Подход к проблеме ценностей на основе деятельности людей, жизненного смысла этой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В своём происхождении ценности как бы вбирают в себя направленность потребностей, интересов и требований субъектов деятельности.

Потребности как нужда в чём-то, недостаток в чём-либо побуждает человека к деятельности.

Интерес фиксирует направленность деятельности: поисковую, познавательную, преобразовательную. Эмоциональные переживания - это “проигрывание”, внутреннее освоение различных жизненных ситуаций.

Ценность как бы объективно задана практической деятельностью человека. (Что делать? Как делать? Во имя чего делать?, - т. е. какой жизненный смысл деятельности?). А поскольку деятельность носит общественный характер, то ценность не отделима от общественной полезности и от общественного блага.

Жизнь зачастую ставит человека в положение выбора: из множества потребностей, интересов и переживаний надо что-то выбрать, а от чего-то отказаться. А на основе чего? На основе сравнения различных мотивов, сообразуясь с “внутренней шкалой эталонов”.

Эту роль начинает играть обобщенные наиболее типичные для данного человека, потребности, интересы и переживания. Т. о., ценность (жизненный смысл) есть обоснование выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающее на вопрос, во имя чего совершается данная деятельность. Результат выбора выступает как благо для данного субъекта (индивидуального или коллективного). Ценность зависит от свойств и объекта, и субъекта, но не совпадает с ними. Ценность есть отношения значимости объектов социального и предметного мира для субъекта деятельности.

Ценности выступают как системообразующее ядро замысла деятельности и внутренней духовной жизни. Чтобы понять суть человека или определенного типа культуры, надо понять систему ценностей, придающих им жизненный смысл.

Эти ценности являются ключевыми или базовыми. Именно они выражают сущность человека в его отношениях с природным и социальным миром. Является ли система ценностей неизменной? Наверное, нет. В разное время и у разных социальных групп содержание их может резко отличатся. Смена системы ценностей особенно характерна в периоды коренных социальных перемен, переходов от одного общества к другому.

Однако для всех обществ характерно наличие т. н. общечеловеческих ценностей: блага, добра, свободы, истины, красоты.

Сложившаяся в обществе система ценностей лежит в основе ценностных ориентаций людей. Ценностные ориентации - это важнейший элемент внутренней структуры личности, закреплённый жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, отграничивающих существенное, важное для человека от несущественного, малозначимого. Совокупность сложившихся ценностных ориентации образует своего рода стержень, несущий каркас личности, преемственность определённого типа поведения, направленность потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности, и сами являются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества, государства, политических сил, других людей и т. д. Развитые ценностные ориентации - это показатель зрелости личности, меры её социальности. Ценностные ориентации личности могут быть развиты больше или меньше, более того, они могут быть направлены на фальшивые или негативные ценности.

Зачастую встаёт вопрос о переориентации, об отказе от определённой системы ценностей ради более высоких, гуманных целей. Очень хорошо это выражено американским философом Э. Фромом в книге “Иметь или быть?”. Позиция “иметь” ориентирует человека на такие ценности как польза для себя, власть, престижное потребление, добро заменяется расчётом, а главным принципом становится: цель оправдывает средства. Хищнические цели при допущении любых средств неизбежно ведут к злу и распаду. Такая позиция, конечно, должна быть заменена гуманистическими ценностями во всех сферах жизни общества - в материальной, политической, социальной и духовной.

А это дело не одного дня, а длительная, напряжённая работа, связанная не с декларативными проявлениями “заботы” о человеке, а с практическим их воплощением в жизнь.

В различных социальных условиях, в зависимости от сложившихся традиций и личного выбора можно выделить несколько направлений ценностных ориентации.

1) Религиозная ценностная ориентация, когда человек ощущает себя слабым и незащищённым перед таинственными силами мироздания и вместе с тем испытывает благоговение перед вечностью и бесконечностью мира, как говорил И. Кант, перед звёздным небом над нами и нравственным законом внутри нас.

На одном полюсе - преклонение перед сверхъестественным, а на другом причастность к нему. Между ними расположены все оттенки религиозной и объективно - идеалистической ценностной ориентации.

2) Ценностная ориентация на себя. Она возникает в периоды кризисные, в периоды упадка в обществе, когда какие-либо крупномасштабные социальные события, процессы не оправдывают надежд людей. В эти периоды происходит смена жизненно важных ценностей.

Как правило усиливается тяга к вещам, к получению сиюминутных удовольствий, наслаждению, приоритетному потреблению (“на зависть всем”) и т. д.

3) Ценностная ориентация на общество возникает тогда, когда первые две показывают свою бесперспективность. Люди начинают осознавать всю причастность к человечеству, общность его судьбы и глобальность стоящих перед обществом задач, необходимость объединения усилий для их решения.

Выбор той или иной системы ценностных ориентаций зачастую связан с острой внутренней духовной борьбой человека, осознание им самим возможности следовать избранной системе ценностей. Ценностные отношения человека к миру, таким образом, относятся к числу фундаментальных измерений бытия человека.

