Древняя Греция
Древний Рим
1.Первые цивилизации возникли в странах Востока не случайно, там были наиболее благоприятные условия для жизни людей. Первые цивилизации на Востоке появились примерно 5 тысяч лет назад. На Востоке было много тепла, солнца и плодородных земель. Однако, люди вынуждены были там заниматься искусственным орошением земли. Оросительные системы требовали огромного труда и огромные дисциплины по их сооружению и их эксплуатации, поэтому на древнем востоке сложилась особая форма государственности " ДЕСПАТИЯ" (неограниченная власть одного человека, монарха) . Монарх считался собственником всей земли в государстве, управлял страной опираясь на армию и чиновников, древневосточные общества делились на знать и крестьян общинников. Крестьяне коллективно отвечали перед государство за поступки каждого своего члена. Общины платили государству за пользование землёй налоги, чаще всего зерном. Были на Востоке и рабы, но их труд не был основой производства, рабство в основном было домашнее. В государствах древнего Востока были законы, которые в основном защищали знать, а также регулировали отношения между людьми. Правитель государства считался сыном Бога на Земле, то есть при жизни был обожествлён. Восточные общества были корпоративными, замкнутыми. Положение человека зависело от его происхождения и только в исключительных случаях человек мог улучшить своё положение за особые заслуги перед монархом. Человек древнего Востока в основном покланялся силам природы. На Востоке получили значительное развитие: астрономия, медицина, математика. Будущие чиновники и жрецы учились при древних храмах. Цивилизации на Востоке начинались с городов государств, но уже к 23 веку до нашей эры, появляется единое государство Египет, это государство периодически распадается и возрождается вновь. Выделяют три периода в истории Египта, когда он был могущественной державой: 1. Древнее царство 2800-2250; 2. Среднее царство 2250-1750; 3. Новое царство 1580-1085. Выделяют в Египте 30 династий фараонов. Назовём трёх Тутмас 3 1500-1446 и Рамзес 2 1301-1235. В 11 веке до нашей эры Египет завоёвывали иноземцы, в частности ливийцы, ассирийцы и персы. В 332 году до нашей еры Египет завоевал Александр Македонский, после смерти его империя распалась и Египтом стали управлять потомки одного из соратников Македонского пталимеи. Последней правительницей Египта была царица Клеопатра, которая покончила с собой в 30 году до нашей эры из-за того, что Египет был завоёван римлянами. Затем в 642 году до нашей эры Египет был завоёван арабами. Древний Египет - восточная деспотия во главе был Фараон, который считался сыном Бога солнца Ра. Опирался на многочисленных чиновников, государство делилось на административные единицы, армия состояла в основном из пехоты, которая была вооружена копьями, луками и кинжалами. Древний Египет в основном эпоха бронзы, налоги снимались зерном. После 1580 у египтян появляются боевые колесницы, заимствованные у соседей. Знать жила в роскоши, простые египтяне в нищете, письменность состояла из 700 иероглифами. Изобрели песочные часы, календарь, вычислили число пи. Возникает цивилизация на территории современного Ирака между реками Тигр и Ефрат. В 3 тысячелетий до нашей эры города государства объединились в два государства - Шумер на юге и Откат на севере. При царе Саргоне древнем, который правил с 2316-2261 было создано единое государство "Царство Шумера и Отката" . 1895 году после распада этого государства, возникло новое Вавилонское царство, которое наиболее сильным было при царе Хамураппи. С 1595-1729 идёт распад Вавилонского царства и эту территорию подчиняет Ассирия. Вавилон борется за независимость и в 605 году возрождается, но затем в 539 Вавилон был завоёван Персией, а заметем Александром Македонским. Заслуга этой цивилизации, что древние греки и римляне учились строить города у Вавилона. Была разработана хорошая, на то время законодательная система, дошли до нас доходы царя Хаммурапи. Здесь была основана 60-ти система расчёта времени и деление окружности, знали свойства прямоугольных треугольники, решали уравнения с тремя неизвестными, вычисляли корень квадратный. Письменность представляла собой клинопись на глиняных табличках заострённой палочкой. В 8 -7 веках рассвета достигает Ассирия, которая завоевала ближнюю, даже большую часть ближнего Востока, потому что сирийцы первые освоили выплавку железа. Но в 612 году до нашей эры, Ассирия была разгромлена нашими народа. На территории современного Ирана сложила древне персидская держава, были периоды, когда Персидская держава завоёвывала огромные территории, например, при правители Дарии 1 552-486 год, западная граница Персии проходила по Дунаю, а южная проходила до Персидскому заливу. В состав персидской державы входили помимо Ирана, Средняя Азия Афганистан, Закавказье. Пытались персы завоевать греков, шли греко-персидские 490-449 войны, в ходе которых персом не удалось завоевать греков, но всё таки Македонский в 334-331 годах разбил персов, древние персы покланялись солнцу и огню, религия персов называлась зораастрис и маздеизм, главным божеством был Мухурамадза. Древнейшая цивилизации на территории Индии появляется в 24 веке до нашей эры, эта цивилизация называется Харапской, а наиболее выдающимся памятником это цивилизации является город Мохенджо-Даро, имел многоэтажные дома, водопроводы и канализации. Примерно в 21 веке до нашей эры в Индию пришли племена арии, они пришли их Ирана, эти племена стояли на более высокой ступени развития, чем местные племена. В арии знали металлический плуг, конные колесницы, оросительную систему земледелия и письменность на пальмовых листьях. В связи с тем, что на одной территории оказались на одной территории примерно 3000 лет тому назад создаётся кастовая система, существовали 10-ки каст, но основные были 4 касты: 1. Высшая – брахманы (жрецы), 2. Кшатрии - военачальники.3. Вайшьи - принадлежавшие к арийским родам, простые земледельцы, торговцы, ремесленники. 4. -Шудры не арийские племена, не имели право вести своё хозяйство. Любые деловые и иные отношения между кастами запрещались. В 1951 году кастовая система была отменена, но пережитки этой системы существуют до сих пор. Древняя Индия никогда не была единым государством, (Пакистан и Бангладеш.). Единое и крупное государство находилось на севере страны, наиболее мощным государством была империя Маурьи, её основателем был национальный герой древней индии по имени Чандрагупты, его заслуга состояла в том, что он сумел отразить натиск Македонского, ему не удалось покорить индию. Но наибольшего могущества империя Мурьи достигла при Ашоке, 258-232. Общины крестьянские платили в казну 1/6 часть урожая. Затем на рубеже нашей и до нашей эры часть Индии завоевали племена средней Азии. Была образована Пушанская держава. А в 4-5 веках нашей эры была империя Гуптов. В 7 веке нашей эры появляется религия буддизм, привлекала тем, что не делил людей на касты, кроме того буддизм проповедовал призрение к людским желаниями, убедить себя в том, что главное это духовное совершенство. В 21 века до нашей эры появляется Китайская цивилизация. Как и везде в мире она началась с отдельных городов, государств которые в 14 веке объединились в крупное государство под названием Инь. Оно существовало до 11 века до нашей эры. Было завоёвано племенами Джоу, которые создали государство Джоу. Оно просуществовало до 3 века до нашей эры. Государство периодически распадалось и возрождалось в 221 