Участники бюджетного процесса и их полномочия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, которые наделены бюджетными полномочиями. Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

На каждой стадии бюджетного процесса задействованы определенные участники, которые действует только в пределах своих полномочий и несут ответственность согласно действующему законодательству. В зависимости от роли, места, функций и объемов деятельности их можно выделить в такие группы:

1) субъекты управления бюджетной системой - органы государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют общее управление бюджетной системой или управление отдельными ее звеньями. К ним относятся: Президент, Верховная Рада, Кабинет Министров, органы местного самоуправления, местные государственные администрации.

2) Органы оперативного управления бюджетными средствами – это органы государственной исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль и оперативное управления бюджетными средствами. К ним относятся: Министерство финансов, Министерство налогов и сборов, Счетная палата, Государственная финансовая инспекция, Государственная казначейская служба, органы Таможенной службы, Фонд Государственного имущества.

3) органы денежно-кредитного регулирования - представлены Национальным банком, учреждениями коммерческих банков, субъектами финансового рынка.

4) распорядители и получатели бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств – это бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченных на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета. К ним относятся учреждения и организации областного уровня, которые имеют подведомственные структурные подразделы, например: управление статистики, центр содействия занятости населения, налоговая администрация, финансовое управление государственной казначейской службы, Государственная финансовая инспекция Украины и т.п.

Получатели бюджетных средств - это предприятия и хозрасчетные организации, общественные и другие организации, которые не имеют статуса бюджетного учреждения, которые получают средства из бюджета как финансовую поддержку или уполномоченные органами государственной власти на выполнение общегосударственных программ, предоставление услуг непосредственно через распорядителей.

5) плательщики налогов, сборы и других обязательных платежей в бюджет.

 

Тема 1. Понятие и состав бюджетного менеджмента

 

Лекция 1. ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Финансовый план государства или определенной территории государства, который представляет собой роспись доходов и расходов – это определение:

а) бюджета как экономической категории;

б) бюджета по материальному содержанию;

в) бюджета по организационной структуре;

г) бюджета по форме.

2. Бюджетный менеджмент - это:

а) система оценки деятельности бюджетных учреждений;

б) система контроля за движением бюджетных средств;

в) система управления бюджетными процессами;

г) система распределения бюджетных ресурсов.

3. Бюджетный менеджмент обеспечивает управление:

а) денежными ресурсами;

б) воспроизведенным процессом;

в) бюджетными отношениями и государственными бюджетными ресурсами;

г) оборотными средствами предприятий.

4. Объектом бюджетного менеджмента являются:

а) государственные финансовые органы;

б) бюджетные ресурсы и бюджетные отношения;

в) органы государственной власти и государственного самоуправления;

г) бюджетные риски.

5. Бюджетный менеджмент - это составляющая:

а) государственного регулирования;

б) финансового менеджмента;

в) бюджетного процесса;

г) бюджетного планирования.

6. Бюджетное планирование - это:

а) составление, утверждение и исполнение бюджета;

б) определение задач и целей, сбор и анализ информации, разработка рекомендаций для оптимизации решений;

в) прогноз экономического и социального развития государства;

г) порядок составления, рассмотрения и утверждение бюджета.

7. Субъектом бюджетного менеджмента не являются:

а) органы оперативного управления финансами в государстве;

б) бюджетные потоки;

в) органы государственной законодательной и исполнительной власти;

г) органы не финансового профиля.

8. Бюджет как экономическая категория - это:

а) форма существования реальных объективно распределительных отношений, которые выполняют специфическое назначение - удовлетворение нужд как общества в целом, так и его административно-территориальных структур в бюджетных средствах;

б) основной финансовый план государства;

в) ведущее звено финансовой системы;

г) централизованный фонд, в котором аккумулируют более 30 процентов ВВП страны;

9.  Эффективность использования бюджетных средств не достигается путем внедрения:

а) ограничений государственных расходов и жесткой экономии бюджетных средств;

б) дефицитного финансирования;

в) децентрализации расходования бюджетных средств;

г) методов программно-целевого бюджетирования.

