Теория и методология исторической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Методы изучения истории (метод – это совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания):

          •         сравнительный – заключается в сопоставлении исторических объектов в пространстве, во времени и выявлении сходства и различия между ними;

          •         системный – заключается в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений объектов;

          •         типологический – позволяет классифицировать исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков;

          •         ретроспективный (историко-генетический) – позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений.

          •         идеографический – состоит в описании исторических событий и явлений;

          •         синхронный – заключается в изучении различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявлении сходства и различий между ними;

          •         проблемно-хронологический – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени.

Методологические подходы исторического познания (методология - учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания):

          •         субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;

          •         географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье);

          •         рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;

          •         теологический подход – рассматривает исторического процесса как результата деятельности мирового духа;

          •         эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории человеческого общества Э. Тейлор);

марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, а решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальных благ (основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс, в России - Г.В. Плеханов);

          •         цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Историография отечественной истории:

          •         В.Н. Татищев (1686-1750) – создал первый обобщающий обзор русской истории до смутной эпохи XVII в. (5-томная «История Российская с самых древнейших времен»);

          •         М.В. Ломоносов (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположникантинорманской теории происхождения Древнерусского государства;

          •         Н.М. Карамзин (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории». Главный труд – 12-томная «История государства Российского»;

          •         С.М. Соловьев (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен» (до событий 1775 г.);

          •         В.О. Ключевский (1841-1911) – популяризатор истории, автор «Курса русской истории»;

          •         М.Н. Покровский (1868-1932) – родоначальник марксистскойконцепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.

 


3. Отечественная историография и источники по отечественной истории.

1.Слово история означало в древней Греции повествование того, что уже произошло, сейчас этот термин употребляется в двух смыслах:

1) Процесс развития общества

2)Как наука, изучающая этот процесс.

В древности историю не считали наукой, так как тогда, наукой считалось только то, что можно было проверить с помощью опыта. А исторические явления нельзя перепроверить. Раньше историю литературой о прошлом. В истории, как и в природе, многие явления повторяются, но это повторяемость в истории проходит не совсем, так как в природе. Назовём три исторические личности: Цезарь, Наполеон, Сталин (диктаторы, руководители государства). Социальные группы: крестьянин, студент, солдат. Но все не всякая в истории повторяемость закономерна. Закономерно только то, что не может быть предотвращено. Большинство историков считают закономерным Французскую революцию 19 века и революцию в России. На историю влияет историческая личность, особенно занимающая высокое положение и влияющая на страну, государство и т.д. Место истории в системе наук. Гуманитарная наука, изучающая общество, в отличие от химии и физики. Т.к. общество изучает не только история. Чем же отличается история?

Особенности её как науки:

1) Изучает общественные явления прошлого

2) Изучает конкретные формы общественного развития

3)Истории как науки присущи конкретные характеристики и территориальные рамки изучения.

Что изучает история? Предметом её изучения является процесс возникновения общества и его развитие. Изучение история – мыслительный процесс на основании исторических источников и её литературы. Практическое значение истории, учёные определили короткой, но ёмкой фразой: «История – наука о жизни». История – наука об опыте, накопленном человечеством. История учит максимально использовать из этого опыта всё то, что накоплено предками и не повторять ошибок прошлого. Если человечество забудет прошлое хотя бы на час, то оно погибнет. История нашего отечества формирует гражданина, патриота, а главное формирует нравственные качества личности. В это и состоит важнейшая общественная функция исторической науки. История – несущая конструкция всей человеческой культуры. Таким образом, знание истории помогает ориентироваться в современных событиях и прогнозировать будущее.

2.Одни и те же исторические события историки объясняют по-разному. Зависит от мирровозрения историка, от источников, которыми он располагает и от методов, которые он принимает. В исторической науке применяется как общие методы познания, так и специальные:

1. Проблемно – хронологический

2. Историко-системный

3. Историко-сравнительный.

В истории есть три основных научных принципа, которые обязательно нужно соблюдать или же историческая информация будет не объективна.

1) Принцип историзма - любое явление надо показывать в развитие, а не в статике.

2) Принцип научной объективности. Нельзя замалчивать невыгодное и выпячивать объективное.

