Слово «стиль» возникло из латинского stilus (остроконечная палочка для письма) и имеет много значений, наиболее употребительное из них - манера письма, совокупность приемов использования языковых средств (стиль Пушкина, стиль Гоголя, торжественный стиль, басенный стиль и под.). В понимании термина «функциональный стиль» большое значение имеет первое слово, оно подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
В самом общем виде принято рассматривать три функции языка:
- коммуникативную, т. е. функцию непосредственного общения;
- информативную, т. е. функцию хранения и передачи информации;
- воздействующую, т. е. функцию воздействия на адресат.
Различают следующие сферы общения(сферы применения языка): научную, публицистическую, официально-деловую, художественную и бытовую.
В соответствии с функциями языка и сферами общения в современном русском литературном языке выделилось пять функциональных стилей .
Функциональный стиль - это разновидность языка, для которой характерен отбор и сочетание языковых средств в связи с функциями языка, в соответствии с задачами общения, в зависимости от содержания высказывания, ситуации (официальной или неофициальной) и сферы общения.
Различия между функциональными стилями связаны со следующими обстоятельствами .
Во-первых, с функциями языка: научный стиль обслуживает информативную функцию языка, разговорный стиль - коммуникативную, некоторые стили совмещают в себе разные функции, например, публицистический - функцию воздействия и сообщения информации, официально-
деловой - те же функции, но с преобладанием информативной, а художественный (самый сложный) стиль выполняет кроме трех названных свои особые функции, например, эстетическую.
Во-вторых, функциональные стили используются в разных сферах общения, что порождает и различия в самом содержании общения, например, маловероятно научное общение по поводу житейских фактов или обиходное общение по поводу проблем космогонии или элементарных частиц. Наиболее зависит от содержания речи лексика, отсюда лексические различия в разных функциональных стилях, обозначенные словарными пометами «спец..», «мед.», «физ.», «тех.», «разг.», «поэт.», «бран.» и т.д.
В-третьих, различия связаны с формой речи, так разговорный стиль, по преимуществу реализующийся в устной форме, противопоставлен всем остальным (книжным), основной формой существования которых является письменная речь, отсюда непосредственность общения в разговорном стиле и опосредо-ванность общения - в книжных.
В-четвертых, - с типами течи (монолог, диалог, полилог). Книжные стили -это монологическая речь, а разговорный стиль обычно проявляется в диалоге или полилоге.
В-пятых, - со степенью официальности и персональности общения: обиходное общение происходит в неофициальной обстановке и с обязательной пер-сональностью, т. е. обращением к определенному собеседнику (разговорный стиль), для остальных стилей официальность обязательна (официально-деловой и публицистический стили) или вероятна (научный стиль). Персональность общения невозможна для публицистического стиля и маловероятна для научного и официально-делового стилей. Художественный стиль в этом отношении очень своеобразен и вариативен в зависимости от авторства и жанра. Каждый функциональный стиль характеризуется совокупностью признаков, часть которых своеобразно повторяется в других стилях, но их определенное сочетание отличает один языковой стиль от другого.
Внутри каждого стиля можно выделить подстили (разновидности), например, внутри научного стиля выделяют строго научный (академический), научно-учебный, научно-популярный, научно-технический подстили, внутри официально-делового - законодательный, дипломатический и административно-канцелярский подстили и т. д.
При всех своих индивидуальных особенностях функциональные стили не образуют замкнутых систем, они могут взаимодействовать, т. е. элементы одного стиля могут употребляться в другом стиле. Так, самым открытым для проникновения элементов других стилей является художественный стиль (язык художественной литературы), самым замкнутым, закрытым считается официально-деловой стиль, но и в нем возникают гибридные жанры, в которых официально-деловой стиль совмещается с публицистическим, например: программные документы политических партий, новогодняя речь президента, нота протеста и т.д.. Еще показательнее публицистический стиль, так как в его информативных жанрах (колонка новостей в газете, информационные передачи радио и телевидения и пр..) проявляются приметы научного и официально-делового стилей, в жанре интервью – особенности разговорного стиля и жаргонно-сленговой речи, в жанре фельетона, юмористически – черты художественного стиля. Владение функциональными стилями литературного языка – необходимый элемент культуры речи любого специалиста (руководителя предпринимателя, политика, адвоката и т.д..) Кроме тропов для повышения образности и эмоциональности художественной речи могут использоваться приемы стилистического синтаксиса (фигуры речи): 1. Антитеза- резкое противопоставление каких-либо явлений, признаков и пр. для придания речи особой выразительности: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, Лед и пламень Не столь различны меж собой... (Пушкин); я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь (А.К. Толстой). 2. Инверсия - непрямой порядок слов, который имеет определённое стилистическое и смысловое значение: Не смеют слуги и дохнуть, Тебя стола вкруг ожидая (Держави
, нескольких слов, целых предложений) - используют ся для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого
ритма.
Различают повторы:
а) в начале предложений (анафора):
Я знаю - город будет,
Я знаю — саду цвестъ,
Когда такие люди
В стране советской есть (Маяковский);
б) в конце фраз (эпифора):
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня (Блок); в) на стыке стихотворных строк (анадиплосис), что даёт эффект «укрупнения» общей картины изображаемого:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка (Лермонтов).
4. Риторический вопрос, который не требует ответа, служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо: Какой оке русский не любит быстрой езды? (Гоголь); Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар? (Лермонтов).
5. Риторическое обращение- обращение к отсутствующему лицу, неодушевленному предмету для усиления выразительности речи: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
(Пушкин).
6. Градация- выстраивание однородных членов по принципу усиления
(восходящая градация) или ослабления (нисходящая градация) признака, действия: Ты был, ты есть, ты будешь ввек! (Державин).
Тропы и фигуры речи используются не только в художественной литературе, но и в публицистике, в ораторских речах, а также в пословицах и поговорках, в произведениях устного народного творчества.
Ответ на вопрос 7. Научный стиль: общая характеристика и основные стилеобразующие факторы
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания. ... Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность
Стилеобразующими факторами являются необходимость доходчивости и логической последовательности изложения сложного материала, большая традиционность. Отсутствие непосредственного контакта или ограниченность контакта с получателем речи (доклад, лекция) исключает или сильно ограничивает использование вне-языковых средств.
Научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.