Конституция Российской Федерации как источник экологического права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституция является основным и важнейшим источником всех отраслей права нашего государства, источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основные, оправдавшие себя, наиболее устойчивые общественные отношения, их принципиальные положения. Конституционные нормы – это основные положения экологического права, предусмотренные в Конституции РФ, имеющие высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Выделяют группы конституционных норм:

• гуманитарные (ст. 42 и 58, закрепляющие экологические права и обязанности);

• природоресурсовые (ст. 9 и 36);

• компетенционные (ст. 71, 72 и 114, в которых распределяется компетенция в области охраны ОС).

Ст. 42 Конституции гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Право каждого на благоприятную ОС внешне носит абстрактный характер, но означает право требовать установления законодательных, организационных и иных мер по охране ОС, улучшению её качества, что не может быть в наше время полностью осуществлено.

Конституция возлагает обязанности на граждан и организации сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Ст. 9 требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались и охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Определены возможные формы собственности на землю и другие природные ресурсы. Они могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Согласно ст. 36 собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей и иными природными ресурсами свободно, если это не наносит ущерба ОС и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов отражено в ст. 71 и 72.

Ст. 71 определяет, что относится к предмету ведения РФ

федеральную собственность и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ;

федеральные налоги и сборы (в т. ч. экологические);

федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт и пути сообщения, деятельность в космосе;

производство ядовитых веществ и порядок их использования;

определение статуса и защиту территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

уголовное и гражданское законодательство;

метеорологическую службу, стандарты, геодезию и картографию.

Предмет совместного ведения по ст. 72 включает:

регулирование отношений пользования, владения и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами;

природопользование, охрану ОС и обеспечение экологической безопасности;

режим особо охраняемых территорий;

охрану памятников истории и культуры;

меры по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

защита среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Независимо от разграничения предметов ведения в соответствии со ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.

Международные договоры.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом (ст. 15 Конституции РФ).

Международные договоры следует разделить на два массива: общеохранительные договоры и соглашения и специальные «поресурсные».К первым относятся Декларация ООН по окружающей человека среде (1972), Бразильская декларация ООН по окружающей среде и развитию (1972), Всемирная хартия природы (1982), Всемирная стратегия охраны природы (1980), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991).

Важным источником ЭП является Декларация Рио по окружающей среде и развитию, в которой сформулированы 27 важнейших принципов экологического поведения государств. Так, принцип 1 провозглашает, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. В Декларации зафиксировано суверенное право каждого государства на использование своих природных ресурсов, которое одновременно рассматривается и как обязанность сохранять при этом окружающую среду. С этим же положением связаны принципы 18 и 19. Государства незамедлительно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые способны привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах.

Закреплено право на развитие, которое должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды. Очень важным представляется принцип 10, в котором сформулировано право каждого человека на информацию о состоянии ОС. Принципы 11 и 13 касаются развития законодательства об охране ОС. Государства принимают эффективные законодательные акты в области ОС. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба.

Специальные «поресурсные» международные договоры и соглашения, делятся на 3 группы:

1) Международные договоры и соглашения по природным ресурсам и объектам, находящимся под национальной юрисдикцией государства. Например, во исполнение ратифицированной Российской Федерацией Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия (1969) статус территорий наследия имеют озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая и др.

2) Международные договоры и соглашения по охране «разделяемых» природных ресурсов и объектов. Так, в целях предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия на водные объекты были приняты Конвенция по охране реки Дунай (1994), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992).

3) Международные договоры и соглашения, направленные на решение отдельной глобальной экологической проблемы (Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987)), либо на охрану конкретного природного ресурса (Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (1973).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.