3) Принцип исторического подхода к явлениям. Нельзя рассматривать изолированно, в связях с другими явлениями.

 Рассматривая и используя различные исторические источники можно поделить на группы:

1) Вещественные (археологические находки, памятники, музейные экспонаты).

2) Посменные документы государственных общественных органов и организаций. Это личные письменные источники и устные источники (эпос, предания).

3) Фотография (19 век).

4) Звукозапись (70-е годы).

5) Кинематография (90-е годы).

Источники требуют критического отношения, выявления, не подделка ли это. Особенно это касается мемуаров. Наше знание зависит не только от источников, но и от исторической литературы. Всё то, что написано в разные времена. История исторической науки – историография. Без неё не достичь научной новизны, той или иной проблемы. В древности и в средние века преобладал религиозный подход к истории. Все события объяснялись волей божьей. История на это. Религиозные историки внесли свой вклад и в развитие истории.

1) Видеть различие между первобытным и цивилизованным обществом.

2) Признавали, что жизнь связана с географической средой обитания.

3) Считали, что все народы развивались по общей закономерности.

 Однако религиозные историки считали началом цивилизации, принятие обществом какой – либо религии. Считали, что человеку не дано до конца познать свою историю, дано это только Богу, поэтому часть информации о прошлом люди должны принять на веру, не разумом, а сердцем, но в 18 веке среди историков утвердился рационалистический подход к истории. Стали утверждаться идеи о том, что человеческий разум способен познавать прошлое, были среди таких учёных как немецкий философ Карл Маркс. Значение его как историка, он стал основателем формационного подхода к истории. Считал, что история – закономерная смена общественных формаций, то есть видов общества:

1) Первобытнообщинная

2) Рабовладельческая

3) Феодальная

4) Капиталистическая

5) Коммунистическая.

Считал, что их смена формаций зависит от способа права и распределения, материальных благ, подклассовой борьбы и революции. При формационном подходе внимание уделяется экономике и политике, а духовная жизнь от неё зависит. Многие положения этого подхода применяются и сейчас, он не позволяет дать ответы на все вопросы. В 18 веке значительное количество учёных уделяли внимание не толькоэкономике и политике, но и духовной сфере (религия, традиции, обычаи). Позднее такой подход стали называть цивилизационным. (цивилиз – граждански, государственный, воспитательный). Это понятие противопоставлено словам лесной, дикий. Началом эпохи цивилизации учёные считают выход людей из первобытного состояния, победа производственного хозяйства, над присваивающим, появление классов, государств, письменностей, новой религии. При цивилизационном подходе делят историю на три эпохи.

1) Доиндустриальный (ручной труд)

2) Индустриальный (машинный)

3) Постиндустриальный (автоматизированный).

Английский учёный Арнольд Тойнби наиболее детально открыл цивилизационный подход. Написал многотомный труд «Исследование истории». В основе цивилизации выделяют религию, от 8 до 21 цивилизации. Выделял в разные времена: Древневосточное, Антично и т.д. Говорил – «Мир придёт к единой религии». Многие историки идут по пути сочетания.