году до нашей эры, Правитель государства Цинь объединил под совей властью весь Китай. Государство Цинь длилось на 36 крупных областей, имело единую монету-золотую и медную. В 4-3 веках до нашей эры для защиты границ была построена Великая Китайская стена. Её длина 4000 километров, высота в разных местах 6,5 до 10 метров. Ширина нижней части 6,5 метров,верхняя-5,5 метров. Стена построена из камня, кирпичей и глины. Налоги с населения снимались зерном и составляли до 2/3 урожая. В древнем Китае существовала коллективная ответственность родственников за провинившегося. В 207 году до нашей эры династия Цинь пала, в результате народных восстаний. К власти пришла новая династия Хань, которая властвовала до 220 года нашей еры. Затем государство распалось на 3 части. А в 280 году нашей эры вновь было объединено в единое государство во главе династии Цзинь. Эту династию сменяли новые династии. В 581 году нашей эры к власти пришла династия Суй, а в 618 династия Тан. Династия Тан была у власти с 618 по 907 годы нашей эры. Это было сильнейшее государство мира. В начале нашей эры оформилась древнекитайская народность Хань. До сих пор Китайцы называют себя народом Хань. Слово Китай происходит от названия одного из народов северного Китая - КиДАНИЙ. Китайская цивилизация во много отличалась от других восточных цивилизаций в духовной сфере. В большинстве стран востока положение человека в обществе зависело от его происхождения, причём это освещалось и религией в Китае было по-другому, положение человека в китайском обществе зависело от его личных качеств, а не от происхождения. Выдающуюся роль в духовной жизни Китая сыграл философ по имени Конфуций (Кунцзы) 551- 479 до нашей эры. Он изучил и систематизировал мудрость предков, создал новую религию,, которая больше была похожа не на религию, а на философию. Верховным Богом Конфуций считал Великое Небо, под которым понимал вселенную. Конфуций выступал за строгое соблюдение тех порядков, которые установлены предками. Воспитывать людей, считал Конфуций, должны мудрецы, имеющие огромный запас знаний и безупречное поведение. Конфуций призывал младших по возрасту и должности уважать старших, а старших по возрасту и должности заботиться о младших, как о своих детях. Конфуций учил людей благородным манерам, вежливости. Вежливыми Конфуций считал тех, кто не грубит ниже ему по возрасту и должности и тех кто не заискивает перед теми кто выше по возрасту и должности. Богатство только тогда приность радость - когда оно досталось правильным путём. Не надо стыдиться бедности, если оно постигла человека не заслуженно. К выгоде, считал он, стремиться только ничтожный человек, а к справедливости благородный. Конфуций учил, не делай другому того, чего не хочешь себе. Многие Китайцы, до сих пор руководствуются идеями Конфуция и в результате достигают в жизни успеха. Самой молодой восточной цивилизацией является Японская. Японский народ сформировался путём смешения разных народов дальнего востока, в том числе китайцев, народов Сибири и островов Тихого океана. Древняя Япония охватывает период с 3 века до нашей эры и до середины 7 века нашей эры. Японцы в основном занимались сельским хозяйством и рыболовством. Первое японское государство возникло в 3 веке до нашей эры оно называлось Ямато. Во главе государства стояла царица по имени Химико. Это государство занимало не всю территорию Японских островов, а лишь часть двух островов Хонсю и Кюсю. На остальной территории Японии обитали первобытные племена. Населения Японии делилось на знать, свободных крестьян-общинников, чиновников, свободных работных людей (БЭ), рабство было домашним. Верховным правителем государства считался император, личность, которого обожествлялась при жизни. Император даже не занимался текущими государственными делами, для этого были специальные высшие правители. В 593 - 621 годах страной управлял Сётоку - Тайси, который стремился усилить центральную власть и ослабить местную. После него в 621-645 годах правителем Японии был Накатоми - Каматари, которому император присвоил имя Футзима. В 646 году в Японии была проведена реформа Тайка(великая реформа), суть этой реформы состояла в следующем: вся Земля была объявлена собственностью государства, а всё население подданными императора. Это означало, что личное владение землёй и людьми ликвидировалось. Страна делилась на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными управляющими. Древние Японцы верили в духов в виде животных, растений, явлений природы, камней и душ предков. Эти духи назывались Камми. С 18 века Японцы стали употреблять термин синтоизм в переводе на русский " путь богов". Согласно синтоизму связь между божествами и людьми, осуществляется через императора, которой считается потомком богини солнца Амотерассу. Император - это представитель богини солнца на земле, является родоначальником всех японцев, поэтому считается, что верующие в эту религию только Японцы. Императору при жизни воздаются божественные почести. Чистых приверженцев синтоизма в Японии относительно не много, большинство японцев исповедуют смесь буддизма и синтоизма.
2. Древняя Греция и Древний Рим, существенно отличаются от древневосточных цивилизаций. Древневосточные цивилизации были связанны во много с оросительным земледелием и с такой формой государственности, как деспотия. Древняя Греция и древний Рим - этом приморские цивилизации, где были развиты демократические элементы в политической жизни, где получили значительное развитие товарно-денежные отношения и где рабство становилось значительным в экономике. Первая цивилизация возникла на острове Крид ещё на рубеже 3-2 тысячелетия до нашей эры, но примерно в 15 веке до нашей эры она погибла, возможно, из-за извержений вулканов и землетрясений. Была цивилизация и на материковой части Греции, которая погибла примерно в 12-13 веках до нашей эры, возможно тоже из-за природных явлений. Аера и Одесея, который творил в 9 веке до нашей эры. А примерно с 8 века до нашей эры в развитии греческой цивилизация возникают новые явления. Для древней Греции были характерны 4 существенных явления: 1. Классическое рабство пронизанное рыночными отношениями; 2. Устойчивые товарно-денежные отношения как внутри страны, так и зарубежными странами; 3. Очень высокий уровень духовной культуры. Всё свободное греческой население было грамотным; 4. Особая форма государственного устройства. Город государство Илиполис. В древности Греция никогда не была единым государством. Она состояла из сотен городов Государств - полисов. Между полисов существовали тесные экономические, политические и культурные связи. Полис это не только город государство - это гражданская община, в основе, которой лежало сочетание государственной и частной собственности, в которой преобладала государственная. Верховным правом на землю полиса обладала гражданская община. А владеть землёй мог только полноправный и свободный членах городской общины, благополучие человека вне общины было невозможным. Поэтому изгнание человека из полиса, была мера которая была хуже смертной казни.