В практике спортивной подготовки применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ - жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др. [20; стр.196].
Большую информацию тренер получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за юными спортсменами, тренер-преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеяное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.). Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и т.д.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения - это результат физиологических процессов в организме занимающихся. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают их истинные возможности [23; стр. 137].
Контрольные соревнования и тестирование позволяют получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физической подготовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки. Для контроля за освоением техники физического упражнения могут использоваться некоторые подводящие упражнения, применяемые на данном этапе [27; стр. 10].
Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) показа вариантов выполнения физического упражнения или его отдельных компонентов. Таким образом, по мнению ряда авторов, основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (тесты). Кроме того, педагог обобщает в единую (интегральную) оценку данные обследований, получаемых из других видов контроля [30; стр. 90].
Методологическую основу педагогического контроля в подготовке спортсменов составляют:
- правильный выбор тестов и их соответствие статистическим критериям надежности, объективности и информативности;
- определение оптимального объема показателей для оценки функционального со стояния и уровня подготовленности спортсменов, его достаточность, стандартизация условий и источников по лучения информации;
- соответствие методов контроля задачам тестирования.
В учебно-тренировочном процессе контролю подлежат следующие аспекты:
1. Готовность занимающихся к реализации текущих и перспективных задач это достигается путем наблюдения за их отношением к занятиям, активности, сознательности и т.д.
2. Двигательная деятельность учеников, определяемая по выполненной ими нагрузке за разные периоды времени.
3. Динамика функциональных сдвигов в организме занимающихся, определяемая по физиологическим тестам (ЧСС, кислородный долг и т.д.).
4. Интегральная оценка отдельного занятия или системы занятий, определяемая по приросту физических качеств, спортивных результатов, по росту технической подготовленности и т.д. [19; стр. 45].
В настоящее время создание адекватных систем контроля подготовленности спортсменов не мыслится без учета особенностей, налагаемых специализацией, квалификацией, полом и возрастом изучаемого контингента. Игнорирование хотя бы некоторых из особенностей ведет к существенному снижению эффективности контроля, а то и вовсе к потере им роли действенного рычага в управлении тренировочным процессом.
Как известно, теория контроля моторики спортсменов условно делится на две части: теорию тестов и теорию оценок, причем первая часть разработана в методологическом отношении значительно лучше, чем вторая. Это отразилось в том факте, что среди специалистов при разработке ими систем контроля подготовленности, занимающихся различными видами спорта (в целях управления тренировочным процессом) достаточно четко прослеживается единая генеральная линия в способах отбора показателей для тестовых батарей, чего пока нельзя сказать о способах оценки результатов тестирования [20; стр. 197].
Специалисты отмечают, что выбираемые для контроля тесты должны, прежде всего, соответствовать критерию надежности, подчеркивается, в частности, их стабильность и согласованность. Под стабильностью понимают воспроизводимость результатов испытаний при повторении их через определенное время в одинаковых условиях, а согласованность характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств производящего или оценивающего тест.
Несмотря на то, что теоретически для оценки надежности наиболее предпочтителен дисперсионный анализ с последующим расчетом внутриклассовых коэффициентов корреляции, во многих работах применяется обычный коэффициент корреляции, рассчитываемый по данным двух попыток или двух средних из нескольких попыток, что также, с определенными оговорками, допускается теорией [29; стр. 89].
Для показателей, выбираемых в качестве контрольных, обязательна проверка на информативность (валидность). Различают логическую (содержательную) и эмпирическую информативность. Оба критерия самым широким образом используются при формировании тестовых батарей. При этом в последние годы используют логическую и эмпирическую информативность тестов по отношению к какому-то единичному показателю, который признается заведомо отражающим изучаемое свойство (как правило, спортивному результату), все чаще определяют факторную информативность теста кандидата, в том числе и в видах спорта с непосредственно измеряемыми спортивными достижениями.
Следующим общепризнанным требованием к отбираемым контрольным показателям и упражнениям является их стандартность, т.е. такая регламентация процедуры и условий тестирования, которая исключает влияющие на результаты различия в организации испытаний. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными и аутентичными.
Состав контрольных упражнений для оценки подготовленности юных спортсменов имеет четко выраженную тенденцию, позволяющую выделить его основную направленность по группам следующих видов спорта:
1. Циклические виды спорта. Оцениваются скоростные возможности, общая и специальная выносливость, скоростно-силовая подготовленность, гибкость.
2. Скоростно-силовые виды спорта. Контрольные упражнения характеризуют быстроту, общую и специальную выносливость скоростносиловые качества, техническую подготовленность.
3. Игровые виды спорта. Упражнения позволяют оценить быстроту, общую и специальную выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость, техническое и частично тактическое мастерство.
4. Виды спорта со сложной координацией движений. Контрольные упражнения характеризуют быстроту, скоростно-силовые качества, силу, общую выносливость и координационные способности юных спортсменов [32; стр. 143].
Таким образом, анализ тестов, предлагаемых для оценки физической подготовленности юных спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта, показал, что общими для большинства видов спорта являются контрольные упражнения, характеризующие уровень развития базовых качеств (скоростные возможности, быстрота, сила, скоростно-силовые качества, выносливость).
Заключение
Таким образом, педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Для решения практических задач выделяют этапный, текущий и оперативный контроль в тренировке спортсменов. Этапный контроль является наиболее объективным и информативным в оценке подготовленности спортсмена. От полноты и достоверности информации, при проведении этого контроля зависит дальнейшее содержание программ и учебно-тренировочной работы
Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.