Бюджетный процесс как предмет бюджетного менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центральное место в системе управления общественными финансами занимают организация и проведение бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это регламентированный бюджетным законодательством процесс составления, рассмотрения, утверждения, исполнения, а также контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

С точки зрения финансового права: бюджетный процесс - это юридический процесс, который обслуживает формирование и выполнение закона о бюджете на следующий финансовый год, т.е. – это единая процессуальная форма бюджетного закона.

К задачам, которые возникают перед бюджетным процессом, относятся:

1) уточнение стратегических приоритетов, задач и функций государства;

2) разработка основных направлений бюджетной политики государства на следующий год;

3) выявление материальных и финансовых резервов государства;

4) обеспечение реальности прогнозных объемов доходов и расходов государства;

5) обеспечение максимальной сбалансирование бюджета;

6) оптимизация перераспределения бюджетных ресурсов между всеми бюджетами;

7) обеспечение своевременного поступления в государственную казну финансовых ресурсов в объемах, достаточных для реализации государственных программ;

8) обеспечение экономного, эффективного, рационального и целевого использования мобилизованных бюджетных средств;

9) качественная и своевременная разработка и утверждение бюджетной отчетности;

10) осуществление контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства.

Признаками бюджетного процесса являются:

- динамичность;

- последовательность;

- участие в нем всех органов государственной власти и управления;

- правовая регламентированность и целенаправленность;

- конституционно-правовые нормы; совокупность материальных норм;

- система технико-организационных нормативов расходов, действующих стабильно на протяжении продолжительного периода;

- наличие исторически обусловленной и упорядоченной системы государственного механизма с четким распределением функций, прав и обязанностей всех органов власти.

Бюджетному процессу присущи следующие принципы:

1) принцип распределения бюджетных полномочий между органами законодательной и исполнительной власти;

2) принцип специализации бюджетных показателей;

3) принцип ежегодности бюджета;

4) принцип гласности;

5) принцип наглядности;

6) принцип достоверности.

На качество бюджетного процесса влияет много факторов, причем они отличаются в зависимости от стадии бюджетного процесса. Факторы влияния на качество бюджетного процесса:

1) на стадии подготовки и составление проекта бюджета на качество
 влияют:

- политические интересы структур власти;

- зависимость от принятия других решений, например, налогового
 пакета;

- надежность информационной базы и научных методик для расчетов
 показателей бюджета;

- профессиональный уровень разработчиков проекта;

- интересы международных финансово-кредитных организаций и их требования;

2) на стадии рассмотрения и утверждение Закона о бюджете на качество
 влияют:

- направленность интересов определенных властных структур, групп, лиц (так называемое лоббирование интересов);

- уровень осознания ответственности и компетентности народных
 депутатов в вопросах экономики и бюджета;

3) на стадии исполнения бюджета на качество влияют:

- соблюдение норм Закона и требований других нормативно-правовых актов, которые регламентируют исполнение бюджета;

- наличие эффективной системы оперативного бюджетного контроля.

 

Бюджетный процесс состоит из соответствующих стадий, которые определяются содержанием и характером деятельности государственных органов, позволяют более четко разграничивать полномочия органов власти и регулировать механизм бюджетного процесса.

Стадиями бюджетного процесса являются:






Дата: 2019-03-05, просмотров: 163.