(его не примут) . В полисах боролись как против крайнего обнищания людей, так и против, так и против жадности и накопительства. В полисах боролись против свободных граждан, очень высоко ценился путь земледельца и ремесленника, чего уже не было в древне Риме, и только в Спарте главной ценностью считалось военное дело. А хозяйственными делами занимались рабы и лоты. Греция не была единым государством, а состояла из отдельных полисов по природно-географическими условиями. Греция - это горная и островная страна, где различные группы населения изолированы друг от друга. Более 70% территории Греции - это горы, насчитывается более 2000 островов и только на крайнем севере Греции имеется равнина. (Македония). Из-за частых связей между полисами и из-за единой религии Греки осознавали себя единым народом. Полисы часто воевали друг с другом, но на момент внешний опасности объединялись. К олимпийским играм допускались только Греки(религиозное мероприятие). В Греции было очень мало плодородных почв и с ростом населения обострилась продовольственная проблема. Примерно с середины 8 до 6 века до нашей эры, происходит великая греческая колонизация, т.е. огромное количество греков переселяется в другие страны, В Италию, на балканский полуостров, на черноморское побережье Крыма и Кавказа. Греки смотрели на чужеземцев с призрением, считали их рабами и людьми второго сорта. На рынках рабами торговали как скотом, содержали их также как и скот, чтобы они смогли работать, так же как и скот. Рабами в основном были иноземцы. В отличие от стран востока, где рабство было домашним, рабский труд был значительной производительной силой общества. Помимо рабов физическим трудом занимались свободные земледельцы и ремесленники. Рабы стоили дорого, не каждый грек мог купить и содержать раба. Трудоспособный раб стоил втрое дороже рабочего быка. Рабы были как государственные, так и частные. В результате великой греческой колонизации, огромное количество простых незнатных греков разбогатело и они стали бороться за власть в полисах, поэтому в 6-7 веках в Греции было очень иного восстаний против знати. Многие восстания были успешными , а вожди этих победивших восстаний становились тиранами. Власть их была очень жестокой, мало чем отличалась от власти восточных деспотов, поэтому народ часто свергал тиранов. Так в Афинах последний тиран был свергнут в 510 году. В эпоху тирании в Греции появляются законы, самым знаменитым законодателем в Афинах был Солон(640-559).Пытался справедливо поделить власть между богатыми, средними и бедными гражданами. До Солона законы в Афинах были не справедливыми. Здесь жили по законам правителя по имени Дракон (драконовские законы). По этим законам за любое преступление предусматривалось два наказание либо смертная казнь, либо изгнание из Афин. В 594 году Солона избрали одним из 9 знатных правителей Афин - архонтом с чрезвычайными полномочиями. Солон отменил драконовские законы, долговое рабством монополию знати на высшую власть. В Афинах наиболее богатые граждане имели больше прав, чем остальные, однако они обязаны были значительную часть своих доходов отдавать государство, а государственные должности исполнять должны были на общественных началась. По законам Солона в Афинах было две основные власти: 1. Аристократический ареопаг. 2. Народное собрание экклесия. Каждый год избиралось 9 высших правителей, архонтов. Архонтами и членами ареопага избирались аристократы, а чинами народного собрание все остальные граждане кроме бедняков. Но в выборах народного собрания участвовали и бедняки. До 460 года ареопаг имел право отменять решение народного собрания, но затем это право у него было отобрано, в середине 5 века до нашей эры, доступ к государственным должностям получили даже бедняки. Демократизация жизни, во многом была связана с греко-персидскими войнами, в которых участвовали все свободные греки. Греция вела войны с Персией за свою независимость и отстояла свою независимость. Греко-персидские войны происходили с 490-449 годы до нашей эры. В 5 веке высшим органом власти было народное собрание (экклесия), участвовали все мужчины начиная с 20-ти летнего возраста, все они имели право голоса. Преобладали голоса простого народа. Чиновники вынуждены были заискивать перед народным собранием, чтобы сохранить должность, таких чиновников называли демагогами или политиканами. Каждый год в Афинах из бедняков избирали 6 тысяч судей, хотя в Афинах было только 30 тысяч полноправных граждан. Это делалось для того, чтобы судей трудно было подкупить. В отличие от основной массы граждан. Более образованными были аристократы, и профессионалам в политике и в военном деле, поэтому каждый год. Поэтому каждый год а Афинах избирали каждый год из аристократов 10 генералов стратегов. Самым знаменитым из них был Перикл. Его избирали на эту должность 14 лет подряд. С 444-431 год. Перикл установил плату чиновникам за службу, для того, чтобы должности могли занимать и бедняки. Он распорядился оказывать материальную помощь бедняка, занимался крупным строительством государственных объектов и храмов. В 477 году до нашей эры 250 греческих полисов объединились в военный союз афинскую морскую державу. Другие полисы объединились в Пелопонесский союз. Во главе с городом-государством Спарта. Спарта находилась на Пелопонесском полуострове, крайний юг материковой Греции. Спартанские порядки существенно отличались от Афинских и других полисов. В Спарте не было ни богатых, ни бедных, а была уравниловка в быту. Спартанцы имели примерно одинаковые жилищные условия, одежду и даже питались примерно одинаково. В Спарте власть принадлежала двум царям военачальникам, власть передалась им по наследству. Помимо царей и военачальников действовал совет старейшин из 28 стариков старше 60 лет. Действовало народное собрание. Выборы в органы власти были демократичными. Голосовали громкость. Голосов. Для контроля за соблюдением законов, каждый год в Спарте из знати выбирали 5 Эфоров или наблюдателей. Власть у них была огромной, они могли приговорить к смерти любого гражданина. Спарта была закрыта для иностранцев. Государственные дела в ней были строго засекречены. Спартанцы не занимались хозяйством, за них это делали рабы - илоты. Единственным занятием спартанских граждан была политика и военное дело. В отличие от многих других полисов Спарта не имела укреплённых стен. Спартанцы считали, что такие стены строят только трусы, а храбрым спартанцам - войнам такая стена не нужна. В военном духе спартанцы воспитывались с младенчества. Слабых здоровьем младенцев просто уничтожали. Такие спартанские порядки не нравились во многих полисах. С 431-404 год между Афинской морской державой и Пелопонесским морским союзом происходили войны.( который назывались Пелопонесскими). Победу в них одержал Пелопенесский союз, а спартанские порядки стали насильственно насаждаться в других полисах. Многие полисы выступали против этого, в том числе и вооружённым путём. Повсеместно шли восстания против Спарты. В 371 году Спарта потерпела поражение от города Фивы. Её власть стала ослабевать, чем воспользовалась Македония. Македония - крайняя северная территория Греции. Это государство отличалось от других полисов тем, что в нём было много плодородных равнин. В 338 году Греция была завоёвана Македонией и вошла в состав огромной державы Александра Македонского, вместе почти со всем ближним востоком. В период так называемого эллинизма, главным признаком эпохи эллинизма было соединение признаком древнегреческой и восточной цивилизаций. Сам Александр Македонский избрал столицей город Македон и вёл себя как восточные деспоты. После распада державы Македонского, Грецию в 146 году до нашей эры завоевали римляне, и она стала римской провинцией. Сами себя греки называли - эллинами, греками их назвали римляне. Греки очень высоко чтут своё прошлое и гордятся тем, что они были первой цивилизацией в Европе.
