Черты диалектического отрицания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Отрицание на основе внутренних противоречий как самоотрицание, заложенное в самой сущности предмета.

 Внутренняя связь между старым и новым, удержание положительного, имевшегося в старом, то есть диалектическая связь между ними. Оно возникает не на пустом месте, а лишь как результат развития старого.

 Диалектическое отрицание как дальнейшее развитие нового, предполагающее это развитие.

Отрицание возможно лишь после того, как явление исчерпало свои возможности. Понятие отрицания отрицания как раз и выражает смену одного отрицания другим в бесконечном развитии материального мира.

Черты закона отрицания отрицания

1. При отрицании отрицания происходит как бы повторение пройденного, некоторых моментов старого, но на более высокой основе (зерно - стебель – колос).

2. Спиралевидный характер развития. Это суть закона отрицания отрицания. Уплотняющаяся спираль, расширяющаяся кверху до бесконечности. Расширение показывает масштабы прогресса, а уплотнение спирали - ускорение темпов прогресса. В то же время было бы неверным применять эту схему как догму ко всему миру.

Таким образом, закон отрицания отрицания выражает связь между старым и новым качеством, бесконечность отрицания старого новым. Также он выражает преемственность между отрицающим и отрицаемым и спиралевидный характер развития.

Категории диалектики

а) Понятие категорий диалектики

Философские категории - это наиболее широкие по объему понятия, которые отражают связи и отношения предметов и явлений действительности. В данной теме мы будем вести разговор не обо всех, а только о парных категориях диалектики, которые еще называют частными законами философии: причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.

Основные черты категорий диалектики:

• они объективны по своему содержанию;

• они субъективны по форме выражения, ибо связаны с уровнем развития человеческого знания;

• они носят гибкий, подвижный, изменчивый характер;

• они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему категорий.

Функции категорий диалектики:

• это ступеньки познания мира, узловые пункты познания;

• категории диалектики являются формами человеческого мышления;

• они являются мощными инструментами познания действительности.

б) Категории единичного, особенного и общего

В мире нет абсолютно похожих вещей. Для отражения многообразия и единства мира и применяются данные категории.

Единичное - это философская категория для обозначения индивидуальных, уникальных связей и отношений в предметах и явлениях (почерк человека, насечка на стволе пистолета, дикция человека и др.)

Общее - это философская категория для обозначения сторон сходных, повторяющихся в предметах и явлениях, благодаря которым они объединяются в классы и множества (млекопитающие, членистоногие и др.)

Особенное - это философская категория, отражающая соотношение общего и единичного в конкретном объекте.

Следует учесть, что общее и единичное, да и особенное — это не какие-то особенные предметы. И общее, и особенное, и единичное существует в каждом конкретно взятом объекте. Для примера возьмем гипотетического студента Кучкина Олега. Ему присущи и общие черты, присущие всему студенчеству Украины, и единичные черты, присущие только ему (умственный потенциал, дикция, знание английского языка и др.) У него есть особенные черты, присущие только студентам нашего института (изучение турецкого языка, методика изучения компьютерной техники и др.)

Рассмотрим диалектическое соотношение единичного, особенного и общего.

•Единичное, особенное и общее существуют в отдельном и только через отдельное (отдельное - это предмет, явление, человек).

•Категории единичного, особенного и общего в различных отношениях переходят друг в друга.

•Единичное не полно входит в общее, а общее составляет лишь часть, момент единичного. Единичное богаче общего (человек вообще и студент Остапчук Иван).

•В соотношении общей и единичной сторон предмета ведущая роль принадлежит общей стороне.

•Чем больше мы познаем единичное, тем больше мы приближаемся к познанию общего.

в) Категории сущности и явления

Сущность – философская категория для обозначения внутренней, устойчивой основы предметов или процессов объективного мира, определяющей собой их дальнейшее развитие.

Явление – философская категория для обозначения внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность.

Сущность и явление связаны с внешним и внутренним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вкладываем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очертить границы этих понятий.

Внутреннее – с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что присуще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив – сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления.

Диалектика сущности и явления:

сущность более устойчива, явление более изменчиво;

сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности;

процесс познания – это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен.

в) Категории содержания и формы

Содержание – это категория, характеризующая статику и динамику системы, внутреннюю и внешнюю совокупность всех ее элементов, функций и состояний.

