Понятие о диалектике и ее принципах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Древней Греции под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно обсуждать дискутируемую тему. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений /вел беседы о смысле красоты, мужества и др./ Обобщив его опыт, Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений – к общим понятиям – идеям. Другими словами, он гениально угадал диалектику вещей в диалектике идей, но не больше, ибо был объективным идеалистом.

Современная философия дает следующее определение диалектики. Диалектика – это наука о наиболее общих формах связей и наиболее общих законах развития мира и отображающего его человеческого сознания.

Диалектика как теория и метод философии опирается на ряд принципов, важнейшими из которых являются:

1. Принцип объективности. Содержание данного принципа представим схематично и дадим ему разъяснение.

 

 

где: О – объективный мир;

ОД – взаимосвязь и развитие предметов и явлений объективного мира, т.е. его диалектика;

СД – восприятие субъектом объективной диалектики (субъективная диалектика);

С – субъект, воспринимающий мир своим сознанием;

НДОМ – наука о диалектике объективного мира;

НДП – наука о диалектике познания.

Независимо от человека и его сознания существует объективный мир, который развивается по внутренне присущим ему законам, а развивающиеся элементы мира находятся во взаимосвязи. Сознание человека отражает мир и его диалектику на двух уровнях: на стихийном уровне, если человек не познает внутренних, сущностных причин развития мира, и на научном уровне, на уровне познания законов диалектики. Причем, существует раздел диалектики, изучающий развитие мира, и раздел диалектики, изучающий процесс познания.

2.Принцип всеобщей связи.Связь– это такое отношение между предметами, когда изменения в одном из них обязательно вызывают изменения в другом. Под связью следует понимать не только взаимодействие предметов и их частей в каждый данный момент. Связь в самом общем смысле включает в себя также связи генетические, выражающиеся в наличии общего между родственными субъектами, которые могут непосредственно не взаимодействовать, например, между соснами в Карелии и Сибири.

Связь между предметами в каждый данный момент дополняется связями состояний любого предмета во времени. Поэтому диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма (признание причинной обусловленности последующих состояний предшествующими).

Каждая конкретная наука изучает связи внутри определенного круга явлений. Чем большей степенью общности обладает наука, тем сильнее в ней проявляется необходимость признания всеобщего характера связей. Например, теоретическая физика в законах сохранения прямо обращается к всеобщим связям в природе и настаивает на универсальности этих законов.

Всеобщность связей характерна не только для Вселенной, но и для любого частного объекта в ней. В биологии ХХ века и кибернетике, то есть науках, изучающих высокоорганизованные самоуправляемые системы, особенно ощущается необходимость системного подхода и структурного анализа.

В мире существует огромное количество связей. Попытавшись их классифицировать, мы прийдем, во-первых, к выделению связей, присущих видам материи и формам ее движения. Это связи:

 

 

Механические

Физические                                       вещественно-энергетические

Химические

 

Биологические                                   информационные

Социальные

 

Во-вторых, к выделению связей, присущих формам существования материи и механизму ее существования. Это связи:

- пространственные

- временные

- структурные

- генетические

- причинные

- функциональные.

В-третьих, если в качестве критерия классификации взять характер связей, то можно выделить следующие виды связей:

- внутренние и внешние

- существенные и несущественные

- необходимые и случайные

- устойчивые и неустойчивые

- общие и единичные /уникальные/.

В соответствии с характером связей диалектика формулирует и определение закона. Закон – это внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая, общая и повторяющаяся связь явлений и вещей действительности, определяющая их развитие.

 В зависимости от широты формирующих закон связей, законы можно классифицировать на

всеобщие (действующие в природе, и в обществе, и в сознании),

общие (действующие либо только в природе, либо только в обществе, как, например, закон стоимости) и

частные - законы конкретных наук (химии, физики).

3.Принцип развития. К пониманию развития следует идти от понимания движения. Движение, как мы помним, - это изменение вообще. Развитие – тоже изменение, но уже не любое изменение. Развитие есть определенно направленное, необратимое изменение объекта от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому. Противоположностью развития является, например, деградация. Схематично понимание развития можно представить следующим образом:

 

 

Движение                                   Изменение

     
 

 


Развитие                                     Деградация

 

 

Прогресс  Регресс

 

Прогресс – это фиксированная восходящая ветвь в развитии, регресс, наоборот, фиксированная нисходящая ветвь в развитии. Любое общество, любой человек в процессе своего развития переживает как прогрессивные, так и регрессивные этапы. В природе, в отличие от общества, понятие прогресса и регресса неприменимо. Их заменяет понятие эволюции.

В развитии философской мысли на понимание связи и развития существовали диалектическая и догматическая, метафизическая точки зрения. Противоположность этих концепций заключалась в следующем:

1. Единственный вид связей, признаваемых догматической концепцией – связь между телами по законам механики.

2. В понимании мышления догматизм оперирует закостенелыми, оторванными друг от друга понятиями. Философские категории противопоставлялись друг другу. Например, явление считалось либо необходимым, либо случайным.

3. Противоположность в понимании всеобщей связи находит продолжение в их противоположности как двух концепций развития. При этом важно учитывать эволюцию антидиалектических воззрений. Метафизическому взгляду на мир XVII­XVIII веков идея развития была, в целом, чужда. Изменения признавались, но как чисто внешние. Первая брешь в догматическом мировоззрении была пробита космогонической теорией Канта-Лапласа, а к концу XIX века идея исторического развития природы и общества под давлением фактов, особенно благодаря дарвинизму, вошла во всеобщее сознание. И тогда на первый план выдвинулся вопрос о том, как понимать развитие? Противоположность диалектики и метафизики четко просматривалась в различном понимании источника развития, характера и способа развития и направления развития.

Метафизики под источником развития понимали либо внешний первотолчок, либо синтез противоположностей; характер развития они понимали либо только как эволюционные, количественные изменения, либо только как революционные, качественные преобразования. Что касается направленности развития, то на эту проблему существовали различные точки зрения. Одни считали, что развитие – это вечное движение по кругу, другие, что это гладковосходящее движение, третьи, что это постепенное движение к упадку, четвертые, что это постоянно пульсирующее движение.

Диалектика рассматривала эти составляющие развития в русле открытых Гегелем в начале XIX века законов диалектики. Их рассмотрение мы осуществим далее.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.