3. Древний Рим. Рим был основам в 753 году до нашей эры. В 8-6 веках Рим превратился из варварской общины, в город государство. До 510 годы до нашей эры Римом управляли выборные цари. Помимо царей в Риме были сенат - совет старейшин и народное собрание. Цари постоянно пытались ограничить власть сената и народного собрания, в связи с этим начиная с 510 года, в Риме вместо царей каждый год стали избирать двух равноправных консулов. Эти консулы работали под контролем сената, а сенаторы служили пожизненно. Таким образом, в 510 году до нашей эры, в истории древнего Рима, заканчивается так называемый царский период, и начинается республиканский период. Каждая римская семья имела приусадебный участок размером, примерно, пол гектара. Кроме того, каждый член римской общины мог занимать свободные участки общественной земли. До 494 года до нашей эры, свободное население Рима не было равноправным. Оно делилось на привилегированных патрициев, и непривилегированных плебеев. В отличие от патрициев, плебеи не имели право занимать свободный участок земли и на низ распространялось долговое рабство, но при этом плебеи обязаны были участвовать в военных походах. В 494 году, плебеи отказались идти в военный поход, и патриции были вынуждены уступить. Плебеи получили право иметь в сенате своих представителей, народных трибунов, который обладали правом ветто и являлись неприкосновенными лицами. В течение двух столетий к 3 веку до нашей эры плебеи получили равные права с патрициями, а долговое рабство для свободных римлян было отменено. К 3 веку до нашей эры в Риме окончательно оформилась гражданская община, а к 60 годам 3 века, римляне завоевали почти всю Италию. В римской и гражданской общине сочетались коллективное и частное землевладение, все граждане имели равные права и обязаны были служить в армии. Безземельных граждан в армию не брали. Реальная власть в Риме была в руках знати. Как патрицианской, так и плебейской. С 264 по 146 год, Рим воевал за остров Сицилию и за господство в Средиземном море против государства Карфаген. Римляне называли карфагенян - куннами, а три войны называли кунническими. 264-241 первая кунническая войны, вторая кунническая войны была в 218 - 201, и третья кунническая война в 149-146. В результате этих трёх войны Карфаген был полностью разрушен. В том же 46 году помимо Карфагена, римляне завоевали Грецию, и Рим стал мировой державой. В результате ситуация в Риме меняется. Из-за резкого увеличения количества рабов, стали разоряться в массовом порядке крестьяне и ремесленники. Рабы стали превращаться в основную производительную силу общества. Многие крестьяне и ремесленники становились безработными, и власти вынуждены были кормить этих людей. Например, в Риме, государство каждый день кормило бесплатно 200 тысяч человек. Появилась идеология о том, что свободному римлянину стыдно работать. В Риме считалось, достойным занятием для свободного римлянина только военное дело или политика. Именно поэтому Рим вскоре распался. Трудно стало управлять провинциями, римские власти бесконтрольно распоряжались в провинциях, население провинции было недовольно, при этом жители провинций не считались римскими гражданами, став огромной державой, Рим уже не мог быть гражданской общиной. Многие, особенно крестьяне, требовали реформ, наделением землёй безземельных, возглавили эти мероприятия братья народный трибун Тиберий Грац и его брат Гай Грац. Это была попытка возродить гражданскую общину, которая закончилась неудачей. В 90-е году до нашей эры в Италии вспыхнуло крупное крестьянское восстание, крестьяне получили права граждан, но земли не получили. В условиях политической нестабильности стала зарождаться единоличная власть диктатора, а позднее императора. Сначала власть диктатора устанавливалась сенатом, на период войн или восстаний. В отличие от консулов диктатор избирался сенатом на полгода, но были диктаторы, власть которых устанавливалась на неопределённый срок. Так в 82 году до нашей эры сенат избрал диктатором Суллу, его диктатура была установлена на неопределённый срок, но 79 году он отказался от власти, а через год умер. В 73 -72 годах страну потрясло мощное восстание рабов под руководством Спартака, который имел 120 тысяч воинов, восставшие потерпели поражение, а Спартак погиб в бою. После этого развернулась борьба за власть между тремя крупными военачальниками: Помпей, Красс и Цезарь. В 53 году Красс погиб в военном походе, Цезарь управлял римской провинцией Галлией (территория Франции), а Помпей остался в Риме единственным консулом. Чтобы укрепить свою власть Помпей решим, арестовать Цезаря. Помпей приказал Цезарю, чтобы тут без оружия и без войска явился в Рим и отчитался перед сенатом о своих действиях. В случае отказа Цезарь объявлялся врагом. В 49 году войско цезаря перешло реку Рубикон, которая отделяла галлию от Италии. Цезарь двинулся на Рим и взял его без боя. Помпей бежал на Балканы, где позднее был разбит Цезарем. Цезарь опирался в основном на армию, тысячи его солдат получили земли. Народ Рима приветствовал Цезаря, потому что до прихода Цезаря в Риме не было порядка. Из-за беспорядка в Риме, римляне не могли 7 месяцев избрать консула, потому что выборы сопровождались взятками и убийствами. Народ потребовал единоличной, твёрдой власти, поэтому сенат присвоил Цезарю пожизненно звание диктатора с неограниченными полномочиями, причём пожизненно. Высшие должностные лица в Риме стали назначаться или избираться по воле цезаря. Изображение цезаря даже чеканили на монетах, однако у цезаря среди знати, в том числе и в сенате были враги. Сенатор по имени Брут, которого Цезарь считал своим другом, убил Цезаря во время заседания сената ножом. После смерти Цезаря, развернулась борьба за власть между внучатым племянником Цезаря по имени Актавиан (63-14). Цезарь в своем завещании назвал Актавиана своим приемником. Вторым претендентом на диктаторскую власть был консул Антоний(83-30). Актавиан и Антоний поделили власть между собой. Актавиан стал управлять западными провинциями империи, а Антоний восточными. Антоний женился на Клеопатре (69-30) В 30 году до нашей эры, произошла вона между Актавианом и Антонием, потерпел поражение Антоний, он покончил с собой. А Клеопатра приняла яд, а Антоний приказал убить себя. С 27 года до нашей эры, в истории Рима начинается императорский период. В том году Актавиан получил звания пожизненного императора, а также титул Августа, то есть сына бога. Власть Актавиана была огромной, но он умел правильно ей пользоваться, советовался с сенатом, оказывался большую помощь беднякам, снабжал их за счёт государства зерном. После смерти Актавиана Августа, римская империя просуществовала ещё более 3 веков, это были разные периоды. Периоды подъёма и благополучия и периоды кровопролития и жестокой тирании. По-разному вели себя и императора. Римляне высоко ценили императора Трояна годы правления (97-117 годы нашей эры). При Трояне прекратились казни по ложным доносам, существовала свобода слова, но были и императоры самодуры и не совсем психически нормальные. Например, император Калигула, правил с 37-41 год, сделал сенатора своего любимого коня. Император Нерон, который правил с 54 по 68 год объявил себя величайшим артистом. И всё - таки основой власти в Риме считалась законность. Римское право до сих пор лежит в основе правовых систем, современного мира. В эпоху империи немного улучшилось положение рабов, расширились права провинций, местная знать получила доступ в сенат. В 3 веке нашей эры, Римская империя вступает в период кризиса, провинции стали меньше подчиняться центру, окрепнув экономически, сокращалась торговля, уменьшались налоги в казну, расстраивались финансы. Часто власть захватывали полководцы насильственным путём, опираясь на армию, Рим терял роль центра империи. В 330 году нашей эра император Константин перенёс столицу империи из Рима в вновь построенный Константинополь. Труд рабов становился не выгодным, так как рабы не были заинтересованы в результатах своего труда. Очень дорого обходилось рабовладельцам армия надсмотрщиков над рабами. Постепенно падала урожайность, уменьшалось поголовье скота, некоторые крупные землевладельцы, стали делить свои имения на участки и раздавать их беднякам за 1/3 урожая, такие бедняки стали называться " колонами". Земельные участки стали давать и рабам. Рабы и колоны платили большие налоги государству, и часто покидали свои участки и бежали с них. Император Константин запретил колонам самовольно уходить с участков. В 395 году нашей эры, Римская империя распалась на два государства, восточную Римскую империю или Византию, и на западную Римскую Империю. Термин Византия происходит от названия древнегреческой колонии Византий на месте , которой был построен Константинополь. В более тяжёлом положении оказалась Западная Римская империя, так как на неё постоянно нападали Германские племена (особенно готы). Готы грабили Рим в 408 и в 410 году, а в 476 году военачальник готов по имени Одоакр лишил власти последнего императора западной Римской империи, а знаки его императорской власти оказал Константинополь. Последнего Римского императора звали Рому, правил он один год, было ему 15 лет. Прозвище у него было Августёнок, то есть маленький сын Бога. Таким образом, в 476 году западная Римская империя перестала существовать, а этот год историки условно считают окончанием истории древнего мира. Дальше наступает средневековье, в котором существовала ещё восточная римская империя или Византия.
