Развитие науки и техники включает в себя два вида изменений: постепенные (эволюционные) и коренные качественные (скачкообразные). Совокупность и последовательность этих процессов составляет содержание научно-технического прогресса, а сердцевинной его является научно-техническая революция (НТР). Понятие НТР употребляется, во-первых, в узком смысле, как коренной переворот в области науки, техники, технологии, имеющий место в материальном производстве, транспорте, связи и других сферах жизни общества.
Во-вторых, в широком смысле, НТР рассматривается как социальные явления, заключающиеся в изменении функции технических средств труда, меняющих позицию человека в производстве и по отношению к силам природы.
НТР качественно изменила соотношение и характер взаимосвязи между тремя элементами: наукой, техникой и производством. Начало современной НТР относится к первой половине 50-х годов XX столетия. Оно связано с успехами автоматизации производства и использованием ядерной энергетики. Вместе с этим мы должны отметить, что этот этап не является завершенным, законченным. Современный период развития НТР относят к 70-80 г.г. XX в. и называют научно- технологическим. Приоритетными направлениями стали развитие микроэлектроники, информатики, биотехнологий, генной инженерии, вычислительной техники.
Надо подчеркнуть, что в системе наукоемких технологий ведущее место принадлежит информационной технологии, а её основной продукт - информация - становится решающим средством социального развития.
Роль информации в современных условиях исключительно велика. В основе информации общества лежит компьютерная или информационная революция, носящая глобальный характер.
Создаются мощные информационные системы, эффективные машинные программы, накопители информации. Осуществляется переход от массового производства и потребления информации к демассированому производству и распределению. Информация - это уникальная разновидность ресурсов. Поэтому в социальном плане более жизненной является та социальная система, которая освоит больший объем информации и доведёт её до практической реализации во всех сферах жизни общества.
В чем состоят возможные последствия НТР?
1) Она ведёт к значительному увеличению общественного богатства и росту национального дохода в каждой стране, осваивающей информационную технологию.
2) Создание и внедрение новых технологий, автоматизация, компьютеризация производства ведёт к совершенствованию производительных сил. Однако, это не всегда воспринимается как благо, поскольку растущая способность компьютеров к манипулированию информацией порождает определённую тревогу людей. Не станем ли мы заложниками “думающих” монстров? Нужно отметить также, что внедрение компьютерных технологий сопровождается сокращением занятости, изменениями в условиях жизни и деятельности современного человека.
3) Освоение принципиально новых средств и предметов деятельности на основе достижений НТР привело к опасному напряжению взаимодействия человечества с природной средой обитания, возникновению глобальных экологических проблем.
4) НТР призвана облегчить труд, жизнь и деятельность людей. Однако её гуманистическая направленность всё больше подвергается сомнению. В так называемых “информационных обществах” возрастает опасность господства технократического мышления, утраты общечеловеческих духовных ценностей.
5) В информационном обществе, в отличии от индустриального, главным будет вопрос о том, как производить вещи, а не о том, как управлять вещами. Идея Ф.Бэкона о том что “Знание - сила” приобретает новое звучание: “Сила - это знание о знаниях”, а это дает информация.
6) Современный информационный период НТР оказывает огромное влияние на общество, на образ жизни людей, стиль поведения и мышления. С созданием компьютерной техники, видеотехники и т.д. в жизнь людей включаются так называемая «виртуальная реальность», (игры, игрушки, компьютерные модели и т.д.), с которой человек общается как с подлинной. Влияние в этом случае также неоднозначно: с одной стороны развиваются творческие возможности человека, а с другой -сказываются негативные последствия на психику людей.
Таким образом, однозначно оценить роль и влияния НТР на развитие общества нельзя. Это влияние обусловлено многими социальными и личностными факторами, объективно необходимо для прогресса и должно контролироваться обществом.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные теоретические модели общественного развития, сложившиеся в философии.
2. В чем сущность формационного подхода к обществу?
3. В чем сущность цивилизационного подхода к развитию общества?
4. Назовите основные сферы общественной жизни.
5. Какова структура способа производства?
6. Какова основная проблема, решаемая в социальной сфере?
7. Что такое политическая сфера жизни общества? Каковы ее основные составные части?
8. Как соотносятся понятия “духовная жизнь” и “духовная культура”?
9. Каковы на ваш взгляд позитивные и негативные последствия научно-технического прогресса?
Глава 7. Ценности и их роль в жизни общества и
человека. (Аксиология)
Люди, живя в обществе, всегда испытывают нужду в чём-то, потребности в удовлетворении материальных и духовных запросов, выбирают то, что, по их мнению, способствует, удовлетворению таких потребностей. На какой основе происходит этот выбор? Почему для них важным, ценным является то одно, то другое? И что такое ценность?
Проблема ценности в самом общем плане неизбежно возникала в античной философии, особенно в периоды социальных перемен, таких, как, например, кризис афинской демократии. Именно в этот период Сократ впервые поставил вопрос: “Что есть благо?” А это основной вопрос общей теории ценностей, т.е. аксиологии. Аксиология - (axia - ценность, 1оgiа- учение - греч.) - это философское учение о ценностях, их природе, месте в реальности и о структуре ценностного мира.
Термин “аксиология” был введен в философию французским философом П. Лапи в 1902г. и немецким философом Э.Гартманом в 1908г., т.е. в начале ХХ века, когда понятие бытия разделяется на два аспекта - реальность и ценность, как объекты разнообразных человеческих желаний и устремлений.
В решении проблемы ценностей можно выделить несколько подходов, сложившихся в философии.
1) Натуралистический психологизм (Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюис).
Согласно этому подходу источник ценностей находится в биопсихических потребностях человека. Ценности - это как бы “третичные” качества самих вещей, самой реальности и их полезности.
Трансцендентализм.
Этот подход характерен для представителей баденской школы: Риккерт, Виндельбанд. Ценность, по их мнению, это идеальное бытие, соотносящееся с “чистым” (трансцендентальным) сознанием. Существует якобы “третье царство” - царство ценностей и смысла. Будучи идеальными, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний.
3) Персоналистический антологизм (Шеллер).
Реальная ценность мира гарантирована “выверенной аксиологической серией в боге, несовершенным отражением которой служит структура человеческой личности”. Иерархия ценностей и образует онтологическую основу личности.
4) Культурно-исторический релятивизм. (Дильтей)
В этом подходе утверждается, что существует лидерство ценностных систем, основанных на плюрализме (множестве) культур, цивилизаций и т.д.
5) Социологизм. (М. Вебер, Знанецкий, Парсонс и др.)
Утверждая, что ценность - это “норма”, они в тоже время указывают на её обобщённо-методический характер, как средство выявления социальных связей. Социальная система предполагает существование общих для всех ценностей.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.