• Наиболее часто конфликты водопользования имеют комплексный характер, связанный с регулированием речного стока и гидротехническим строительством. Яркий пример всё обостряющегося и слабо решаемого конфликта, связанного с вододелением в результате гидроэнергетического строительства, представляет собой напряженная ситуация, возникшая между Турцией, Ираком и Сирией.
• В 1970-х годах Турция начала реализацию амбициозного проекта по развитию Юго-Восточной Анатолии, предусматривающего создание на Евфрате каскада ГЭС, а также оросительных систем на 1 млн 700 тыс. га. Одновременно, свою программу освоения гидроэнергетического и ирригационного потенциала реки начала Сирия. Немедленно между тремя странами возникли трения, вплоть до угрозы Ирака разбомбить сирийскую плотину Табка в 1975 г. Отношения между Сирией и Турцией из-за вопроса раздела стока реки несколько раз ставили страны на грань войны друг с другом. В январе 1990 г. Турция на месяц остановила сток р. Евфрат в Сирию и Ирак для заполнения водохранилища Ататюрк. По состоянию на 2010 г. Турция и Сирия имеют только временное соглашение о распределении воды р. Евфрат, а с Ираком серьёзных переговоров и не проводилось.
Водно-экологические конфликты в МБ приобретают глобальный характер и прежде всего связаны с трансграничным переносом загрязнений. Это одна из наиболее важных проблем взаимоотношений между Казахстаном и Россией в бассейне р. Урал, между Россией и Китаем в бассейне р. Амур; Китаем, Казахстаном и Россией в бассейне Иртыша.
Так, ускоренное экономическое развитие северо-восточных провинций Китая (сооружение химических и целлюлозно-бумажных комбинатов, широкое использование в сельском хозяйстве удобрений и пестицидов и т.д.) оказывает значительное влияние на качество речных вод не только Китая, но и вод пограничных Аргуни, Амура и Уссури. Особенно это заметно на примере Амура ниже впадения р. Сунгари.
Следует отметить, что российская часть амурского бассейна охватывает 54% его площади, население составляет около 5% (5 млн чел.) числа всех живущих на данной территории. Три китайские провинции (Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренняя Монголия) занимают 44% территории с населением 95 % (более 100 млн чел.). Положение усугубляется технологически несовершенными системами очистки сточных вод на большинстве китайских предприятий и их высокой аварийностью. Опыт управления водопользованием в международных бассейнах
Многообразие и острота геополитических конфликтов в МБ определили необходимость закрепления в международных документах бассейнового подхода в качестве важнейшего инструмента управления. Для правительств прибрежных государств в большинстве регионов мира продолжают действовать основные правила водопользования и вододеления в трансграничных водных бассейнах.
К их числу относятся:
• «Правила пользования водами международных рек» (Хельсинские правила);
• Конвенция ООН о несудоходном использовании международных водотоков (1997),
• Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинкская водная конвенция ЕЭК ООН 1992 г.).
Следует подчеркнуть, что КНР не присоединилась ни к одной из международных конвенций по вопросам регулирования трансграничных водных отношений и не считает себя обязанными их исполнять .
Важным шагом по пути разрешения конфликтных ситуаций стало принятие на 52-й конференции Ассоциации международного права Хельсинкских правил (1966 г.), в которых закреплено право каждого государства МБ на разумную и справедливую долю полезного использования его вод, равенство всех видов водопользования, а также определена процедура разрешения возникающих споров.
• Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, разработанная в 1992 г. Европейской экономической комиссией ООН, еще раз акцентировала внимание на необходимости решения трансграничных водных проблем на основе бассейнового подхода. В ней особо подчеркивалась необходимость заключения международных соглашений по конкретным водосборным бассейнам при максимальном учете интересов стран, расположенных на его территории. В 1997 г. ООН рассмотрела Конвенцию о международных водах, в которой содержалось 2 основных принципа их распределения: первый – справедливое и разумное использование; второй – обязательство не причинять значительного ущерба. Против конвенции проголосовали Турция, Китай и Бурунди.
• Всего в мире заключено более 150 международных соглашений по вопросам регулирования отношений в области использования и охраны вод. В Азии наиболее успешно ведет договорные процесс в МБ Индия. Трудно идут любые переговорные процессы с участием Китая, имеющего конфликтные ситуации фактически во всех МБ, расположенных по периферии его территории. Во главу угла самое мощное государство в Азии всегда ставит свои интересы и сложно идет на компромиссы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.