Византия
Восточная Римская империя или Византия, просуществовала с 395 - 1453 нашей эры, её столицей был Константинополь. Сами византийцы называли себя раменьями, то есть римлянами, а саму страну Римской империей. На Руси, Византию называли Грецией, а византийцев греками. Византия - это многонациональное государство, большинство которого составляли греки, которые были господствующей, привилегированной народностью. Современные греки считают себя приемниками не только древней Греции, но и Византии. Впервые века своего существования Византия занимала огромную территорию вокруг средиземного моря, в 750 тысяч квадратных километров. Византия располагалась в трёх частях света: Европе, Азии и Северной Африки. В ней проживало впервые века, существования Византии, более 30 - 35 миллионов человек. Византия находилась в выгодном стратегическом положение. Она контролировала главный регион мировой торговли средиземноморья, на её территории находились стратегические проливы Босфор и Дарданеллы. Византии постоянно приходилось воевать со своими соседями: арабами, германскими и славянскими племенами. Приходилось Византии воевать и с народами своих окраин. В 7 веке нашей эры Византии перестали подчиняться сербы, болгары и другие балканские народы. В середине 7 века, территория Византии сократилась примерно втрое. Однако, в 9 веке Византия восстанавливается, вновь как сильное государство и является таковым до 1204 года. Когда Константинополь был разрушен крестоносцами. Перестала существовать Византия в 1453 году, когда она вошла в состав Османской империи. По государственному устройству, Византия - это монархия. Во главе государства был император, с неограниченной властью. Эта власть считалась священной, но в отличие от восточных деспотий, личность императора священной не считалась. Поэтому императора часто свергали насильственным путём. Власть императора, в отличие от Восточных деспотий не была наследственной. Наряду с императором в Византии были: Сенат, государственный совет, а также гражданские общины "Димы". Деятельность императора оценивал народ, обсуждая его либо на торговой площади, либо на ипподроме, а сенат утверждал императора в должности, но постепенно роль сената и государственного совета падала, а власть императора укреплялась. Наиболее ярким, успешным императором Византии был Юстиниан I, годы его правление (527-565). При нём был принят свод законов, который действовал весь период существования Византийской империи. В Византийских законах сочетались римское право и христианские ценности. Устанавливалось равенство граждан перед законом, регулировалось право частной собственности. Рабов стали считать людьми, в семье мужчина и женщина были равноправными. По Византийским законам раб мог стать свободным человеком, запрещались супружеские разводы. Смертная казнь сохранялась, особенно за оскорбление императорской власти. В 6-7 веках, снизилась роль сената в государстве, император стал самодержавным правителем, как говорили в Византии " автократором" или " василевсом". Императоры утверждались сенатом, а венчались на царство в храме Святой Софии, построенной при Юстиниане первом, это здание сохранилось и до сих пор. Положение знати было не устойчивым и зависело от воли императора. Основная часть земли считалась государственной. Экономика находилась под жёстким контролем государства. Частные собственники не были защищены от произвола чиновников. Византийские купцы и ремесленники не выдерживали конкуренции с итальянцами, потому что иноземцам государство предоставляло различные льготы. Власти не хотели экономического усиления своих купцов и ремесленников, чтобы те не претендовали на часть государственной власти. В результате в 12 веке Византийское, ремесло и торговля, переживали глубокий спад. Церковь полностью находилась под властью императора. Император мог сместить любого патриарха, как обычного чиновника. Могущество Византии стремительно падает с конца 12 века. Власть в провинциях всё меньше подчиняется императору, в этих условиях на власть Византии стала претендовать католическая Европа. Католическая церковь неоднократно предлагала Византийской православной церкви объединиться. Раскол между этими церквями произошёл в 1054 году, при этом католический запад часто обещал Византии помощь в борьбе против арабов и турок, в случае объединения церквей, но это были только слова, реально помощи Византии Запад не оказывал. В 1204 году католические крестоносцы разрушили Константинополь. Крестоносцы захватили на Балканах примерно половину Византийской территории и основали там Латинскую империю. В Латинской империи господствовали феодальные порядки, а во главе церкви Византии поставили патриархом - католика. Наибольшие выгоды от завоевания Византии крестоносцами, получила Венеция, которая захватила 3/8 её владений. В том числе важнейшие береговые и торговые пункты, в южной и восточной Греции, окраины Константинополя, остров Грид и другие острова. Венецианцы вытесняли из Балкан своих торговых соперников - "генуэссов". Однако, латинская империя просуществовала недолго лишь до 1261 года. Восстановил Византийскую империю, император Михаил 13 Палеолог, византийцам очень помогли в этом болгары, которые воевали против крестоносцев. Власть византийского императора была восстановлена, но Византия уже не была такой мощной как прежде. С конца 13 века, в Византии шла борьба между сторонниками и противниками союза с католическим западом. Сторонники этого союза надеялись, что запад им поможет в борьбе против турок, а противники союза не верили в это. Между тем Турки постоянно захватывали Византийские территории. В 1342 году от Византии откололась Македония со столицей Фессалоники. Там была создана своя народная республика, но которая в 1349 году пала под ударами турок и местных феодалов, которые перешли на их сторону. В 14 веке Византия потеряла большую часть своих владений. А её императоры превратили в вассалов османской империи. К началу 15 века владения Византии сводились к Константинополю, Фессалоникам и полуострову Пелопоннес, на крайнем юге материковой Греции. Причём Пелопоннес был отрезан от столицы Константинополя Турецкими владениями. В 1430 году Турки захватили главный город Македонии Фессалоники и Византийское руководство вместе с церковными иерархами Византии подписали в 1439 года " Флорентийскую унию" с католической церковью. Союз этот был не равноправным, Византийская церковь попала под власть папы Римского. Эта уния не спасла Византию, в 1452 году османская Турция начинает подготовку к захвату Константинополя, у власти Византии был тогда последний византийский император Константин 11 годы правления 1449 - 1453. В начале апреля 1453 года турецкий султан Мехмед II, имея 100 тысячную армию и флот, осадил Константинополь. У Византийцев войск было в 10 раз меньше, причём половину этих войн составляли наёмники Византийцы, которые в решающий момент перешли на сторону султана. Султан обещал им сохранить торговые привилегии в случае победы. 29 мая 1453 года Константинополь пал, погиб в бою и император Константин 11. Константинополь был забит трупами, три дня шли в городе погромы, 60 тысяч жителей города было обращено в рабство. Византийская империя перестала существовать. Для развития Руси Византия имела огромное значение. Между этими государствами были тесные связи. Русь приняла византийский вариант христианства. Византия был одним из самых мощных центров мировой культуры. Со всей Европы в Византию ехали представители знати учиться наукам и искусству. Уже после падения Византии, Великий Московский князь Иван 3, породнился с представителями семейства последнего византийского императора. В 1472 году Иван 3 женился на племяннице последнего Византийского императора Константина 11, Софье Палеолог. Эта женитьба укрепила международный престиж Руси, особенно в Европе. Великие московские князя стали считать себя приемниками власти от византийских, а через них и от римских императоров. На Руси появляется новая идеология Москва - Третий Рим, а четвёртому не бывать. Подчёркивая преемственность и связь с Римской империей. Первый - Рим, Второй - Константинополь.