10. Учет исполнения бюджета не характеризует:

а) состояние бюджетной дисциплины по результатам года;

б) ход исполнения бюджета на отчетную дату;

в) состояние объекта управления бюджетным процессом;

г) состояние объекта управления на всех стадиях бюджетного процесса.

11. Государственный бюджет - это:

а) экономическая категория, которая выражает финансовые отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов государства, предназначенных для выполнения ее функций путем распределения и перераспределения ВВП;

б) совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны;

в) совокупность бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройств и урегулированная нормами права;

г) совокупностью показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

12. К бюджету не относятся следующие особенности:

а) бюджет является особой экономической формой перераспределения созданного в государстве национального дохода (НД);

б) бюджет является инструмент вмешательства в общественное производство;

в) бюджет является основным источником финансирования социально-экономического развития государства;

г) бюджет является формой вторичного перераспределения ВВП.

13. Бюджету как экономической категории присуще такие признаки как:

а) историчность;

б) плановость;

в) юридический характер;

г) все ответы верны.

14. Бюджет есть:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

в) у всех экономических субъектов;

г) в государственных структурах.

15. Какая из функций не присуще Государственному бюджету:

а) государственный бюджет используется для уплаты расходов, связанных с обороной страны;

б) из государственного бюджета выплачивается заработная плата рабочим промышленных предприятий;

в) из государственного бюджета выплачивается заработная плата служащим государственного аппарата;

в) государственный бюджет используется для выплаты заработной платы органам управления?

16. Сводный бюджет:

а) утверждает Верховная Рада;

б) утверждает Кабинет Министров;

в) не утверждается, используется с целью анализа и определения основ государственного регулирования;

г) а) утверждает Министерство финансов;

17. Бюджет государства является составным звеном:

а) государственных целевых фондов;

б) муниципальных фондов;

в) государственных финансов;

г) финансов государственного сектора;

18. Государственный бюджет выполняет такие функции:

а) распределительную, контрольную;

б) регулирующую, контрольную;

в) распределительную, воспроизводящую, стимулирующую;

г) стимулирующая и фискальная.

19. По форме выражения бюджет государства - это:

а) платежный баланс государства;

б) основной финансовый план государства;

в) сводный баланс финансовых ресурсов государства;

г) основной источник финансирования социально-экономического развития государства.

20. Бюджет, который формируется по функциям, видам деятельности и по достигнутым результатам, это:

а) традиционный бюджет;

б) бюджет от исполнения;

в) бюджет на нулевой основе;

г) программный бюджет.

21. Совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы, - это:

а) бюджетное устройство;

б) сводный бюджет;

в) бюджетная система;

г) финансовый план.

22. Бюджетные ресурсы - это:

а) денежные средства, которые сконцентрированы во всей бюджетной системе государства;

б) денежные средства, которые сконцентрированы в централизованных и децентрализованных фондах;

в) доля финансовых ресурсов, которая принадлежит государству;

г) денежные средства, которые сконцентрированы в государственных фондах целевого назначения.

23. Консолидированный бюджет - это ...

а) государственный бюджет;

б) совокупность Государственного и местных бюджетов;

в) баланс финансовых ресурсов государства;

г) основной финансовый план государства.

24. Бюджет - это:

а) обязательный документ в форме закона, который юридически обеспечивает бюджетный процесс на государственном уровне и на уровне местного самоуправления;

б) план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода;

в) центральный фонд денежных ресурсов государства;

г) смета доходов и расходов государства и органов местного самоуправления на следующий период.

25. Совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физический лицами - из другой, которые составляются в процессе формирования и использования основного фонда денежных ресурсов с целью финансирования функций государства и поддержки процесса расширенного воспроизводства - это определение:

а) бюджета как экономической категории;

б) бюджета по материальному содержанию;

в) бюджета по организационной структуре;

г) бюджета по форме.

26. Государственный бюджет – это:

а) ведущее звено финансовой системы;

б) материальная база существования государства;

в) стоимостной инструмент распределения ВВП;

г) все ответы верны.

