Тема 1. Понятие и состав бюджетного менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Понятие и состав бюджетного менеджмента

Сущность бюджетного менеджмента

Система управления бюджетным менеджментом

Принципы и функции бюджетного менеджмента

Бюджетный процесс как предмет бюджетного менеджмента

Участники бюджетного процесса и их полномочия

ЛЕКЦИЯ 1.

Система управления бюджетным менеджментом

Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления.

Выделяют три группы органов управления бюджетом.

К первой группе относятся органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается в виде Закона, то Верховная Рада выступает ведущим органом управления бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих уровнях местными законодательными органами - советами, которые являются ведущим органом управления местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его исполнение.

Вторую группу представляют органы оперативного управления бюджетом и бюджетного контроля. К ней относятся: органы системы Министерства финансов и местные финансовые органы, Государственная финансовая инспекция, Государственная казначейская служба, Министерство доходов и сборов, Счетная палата.

Третью группу образовывают органы нефинансового профиля. Выполняя возложенные на них функции, они также связаны с бюджетом. Они подразделяются на 2 подгруппы. К первой подгруппе относятся: Государственная таможенная служба и ее подразделы; органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции из контроля по ценам и т.п.

Ко второй подгруппе относят разные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств.

Лекция 2.

Стадия - Составление проекта бюджета

Составление проекта бюджета является первой стадией бюджетного процесса.

На данном этапе закладываются основы, определенная направленность, создается единый, целостный прообраз бюджета будущего периода.

Украина

Министерство финансов Украины отвечает за составление проекта Закона о Государственном бюджете Украины, определяет основные организационно-методические основы бюджетного планирования, которые используются для подготовки бюджетных запросов и разработку предложений проекта Государственного бюджета Украины.

Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей средств государственного бюджета инструкции по подготовке бюджетных запросов.

Бюджетный запрос – это документ, который содержит предложения по соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующие бюджетные периоды.

Проект Государственного бюджета Украины включает следующие показатели:

1. Общая сумма всех доходов, расходов и кредитование государственного бюджета.

2. Предельный объем годового дефицита и профицита государственного бюджета, а также предельный объем государственного долга и предельный объем предоставления государственных гарантий.

3. Доходы государственного бюджета по бюджетной классификации.

4. Финансирование государственного бюджета по бюджетной классификации.

5. Бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета.

6. Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов.

7. Установление размера минимальной заработной платы.

8. Размер прожиточного минимума в расчете на месяц на одного человека.

10. Перечень кредитов и займов, которые привлекаются государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.

Разработанный Министерством финансов Украины проект Закона о Государственном бюджете вместе с приложениями, объяснительной запиской и другими информационными материалами подается Кабинету Министров Украины.

Россия

Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составлением бюджета занимаются исключительно Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местных администраций муниципальных образований.

Правительство РФ организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Президент РФ направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Украина

Кабинет Министров Украины принимает постановление об одобрении проекта о Государственном бюджете Украины и подает его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины и Президенту Украины.

Проект закона о государственном бюджете подлежит обязательной публикации в газете "Урядовый курьер".

Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета Украины происходит в Верховной Раде Украины по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.  

Рассмотрение и принятие Закона о Государственном бюджете Украины предусматривает серию парламентских заседаний и рассмотрение Закона о Государственном бюджете Украины в трех чтениях и процедуры его принятия.

Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой до 1 декабря года, который предшествует плановому.

Закон о государственном бюджете Украины после его принятия Верховной Радой подписывает Председатель Верховной Рады и направляет его Президенту.

Президент Украины подписывает закон и официально делает достоянием гласности или возвращает закон со своими замечаниями и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины.

Закон Украины о государственном бюджете Украины и постановление Верховной Рады о порядке введения его в действие публикуется в печати. Опубликование закона происходит после подписания закона Президентом.

Россия

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год.

На основе данных плана-прогноза Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ.

На основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

Одновременно проект федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту Российской Федерации.