Если практическое отношение человека к миру позволяет решить вопрос о том, что может изменить человек в мире, познавательное отношение показывает возможность познания и понимания мира, то аксиологическое отношение позволяет решить вопрос о сути человеческого бытия, о том, что должен человек делать, что может знать и на что он может надеяться.

 

Раздел II. Контрольные тесты и методические рекомендации по выполнению тестовых заданий.

 

 Контрольные тесты применяются с целью проверки знаний студентов по определенному разделу философии или по дисциплине в целом;

 Они включают в себя ряд важнейших вопросов курса философии, составляющих его структурный каркас, а также предлагают по 3 (три) и более ответа на каждый вопрос;

 Из предложенных ответов один или более являются правильными, остальные - неполно или не совсем точно дают ответ на поставленный вопрос;

 Студенту для экспресс-опроса предлагается от одного до трех вопросов. Опираясь на знания, полученные на лекциях, семинарах, в ходе самостоятельной работы над учебной литературой и первоисточниками, студент должен знать и выбрать правильный ответ;

 Задача считается выполненной, если из трех вопросов безошибочно решены два, если меньше, то задание считается невыполненным и студенту рекомендуется повторить пройденный материал.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое аксиология?

2) Что такое ценность? Какие взгляды сложились в философии на природу ценностей?

3) Как соотносятся ценности и оценки?

4) Какова система ценностей?

5) Что такое ценностные ориентации?

6) Назовите основные типы ценностных ориентаций.

7) Какова роль ценностей в духовной жизни общества?

 

Контрольные тесты.

1. Что такое движение?

1) Это механическое перемещение тел.

2) Это любое изменение.

3) Это способ существования материи.

 

2. Как Вы понимаете суть пространства и времени?

1) Это абсолютные формы существования материи.

2) Это формы чувственности.

3) Это философские категории, обозначающие формы бытия материи.

 

3. Выберите правильные суждения из трех предложений?

1) Движение, пространство и время являются материей.

2) Движение, время и пространство идеальны, т. к. созданы разумом.

3) Движение, время и пространство материальны.

 

4. Что такое сознание?

1) Это деятельность нематериальной души.

2) Это космогалактический код.

3) Это функция мозга, заключающаяся в идеальном отражении действительности.

 

5. Выберите из трех суждений верное на Ваш взгляд?

1) Истина - это несокрытость знания.

2) Истина - это соглашение людей.

3) Истина - это знание, соответствующее действительности.

 

6. С каким утверждением Вы бы согласились?

1) Интуиция - внезапная догадка, «озарение».

2) Интуиция - особый род познания истины, не опирающийся на опыт и законы логики.

3) Интуиция - способность «внезапного» нахождения истины на основе обобщения предшествующего опыта человека.

 

7. Что такое закон в философии?

1) Это определенный порядок следования событий.

2) Это установленный Богом миропорядок.

3) Это объективная, существенная, необходимая связь.

 

8. Назовите закон диалектики, отвечающий на вопрос: В каком направлении идет развитие?

1) Закон единства и борьбы противоположностей.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные.

3) Закон отрицания отрицания.

 

 

9. Демокрит учил, что люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть им свою нерассудительность. О какой категории идет речь?

1) О причинности.

2) О случайности.

3) О необходимости.

 

10. Выберите правильные, на ваш взгляд, определение общества?

1) Общество - это объединение людей.

2) Общество - это форма совместного бытия людей.

3) Общество - это продукт взаимодействия людей, продукт их жизнедеятельности.

 

11. Выберите правильное на ваш взгляд толкование о происхождении государства?

1) Это способ управления обществом, возникший из привычки людей подчиняться.

2) Это результат общественного договора враждующих индивидов.

3) Это продукт общества на определенном этапе развития. Это сила происшедшая из общества, но ставящая себя над ними и все более отчуждающая себя от него.

 

 12. Философия есть:

1.Любовь к мудрости.     2. Наука о всеобщих законах развития мироздания.      3. Познание сущности бытия.     4. вид духовного познания.          5. теоретическое освоение мира человеком.

 

13.Философия отличается от науки:

1. умозрительным методом.      2.широтой охвата предмета.

3. изучением явлений окружающего мира.  4. познанием сущности бытия.

 

14.Целостное систематическое мировоззрение возможно на основе:

1. науки.         2. философии. 3.религии.      4. суеверий.     5. установления причинно-следственных свіязей.

 

 

15.К философским наукам можно отнести:

1. метафизику.                   2. онтологию.          3. космологию.

4. этику.                             5. эстетику.     6.обществознание.

 

16.Предмет философии:

1. заранее определён, дан и известен.           2. в принципе непостижим.        3. соответствует предмету других наук и отличается лишь широтой охвата.      4.раскрывается. формируется в процессе историко-философского развития.

 

 

17.Методом философского познания по преимуществу является :

1. разум.         2.вера.            3. сенсуализм и эмпиризм.            4. воображение и фантазия.

 

 

18.Что такое материя?