Форма – это способ бытия содержания в его внутреннем и внешнем выражении.

Таким образом, категории содержания и формы служат для отражения объекта со стороны совокупности элементов его составляющих и способа связи элементов между собой.

Содержание предмета тесно связано с сущностью, ибо оно - совокупность существенных и несущественных признаков предмета. Содержание шире сущности.

Диалектика содержания и формы :

одно содержание может существовать в различных формах (например, революция может происходить в форме вооруженного восстания, а может осуществляться и мирными средствами, без жертв – так называемые “бархатные” революции в странах Восточной Европы).

Различные содержания могут существовать в одной форме. Например, под формой демократии существовала и диктатура пролетариата в социалистических государствах и парламентские республики в странах Западной Европы.

Форма оказывает различное обратное влияние на содержание в зависимости от характера объекта Например, на научное открытие форма его подачи влияет значительно меньше, чем реклама для продажи товара.

Форма легче поддается восприятию, чем содержание. Это объясняет появление различных направлений формализма в искусстве и сравнительно быстрое обретение ими своей зрительской (читательской) аудитории. Этот факт следует учитывать и в процессе познания, излагая студентам сложный учебный материал (содержание) в ярких, доступных образах /форме/.

г) Категории причины и следствия

Ф.Бэкон отмечал, что истинное знание есть знание посредством причины. Причинный вид связи вообще один из наиболее распространенных. Категории причинности называют каузальностью или детерминизмом. Это тождественные понятия по своему содержанию.

Причина – это философская категория для обозначения того явления, которое обуславливает другое явление, в результате чего возникает цепь взаимосвязанных событий.

Следствие – это философская категория для обозначения того явления, которое обусловлено другими явлениями, то есть следствие – результат действия причины.

Категории причины и следствия объективны по содержанию и отражаются в нашем сознании.

Причинно-следственные зависимости принципиально познаваемы.

Причинно-следственные зависимости носят всеобщий характер. Нет ни одного явления, которое не было бы причиной каких-то следствий. Однако принципиальной ошибкой было бы думать, что всякое явление, предшествующее другому явлению, является его причиной (связь может быть и функциональной).

Не может быть конечного следствия и начальной причины.

Философия исходит из признания многообразия форм причинно-следственных связей:

а) по масштабу охвата явлений: общие и частные;

б) по времени действия: длительные и кратковременные;

в) по их роли в определении характера процессов и явлений: главные и второстепенные, полные и специфические.

В повседневной жизни причину часто смешивают с поводом. Повод – это философское понятие для обозначения внешнего, часто случайного события, которое само по себе не является причиной, но способствует или препятствует проявлению следствия. Повод – это незначительное обстоятельство, внутренне не связанное со следствием. Оно чисто внешнее. Например, поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство сербским студентом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда.

Связь повода и причины:

Причина непременно связана со следствием, а повод может быть, а может и не быть в развитии причинно-следственных связей. Повод -–это не необходимое явление.

Все причины в разной степени вызывают следствия, а повод непосредственно не порождает следствие, а может лишь ускорить или замедлить его проявление.

Следствие и повод лежат, как правило, на поверхности события. Они в этом смысле представляют собой явление. Причина скрыта от непосредственного созерцания и в этом смысле представляет собой сущность.

Наряду с поводом употребляется и другое понятие предлога. Часть авторов рассматривает их как тождественные, а другая часть различает их. Под поводом они понимают реальный факт или событие, а предлогом может быть не обязательно реальный факт, а и вымысел.

Диалектика причины и следствия:

Одно и то же следствие может быть вызвано несколькими однотипными причинами, действующими вместе или порознь /революция – следствие многих причин/.

Одна причина может вызвать несколько следствий /землетрясение/.

Совокупность действия причин может или усиливать или ослаблять следствие.

Действие причин проявляется только при наличии соответствующих условий /то есть нельзя быть фаталистом: если не поливать в условиях Крыма грядку огурцов, то она засохнет и урожая не будет/.

Следствие может оказывать обратное воздействие на причину, вызвавшую данное следствие.

Взаимодействие причины и следствия характеризуется определенным пространственно-временным интервалом. Причина может вызывать следствие мгновенно, а может и через длительный промежуток времени.