3.Первыми работами по истории нашего отечества были летописи – повесть временных лет, написанная в Киеве(1110-1113). Учёным монахом Нестором. До 17 века включительно летописи были преобладающим видом исторической работы. Излагались события не по проблемам, а по летам. В летописи в основном освящалась военно-политическая история, а не соц. Этапы. В конце 17 века новый вид исторической литературы – историческая повесть. Слово о полку Игореве 1185 году. 1380 год появление повести о Куликовской битве Задоньщина Софоний. Значительное развитие исторической литературы получается при Иване Грозном. История о Казанском царстве, о взятии Казани. В 1512с- 1566 священник Афанасий создаёт специальную книгу по истории Московского государства. Делилась на главы, по правлению князей, 9 томов «Царственной книги» куда вошли наиболее важные летописи. Основная идея исторической литературы при Грозном возвеличивание князей, царей и самодержавия. В 17 веке вышли новый летописец и временник Ивана Тимофеева сказание Авраамия Полицина, скифская история Андрея Лызгова, Синопсис или обозрение Иннокентия Гизеля. Большое развитие получила историческая наука в 18 веке. В 1715 году вышла 7 книг Алексея Манкиева "Ядро Российской истории". В 1739 году вышла история российская с самых древнейших времён Василия Татищева. Большой вклад в историческую науку внёс Михаил Васильевич Ломоносов, главная его заслуга в том, что он раскритиковал так называемую " норманнскую теорию" образования древнерусского государства. Основные работы Ломоносова "Древняя Российская история" 1756 год, а также учебник по истории под названием "Краткий российский летописец" 1759 год. Известным историком 18 века был князь Михаил Михайлович Щербатов, написал 7 томов истории российской с древнейших времён, особенность этого историка в том, что он отрицательно относился к реформам Петра 1, большая заслуга в том, что он разрабатывал гербы российских городов, в том числе и Кургана. В первой четверти 19 века придворный историк Николай Михайлович Карамзин пишет историю государства российского в 12 томах, придерживается норманнской теории происхождения древнерусского государства, при это опирается на пояс временных лет. Отрицательно относится Карамзин к Ивану Грозному, зато восхищается Иваном 3(дедом). Во второй половине 19 века Сергей Михайлович Соловьёв написал 29 томов "истории России, с древнейших времён". Особенность этого историка в том, что он считал, что сила государства зависит не только от личности царя, но и от других факторов, например, от соседних народов и государств, от географических условий. В начале 20 века с 1904-1911 Василий Осипович Ключевский написал курс русской истории в 5 томах, заслуга этого историка состоит в том, что он дал периодизацию истории России, которой мы пользуемся до сих пор. Ключевский выделял 4 периода в российской истории: 1. Днепровский (с 8 по 12 век)(период Киевской Руси); 2. Верхнеговский 13 - первая половина 15 века (период раздробленности Руси и возвышения Валадимиро-суздальской и Новгородской Руси); 3. Московский или великорусский со второй половины 15 века по 20 годы 18 века ( период образования и укрепления Московского централизованного государства) . Всероссийский с 20 годов 18 века до 1911 (период образования и развития Российской империи). На рубеже 19 - 20 веков историки не были едины во взглядах на историю России, можно выделить 4 направления российской историографии того времени: 1. Дворянское; 2. Либеральное; 3. Народническое; 4. Мерсийское. Представителями дворянского направления были Дубровин и Щиндлер, были сторонниками сохранения самодержавного строя, господства дворянства, были против каких - либо изменений. Писали на военную тематику, а также биографии царей, например, Дубровин, писал о присоединение Крыма к России(1783), о крымской войне (1853-1856), написал трёхтомник " Пугачёв и его сообщники" (где критикует их), Шиндлер писал труды о царях, сторонники дворянского направления. К либеральным историкам относились Корнилов Александр Александрович, Кизеветтер А.А., Павел Николаевич Миликов, Василий Иосифович Ключевский, оценивали прошлое России с умеренно критических и демократических позиций, выступали за умеренные реформы в стране, за реформы сверху. Народническое направление работы Лаврова " исторические письма", Михайловского " герои и толпа", Флоровского " положение рабочего класса в России" и Семевкого " крестьяне в царствование Екатерины 2", а также " Политические и общественные идеи декабристов". Народники были сторонниками радикального преобразования общества. Будущее развитие России связывали с крестьянством. Марксиская историография представлена работами Плеханова, Ленина, Покровского. В своих ранних работах Плеханов и Ленин критиковали народников, будущее России видели под руководством работников и их класса, " развитие капитализма России" , Покровский до революции писал труды по истории Русской культуры, а при советской власти занимал высокую должность, заместителя просвещения, написал два труда " Русская история с самом сжатом очерке" и " история древнейших времён". Советская историография была представлена следующими крупными работами, вышедшими после 50 годов, 10 томная всемирная история,12-ти томная история СССР, с древнейших времён, 5-ти томная история КПСС. Многотомные труды по истории советской экономики рабочего класса и советского крестьянства. Наиболее крупными советскими историками были Греков, Рыбаков, Дружинин. В основном советские историки писали историю, использую формационный подход, но были историки, которые писали, опираясь на цивилизационным подход, те, кто занимались историей культуры - Академик Лихачёв (занимался историей древнерусской культуры), а также профессор Гумилёв. В последние годы наблюдается стремление историков к более объективному освящению событий , особенно критическому пересмотру подлежит история 20 века.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 232.