским и «высоким» классицизмом существует преемственная связь, но просветительский классицизм — это цельное художественное направление.

Сохраняются и такие важные принципы классицистской эстетики, как предпочтение разума чувству, рационального — эмоциональному, общего — частному; требование гармонии и соразмерности частей, лаконизма композиции и т. д.

Существенно меняется понимание смысла, задач и характера таких, например, жанров, как трагедия. В «высоком» классицизме фабулу трагедии обычно составляла любовная коллизия, у просветителей нередко тема любви вовсе исчезает, сменяется философской проблематикой. Источником трагедии здесь становится не внутренний психологический конфликт в сознании героя, а столкновение человека с враждебными ему силами общества. В результате ослабляется и отодвигается на задний план психологический анализ, а задачей трагедии объявляется не аристотелевский катарсис, т. е. очищение через страх и сострадание, а возмущение общественным злом, его активное неприятие.

«революционном классицизме», возникшем во Франции в годы буржуазной революции конца века. Философская трагедия здесь сменяется политической, аналогии с современностью еще более откровенны, а борьба против «старого режима» дополняется идеей «народного блага». Для «революционного классицизма» характерно и более органичное, чем прежде, освоение античной темы, причем писатели обращаются преимущественно к истории не императорского, а республиканского Рима.

Своеобразным эстетическим откликом на проблематику Французской революции и специфической разновидностью просветительского классицизма стал так называемый «веймарский классицизм»

Просветительский реализм решительно отвергает иерархию жанров; появляются новые жанры, взрывающие классицистские каноны, например мещанская трагедия и драма, «слезная комедия».

Впервые столь систематически и настойчиво писатели обращаются к изображению судьбы рядового человека, обнаруживая в нем неистощимые запасы человечности, благородства, нравственной стойкости. При этом характер героя дается во взаимодействии с окружающей его общественной средой.

47.

Исторически позднее других в Просвещении появляется третье направление — сентиментализм

сентиментализм не полностью порывает с идеей разума, хотя и сомневается в нем, как единственном критерии суждений о мире.

Сентиментализм возникает в эпоху, когда реальность уже начинает все более решительно опровергать просветительские надежды на движение человечества к царству разума.

В противовес разуму выдвигается новый критерий — чувство. Но само это чувство в сентименталистском истолковании вовсе не иррационально. Подобно разуму, оно - естественное проявление человеческой природы; как и разум, оно противопоставляется искажающим характер человека предрассудкам — политическим, сословным, религиозным. Очень точно охарактеризовала сентиментализм М. Л. Тронская: «Сила разума и непосредственность чувства равно обращены против одного врага — феодального произвола; культ чувства не есть отказ от завоеваний разума, это лишь протест растущего человека против централизованной опеки разума, испытание разума чувством»

У сентименталистов акцент переносится с изображения объективной социальной действительности, присутствующей в их произведениях лишь как враждебная человеку губительная сила, на исследование внутреннего мира героя, его переживаний. Углубляется психологический анализ; весьма важную роль приобретает пейзаж, одухотворенный человеческим чувством и нередко становящийся зеркалом этих чувств.

Писатели сентименталистского направления особенно демократичны в выборе героя: нередко это простолюдин, труженик, которого отличает близость к природе, естественность и чувствительность, столь недостающие «цивилизованному» горожанину. Сентименталисты много сделали для возрождения интереса как к народной поэзии

 

 

32 .Поэтика комических эпопей Филдинга

33. «История Тома Джонса, найденыша»

Филдинг не любил называть свои произведения романами, т.к. романом считались героические произведения. Он же свои пр-я называл комическим эпосом в прозе, ориентируясь на древний эпос, поэтику Аристотеля. Соединяя эпос и комическое, Ф подчеркивает новаторский характер, созданного им жанра.






Дата: 2019-03-05, просмотров: 682.