Составленный Правительством РФ проект федераль­ного бюджета и проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется в Государствен­ную Думу.

Проект федерального закона о федеральном бюджете, принятый к рассмотрению, направляется Советом Государственной Думы или Предсе­дателем Государственной Думы в Совет Федерации, коми­теты Государственной Думы для внесения замечаний и пред­ложений, а также в Счетную палату Российской Федера­ции на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон и голосует в целом.

В случае одобрения закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, которая выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласован­ный закон о бюджете. Государственная Дума повторно рас­сматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.

В результате повторного рассмотрения и принятия проекта закона Государственная Дума вновь направляет его в Совет Федерации для окончательного утверждения.

 

3 стадия - Исполнение бюджета

3 стадия - Исполнение бюджета - это обеспечение своевременного и полного поступления запланированных доходов в целом и по каждому источнику, а также своевременного и беспрерывного финансирования предусмотренных бюджетами мероприятий.

Украина

Исполнение Государственного бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Общую организацию и управление выполнением государственного бюджета, координацию деятельности участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета осуществляет Министерство финансов Украины.

Государственный бюджет Украины исполняется за росписью, которая утверждается Кабинетом министров Украины.

Бюджетная роспись - это документ, в котором устанавливается распределение доходов и финансирование бюджета, бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года соответственно бюджетной классификации.

Согласно Бюджетному кодексу в Украине применяется казначейская форма обслуживания государственного бюджета.

Государственная казначейская служба Украины является правительственным органом государственного управления, которое действует в составе Министерства финансов Украины и ему подчиняется.

Не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода Государственная казначейская служба Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде для выполнения бюджета. Порядок закрытия счетов текущего бюджетного периода и открытие счетов следующего бюджетного периода определяется Министерством финансов Украины.

Россия

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно Бюджетному кодексу в России применяется казначейская форма обслуживания федерального бюджета.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет дохо­дов, а также и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге казначейства.

Исполнение бюджета осуществляется на основе сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей, бюджетных росписей распорядителей средств и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется в соответствии с порядком, установленным главным распорядителем бюджетных средств.

Бюджетная роспись – это порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение.

Кассовый план - это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок его составления и ведения, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Министерство финансов РФ представляет ежекварталь­ные отчеты об исполнении федерального бюджета в Феде­ральное Собрание. Один экземпляр квартального и годово­го отчета об исполнении федерального бюджета представ­ляется в Счетную палату РФ.

Завершается работа по исполнению бюджета 31 декабря.

 

Украина

Сведение, составление и предоставление отчетности об исполнении Государственного бюджета Украины осуществляются Государственной казначейской службой Украины. Не позднее 31 декабря Государственная казначейская служба Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде.

Главные распорядители бюджетных средств соответственно единой методике отчетности составляют и подают в соответствующие органы казначейства детальные отчеты, которые содержат бухгалтерские балансы, данные о выполнении смет, результаты деятельности и другую информацию.

Территориальные органы казначейства составляют и подают в соответствующие местные финансовые органы балансы, отчеты о выполнении государственного бюджета и другие финансовые отчеты.

Сводные показатели отчетов о выполнении бюджета подаются управлениями государственного казначейства в Государственную казначейскую службу Украины. Сформированный отчет об исполнении государственного бюджета, информация о выполнении бюджета, защищенных статей бюджета, использование средств из резервного фонда Кабинета Министров поступает в Министерство финансов и Счетную палату. Дальше годовой отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины подается Кабинетом Министров в Верховную Раду.

Верховная Рада рассматривает отчет об исполнении закона о Государственном бюджете Украины.

С содокладом об исполнении закона о государственном бюджете выступают Глава Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета и Глава Счетной палаты.

По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимает решение относительно отчета выполнения закона о Государственном бюджете Украины.

Постановление об отчете публикуется в средствах массовой информации.

Россия

Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств составляет Минфин России и представляет их в Правительство РФ.

Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме федерального закона. Годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней подлежат утверждению в соответствующих представительных органах.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении бюджета.

Законы и решения об исполнении бюджета или об отклонении бюджета должны быть опубликованы в СМИ, а также в течение года - в специальных статистических сборниках.

 

Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны.

Весь бюджетный процесс должен регламентироваться соответствующим документом, который имеет название бюджетный регламент.

Бюджетный регламент – это документ, в котором определен порядок и сроки составления, рассмотрения, утверждения бюджета, а также организация его выполнения.

Бюджетный регламент выполняет следующие функции:

1) определяет четкое размежевание функций между органами государственной власти и государственного управления;

2) устанавливает необходимую документацию, которая используется в бюджетном процессе;

3) определяет особый порядок выполнения бюджета в случае его несвоевременного утверждения;

4) определяет ответственность органов за нарушение бюджетного регламента, а именно:

- органов исполнительной власти - за некачественный проект бюджета и несвоевременное представление проекта бюджета;

- органов законодательной власти - за нарушение установленных сроков рассмотрения и утверждения бюджета;

- Министерства финансов – за нецелевое использование бюджетных средств.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль и аудит, проводится экономический анализ и оценка эффективности использования бюджетных средств.

 

 

Лекция 1. ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Финансовый план государства или определенной территории государства, который представляет собой роспись доходов и расходов – это определение:

а) бюджета как экономической категории;

б) бюджета по материальному содержанию;

в) бюджета по организационной структуре;

г) бюджета по форме.

2. Бюджетный менеджмент - это:

а) система оценки деятельности бюджетных учреждений;

б) система контроля за движением бюджетных средств;

в) система управления бюджетными процессами;

г) система распределения бюджетных ресурсов.

3. Бюджетный менеджмент обеспечивает управление:

а) денежными ресурсами;

б) воспроизведенным процессом;

в) бюджетными отношениями и государственными бюджетными ресурсами;

г) оборотными средствами предприятий.

4. Объектом бюджетного менеджмента являются:

а) государственные финансовые органы;

б) бюджетные ресурсы и бюджетные отношения;

в) органы государственной власти и государственного самоуправления;

г) бюджетные риски.

5. Бюджетный менеджмент - это составляющая:

а) государственного регулирования;

б) финансового менеджмента;

в) бюджетного процесса;

г) бюджетного планирования.

6. Бюджетное планирование - это:

а) составление, утверждение и исполнение бюджета;

б) определение задач и целей, сбор и анализ информации, разработка рекомендаций для оптимизации решений;

в) прогноз экономического и социального развития государства;

г) порядок составления, рассмотрения и утверждение бюджета.

7. Субъектом бюджетного менеджмента не являются:

а) органы оперативного управления финансами в государстве;

б) бюджетные потоки;

в) органы государственной законодательной и исполнительной власти;

г) органы не финансового профиля.

8. Бюджет как экономическая категория - это:

а) форма существования реальных объективно распределительных отношений, которые выполняют специфическое назначение - удовлетворение нужд как общества в целом, так и его административно-территориальных структур в бюджетных средствах;

б) основной финансовый план государства;

в) ведущее звено финансовой системы;

г) централизованный фонд, в котором аккумулируют более 30 процентов ВВП страны;

9.  Эффективность использования бюджетных средств не достигается путем внедрения:

а) ограничений государственных расходов и жесткой экономии бюджетных средств;

б) дефицитного финансирования;

в) децентрализации расходования бюджетных средств;

г) методов программно-целевого бюджетирования.

10. Учет исполнения бюджета не характеризует:

а) состояние бюджетной дисциплины по результатам года;

б) ход исполнения бюджета на отчетную дату;

в) состояние объекта управления бюджетным процессом;

г) состояние объекта управления на всех стадиях бюджетного процесса.

