Функции педагогического контроля и учета заключаются в текущей регистрации (с учетом принципов объективности и конкретности) параметров тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Это предусматривает использование определенных методов диагностики, обеспечивающих точность, полноту, достоверность, систематичность и информативность результатов комплексного тестирования. Осуществление педагогического учета связано не только с функциями контроля, но и совершенствованием подготовки спортсмена в целом, поскольку позволяет оценить результаты использования ресурсов.
В подготовке спортсменов можно выделить следующие виды педагогического контроля, которые особенности, связанные с задачами образовательного процесса: предварительный, текущий, этапный, итоговый.
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня морфофункциональных и психосоматических показателей, физической подготовленности» а также разных сторон личности начинающего спортсмена. Итоги предварительного контроля создают возможность проектирования организации и содержания будущего учебно-тренировочного процесса. Посредством предварительного контроля тренер получает необходимую информацию о предрасположенности начинающего спортсмена к избранному виду спорта.
Предварительный контроль позволяет фиксировать (сделать срез) исходный уровень необходимой информации о начинающем спортсмене. Сравнение исходной) (начального) уровня подготовленности юного спортсмена с конечным (достигнутым на определенном этапе) позволяет измерять «сдвиг» показателей. анализировать динамику подготовленности и эффективность учебно-тренировочного процесса.
В практической деятельности предварительный контроль это: исходное тестирование физической подготовленности, морфофункциональные измерения, исследование психомоторных особенностей.
Основной задачей текущего контроля являются повседневные наблюдения за ростом спортивного мастерства и колебаниями в состоянии организма юного спортсмена.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет тренеру-преподавателю получать сведения о ходе процесса физической и технико-тактической подготовленности юных спортсменов. Обратная связь дает возможность осуществлять контроль учебно-тренировочного и соревновательного процессов.
Промежуточные индивидуальные и групповые сдвиги показателей специальной подготовленности юных спортсменов позволяют сделать объективные выводы об эффективности структуры и содержания учебно-тренировочного процесса, оценить профессионализм тренера-преподавателя.
Текущий контроль необходим для оценки эффективности учебно-тренировочного процесса и при необходимости внесения в него изменений и дополнений.
Задача этапного контроля - выявление эффективности подготовки на определенном этапе тренировки.
Статья 32 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (устанавливает следующие этапы спортивной подготовки:
– спортивно-оздоровительный этап;
– этап начальной подготовки;
– тренировочный этап (этап спортивной специализации);
– этап совершенствования спортивного мастерства;
– этап высшего спортивного мастерства [1; стр. 4].
Этапный контроль в деятельности спортивной школы появляется совместно с организацией цикличности подготовки. Этапный контроль предполагает регистрацию результатов тестирования в начале и в конце определенного тренировочного цикла.
Этапный контроль позволяет объективно охарактеризовать состояние спортсмена в соответствии с задачами и содержанием данного этапа подготовки. Анализ полученных при этапном контроле результатов позволит при необходимости вносить в последующий тренировочный процесс соответствующие коррективы.
Под итоговым педагогическим контролем понимается регистрация уровня подготовленности юных спортсменов в конце учебного года (май-июнь). Итоговый педагогический контроль призван дать представление о достигнутых результатах тренировочной работы за прошедший год. Именно в конце учебного года специалисты спортивной школы должны систематизировать и обобщить эффективность деятельности тренеров-преподавателей и индивидуальный эффект тренировки каждого спортсмена
Итоговый педагогический контроль предполагает регистрацию (тестирование) с последующим анализом: уровня физического развития, показателей общей физической подготовленности, показателей специальной физической подготовленности, показателей технической (технико-тактической) подготовленности, уровня специальной работоспособности спортсменов, психологического состояния спортсменов.
Анализ итогового педагогического контроля возможен только при наличии научно обоснованной градации оценки (низкий, ниже средней), средний, выше среднего, высокий) результатов тестирования в виде спорта в соответствии с возрастом и полом. Предлагаемый анализ позволяет оценить работу конкретной) тренера- преподавателя и успехи или «неуспехи» каждого спортсмена.
Итоговый педагогический контроль (тестирования по итогам учебного года) желательно проводить в виде традиционных праздничных соревнований с назначением главного судьи и судей на упражнениях, подведением итогов года («Лучший тренер года», «Лучший спортсмен года») с соответствующими награждениями и поощрениями.
По срокам и целевому назначению контрольных функций различают этапный, текущий и оперативный виды педагогического контроля [14; стр. 553].
Проведение этапного контроля предусматривает регистрацию, накопление и анализ интегральных показателей, иллюстрирующих степень достижения главной цели этапа подготовки, что позволяет оценить эффективность выполненной работы. Текущей педагогический контроль обеспечивает анализ параметров, характеризующих кумулятивный тренировочный эффект с целью коррекции объема и интенсивности парциальных нагрузок в течение микроциклов на трех организационных уровнях: на первом осуществляется контроль за вариативными показателями оперативного состояния спортсмена каждые 2-3 дня; на втором уровне - регистрация вариативных параметров каждые 2-4 недельных микроцикла; на третьем проводится регистрация маловариативных параметров с интервалом 1 -3 месяца.
