I . Источники экологического права Российской Федерации
Понятие и классификация источников экологического права.
Конституция Российской Федерации как источник экологического права.
Международные договоры.
Законы (конституционные и федеральные) как источник экологического права.
Общая характеристика ФЗ-7 «Об охране окружающей среды».
Указы Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты субъектов РФ.
Акты органов местного самоуправления и локальные акты. Санкционированный обычай. Роль судебной практики в экологическом праве.
II . Основные правовые нормы в области ресурсопользования и охраны ОС
Правовой режим земельных ресурсов.
Правовой режим недропользования.
Право пользования водными объектами.
Правовая охрана лесов.
Правовой режим особо охраняемых природных территорий.
Правовой режим охраны атмосферного воздуха и климата.
Правовые основы пользования животным миром.
Правовое регулирование обращения с опасными веществами и обеспечения экологической безопасности.
Правовое регулирование обращения с отходами.
Правовое регулирование обеспечения радиационной безопасности.
Правовая охрана морской среды, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
III . Дискуссионные аспекты и новации современного отечественного и международного экологического права
Кодификация экологического законодательства РФ и за рубежом.
Попытки кодификации горного законодательства РФ.
Негативные стороны Водного кодекса-2006.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственная экологическая экспертиза как неотъемлемая часть проектирования хозяйственной деятельности.
Международные конфликты в водопользовании и нормативная база их урегулирования.
Международное климатическое законодательство.
I. Источники экологического права Российской Федерации
Понятие и классификация источников экологического права.
Источник ЭП – официальная форма выражения и закрепления норм экологического права (нормативные правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы).
В общем виде систему источников экологического права можно представить следующим образом:
• Конституция РФ;
• федеративные договоры;
• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
• федеральные законы;
• нормативные правовые акты Президента РФ;
• нормативные правовые акты Правительства РФ;
• нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств федеральных органов исполнительной власти
• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
• локальные нормативные правовые акты;
• судебные решения.
Классификация источников.
1. По юридической силе: законы (Конституция, ФЗ, ФКЗ) и подзаконные акты. (кем принимаются)
2. По предмету регулирования: общие (Конституция РФ, ГК, УК) и специальные ЗК, ЛК, ВК).
3. По характеру систематизации: кодифицированные (содержат основную по объему, самую важную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу отношений, отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права) и некодифицированные (регулирующих отдельные стороны природопользования).
4. По степени значимости: основные (устанавливают правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц) и вспомогательные (позволяют правильно применять то или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению).
5. По субъекту нормотворческой деятельности: федеральные (законы, распоряжения, постановления), субъектов РФ (законы, указы, постановления), местного самоуправления (решения), локальные (инструкции), корпоративные (СТО)
Международные договоры.
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом (ст. 15 Конституции РФ).
Международные договоры следует разделить на два массива: общеохранительные договоры и соглашения и специальные «поресурсные».К первым относятся Декларация ООН по окружающей человека среде (1972), Бразильская декларация ООН по окружающей среде и развитию (1972), Всемирная хартия природы (1982), Всемирная стратегия охраны природы (1980), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991).
Важным источником ЭП является Декларация Рио по окружающей среде и развитию, в которой сформулированы 27 важнейших принципов экологического поведения государств. Так, принцип 1 провозглашает, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. В Декларации зафиксировано суверенное право каждого государства на использование своих природных ресурсов, которое одновременно рассматривается и как обязанность сохранять при этом окружающую среду. С этим же положением связаны принципы 18 и 19. Государства незамедлительно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые способны привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах.
Закреплено право на развитие, которое должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды. Очень важным представляется принцип 10, в котором сформулировано право каждого человека на информацию о состоянии ОС. Принципы 11 и 13 касаются развития законодательства об охране ОС. Государства принимают эффективные законодательные акты в области ОС. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба.