11. Государственный бюджет - это:

а) экономическая категория, которая выражает финансовые отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов государства, предназначенных для выполнения ее функций путем распределения и перераспределения ВВП;

б) совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны;

в) совокупность бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройств и урегулированная нормами права;

г) совокупностью показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

12. К бюджету не относятся следующие особенности:

а) бюджет является особой экономической формой перераспределения созданного в государстве национального дохода (НД);

б) бюджет является инструмент вмешательства в общественное производство;

в) бюджет является основным источником финансирования социально-экономического развития государства;

г) бюджет является формой вторичного перераспределения ВВП.

13. Бюджету как экономической категории присуще такие признаки как:

а) историчность;

б) плановость;

в) юридический характер;

г) все ответы верны.

14. Бюджет есть:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

в) у всех экономических субъектов;

г) в государственных структурах.

15. Какая из функций не присуще Государственному бюджету:

а) государственный бюджет используется для уплаты расходов, связанных с обороной страны;

б) из государственного бюджета выплачивается заработная плата рабочим промышленных предприятий;

в) из государственного бюджета выплачивается заработная плата служащим государственного аппарата;

в) государственный бюджет используется для выплаты заработной платы органам управления?

16. Сводный бюджет:

а) утверждает Верховная Рада;

б) утверждает Кабинет Министров;

в) не утверждается, используется с целью анализа и определения основ государственного регулирования;

г) а) утверждает Министерство финансов;

17. Бюджет государства является составным звеном:

а) государственных целевых фондов;

б) муниципальных фондов;

в) государственных финансов;

г) финансов государственного сектора;

18. Государственный бюджет выполняет такие функции:

а) распределительную, контрольную;

б) регулирующую, контрольную;

в) распределительную, воспроизводящую, стимулирующую;

г) стимулирующая и фискальная.

19. По форме выражения бюджет государства - это:

а) платежный баланс государства;

б) основной финансовый план государства;

в) сводный баланс финансовых ресурсов государства;

г) основной источник финансирования социально-экономического развития государства.

20. Бюджет, который формируется по функциям, видам деятельности и по достигнутым результатам, это:

а) традиционный бюджет;

б) бюджет от исполнения;

в) бюджет на нулевой основе;

г) программный бюджет.

21. Совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы, - это:

а) бюджетное устройство;

б) сводный бюджет;

в) бюджетная система;

г) финансовый план.

22. Бюджетные ресурсы - это:

а) денежные средства, которые сконцентрированы во всей бюджетной системе государства;

б) денежные средства, которые сконцентрированы в централизованных и децентрализованных фондах;

в) доля финансовых ресурсов, которая принадлежит государству;

г) денежные средства, которые сконцентрированы в государственных фондах целевого назначения.

23. Консолидированный бюджет - это ...

а) государственный бюджет;

б) совокупность Государственного и местных бюджетов;

в) баланс финансовых ресурсов государства;

г) основной финансовый план государства.

24. Бюджет - это:

а) обязательный документ в форме закона, который юридически обеспечивает бюджетный процесс на государственном уровне и на уровне местного самоуправления;

б) план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода;

в) центральный фонд денежных ресурсов государства;

г) смета доходов и расходов государства и органов местного самоуправления на следующий период.

25. Совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физический лицами - из другой, которые составляются в процессе формирования и использования основного фонда денежных ресурсов с целью финансирования функций государства и поддержки процесса расширенного воспроизводства - это определение:

а) бюджета как экономической категории;

б) бюджета по материальному содержанию;

в) бюджета по организационной структуре;

г) бюджета по форме.

26. Государственный бюджет – это:

а) ведущее звено финансовой системы;

б) материальная база существования государства;

в) стоимостной инструмент распределения ВВП;

г) все ответы верны.

27. Система финансовых планов, которые характеризуют финансовые ресурсы всех секторов экономики независимо от формы собственности, обязательные и добровольные платежи населения – это:

а) план доходов и расходов страны;

б) сводный баланс государства;

в) государственный бюджет страны;

г) платежный баланс страны.