1. это субстанция.                  2. это вещество и поле.     3. это только вещество.        4. это объективная реальность, данная нам в ощущениях.

19.Что такое движение?

1. Это механическое перемещение тел.        2. это любое изменение.    3. это способ существования материи.              

20.Сущность пространства и времени в том, что:

1. это абсолютные формы существования материи.       2. это формы чувственности.                  3. это философские категории, обозначающие формы бытия материи.

21. Выберите правильные суждения из трёх предложений.

1. движение, пространство и время являются материей. 2. движение, время и пространство идеальны, так как они созданы разумом. 3. движение, пространство и время материальны.

22.Что такое сознание?

1. это деятельность нематериальной души.           2. это функция мозга, заключающаяся в идеальном отражении действительности.            3. это космогалактический код.

23. С каким утверждением Вы бы согласились?

1. интуиция – внезапная догадка, «озарение».      2. интуиция – особый род познания истины, не опирающийся на опыт и законы логики.         3.это способность «внезапного» нахождения истины на основе обобщения предшествующего опыта человека.

24. Можно ли научить мыслить животных?

1. Нельзя ни при каких условиях.       2. можно, но только мышлению рассудочному, предметному мышлению.             3. можно при определённой подготовке, опираясь на их рефлекторную деятельность.

25. С каким явлением связано появление у человека самосознания?

1. с появлением речи.       2. с осознанием окружающего внешнего мира. 3. с осознанием себя как человека.            4. с возникновением сознания.

26. К структурным элементам сознания относятся:

1. знания.        2. память.       3. мышление.           4.чувства.     5. воля.              6. речь.           7. воображение.       8. эмоции.

27. К функциям сознания относятся:

1. познавательная.            2. переживательная.          3.общения.      4. управления.                       5. целеполагания.                       6.продуктивного творчества.

28. Идеология отличается от общественной психологии:

1. глубиной отражения действительности.                      2. способом формирования.        3. носителями.         4. формами общественного сознания.

 

 

29. Согласно гипотезе Ч. Дарвина, Ф. Энгельса, человек на планете Земля появился:

1. 10 млн. лет назад.         2. 5 млн. лет назад.           3. 3 млн. лет назад.                4. 1 млн. лет назад.           5. 0,5 млн. лет назад.

 

30.Сущность человека заключается:

1. в нём самом.        2. в его сознании.              3. в совокупности окружающих его общественных отношений.            4. в его привычках.

 

31.Для формирования человека необходимы следующие факторы:

1. его желание.         2. соответствующее окружение. 3. наличие способностей.              4. хорошее материальное положение.

 

32. Какой из законов диалектики отвечает на вопрос: что является источником развития?

1. закон отрицания отрицания.           2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.         3. закон единства и борьбы противоположностей.

 

33.Какой из законов диалектики отвечает на вопрос: что является способом развития?

1. закон отрицания отрицания.           2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.         3. закон единства и борьбы противоположностей.

 

34. Какой из законов диалектики отвечает на вопрос: каково направление развития?

1. закон отрицания  отрицания.          2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.         3. закон единства и борьбы противоположностей.

 

35.Возможности бывают:

1. реальные.             2.повторяющиеся.             3. формальные.    4. обратимые.              5. необратимые.                6. случайные.

 

 

36.К формам чувственного познания относятся:

1. ощущения.                              2. эмоции.                3.восприятия            5. представления.                  6. интуиция.

 

37.К формам рационального познания относятся:

1. понятие .     2. вывод.         3 суждение.                        4. умозаключение

 

38. Истина существует в следующих формах:

1. объективная истина.      2. абсолютная истина.       3. полная истина.

4. относительная истина.  5. конкретная истина.

 

39.К общенаучным методам относятся:

1. наблюдение.         2. пробы грунта.     3. индукция.                 

4. абстрагирование.          5. анализ.        6. анкетирование.

 

40.К методам частных наук относятся:

1. эксперимент.        2. синтез.                  3. анализ крови.

- 4. моделирование.   5. дифференцирование.              6. аэрофотосъёмка

 

41.Способ производства включает в себя:

1. производительные силы.                 2. полезные ископаемые.

3. научный потенциал общества.        4. производственные отношения.

 

42.К сферам жизни общества относятся:

1. социальная сфера.                  2. материально-производственная сфера.

3. политическая сфера.               4. экономическая сфера.

5. религиозная сфера.                6. духовная сфера.

 

43.Выберите правильное определение общества.

1.общество – это объединение людей.

2.общество – это форма совместного бытия людей.

3.общество – это продукт взаимодействия людей, продукт их жизнедеятельности.

 

44.К методам социального прогнозирования относятся:

1.метод экстраполяции.    2.метод предсказания. 3. метод экспертных

оценок.           4. метод исторических аналогий.     5. метод компьютерного моделирования.

 

45.К возможным последствиям НТР относятся:

1. увеличение общественного богатства.      2.гуманизация общества.  3. автоматизация производства.    4. облегчение труда                      5. наращивание духовных ценностей.              6. компьютеризация.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 169.