Специальные «поресурсные» международные договоры и соглашения, делятся на 3 группы:
1) Международные договоры и соглашения по природным ресурсам и объектам, находящимся под национальной юрисдикцией государства. Например, во исполнение ратифицированной Российской Федерацией Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия (1969) статус территорий наследия имеют озеро Байкал, вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая и др.
2) Международные договоры и соглашения по охране «разделяемых» природных ресурсов и объектов. Так, в целях предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия на водные объекты были приняты Конвенция по охране реки Дунай (1994), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992).
3) Международные договоры и соглашения, направленные на решение отдельной глобальной экологической проблемы (Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987)), либо на охрану конкретного природного ресурса (Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (1973).
Закон РФ «О недрах» 1992
Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула закона «О недрах»).
Все недра в пределах территории РФ и ее континентального шельфа составляют единый государственный фонд недр. В ФЗ О недрах указаны виды пользования недрами, сроки, о лицензии на пользование недрами, а также конкурсах и аукционах. Также в законе указаны требования к рациональному использованию и охране недр Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность. Платежи при пользовании недрами (разовые и регулярные)
Правовая охрана лесов.
Лесной кодекс Российской Федерации 2006 устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Лес – совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющих экологическое, экономическое и социальное значение. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ЛК-2006).
Леса располагаются на землях лесного фонда и других категорий.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, пустыри, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие неудобные для использования земли).
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: обороны и безопасности; поселений, на которых расположены городские леса; ООПТ. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на:
• защитные леса (24%);
• эксплуатационные леса (допускаются все виды лесопользования) (53%);
• резервные леса (в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины) (23%).
Выделяются особо защитные участки лесов (берегозащитные, почвозащитные вдоль рек и оврагов, опушки лесов, заповедные лесн.уч-ки, леса с эндемичными и реликтовыми растениями и др.
Закон определяет права собственности на лесные участки, а также права пользования лесными участками. Определяет виды использования лесов. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания»;
СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания на классы:
• А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (критерий опасности - отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний);
• Б - эпидемиологически опасные отходы (инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями);
• В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы (инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности);
• Г - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным (наличие в их составе токсичных веществ);
• Д - радиоактивные отходы (содержание в их составе радионуклидов с превышением установленных уровней).
Также существует постановление Правительства «О трансграничном перемещении отходов». Здесь говориться, например, о том, что ввоз на территорию РФ таких отходовзапрещается, а вывоз с ее территории осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов.
Недостатки
1. Странно выглядит отказ от необходимости заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование для забора из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые или являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод. Также не нужно упомянутых документов для использования водного объекта для полива садовых, огородных, дачных земельных участков. Это может стать основанием для создания водозаборов из подземных и поверхностных источников при отсутствии природоохранных обязательств, поскольку размеры участков не указаны.
2. Отсутствуют требования к качеству сточных вод, но установлены требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных и дренажных вод. Таким образом, приоритет в данном виде водопользования сохраняется у пользователей, находящихся выше по течению, перед теми, кто находится ниже, и не обеспечивается сохранность качества вод.
ОВОС
• – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления (№7-ФЗ, ст.1).
• Обязательность ОВОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности – один из основных принципов охраны ОС (№7-ФЗ, ст.3).
• ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (№7-ФЗ, ст.32).
• Нормативной основой ОВОС является Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Разработано во исполнение 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.
• В Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» отсутствует раздел ОВОС, таким образом, его разработка становится необязательной. В проектную документацию входит раздел ПМ ООС, включающий, в первую очередь, «результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду».
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти и органами госвласти субъектов РФ (федеральный и региональный уровни). На федеральном уровне проводится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта ЭЭ хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны ОС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на ОС (ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Государственная экологическая экспертиза должна обязательно проводиться до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Объектами гос. экол. экспертизы федерального уровня являются проекты соглашений о разделе продукции; проекты технической документации на новые технику, технологию; материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса ООПТ федерального значения, зоны ЧЭС; проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду и др.