8.Европейское средневековье. Феодализм
Условными датами периода европейского средневековья являются 476- 1453 годы. Первая дата - прекращение существования западной Римской империи, вторая - прекращения деятельности Восточной Римской империи. Выделяют три периода средневековья: 1. раннее средневековье 5- 11 века; 2. развитое средневековье 11- 13 века; 3. позднее средневековье 14-15 века. Это деление не случайное. Именно к 11 веку в большинстве стран западной Европы, сложился феодализм, то есть особая форма общественного устройства, основанная на земельных отношениях. Слово " феод" - означает участок земли, отсюда название " феодализм". В 5 веке нашей эры, многочисленные германские племена, образовали примерно 1,5 десятка своих государств. Во главе с вождями союзов племён, которые в момент появления государств стали называть " конунгами", а позднее "королями". Наиболее сильное государство было создано германским союзом племён под названием "франки". Франки жили, на территории современной Франции, которая являлась раньше риской провинцией и называлась " Галлия". Основатели династии правителей государства Франков был Меровей, а его потомки стали называться Меровингами. В конце 5 века при правителе Хлодвиге был принят свод законов под названием "Салическая, правда". Основанный на обычаях франков, этот свод законов был написан на латыни, тогда же франки приняли христианство, укрепили власть в Европе. В 751 году династию Меровингов сменила династия Каролингов. Основателем династии был правитель по имени Карл, его внук тоже Карл 768-814 превратил государство Франков в великую империю, которая занимала почти всю континентальную Западную Европу, а Карла стали называть Карлом Великим. В 80 году папа Римский провозгласил Карла Великого римским императором. Империя Карла Великого делилась на 200 графств, кроме того часть земель занимала католическая церковь. Столицей империи был город Ахен, находящийся на севере Франции. В 843 году внуки Карла Великого разделили империю на три части. На ней позднее сформировались государства: Франция, Италия, Германия. В 6 веке Германские племена завоевали Британские острова и основали там 7 королевств. Уже к середине 11 века Англия объединилась в единое государство. К 987 году Франция была разгромлена на герцогства и графства. Объединили страну французские герцоги из династии " Капетинги" со столицей в Париже. Эта династия правила с 987-1328. Главным противником объединения Франции была Англия, которая имела на материке свои территории, в частности: Нормандию, Аквитанию и Гасконь. За эти территории между Англией и Францией шла 100-яя война, которая длилась более 100 лет, с 1337-1453 год. Победила в этой войне Франция, а в Англии началась гражданская война, между сторонниками двух королевских династий: Йорков и Ланкастеров. Эта война длилась 1455-1485 год. Война унесла четверть населения Англии. А в историю она вошла как война Алой и Белой розы. В гербе Йорков была белая роза, а в гербе Ланкастеров - алая. Не одна из этих сторон не победила, а победила третья династия "Тюдоров", которая объединила в своём гербе алую и белую розу. В 962 году король Оттон I, объединил значительную часть европейских земель в так называемую "Священную Рискую Империю". В неё вошли территории: Германии, Чехии и значительные части Италии. Это было огромное государство, но недостаточно сплочённое. Роль центра была слабой, империя просуществовала до 1806 года. В основе средневекового общества лежали земельные отношения, которые назывались феодальными. Феоды или участки земли получали за службу зависимые, то есть вассалы от своего господина. В Европе существовала целая система зависимости одних феодалов от других. Феодалы сначала назывались рыцарями, а затем (всадниками), позднее дворянами. Самым главным рыцарем считался король. Рыцари получали землю, а также крестьян, которые на ней работали. У крестьян было две главные обязанности по отношению к рыцарю:
1) Выполнение барщины (работа на господском поле)
2) Уплата рыцарю натурального или денежного налога.
Крестьяне имели и свои участки земли, которые считались собственностью феодалов. Сельская община полностью зависела от феодалов. Земля рыцаря представляла тогда маленькое мини-государство. Рыцарь был главнокомандующим своей армии, судил крестьян, объявлял войну или заключал мир с соседними рыцарями. Порядок вассалитета или зависимости феодалов друг от друга в разных странах немного отличался. Во Франции было правило: "вассал моего вассала, не мой вассал", в Германии было обратное правило. Феодализм, как общественная система, сложился в Западной Европе к 11 веку. Основными чертами феодализма являлись:
1) Наличие крупного феодального землевладения
2) Наличие мелкого крестьянского землевладения
3) Прикрепление крестьянина к феодалу, к его и своему наделу
4) Принудительный крепостной труд крестьянина на феодала (барщина), а также уплата феодалу натурального или денежного оброка в пользу феодала
5) Натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком, а также низкий уровень сельского хозяйства и ремесленной техники.
В раннее средневековье, с 5 по 11 век, одну третью часть пахотной земли занимала католическая церковь. Каждый европеец платил в пользу церкви одну десятую часть своего дохода (церковная десятина). Кроме того на церковных землях работали монастырские крестьяне, церковь занималась торговлей, особенно вином, а реку Рейн, по которой шла церковная торговля, называли поповской дорогой. Многие короли стран Европы, были вассалами папы Римского. Однако, наиболее сильные из них постоянно вели борьбу с церковью за верховенство власти - это король Франции и король священной Риской империи. Борьба за верховенство власти шла с переменным успехом, власть церкви стала ослабевать только в 14 веке. На жизнь европейских государств значительное влияние оказывали города. С 10 по 13 век, в Европе происходят массовые выступления горожан против чрезмерных налогов в пользу феодалов, потому что города находились на землях феодалов. Многие города путём борьбы против феодалов или путём выкупа, получали независимость от феодалов, становились " вольными городами". Это французский город Марсель, Итальянские города: Венеция, Генри и Флоренция, Немецкие города: Нюрбер и т.