Международное климатическое законодательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международная политика и охрана окружающей среды

• Экологическая тема используется в политических целях уже более 40 лет. Первым это сделал сенатор США В. Нельсон, который исказил смысл инициативы Генерального секретаря ООН Ю. Тана по учреждению «Дня Земли» для выражения протеста против войны во Вьетнаме, где США применили химическое (напалм) и климатическое (опыление облаков йодидом серебра для провоцирования проливных ливней) оружие. Нельсон сумел использовать мобилизационные технологии антивоенного движения и «перевести стрелки» на идею сохранения окружающей среды. Поэтому в акции «День Земли» 22 апреля 1970 г. приняли участие около 20 млн американцев. Президент Р. Никсон, правящая элита США и не мечтали о подобном успешном переводе энергии протестующих масс на проблемы, не затрагивающие внутренней и внешней политики.

• Именно тогда экология стала предметом своеобразных «забот» США, а фонд Д. Рокфеллера начал финансировать создание «мозгового центра» – «Римского клуба», итогом работы которого стал доклад «Пределы роста». В нём был отражен возврат к тезисам Т. Мальтуса о том, что стремительный рост населения и потребления обгоняют рост средств и ресурсов на планете.

• Основная идея экологической активности западных политиков и крупного международного бизнеса (Д. Рокфеллера, М. Тэтчер, Р. Стронга, Д. Мак Нила и др.), проходившая красной нитью во всех докладах, итоговых документах конференций и саммитов, – не нужно противопоставлять экономические интересы и экологические проблемы, а главное, анализировать деятельность транскапитализма и обвинять ТНК в загрязнении окружающей среды.

МГЭИК. РКИК

• В 1988 г. Всемирная метеорологическая организация и ЮНЕП учредили Межправительственную группу экспертов по проблеме изменения климата (МГЭИК). В неё вошли более 150 крупнейших ученых мира – в основном, экологи, климатологи, почвоведы, гидрологи, океанологи, экономисты. От СССР и РФ в МГЭИКе работали академики М.И. Будыко, Ю.А. Израэль и другие. МГЭИК не ведет самостоятельных исследований. Основная задача группы – регулярный выпуск оценочных документов об изменении климата и другим вопросам, по которым требуется независимая научная информация.

• История попыток урегулировать проблему загрязнения атмосферы на самом высоком уровне уже достаточно долгая. На саммите ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК). Целью Конвенции было осуществление "стабилизации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему". Конвенция, по сути, является продолжением и расширением Монреальского протокола 1987 г. (вступившего в силу 1 января 1989 г.) и Венской конвенции 1985 г., относящихся к защите озонового слоя.

РКИК

Подписавшие РКИК страны разделились на 3 категории:

1. Страны Приложения I (члены Организации экономического сотрудничества, (ОЭСР) и страны с переходной экономикой, включая страны Европейского сообщества), принявшие на себя особые обязательства по ограничению выбросов. Сюда же вошли страны, в которых происходит процесс перехода к рыночной экономике.

2. Страны Приложения II (исключительно члены ОЭСР), принявшие на себя обязательства финансового характера – помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой (включая помощь в разработке и внедрении экологически чистых технологий).

3. Развивающиеся страны.

Рамочная конвенция вступила в силу 21 марта 1994 г.

Киотский протокол

• В середине 1990-х гг. США предложили всем странам принять на себя обязательства по сокращению эмиссии в атмосферу и одновременно разработали механизмы, позволяющие гибко использовать эти обязательства.

• На конференции, состоявшейся в Киото в декабре 1997 г., произошло значительное расширение Конвенции. Киотский Протокол является международным соглашением, обязывающим страны-участники сократить выбросы парниковых газов – диоксида углерода, метана, окиси азота, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов, гексафторида серы – на 5,2% в сравнении с уровнем выбросов 1990 г. на первом этапе (2008–2012 гг.). При этом каждой из стран ставились свои количественные ограничения по выбросам. России разрешалось сохранить свои выбросы на уровне 1990 г.

• Период подписания Протокола продолжался с 16 марта 1998 г. до 15 марта 1999 г. Киотский протокол подписан и ратифицирован практически всеми странами мира. На 25 ноября 2009 г. его ратифицировали 192 страны. Протокол не подписали только Афганистан, Андорра, Ватикан и Сан-Марино. Протокол не был ратифицирован США, и в 2012 г. из него вышла Канада. На страны, ратифицировавшие договор на приведенную дату, приходилось 63,7% общемировых выбросов парниковых газов. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г. Первый период осуществления Протокола начался 1 января 2008 г. и длился до 31 декабря 2012 г. Это было первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночном механизме регулирования – международной торговле квотами на выбросы парниковых газов.

                   Механизмы рыночного регулирования выбросов

Киотский протокол предусмотрел 3 «механизма гибкости», через которые международное сообщество должно было бы обеспечить сокращение выбросов парниковых газов. Они утверждены в конце 2005 г.

1. Торговля квотами (International Emissions Trading, IET), при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном и международном рынках.

2. Проекты совместного осуществления. ПСО – это система, при которой страна или компания «инвестиционный донор», взявшая на себя обязательство по сокращению эмиссий, делает инвестиции в проекты, позволяющие сократить эмиссию в другой стране или компании – инвестиционный реципиент – не включенной в систему количественного учета выбросов. «Инвестиционный донор» может претендовать на получение разрешения зачесть определенное количество эмиссий, сокращенных благодаря реализации проекта в стране-«реципиенте», в счет собственных обязательств. В результате, в выигрыше остаются обе стороны.

3. Механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения 1 РКИК.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 152.