28. Централизованный фонд денежных ресурсов государства, который находится в постоянном движении по поводу зачисления доходов и финансирования расходов - это определение:

а) бюджета как экономической категории;

б) бюджета по материальному содержанию;

в) бюджета по организационной структуре;

г) бюджета по легитимному характеру.

29. К основным функциям бюджета относятся:

а) стимулирующая и фискальная;

б) социальная и перераспределительная;

в) функция обеспечения экономического роста и функция регулирования экономического и социального развития государства;

г) распределительная и контрольная.

30. Функция бюджета, с помощью которой бюджетные средства через систему бюджетных расходов распределяются между министерствами, ведомствами, областями экономики, территориями страны и разными слоями населения - это:

а) социальная функция;

б) распределительная функция;

в) контрольная функция;

г) перераспределительная функция.

ЛЕКЦИЯ 2.

ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Постановление об одобрении проекта закона о Государственном бюджете вместе с соответствующими материалами Кабинет Министров подает:

а) Верховной Раде;

б) Раде национальной безопасности и обороны;

в) Президенту;

г) Верховной Раде и Президенту.

2. Проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период основывается на:

а) показателях бюджетных запросов;

б) показателях Сводного бюджета;

в) прогнозных монетарных показателях на следующий период;

г) прогнозных и программных документах социального и экономического развития.

3. Проект сметы доходов и расходов Национального банка на следующий год используются:

а) для составления бюджетного запроса;

б) для составления проекта закона о Государственном бюджете;

в) для разработки проекта Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;

г) для определения прогнозных монетарных показателей на следующий год.

4. Какой орган государственной власти составляет отчет об исполнении местных бюджетов:

а) Министерство финансов;

б) Государственное казначейская служба ы;

в) финансовые управления местных областных государственных администраций;

г) Кабинет Министров?

5. Бюджетный процесс - это:

а) составление проекта бюджета, рассмотрение бюджета, утверждение бюджета, исполнение бюджета, представление и утверждение отчетности об исполнении бюджета;

б) роспись доходов и расходов государства, которая утверждается органами законодательной власти;

в) регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнение и контроль за их исполнением, утверждение отчетов об исполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему;

г) план формирования централизованного фонда денежных средств и его использование с целью выполнения государством ее функций.

6. Государственный бюджет, как финансовый план государства, утверждается:

а) постановлением Кабинета Министров;

б) Указом Президента;

в) Верховной Радой и имеет силу закона;

г) распоряжением Национального банка.

7. Бюджетный регламент - это:

а) документ, в котором определяются порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения бюджета, а также организация его выполнения;

б) период составления, рассмотрения и утверждения бюджета;

в) организация, правовое регламентирование и планирование бюджетного процесса;

г) инструмент перераспределения финансовых ресурсов государства.

8. Защищенные статьи бюджета - это:

а) статьи расходов, закрепленные за определенными доходами;

б) статьи расходов, которые не подлежат сокращению в связи с невыполнением доходной части бюджета;

в) статьи расходов на капиталовложение;

г) статьи расходов на государственный аппарат управления.

9. Какой орган государственной власти составляет отчет о выполнении государственного бюджета:

а) Министерство финансов;

б) Государственное казначейство;

в) финансовые управления местных областных государственных администраций;

г) Кабинет Министров.

10. В бюджетной резолюции определяются:

а) основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины;

б) доля валового внутреннего продукта, которая будет распределена через доходную часть бюджета государства;

в) направления бюджетной политики и мероприятия по их воплощению;

г) доля бюджетного дефицита в ВВП.

11. Если проект Государственного бюджета не утвержден до 31 декабря, то в следующем году расходы осуществляют:

а) на цели, которые определены законом о Государственном бюджете на предыдущий год и одновременно предусмотренные в проекте соответствующего закона на следующий год;

б) на цели, которые определены в проекте закона о Государственном бюджете на следующий бюджетный период;

в) финансирование с 1 января текущего года приостанавливается;

г) ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о Государственном бюджете на предыдущий бюджетный период.

