ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ КАЧЕСТВА | |||||
«антитезис» | «тезис» | ||||
ЧАСТОТА ПРИЗНАКА, в % | |||||
низкая | высокая | ||||
Пунктуальность | 1,1 | 10,1 | неточность во времени | ||
Технологический педантизм | 0,6 | 9,5 | не следование технологической дисциплине, технологическому регламенту | ||
Отказ выполнять задачу, при отсутствии необходимых средств | 2,1 | 9,2 | выполнение порученной задачи, несмотря на отсутствие необходимых средств | ||
Лень | 13,5 | 11,1 | Эмоциональность, энтузиазм, увлеченность в процессе деятельности | ||
Нейтральность (как отсутствие приветливости), неконтактность с незнакомыми людьми | 9,7 | 11,3 | доброжелательность, открытость, увлеченность процессом общения | ||
Зависть | 11,6 | 9,9 | готовность оказать помощь | ||
другие качества | 0,3 | ||||
ВСЕГО | 4,1 | 95,9 | 100 |
Как видно из таблицы, по мнению иностранцев, россиянам свойственны такие поведенческие качества, как неточность во времени; игнорирование технологической дисциплины и регламента; выполнение порученной задачи даже при отсутствии необходимых средств и ресурсов; эмоциональность, энтузиазм, увлеченность в работе; доброжелательность, и открытость; готовность оказать помощь.
Материалы социологических исследований кафедры «Государственная служба и кадровая политика» РАГС фиксируют
и у российских государственных служащих аналогичные черты характера, так, например, умение рационально организовать свое время для 50,2 % служащих не характерно, на это указывают и эксперты (руководители федеральных и региональных ведомств), отмечая, что данное качество для 59,7 % служащих либо не очень свойственно, либо не свойственно вообще.[174] Изучение взаимоотношений показывает характер коммуникации государственных служащих: 36 % свойственно наличие дружеской взаимопомощи и поддержки в организациях, 48,6 % – нейтральные отношения. И только у 7,5 % респондентов имеются социальные конфликты.[175]
На основании изложенного весь комплекс качеств россиян может быть объединен в две основные группы:
особенности поведения россиян: неточность во времени; неследование технологической дисциплине, технологическому регламенту; выполнение порученной задачи, несмотря на отсутствие всех необходимых средств; эмоциональность, энтузиазм, увлеченность в период стремления к цели;
особенности взаимодействия, общения, обнаруживаемые в полярных качествах от доброжелательности, открытости, готовности оказать помощь до недоброжелательности, суровости, закрытости, зависти.
Источники выделенных качеств следует искать, опираясь на концепцию Л.Н. Гумилева, в древней истории нашего народа, в первоначальной хозяйственной деятельности, которая и сформировала определенный этнический стереотип. Специфика хозяйственной деятельности и древних славян, и в дальнейшем русских крестьян имеет ряд общих черт, которые вместе со способом хозяйственной деятельности были переданы соседям – этносам уральским, тюркским и другим, составившим к настоящему времени единство, именуемое российским народом. Главные из этих черт определяются особенностями земледелия.
Восточные славяне исторически оказались в климатической зоне, которая определяла относительно короткий (по сравнению с условиями Центральной и Западной Европы) период проведения земледельческих работ, тем самым вегетативный период занимал неполные летние месяцы. Таково первое условие ландшафта.
Ареал, в котором стали проживать славяне, – лесостепная, а чаще таежная полоса. Успешное ведение земледелия предполагало очистку земли от леса. Это – второе условие.
Просторы Восточной Европы не были густо заселены, здесь практически не было опасных агрессивных соседей. А появление таковых нередко являлось дополнительным стимулом для продвижения наших предков в лесные необжитые регионы. В этом заключается третье условие.
Непроходимость леса и тайги выступала естественной защитой славянских общин от возможного нашествия враждебных соседей или предприимчивых собирателей дани. Лес не пропускал легионеров цивилизованных государств и конницу степных кочевников. Единственным средством коммуникации выступали русла рек, которыми c VIII в. стали пользоваться варяги-русы, давшие восточным славянам «наряд», политический строй и свое имя – «русские»[176].
Таким образом, восточно-европейский ландшафт (короткое лето, непроходимый лес и безграничное пространство) стал предпосылкой подсечного земледелия как основного способа хозяйственной деятельности восточных славян[177]. В дальнейшем этот способ был передан практически всем российским этносам.
Подсечное земледелие предполагало ряд процедур: выжигание леса на площади, определенной для земледельческих работ; расчистку этой площади и распашку; посев и далее выполнение процедур, связанных с выращиванием агрокультур и сбором урожая. Как только начинал сходить снег, община выжигала такую площадь леса, какую она могла освоить. Единственным фактором, который мог ограничить территорию освоения, являлись физические возможности самой общины и ее трудовые ресурсы. Широта просторов Восточной Европы не мешала осуществлению такого способа хозяйственной деятельности.
Способ хозяйствования славян сформировал алгоритм деятельности, который предполагал проявление высокой трудовой активности в вегетативный период (пик активности приходился на лето) и снижение трудовой активности зимой. В конечном итоге это привело к появлению такого стереотипа поведения, как импульсивность
(в дальнейшем данный стереотип поведения утратил сезонный характер).
Специфика первоначальной хозяйственной деятельности, ставшая предпосылкой русской импульсивности, оказала влияние на формирование другой черты, характеризующей взаимодействие, взаимоотношение индивидов. Природные условия Восточной Европы исключали возможность индивидуального земледелия. Как следствие, они лишали индивида возможности существовать вне общины. Необходим был коллективный характер деятельности, который требовал выработки типичных механизмов взаимодействия, системы взаимосвязи между индивидами, определенной внутренней структуры коллектива. Поэтому сформировался стереотип взаимодействия – коллективизм – и стереотип мироощущения – признание ценности коллектива.
Постепенно поведенческие стереотипы – импульсивность и коллективизм – приобрели качество социального действия, т.е. стали функционировать как социальные регуляторы, как ориентиры поведения индивидов в различных профессиональных сферах.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.