МГЭИК. РКИК
• В 1988 г. Всемирная метеорологическая организация и ЮНЕП учредили Межправительственную группу экспертов по проблеме изменения климата (МГЭИК). В неё вошли более 150 крупнейших ученых мира – в основном, экологи, климатологи, почвоведы, гидрологи, океанологи, экономисты. От СССР и РФ в МГЭИКе работали академики М.И. Будыко, Ю.А. Израэль и другие. МГЭИК не ведет самостоятельных исследований. Основная задача группы – регулярный выпуск оценочных документов об изменении климата и другим вопросам, по которым требуется независимая научная информация.
• История попыток урегулировать проблему загрязнения атмосферы на самом высоком уровне уже достаточно долгая. На саммите ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК). Целью Конвенции было осуществление "стабилизации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему". Конвенция, по сути, является продолжением и расширением Монреальского протокола 1987 г. (вступившего в силу 1 января 1989 г.) и Венской конвенции 1985 г., относящихся к защите озонового слоя.
РКИК
Подписавшие РКИК страны разделились на 3 категории:
1. Страны Приложения I (члены Организации экономического сотрудничества, (ОЭСР) и страны с переходной экономикой, включая страны Европейского сообщества), принявшие на себя особые обязательства по ограничению выбросов. Сюда же вошли страны, в которых происходит процесс перехода к рыночной экономике.
2. Страны Приложения II (исключительно члены ОЭСР), принявшие на себя обязательства финансового характера – помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой (включая помощь в разработке и внедрении экологически чистых технологий).
3. Развивающиеся страны.
Рамочная конвенция вступила в силу 21 марта 1994 г.
Киотский протокол
• В середине 1990-х гг. США предложили всем странам принять на себя обязательства по сокращению эмиссии в атмосферу и одновременно разработали механизмы, позволяющие гибко использовать эти обязательства.
• На конференции, состоявшейся в Киото в декабре 1997 г., произошло значительное расширение Конвенции. Киотский Протокол является международным соглашением, обязывающим страны-участники сократить выбросы парниковых газов – диоксида углерода, метана, окиси азота, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов, гексафторида серы – на 5,2% в сравнении с уровнем выбросов 1990 г. на первом этапе (2008–2012 гг.). При этом каждой из стран ставились свои количественные ограничения по выбросам. России разрешалось сохранить свои выбросы на уровне 1990 г.
• Период подписания Протокола продолжался с 16 марта 1998 г. до 15 марта 1999 г. Киотский протокол подписан и ратифицирован практически всеми странами мира. На 25 ноября 2009 г. его ратифицировали 192 страны. Протокол не подписали только Афганистан, Андорра, Ватикан и Сан-Марино. Протокол не был ратифицирован США, и в 2012 г. из него вышла Канада. На страны, ратифицировавшие договор на приведенную дату, приходилось 63,7% общемировых выбросов парниковых газов. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г. Первый период осуществления Протокола начался 1 января 2008 г. и длился до 31 декабря 2012 г. Это было первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночном механизме регулирования – международной торговле квотами на выбросы парниковых газов.
Механизмы рыночного регулирования выбросов
Киотский протокол предусмотрел 3 «механизма гибкости», через которые международное сообщество должно было бы обеспечить сокращение выбросов парниковых газов. Они утверждены в конце 2005 г.
1. Торговля квотами (International Emissions Trading, IET), при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном и международном рынках.
2. Проекты совместного осуществления. ПСО – это система, при которой страна или компания «инвестиционный донор», взявшая на себя обязательство по сокращению эмиссий, делает инвестиции в проекты, позволяющие сократить эмиссию в другой стране или компании – инвестиционный реципиент – не включенной в систему количественного учета выбросов. «Инвестиционный донор» может претендовать на получение разрешения зачесть определенное количество эмиссий, сокращенных благодаря реализации проекта в стране-«реципиенте», в счет собственных обязательств. В результате, в выигрыше остаются обе стороны.
3. Механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения 1 РКИК.
I . Источники экологического права Российской Федерации
Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.