27. Система финансовых планов, которые характеризуют финансовые ресурсы всех секторов экономики независимо от формы собственности, обязательные и добровольные платежи населения – это:

а) план доходов и расходов страны;

б) сводный баланс государства;

в) государственный бюджет страны;

г) платежный баланс страны.

28. Централизованный фонд денежных ресурсов государства, который находится в постоянном движении по поводу зачисления доходов и финансирования расходов - это определение:

а) бюджета как экономической категории;

б) бюджета по материальному содержанию;

в) бюджета по организационной структуре;

г) бюджета по легитимному характеру.

29. К основным функциям бюджета относятся:

а) стимулирующая и фискальная;

б) социальная и перераспределительная;

в) функция обеспечения экономического роста и функция регулирования экономического и социального развития государства;

г) распределительная и контрольная.

30. Функция бюджета, с помощью которой бюджетные средства через систему бюджетных расходов распределяются между министерствами, ведомствами, областями экономики, территориями страны и разными слоями населения - это:

а) социальная функция;

б) распределительная функция;

в) контрольная функция;

г) перераспределительная функция.

ЛЕКЦИЯ 2.

ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Постановление об одобрении проекта закона о Государственном бюджете вместе с соответствующими материалами Кабинет Министров подает:

а) Верховной Раде;

б) Раде национальной безопасности и обороны;

в) Президенту;

г) Верховной Раде и Президенту.

2. Проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период основывается на:

а) показателях бюджетных запросов;

б) показателях Сводного бюджета;

в) прогнозных монетарных показателях на следующий период;

г) прогнозных и программных документах социального и экономического развития.

3. Проект сметы доходов и расходов Национального банка на следующий год используются:

а) для составления бюджетного запроса;

б) для составления проекта закона о Государственном бюджете;

в) для разработки проекта Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;

г) для определения прогнозных монетарных показателей на следующий год.

4. Какой орган государственной власти составляет отчет об исполнении местных бюджетов:

а) Министерство финансов;

б) Государственное казначейская служба ы;

в) финансовые управления местных областных государственных администраций;

г) Кабинет Министров?

5. Бюджетный процесс - это:

а) составление проекта бюджета, рассмотрение бюджета, утверждение бюджета, исполнение бюджета, представление и утверждение отчетности об исполнении бюджета;

б) роспись доходов и расходов государства, которая утверждается органами законодательной власти;

в) регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнение и контроль за их исполнением, утверждение отчетов об исполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему;

г) план формирования централизованного фонда денежных средств и его использование с целью выполнения государством ее функций.

6. Государственный бюджет, как финансовый план государства, утверждается:

а) постановлением Кабинета Министров;

б) Указом Президента;

в) Верховной Радой и имеет силу закона;

г) распоряжением Национального банка.

7. Бюджетный регламент - это:

а) документ, в котором определяются порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения бюджета, а также организация его выполнения;

б) период составления, рассмотрения и утверждения бюджета;

в) организация, правовое регламентирование и планирование бюджетного процесса;

г) инструмент перераспределения финансовых ресурсов государства.

8. Защищенные статьи бюджета - это:

а) статьи расходов, закрепленные за определенными доходами;

б) статьи расходов, которые не подлежат сокращению в связи с невыполнением доходной части бюджета;

в) статьи расходов на капиталовложение;

г) статьи расходов на государственный аппарат управления.

9. Какой орган государственной власти составляет отчет о выполнении государственного бюджета:

а) Министерство финансов;

б) Государственное казначейство;

в) финансовые управления местных областных государственных администраций;

г) Кабинет Министров.

10. В бюджетной резолюции определяются:

а) основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины;

б) доля валового внутреннего продукта, которая будет распределена через доходную часть бюджета государства;

в) направления бюджетной политики и мероприятия по их воплощению;

г) доля бюджетного дефицита в ВВП.

