ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Эффективность управления тренировочным процессом спортсменов во многом обусловлена рациональной программой комплексной диагностики подготовленности спортсменов, которая предполагает использование педагогических, медико–биологических и психологических методик, позволяющих получить оперативно необходимую информацию о состоянии тренированности спортсменов.
Для успешного управления процессом подготовки юных спортсменов тренеру-преподавателю необходимо располагать объективной информацией о здоровье и психофизическом состоянии каждою снимающегося, а также о влиянии физических нагрузок и вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма. В этой связи необходимо осуществлять педагогический контроль учебно-тренировочного процесса, уметь оперативно оценивать уровень технико-тактического мастерства и динамику физической подготовленности, контролировать состояние тренированности спортсменов.
По современным представлениям, спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состоянием юного спортсмена, а стержневым, основным путем к реализации управления является педагогический контроль. Правильно организованный педагогический контроль в подготовке спортсмена является оптимальным механизмом информационного обеспечения управления учебно-тренировочным процессом. Управление процессом подготовки спортсменов сводится к сопоставлению результатов контроля (показатели уровня подготовленности) с параметрами применяемых тренировочных нагрузок и результатами, показанными в официальных соревнованиях. На основании такого сопоставления тренер планирует дальнейшее содержание тренировочного процесса и вносит в его ход необходимые коррективы. Принимаемые соответствующие управленческие решения эффективны лишь в том случае, если они базируются на достоверной информации о применяемых тренировочных нагрузках и уровне подготовленности квалифицированных спортсменов при решении задач конкретного этапа подготовки или непосредственной подготовке к официальным соревнованиям.
Педагогический контроль является необходимым инструментом повышения эффективности подготовки спортсменов и необходимость правильного подбора средств и методов контроля обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – определить особенности педагогического контроля в подготовке спортсменов.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования – педагогический контроль в учебно-тренировочном процессе.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что посредством педагогического контроля в подготовке спортсменов можно оценить эффективность тренировочного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе тренеров- преподавателей ДЮСШ по самбо.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ
Заключение
Таким образом, педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Для решения практических задач выделяют этапный, текущий и оперативный контроль в тренировке спортсменов. Этапный контроль является наиболее объективным и информативным в оценке подготовленности спортсмена. От полноты и достоверности информации, при проведении этого контроля зависит дальнейшее содержание программ и учебно-тренировочной работы
Задачи исследования
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты проблемы педагогического контроля в подготовке спортсменов;
- подобрать методики педагогического контроля специальной физической подготовки спортсменов в самбо;
- проанализировать результаты педагогического контроля.
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: научно-теоретический анализ источников литературы, обобщение опыта работы ведущих специалистов, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, метод математической обработки полученных результатов.
Педагогический эксперимент
В рамках педагогического эксперимента в работе исследовались результаты педагогического контроля по оценке воздействия методики специальной физической подготовки самбистов. Педагогический эксперимент, проводился в течение 4 месяцев.
В нем участвовали 20 спортсменов в возрасте 16-17 лет, занимающихся в секции самбо на этапе спортивной специализации. Были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), в каждой из которых участвовало по 10 спортсменов. Подростки контрольной группы занимались по утверждённой рабочей программе по самбо, составленной на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по самбо, утвержденного 12.10.2015 г. Учебно-тренировочные занятия со спортсменами экспериментальной группы проводились с использованием разработанной методики специальной физической подготовки.
Педагогическое тестирование
Педагогический контроль проводился для оценки эффективности разработанной методики специальной физической подготовки самбистов.
Выбор тестов был обусловлен необходимостью наиболее полно охарактеризовать уровень развития специальной подготовки самбистов в возрасте 16-17 лет.
1. Подтягивание из виса на высокой перекладине выполняется на гимнастической перекладине из исходного положения «вис хватом сверху». Каждому поступающему предоставляется одна попытка. Во время выполнения упражнения не допускаются сгибания туловища и ног в коленных суставах, движения ногами, рывки, махи и раскачивания, перехваты рук. Подтягивание засчитывается, если подбородок поступающего находится выше уровня перекладины, а при опускании руки полностью разгибаются. Подсчитывается количество раз выполнения упражнения за 20 сек.
2. Лазание по канату 4 м без помощи ног. Подтягиваясь на руках, поочередно перехватывая ими канат на уровне головы, подниматься вверх; ноги не напрягать
3. Перевороты на мосту выполняются из исходного положения крутой мост с упором на лоб, руки в замке предплечьями на ковре, перевороты четкие, ритмичные, толчок одновременно обоими ногами. Оценивается время выполнения упражнения.
4. Забегание на мосту (15 влево, 15 вправо) выполняется из исходного положения крутой мост с упором на лоб, руки в замке предплечьями на ковре, забегания без задержек, голова и руки при этом не смещаются. Оценивается время выполнения упражнения.