д. В конце 12-14 веках в Европе появляется новый тип государства сословно-представительная монархия. Многие города добивались того, что при королях стали создаваться парламенты, которые контролировали короля в финансовых вопросах, участвовали в создание новых законов, не давали возможности королю превращать свою власть в деспотическую. В отличие от горожан, крестьяне не были представлены в парламентах и вынуждены были отстаивать свои интересы путём восстаний. Наиболее крупными и известными в средневековой Европе были: восстание под названием " Жакерия" во Франции 1358 год, а также восстание под руководством Уолта Тайлера в Англии, 1381 год. Оба эти восстания происходили в период " 100-ней войны" когда во Франции и Англии резко возросли налоги с крестьян. Обострила обстановку эпидемия чумы 1348 года в Европе, от которой погибло более одной третьей населения в Англии и Франции. Восстание "Жакерия" началось в мае 1358 года, на северо-востоке Франции. Название восстания происходит от наиболее распространённого имени среди крестьян - Жак. Восстание произошло стихийно, без всякой подготовки. Непосредственным поводом к восстанию послужило нападение рыцарей-грабителей на одну из деревень. Крестьяне отбили это нападение, убили нескольких рыцарей. Крестьяне рыцарей обвиняли в том, что они не способными спасти страну от Англичан, а занимались грабежами населения. В восстание жакерия участвовало более 10 тысяч крестьян. Одним из руководителей этого восстания был крестьянин по имени Гильчи Каль. Сначала рыцари бежали от восставших, а затем при поддержке англичан перешли в наступление, восставшие сопротивлялись и тогда дворяне решили обмануть крестьян. Они пригласили Каля на переговоры, где схватили его заковали в цепи. Не смотря на поражение восстания, феодалы не решились увеличивать крестьянские повинности в свою пользу. В Англии много разорившихся крестьян бродили по дорогам в поисках заработка. Против бездомных власти стали издавать жестокие законы. Их заставляли соглашаться на любую работы, за любую плату, а в случае отказа этих людей арестовывали, иногда даже казнили. В Англии появились народные проповедники из местных священников, которые осуждали жестокость феодалов, продажность чиновников, жадность епископов. Эти проповедники утверждали, что Бог создал всех людей равными и все обязаны трудиться, что даже первые люди Адам и Ева - трудили. Адам пахал, а Ева пряла. Проповедника по имени Джон Болл отлучили от церкви, сажали в тюрьму, но он продолжал призывать крестьян к восстанию. Восстание в Англии началось в мае 1381 года, на Юго-востоке Англии. Там крестьяне начали расправляться с местными чиновниками, которые собирали подати. За короткое время восстание охватило большую часть Англии, 25 графств из 40. Во главе восстание был сельский плотник Уолт Тайлер. Грамотный человек, участник 100-ней войны, знаток военного дела, талантливый организатор. Цель восстания отмена барщины и сведение к минимуму налогов. Восставшим удалось взять Лондон. Король спрятался в городской крепости. Король пошёл на переговоры с восставшими, обещал выполнить из требования. Но крестьяне расширили свои : помимо отмены барщины и уменьшения налогов, требовали отменить жестокие законы о безработных, изъять земли у церкви и разделить их между крестьянами, возвратить крестьянским общинам леса и другие угодья, которые отобрали у них феодалы, уравнять в правах сословья, отменить личную зависимость людей от других. Однако, во время переговоров мер Лондона убил Тайлера, рыцарские войска выгнали крестьян из города, а затем разгром восстания произошёл по всей Англии. Несмотря на то, что эти восстания потерпели поражения, они оказали огромное влияние на положение крестьян в лучшую сторону. Во Франции не были увеличены повинности крестьян, в Англии была отменена барщина, а в течение 15 века почти все английские крестьяне выкупились на волю. В средние века в Европе продолжали развиваться наука и культура, уже в империи Карла Великого, при монастырях и храмах появляются школы для обучения грамоте на латинском языке. В школах изучали 7 предметов: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Освоив эти науки, изучали богословие или теологию, а также религиозную философию (скалластику). Тот, кто овладел богословие, должен был знать наизусть библию и разъяснять её содержание. Помимо библии нужно было знать учение церковных авторитетов, например, святого Августина церковного деятели 4 века. В 1088 на основе юридической школы в Итальянском городе Болонья был основан первый в Европе университет. В 1167 Англии в Оксфорде, в 1160 году во Франции. А к 15 веку имелось 60 университетов. В университет принимали юношей с 13-ти летнего возраста. Сначала они обучались на подготовительном факультете по 7 наукам, а затем поступали либо на юридический, либо на богословский, либо на медицинский факультет. Высшим богословским центром считался парижский университет. В 1231 он добился полной автономии от областей. Порядок обучения в университетах был следующим: отучившись половины срока, студент сдавал экзамен на учёную степень бакалавра, бакалавра - это уже не ученик, но ещё и не полноценный специалист. После окончания медицинского, юридического и богословского факультета. Можно была сдавать экзамен на магистра. Учиться на магистра было трудно, обычно учились в университете на магистра 3-4 человека. Выдающимися философами средневековья были Пьер Абеляр(1079-1142) и Фома Аквинский(1225-1274). Эти философы доказали, что можно успешно сочетать веру в Бога и науку. Выдающимся учёным, который занимался физикой, астрономией и другими науками был англичанин Роджер Бэкон (1214-1294), преподавал в университетах Англии и Франции, он считал, что любые знания надо перепроверять при помощи опята. Проводил опыты с химическими веществами, магнитной стрелкой, увеличительными стёклами, занимался астрономией, пытался изобретать лодку, без гребцов, летательные аппараты. Средневековая наука была очень тесно связана с богословием, для средних веков характерны в основном рукописные книги, которые создавались в скрипториях, то есть центрах при монастырях. Книги были дорогие, писали на пергаменте, то есть обработанной кожей телят и ягнят. Первая печатная книга была выпущена в 1456 году, изобрёл книгопечатание немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. Среди литературных произведение раннего средневековья преобладали Евангелие и житие святых. С 6 века появляются, так называемые хроники, аналоги летописей. Художественная литература раннего средневековья представлена устным народным творчеством, так называемыми сагами, аналоги былин. В 11 веке был записан французский эпос "песни о Роланде". Рыцарь Карла Великого, который воевал против арабов в Испании. В 11 веке на юге Франции возникает рыцарская поэзия, поэтов песенников. Назывались во Франции трубадуры, а в других местностях их называли руверы, то есть певцы о любви. В других странах западной Европы, появляются рыцарские романы и повести, из которых наиболее известным романом является " Тристан и Изольда". Самым знаменитым поэтом средневековья был итальянец "Данте Алигьери" годы жизни 1265-1321. Написал произведение "Божественная комедия", в которой через загробный мир обличает пороки людей земной жизни. В архитектуре наряду с романским стилем с середины 12 века появляется готический стиль. В скульптуре средневековья преобладают изображения Иисуса Христа и Божьей матери Мадонны. Для живописи были характерны книжные миниатюры то есть небольшие рисунки , которые сопровождались текстом, а также мозаичные витражи из разноцветного стекла.
9. Арабский Халифат. Средневековый Восток. Исламские цивилизации.
