В современных условиях для обеспечения конкурентных преимуществ наиболее успешные фирмы реализуют модель стремительного инновационного развития. Признанным лидером внедрения стремительных инноваций является компания Toyota Motor Corporation.
В течение последних 15 лет в истории компании можно выделить следующие важные тенденции:
- Toyota разрабатывает новые модели автомобилей быстрее всех в мире;
- объем доходов, а также капитализация компании превышает соответствующие совокупные показатели всех ближайших конкурентов;
- темпы прироста прибыли превышают рост продаж в среднем вдвое (т.е. присутствует систематический рост рентабельности);
- рост продаж Toyota существенно превышает динамику ее основных конкурентов;
- Toyota опережает своих конкурентов по уровню качества, производительности труда, скорости и гибкости производства;
- стратегия развития компании — эталон стратегии лидерства.
Toyota стала одной из крупнейших корпораций мира благодаря собственной разработке - системе TPS (Toyota Production System). TPS позволяет изготавливать лучшие автомобили по низкой цене, и при этом создавать новые стандарты качества. Сегодня практически все основные конкуренты Toyota - Crysler, Ford, Honda - внедряют у себя похожие на TPS системы.
Недавно было проведено исследование, которое подтвердило, что система TPS является необходимым условием для успеха, но недостаточным. Все очень просто: TPS – это «твердая» инновация, которая помогает компании улучшать процесс производства. Но в компании есть также и «мягкая» инновация, которая касается корпоративной культуры компании. Toyota достигает успеха во многом благодаря конфликтам, которые компания провоцирует во многих аспектах организационной жизни. Работникам приходится жить и работать в атмосфере постоянных испытаний, вызовов, проблем, для решения которых нужно генерировать новые креативные идеи. Благодаря этому Toyota является одним из лучших. «Твердая» и «мягкая» инновации работают в тандеме и вместе двигают компанию к новому успеху.
В Toyota уверены, что эффективность сама по себе не может обеспечить успех. Поэтому компания воспринимает работников не просто как руки, а как умных людей, которые аккумулируют в себе интересные идеи, опыт и мудрость. Именно поэтому Toyota инвестирует огромные ресурсы в своих сотрудников и организационную структуру, а также принимает идеи отовсюду - от людей из магазина, из офиса, с улицы.
Еще в 1951 году на «Toyota» внедряется управленческая новация – вводится система предложения идей. Суть заключалась в том, что любой сотрудник мог предложить свою идею по усовершенствованию любого процесса, происходящего в компании. Если идея была внедрена, то сотрудник получал денежную премию. В компании поощрялась инициатива и возможность каждого сотрудника участвовать в преобразованиях, новациях и улучшениях, готовность обучаться.
В своем интервью председатель Toyota Motor Эйдзи Тоёда сказал: «Для японских рабочих характерно то, что они работают не только руками, но и головой. Наши рабочие вносят 1,5 миллиона предложений в год, и 95 процентов из них находят практическое применение. Стремление к совершенству на Toyota столь велико, что ощутимо почти физически в атмосфере, царящей у нас».
Таким образом, Toyota всеми силами провоцирует противоположные точки зрения среди работников и побуждает их (работников) находить решения, преодолевая разногласия и искать разумный компромисс. Такая «традиция» является источником инновационных идей, которые Toyota внедряет в жизнь, тем самым обеспечивая себе лидирующие позиции на рынке.
Toyota модифицирует свои автомобили до уровня изысканности потребителей в каждой стране. Эта стратегия «вытолкнула» компании Toyota из Японии, где она является лидером, на другие заокеанские рынки, где она долгое время была аутсайдером. Такая стратегия повышает операционную сложность, однако максимизирует креативность работников, поскольку они должны развивать новые технологии, новые маркетинговые приемы и цепочки поставок.
Адаптация к местным требованиям потребителей заставляет компании сталкиваться с большим количеством испытаний, преодолевая которые, Toyota успешно развивается и оптимизирует бизнес-процессы. Так, создавая в 1998 году платформу IMV (Innovative International Multipurpose Vehicle), инженеры компании столкнулись с необходимостью удовлетворить потребности потребителей в 140 странах мира (Азия, Европа, Африка, Океания, Америка). Эта платформа используется в производстве 3 типов автомобилей - грузовиков, минивэнов и спортивных авто. Автомобили с платформой IMV стали первыми машинами, которые Toyota выпустила за границей без предварительного производства в Японии. Это привело к децентрализации развития производственных ноу-хау, операционных технологий и систем планирования.
Компания Toyota Connected Inc., созданная совместно автоконцерном Toyota и корпорацией Microsoft, разрабатывает комплексные интернет-сервисы для транспорта. Новая компания станет центром инновационных разработок Toyota, связанных с управлением данными и дата-сервисами. В этом центре на базе облачной платформы Microsoft Azure будут разрабатываться прогнозные, контекстуальные и интуитивные сервисы, которые помогут "сделать процесс вождения автомобиля ближе и понятнее для человека, отодвинув технологические аспекты на задний план", отмечается в сообщении.
В частности, сервисы будут учитывать привычки и предпочтения водителей, собирать информацию об их здоровье, специальные модели будут подсказывать наилучший вариант страховки с учетом особенностей вождения, а целые транспортные сети будут информировать водителей об условиях на дорогах и пробках. По словам руководителя информационной службы Toyota Motor North America, возглавившего Toyota Connected, Зака Хикса,"Toyota Connected поможет освободить наших пользователей от тирании технологий и сделать их жизнь проще"
Заключение
У своих истоков Toyota была небольшой автомобильной фирмой, которая боролась за выживание, но всегда стремилась к большему. Все началось с мечты Сакиити Тоёда, который хотел, чтобы его сын Кийтиро сделал что-нибудь значительное для общества. Сначала это был семейный бизнес, уходящий своими корнями в небольшое сельскохозяйственное сообщество, находящееся далеко от Токио. Экономность-бережливость как черта характера жителей префектуры Айти известны по всей Японии и нашли свое отражение на Toyota в форме страсти к устранению потерь. По мере роста лидеры Toyota вкладывали свои идеи и упорный труд в создание уникальной производственной культуры, которую наиболее точно можно охарактеризовать как самообучающаяся организация.
Глядя на показатели успеха компании Toyota, создается впечатление, что уже ничто не способно пошатнуть позиции компании. Toyota уже давно произвела свой 100-миллионный автомобиль, и что-то нам подсказывает, что в скором времени рекорд вновь будет побит.
Назвать главные причины успеха компании довольно сложно, так как тут речь должна идти и об оригинальности продукции, и о трудолюбии сотрудников, и об упорстве руководства, и об уникальных технологических решениях. Всё это в сумме дало то, что мы сейчас называем одними из лучших автомобилей современности – автомобили Toyota.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.