12. Местные бюджеты утверждаются:

а) Министерством финансов;

б) главами исполнительных органов соответствующих советов;

в) решениями народных депутатов соответствующих советов;

г) нет правильного ответа.

13. Бюджетный период соответственно Бюджетному кодексу - это:

а) календарный год;

б) определенный законодательством период, на протяжении которого функционирует бюджет;

в) период с 1 января до 31 декабря;

г) бюджетный год совпадает с календарным.

14. В чем заключается сущность механизма секвестра бюджета:

а) пропорциональном снижении бюджетных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищенных), на протяжении остатка бюджетного периода;

б) уменьшении расходов развития;

в) увеличении расходов на финансирование долга;

г) уменьшении расходов на финансирование местных бюджетов.

 

15. Бюджетное право - это:

а) совокупность юридических норм, на которых базируется и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета;

б) научно обоснованный процесс определения объемов и источников формирования и направлений использования централизованного фонда денежных средств государства;

в) совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели, задач и ожидаемого результата, определение и реализацию которых осуществляет распорядитель бюджетных средств соответственно возложенным на него функций;

г) деятельность органов законодательной и исполнительной власти высшего уровня относительно распределения и перераспределения доходов и нормирование расходов, которые осуществляются с целью сбалансирования бюджетов низшего уровня.

16. Бюджетная резолюция определяет:

а) порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждение бюджетов и организацию их исполнения;

б) основные направления бюджетной политики государства на следующий бюджетный год;

в) документация, которая необходима для функционирования бюджетного процесса;

г) основные показатели Государственного бюджета.

17. Основные основы исполнения бюджетов установлены:

а) Бюджетным Кодексом;

б) приказом Министерства финансов;

в) приказом Государственной казначейской службы;

г) решениями органов местного самоуправления.

18. Бюджетная резолюция - это:

а) решение Верховной Рады ы, которое принимается как постановление, являющееся источником бюджетного права и отображает основные направления бюджетной политики на планируемый год и программой, на которую правительство должно ориентироваться, в процессе составления проекта закона о государственном бюджете;

б) финансовый план, который составляется с целью определения объемов финансовых ресурсов, которые создаются во всех секторах экономики, направлений их использования, сбалансирование доходов и расходов государства;

в) совокупность юридических норм, которые регулируют финансовые отношения и финансовую деятельность в обществе;

г) документ, подготовленный главным распорядителем бюджетных средств, который содержит предложения с соответствующим обоснованием относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующие бюджетные периоды.

19. Проект закона о Государственном бюджете разрабатывает:

а) Министерство экономики;

б) Министерство финансов;

в) Кабинет Министров;

г) комитет Верховной Рады по вопросам бюджета.

20. Опубликование проекта Закона о Государственном бюджете обеспечивает:

а) Кабинет Министров;

б) Министерство финансов;

в) Министерство экономики;

г) Президент.

21. Проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период разрабатывает:

а) Министерство экономики;

б) Министерство финансов;

в) Кабинет Министров;

г) Министерство финансов совместно с другими центральными органами исполнительной власти.

 

22. Рассмотрение и утверждение Государственного бюджета происходит в Верховной Раде по специальной процедуре, определенной:

а) постановлением Верховной Рады;

б) распоряжением Главы Верховной Рады;

в) Регламентом Верховной Рады;

г) Указом Президента.

23. В бюджетной резолюции определяются:

а) основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития;

б) доля валового внутреннего продукта, которая будет распределена через доходную часть бюджета государства;

в) направления бюджетной политики и мероприятия по их воплощению;

г) доля бюджетного дефицита во ВВП.

24. Составление проекта закона Государственного бюджета организовывает:

а) Верховная Рада;

б) Премьер-министр;

в) Кабинет Министров;

г) Министерство финансов.

 

 

Тема 1. Понятие и состав бюджетного менеджмента

Дата: 2019-03-05, просмотров: 173.