До 18 века Восток в своём экономическом и культурном развитие не уступал западу. И лишь с 18 века, когда Европа вступила в период индустриализации, Восток стал отставать от Запада. В отличие от запада на востоке не получилось развитие частная собственность на земле. На Востоке почти вся Земля считалась собственностью государства в лице монарха. Этой землей наделялись чиновники за службу, а также крестьянские общины, которые за пользование землёй платили государству налоги и выполняли другие повинности. На Востоке государство очень жёстко контролировало земельные отношения. Хотя земля считалась государственной, она постепенно переходила во владение знати. В средние века на Востоке существовали огромные империи, которые часто распадались, потому что они включали в себя огромные территории с разным уровнем развития экономики и этническим составом населения. Управлять такими территориями из одного центра было сложно. В середине 7 и до середины 10 века, на огромный территории от Испании до Индии и центральной Азии располагалась огромная империя Арабский Халифат. Существование арабского халифата было связано с появлением новой цивилизации Исламской или Мусульманской. В средние века борьба различных слоёв населения за свои интересы часто приобретала религиозную форму. Так было и у арабов. Новая религия Ислам, появилась, прежде всего, в купеческой арабской среде. Арабские купцы боролись против иноземных конкурентов, прежде всего иранских. До принятия ислама арабы поклонялись силам природы, то есть были язычниками. В Арабском городе Мекка был языческий храм под названием "Кааба"(куб). В нём молились арабы разных языческих религий. Главной святыней в этом храме был священный камень, возможно метеорит, тёмного цвета. Арабы считали, что раньше этот камень был светлого цвета, но из-за человеческих грехов потемнел. Среди арабских племён было стремление к единой религии, которая бы противостояла междоусобным войнам разных арабских племён. Одни из основателей новой религии Ислама был пророк по имени Мухаммед, годы жизни (570-632). Родился и рос он в купеческой среде, но сначала был бедным, работал пастухом, но потом разбогател, женившись на богатой вдове родственнице, что позволило ему размышлять о новой религии. Он призывал арабов отказаться от язычества и уверовать в единого бога по-арабски Аллаха. Мухаммед с уважением относился к христианству, иудаизму, но считал, что эти религии были лишь предшественниками ислама. В основе священной книги ислама-Каране, много заимствований из христианской библии и иудейского талмуда. В каране говориться о том, что мусульманин обязан соблюдать 5 основных правил: 1. Признавать, что нет другого бога кроме Аллаха, а Мухаммед его пророк; 2.Каждый день совершать 5 обязательных молитв в определённое время; 3. Соблюдать 30-ти дневный пост в месяц под названием Рамадан, это 9 месяц лунного календаря, который сдвигается в зависимости от фазы луны, по нашему календарю - это февраль март. В месяц рамадан нельзя днём от восхода до захода солнца пить, есть, курить и развлекаться; 4. Отдавать 5-ую часть своего дохода на милостыню бедным и на общественные дела; 5. Стремиться совершить хотя бы один раз в своей жизни паломничество в Мекку. Тот, кто это совершил, получает титул Хаджи. После смерти Мухаммеда в 632 году нашей эры, к основным положениям ислама добавили ещё одно положение о том, что распространение ислама с оружием в руках является религиозным долгом. Война против не верных, не мусульман, считается священной войной Джихад, а мусульманин погибший в такой войне, попадает в рай. Мусульманский рай представляется мусульманами как блаженство похожее на Земной со всеми прелестями, как земной сад, немного прекрасного питья, еду и прекрасной женщины. Есть представления об аде, но ад это муки в основном от огня. Сначала Мекки выступили против Мухаммеда, считая, что он предал веру предков, пришлось Мухаммеду бежать из города в 622 году, в другой город Ясриб-Медина, это бегство или переселение по-арабски звучит как хиджра. Этот год, 622, у мусульман считается первым годом мусульманского календаря. Мединцы долго воевали против Мекки с переменным успехом, но в конце концов одержали победу, а языческий храм Кааба был превращён в мусульманский, случилось это в 630 году. В 632году, когда умер Мухаммед, Ислам ещё не охватывал всей территории Аравийского полуострова. Наместники пророка Мухаммеда стали называть Халифами. В их руках сосредоточена религиозная и светская власть. Первые 4 халифа, которые управляли государством после Мухаммеда, называются праведными халифами. В мусульманском языке буквы АИУ, часто сливаются, поэтому в наших книгах не часто можно прочитать название халифов. Первым был Абу Бакр, году правления 632 - 634. Второй халиф был Умар и Амар 634-644, третий Асман или Усман 644-656, четвёртый Али 656 - 661. После убийства четвёртого халифа Али, ислам распался на две ветки : Шииты и Сунниты. Шииты считают Али святым и то, что его власть должны передаваться по наследству, Сунниты не верят в святость Али, а считают священным только Коран и священные придания Хадисы, которые состоят из священных глав, которые называются Суннами. В настоящее время Суннитов, примерно в 10 раз больше чем Шиитов. Шиитов 60 миллионов, а Суннитов 600. Пользуясь войной между Византией и Ираном, арабы завоевали огромную территорию на Востоке, создали свою империю, Арабский Халифат, которая занимала огромную территории. От Испании на западе, до Индии на востоке, включала в свой состав Индии, Палестину, Ливию, часть Ирана, аравийский полуостров. С 661 -750 годы Арабским Халифатом управляла династия Омейдов, а с 750 по 1258 династия Аббсидов. Как единое государство Арабский Халифат распался в 945 года на Эмираты, но верховным религиозным правителем Эмиры, подчинялись халифам как религиозным правителям до 1258 года, пока эта территория не была завоёвана Монголами. При первых халифах Омейядов 661 по 680, столицей Халифата считался Дамаск, а с 762 Багдад. Население Арабского Халифата быстро принимало Ислам, потому что Мусульмане платили льготный налог, одну десятую часть дохода, хотя остальные платили от одной третьей до двух третьих урожая и ещё подушную подать. Арабский халифат был хорошо управляемым государством, здесь действовал многочисленный чиновничий аппарат, хорошо работала почта. Чиновники получали за службу жалования от казны и земельные наделы. Экономика Арабского Халифата была под жестким контролем государства, высокого уровня достигла культура, потому что арабы активно заимствовали всё лучшее, что было в науке и культуре покорённых народов. Особенно большое развитие получила математика, медицина, астрономия, химия, поэзия, философия, история и правом. Широко распространялась не только наука, но и арабский язык. Арабский язык стал на Востоке языком науки и литературы, подобно тому, как в Европе был латинский язык. В отличие от латыни, на котором в Европе почти никто не говорил, на Арабском языке говорило население. Без знания арабского языка, нельзя было получить должность чиновника. Начальное образованием Мусульмане обычно получали на дому, приглашая наёмных учителей за деньги. А затем учились при мечетях. В больших городах и в мечетях работали высшие мусульманские школы, которые назывались "Медресе". Особого расцвета достигла арабская культура в период правления Аббсидов 750-1258. В 8-9 века на Арабский язык были переведены труды учёных древней Греции, Ирана, Индии. В Багдаде был открыт дом мудрости, цент мусульманской науки. Где насчитывалось в библиотеке более 4 тысяч книг на разных языках. При доме мудрости учёные не только пользовались книгами, но и получали жильё и денежные средства. Мировыми центра арабской науки культуры были Багдад - это Ирак и Кордова - Испания. Нигде в мире не было столько ученых, сколько в Багдаде. Арабские математики знали труды Пифагора, Архимеда, Евклида, Индийских математиков. Арабы первыми в мире стали использовать индийские цифры, которые вскоре стали называться арабскими. Арабские были более удобные, чем римские, ими стал пользоваться весь мир, и пользуются до сих пор. В Багдаде и Дамаске работали обсерватории. Там впервые стали считать, что центром вселенной является Солнце, а не Земля. Арабские историки стали хорошо знать историю древнего Рима и хорошо знать Ислам. Продолжительное время в Европе самым авторитетным врачом считался Арабский врач Авиценна 980-1037. Продолжительное время этот человек считался самым известным врачом в мире. Европейцы в основном знали арабскую науку и культуру, в основном через Испанию, которая продолжительное время входило в состав Арабского мира.
10. Восточные славяне в древности
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
Места расселения
Города
Поляне
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
Киев
Словене ильменские
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
Новгород, Ладога
Кривичи
Севернее Западной Двины и верховья Волги
Полоцк, Смоленск
Полочане
Южнее Западной Двины
Полоцк
Дреговичи
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
Туров
Древляне
Южнее реки Припять
Искоростень
Волыняне
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
Белые хорваты
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
Дулебы
Жили восточнее белых хорватов
Тиверцы
Территория между Прутом и Днестром
Уличи
Между Днестром и Южным Бугом
Северяне
Территории вдоль реки Десны
Чернигов
Радимичи
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
Вятичи
Вдоль истоков Оки и Дона
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.