Центральное место в системе управления общественными финансами занимают организация и проведение бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – это регламентированный бюджетным законодательством процесс составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, а также контроль за соблюдением бюджетного законодательства.
С точки зрения финансового права: бюджетный процесс - это юридический процесс, который обслуживает формирование и выполнение закона о бюджете на следующий финансовый год, т.е. – это единая процессуальная форма бюджетного закона.
К задачам, которые возникают перед бюджетным процессом, относятся:
1) уточнение стратегических приоритетов, задач и функций государства;
2) разработка основных направлений бюджетной политики государства на следующий год;
3) выявление материальных и финансовых резервов государства;
4) обеспечение реальности прогнозных объемов доходов и расходов государства;
5) обеспечение максимальной сбалансирование бюджета;
6) оптимизация перераспределения бюджетных ресурсов между всеми бюджетами;
7) обеспечение своевременного поступления в государственную казну финансовых ресурсов в объемах, достаточных для реализации государственных программ;
8) обеспечение экономного, эффективного, рационального и целевого использования мобилизованных бюджетных средств;
9) качественная и своевременная разработка и утверждение бюджетной отчетности;
10) осуществление контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства.
Признаками бюджетного процесса являются:
- динамичность;
- последовательность;
- участие в нем всех органов государственной власти и управления;
- правовая регламентированность и целенаправленность;
- конституционно-правовые нормы; совокупность материальных норм;
- система технико-организационных нормативов расходов, действующих стабильно на протяжении продолжительного периода;
- наличие исторически обусловленной и упорядоченной системы государственного механизма с четким распределением функций, прав и обязанностей всех органов власти.
Бюджетному процессу присущи следующие принципы:
1) принцип распределения бюджетных полномочий между органами законодательной и исполнительной власти;
2) принцип специализации бюджетных показателей;
3) принцип ежегодности бюджета;
4) принцип гласности;
5) принцип наглядности;
6) принцип достоверности.
На качество бюджетного процесса влияет много факторов, причем они отличаются в зависимости от стадии бюджетного процесса. Факторы влияния на качество бюджетного процесса:
1) на стадии подготовки и составление проекта бюджета на качество
влияют:
- политические интересы структур власти;
- зависимость от принятия других решений, например, налогового
пакета;
- надежность информационной базы и научных методик для расчетов
показателей бюджета;
- профессиональный уровень разработчиков проекта;
- интересы международных финансово-кредитных организаций и их требования;
2) на стадии рассмотрения и утверждение Закона о бюджете на качество
влияют:
- направленность интересов определенных властных структур, групп, лиц (так называемое лоббирование интересов);
- уровень осознания ответственности и компетентности народных
депутатов в вопросах экономики и бюджета;
3) на стадии исполнения бюджета на качество влияют:
- соблюдение норм Закона и требований других нормативно-правовых актов, которые регламентируют исполнение бюджета;
- наличие эффективной системы оперативного бюджетного контроля.
Бюджетный процесс состоит из соответствующих стадий, которые определяются содержанием и характером деятельности государственных органов, позволяют более четко разграничивать полномочия органов власти и регулировать механизм бюджетного процесса.
Стадиями бюджетного процесса являются:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 186.