11. Если проект Государственного бюджета не утвержден до 31 декабря, то в следующем году расходы осуществляют:

а) на цели, которые определены законом о Государственном бюджете на предыдущий год и одновременно предусмотренные в проекте соответствующего закона на следующий год;

б) на цели, которые определены в проекте закона о Государственном бюджете на следующий бюджетный период;

в) финансирование с 1 января текущего года приостанавливается;

г) ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о Государственном бюджете на предыдущий бюджетный период.

12. Местные бюджеты утверждаются:

а) Министерством финансов;

б) главами исполнительных органов соответствующих советов;

в) решениями народных депутатов соответствующих советов;

г) нет правильного ответа.

13. Бюджетный период соответственно Бюджетному кодексу - это:

а) календарный год;

б) определенный законодательством период, на протяжении которого функционирует бюджет;

в) период с 1 января до 31 декабря;

г) бюджетный год совпадает с календарным.

14. В чем заключается сущность механизма секвестра бюджета:

а) пропорциональном снижении бюджетных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищенных), на протяжении остатка бюджетного периода;

б) уменьшении расходов развития;

в) увеличении расходов на финансирование долга;

г) уменьшении расходов на финансирование местных бюджетов.

 

15. Бюджетное право - это:

а) совокупность юридических норм, на которых базируется и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета;

б) научно обоснованный процесс определения объемов и источников формирования и направлений использования централизованного фонда денежных средств государства;

в) совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели, задач и ожидаемого результата, определение и реализацию которых осуществляет распорядитель бюджетных средств соответственно возложенным на него функций;

г) деятельность органов законодательной и исполнительной власти высшего уровня относительно распределения и перераспределения доходов и нормирование расходов, которые осуществляются с целью сбалансирования бюджетов низшего уровня.

16. Бюджетная резолюция определяет:

а) порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждение бюджетов и организацию их исполнения;

б) основные направления бюджетной политики государства на следующий бюджетный год;

в) документация, которая необходима для функционирования бюджетного процесса;

г) основные показатели Государственного бюджета.

17. Основные основы исполнения бюджетов установлены:

а) Бюджетным Кодексом;

б) приказом Министерства финансов;

в) приказом Государственной казначейской службы;

г) решениями органов местного самоуправления.

18. Бюджетная резолюция - это:

а) решение Верховной Рады ы, которое принимается как постановление, являющееся источником бюджетного права и отображает основные направления бюджетной политики на планируемый год и программой, на которую правительство должно ориентироваться, в процессе составления проекта закона о государственном бюджете;

б) финансовый план, который составляется с целью определения объемов финансовых ресурсов, которые создаются во всех секторах экономики, направлений их использования, сбалансирование доходов и расходов государства;

в) совокупность юридических норм, которые регулируют финансовые отношения и финансовую деятельность в обществе;

г) документ, подготовленный главным распорядителем бюджетных средств, который содержит предложения с соответствующим обоснованием относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующие бюджетные периоды.

19. Проект закона о Государственном бюджете разрабатывает:

а) Министерство экономики;

б) Министерство финансов;

в) Кабинет Министров;

г) комитет Верховной Рады по вопросам бюджета.

20. Опубликование проекта Закона о Государственном бюджете обеспечивает:

а) Кабинет Министров;

б) Министерство финансов;

в) Министерство экономики;

г) Президент.

21. Проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период разрабатывает:

а) Министерство экономики;

б) Министерство финансов;

в) Кабинет Министров;

г) Министерство финансов совместно с другими центральными органами исполнительной власти.

 

22. Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета происходит в Верховной Раде по специальной процедуре, определенной:

а) постановлением Верховной Рады;

б) распоряжением Главы Верховной Рады;

в) Регламентом Верховной Рады;

г) Указом Президента.

23. В бюджетной резолюции определяются:

а) основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития;

б) доля валового внутреннего продукта, которая будет распределена через доходную часть бюджета государства;

в) направления бюджетной политики и мероприятия по их воплощению;

г) доля бюджетного дефицита во ВВП.

24. Составление проекта закона Государственного бюджета организовывает:

а) Верховная Рада;

б) Премьер-министр;

в) Кабинет Министров;

г) Министерство финансов.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.