В рамках текущего педагогического контроля осуществляется комплексный контроль, предусматривающий многопараметрическую регистрацию ресурсов, алгоритмов и организационно-методических мероприятий, используемых при оценке эффективности средств и методов подготовки, технико-тактических действий, функционального состояния, в целом характеризующих динамику.
Сущность оперативного педагогического контроля заключается в экспресс-оценке состояния функций организма спортсменов непосредственно в момент выполнения физического упражнения или сразу после его завершения и качеством исполнения технических действий. Его результаты позволяют диагностировать срочный тренировочный эффект упражнений, используемый при определении меры индивидуально допустимых физических нагрузок.
Функции педагогической диагностики и контроля связаны, таким образом, с прогнозированием, экстраполяцией и экспертными оценками, а также ретроспективным анализом и контролем управлением учебно-тренировочным процессом, обеспечивая сопоставление достигнутого результата с планируемым и внесение корректирующих действий.
По мнению В.Г. Никитушкина и других ученых, необходимость выделения трех типов состояния определяется тем, что средства контроля, используемые для каждого из них, существенно различаются. В соответствии с этим целесообразно вы делить три основные разновидности контроля состояния спортсмена: этапный контроль – оценка этапного состояния (подготовленности) спортсмена; текущий контроль – определение повседневных (текущих) колебаний в состоянии спортсмена; оперативный контроль – экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент [12; стр. 116].
Четкое разделение этапного, текущего и оперативного контроля, формулировка задач каждого из них и, что самое главное, определение подходов к решению этих задач направили усилия специалистов в качественно иное русло. В этой связи стоит отметить, что большинство работ по контролю были посвящены оценке этапных (перманентных) состояний спортсменов. Вопросы оценки текущих и оперативных состояний привлекали гораздо меньше внимания со стороны исследователей. И хотя при объяснении этого явления можно назвать ряд причин, несомненно одно: специалисты понимают особую важность результатов этапных контрольных испытаний, на основе которых определяется направленность тренировочного процесса на длительные отрезки времени [2; стр. 172].
Ю.Ф. Курамшин выделяет пять видов контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение [28; стр. 105]:
1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (либо четверти, семестра, периода). Он предназначен для того, чтобы, во-первых, изучить состав занимающихся, в частности, состояние их здоровья, физическую и другие виды подготовленности, спортивную квалификацию, определить готовность к предстоящим занятиям и т.п. На основе этого контроля осуществляется комплектование учебных групп, подгрупп, секций, составляется учебное расписание и другие документы планирования, ставятся задачи, уточняются средства, методы и формы занятий, намечаются предполагаемые рубежи и т.д. Во-вторых, выяснить материально-технические условия и возможности для занятий, в частности, наличие оборудования, инвентаря, программно-методической литературы, выделенные финансы, режим работы и т.д. Эти данные важны для хорошей организации учебно-тренировочного процесса, чтобы он соответствовал реальным возможностям.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебно-тренировочного занятия с целью оптимального чередования нагрузки и отдыха. Источником такого контроля является, во-первых, субъективное состояние занимающегося (дыхание, работоспособность, самочувствие и т.п.). Во-вторых, простейшие объективные данные, получаемые преподавателем (динамика ЧСС, реакция на задания, простые тесты, потоотделение, цвет лица и т.п.). Имея такие показатели, преподаватель может оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. Контроль может охватывать временные отрезки от нескольких часов после окончания занятия до одной недели. При этом стараются выяснить, через какое время после разных нагрузок занимающийся восстанавливает свою работоспособность. Данные такого контроля используются для определения нагрузок на ближайшие занятия.
4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одного мезоцикла, этапа, периода, четверти или семестра. При этом важно сравнить запланированное и реализованное за данный период, а также определить правильность выбранной ориентации в применении средств, методов, других параметров нагрузки и отдыха. Выясняется это с помощью тестирования, приёма конкретных нормативов, сравнительного анализа динамики тренировочных нагрузок с динамикой спортивных результатов и т.п. На основе полученных фактов делаются соответствующие выводы, и намечается стратегия последующих педагогических воздействий.
5. Итоговый контроль (учет) проводится обычно в конце учебного года. Его назначение - определить успешность выполнения учебной программы, качества решения поставленных задач, выявить положительные и отрицательные стороны учебно-воспитательного процесса по наиболее важным направлениям проделанной работы (здоровье, физическая подготовленность, спортивные результаты, зачетные нормы и т.п.) [25; стр. 318].
По содержанию и направленности различают следующие виды контроля:
-Соревновательной деятельности;
-Технико-тактической подготовленности;
-Тренировочных и соревновательных нагрузок;
-Функционального состояния;
-Психологической подготовленности;
-Физической подготовленности [6; стр. 38].
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.