е) Необходимость и случайность

Из правильного положения о причинной обусловленности явлений многие ученые и философы делали неверный вывод, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Еще Спиноза утверждал, что случайным называется явление, причину которого мы не знаем. Здесь отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Верно, что в мире нет беспричинных явлений. Случайные явления также имеют причину. Но от этого они не становятся необходимыми. Не все, что возникает, возникает по необходимости. Случайности принадлежит также своя, хотя и ограниченная роль. Дадим определение этим категориям.

Необходимость – это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление–следствие при определенных условиях.

Случайность – это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе.

Случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин.

Следует также различать необходимость и неизбежность. Не все необходимое неизбежно. Необходимость может быть неизбежной, когда исключаются все другие возможности и остается лишь одна из них.

Метафизическое направление в философии утверждает, что все в мире совершается с железной необходимостью, и никаких случайностей нет. Некоторые направления идеализма утверждают, что мир – это хаос случайных событий и отрицают необходимость.

Категория случайности связана с понятием вероятности. Это мера возможности наступления случайного события. Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого (достоверного) события – единице. Умение рассчитывать вероятность экономических ситуаций очень важно для специалиста, оно вырабатывается путем изучения дисциплины “Теория вероятностей и математическая статистика”.

Диалектика необходимости и случайности:

• Случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса: они могут ускорять или замедлять его.

• Случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида вначале появились как случайные отклонения от признаков другого вида. Такого рода случайности дают жизнь и перспективу необходимости.

• Случайные явления в одних взаимосвязях выступают как необходимые в других, а необходимые явления в одних взаимосвязях выступают как случайные в других. Например, космические явления, связанные с усилением радиации, и сердечные заболевания определенных людей.

Задача научного познания заключается в проникновении через видимые случайные связи в необходимые. Но наука улавливает не только необходимое, она учитывает и случайное. Она обязана вооружить человека средствами, сигнализирующими о неблагоприятных случайностях и ограждающими общество от них.

Развитие производства и науки все больше выводит человека из-под власти неблагоприятных случайностей, люди получают возможность управлять общественными процессами, планировать экономику и культуру и тем самым ограждать общество от пагубного действия случайностей.

ж) Возможность и действительность

Возможность – это философская категория, отражающая объективно существующую тенденцию возникновения предмета и процесса, порожденная действием необходимых и случайных факторов. Возможность характеризуется как момент действительности, как ее потенциальное существование. Гегель отмечал, что возможность – это представительство будущего в настоящем.

Действительность – это то, что реально существует в данное время.

Виды возможностей.

Реальная, или конкретная возможность. Это возможность, для превращения которой в действительность есть все необходимые условия (например, каждому студенту получить диплом специалиста).

Абстрактная, или формальная возможность. Это такая возможность, которая не может превратиться в действительность при данных условиях, то есть условия для данной возможности еще не созрели /например, формально любой солдат может стать генералом, а реально?/.

Обратимая возможность. Это такая возможность, которая, превратившись в действительность, может вернуться в свое первоначальное состояние /например, вода-лед-вода/.

Необратимая возможность. Это возможность, которая при превращении в действительность не может вернуться в свое первоначальное состояние (например, став взрослым, нельзя вновь вернуться в детство).

Превращение возможности в действительность зависит от соотношения целей и средств в практической деятельности. Если цель превышает возможности, то получается иллюзия (например, захват СССР фашистской Германией за 4 месяца).

Возможность и действительность связаны фактором времени. То есть необходимо учитывать время как условие превращения возможности в действительность, конечно, при наличии прочих условий (например, превращение Украины в мощную европейскую державу).

Превращение возможности в действительность в экономике – вероятностный процесс. Следовательно, экономисту надо овладевать методами математического моделирования последствий принимаемых экономических решений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем различие диалектики и метафизики?

2. Что такое связь, и какие виды связей вы знаете?

3. Что такое закон в философии?

4. Какие виды противоречий вы знаете?

5. Что такое прогресс, регресс?

6. Что такое количество, качество, мера, скачок?

7. В чем различие диалектического и метафизического отрицания?

8. Что такое категории диалектики?

9. Назовите основные черты категорий диалектики.

10.Какова диалектика единичного особенного и общего?

11.Дайте характеристику сущности и явления.

12.Что такое причина, следствие, повод, условие?

13.Какова взаимосвязь формы и содержания?

14.Какие виды возможностей вы знаете?

15.Дайте характеристику необходимости и случайности.

16.Что такое фатализм?

Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.