5. 10 бросков манекена прогибом. Атакующий, выполняя захват, соединяет руки за «спиной» манекена, подставляет сзади стоящую ногу на уровне своей правой ноги, снаружи-спереди от стоящей ноги манекена. Подставляя ногу, атакующий тянет манекен на себя-вверх, прижимает к себе манекен так, чтобы его грудь была несколько выше или на уровне груди атакующего и чтобы туловища борцов плотно соприкасались. При этом голова атакующего должна находиться со стороны захваченной руки манекена. Прижимая к себе манекен, атакующий отклоняется слегка назад и выводит противника из равновесия. Отклоняясь назад, атакующий не должен подавать колени вперед и поднимать таз вверх. С началом потери равновесия атакующий выполняет рывок-подбив. При этом максимальные усилия атакующий проявляет в направлении вверх-назад под углом примерно 30° от вертикальной линии.
Рывок-подбив осуществляется за счет резкого одновременного выполнения следующих действий: рывка руками вверх-назад, отклонения головы, выпрямления ног и прогибания. При хорошем подбиве в силу инерции атакующий может стать на носки. К моменту окончания подбива он находится под углом примерно 40° к горизонтальной линии, головой вниз. С окончанием подбива атакующий переходит к выполнению разворота грудью к ковру. Выполняя разворот, атакующий несколько ослабляет захват, но не распускает его. Ослабляя захват, атакующий исключает скованность, мешающую развороту. Выполнять разворот грудью к ковру атакующий начинает тогда, когда его голова находится примерно на расстоянии 30 см от ковра. Разворот выполняется в сторону захваченной руки атакуемого. Для ускорения разворота атакующему целесообразно в начале движения повернуть свою голову налево. Оценивается время выполнения упражнения.
Организация исследования
Исследование проводилось на базе ЦДЮС г. Мытищи, Московская область. В нем участвовали 20 спортсменов в возрасте 16-17 лет. Педагогическое экспериментальное исследование проводилось с января по май 2018 года и осуществлялось в три этапа:
1 этап – предварительный контроль (15-31 января 2018) был посвящен анализу литературных источников, отбору участников эксперимента. Осуществлялся подбор средств и методов специальной физической подготовки. Проводилась первичная диагностика уровня специальной подготовки спортсменов.
2 этап –(1 февраля– 20 мая 2018г) включил проведение последовательного педагогического эксперимента, в ходе которого проводились тренировочные занятия по разработанной методике.
3 этап-итоговый контроль (21-30 мая 2018)- проводилась повторная диагностика уровня специальной физической подготовленности осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов.
Заключение
Таким образом, подобраны средства педагогического контроля за уровнем специальной подготовленности самбистов с целью проверки эффективности экспериментальной методики специальной физической подготовки спортсменов.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
3.1 Описание методики специальной физической подготовки самбистов
Комплекс подобранных средств и методов специальной подготовки самбистов включал в себя блоки упражнений на развитие специальных физических качеств спортсменов.
Блок 1. Упражнения для укрепления борцовского «моста»:
-накаты в положении задний мост,
-накаты в положении передний мост,
-перевороты из положения задний мост в положение передний мост и обратно,
-забегания вокруг головы,
-стойка на голове,
-опускание в положение борцовский мост из ИП ОС,
- опускание в положение «борцовский мост» с опорой руками о стенку,
-опускание в положение «борцовский мост» стоя близко к стене (касаясь коленями и пальцами ног стены).
Блок 2. Упражнения для развития гибкости:
-наклоны вперед назад, в стороны,
-передвижения в положении гимнастический мост вперед назад в стороны,
-махи ногами,
- наклоны вперед сидя ноги врозь ноги вместе,
-опускание в положение гимнастический мост из ИПОС,
-опускание в положение мост стоя спиной к стене (на расстоянии одного шага) опираясь о стенку руками, тоже самое подняться из положения мост в ИП стоя спиной к стене,
-забегания вокруг головы в положении мост,
-махи ногами с большой амплитудой вперед назад в стороны,
-опускание на шпагат продольный поперечный.
Блок 3. Упражнения для развития силы
-лазание по канату в два приема и без помощи ног,
-подтягивание на перекладине (в том числе разноименным хватом),
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
-сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях,
-ходьба на руках в положении упор лежа (партнер держит ноги) сгибая и разгибая руки на каждый шаг,
-сгибание и разгибание туловища в положении лежа на спине ноги зафиксированы с прижатым к груди отягощением (блин от штанги),
-приседание с партнером на спине (захват на мельницу),
-приседания с партнером до полуприседа,
-ходьба в полуприседе с отягощением (блин от штанги, гиря) прижатым к груди руками.
Блок 4. Скоростно - силовые упражнения
-ускорение 15 м, 20 м,
-лазание по канату на время в том числе и без помощи ног,
-сгибание и разгибание рук в упоре лежа с прыжком,
- подтягивание на перекладине за 10 сек.,
-прыжки с двух ног,
-прыжки в полуприседе с двух ног.
- бег 50 метров на время.
Блок 5. Упражнения для развития взрывной силы
-прыжки в длину с места с двух ног,
-метание набивного мяча,
-метание гири вперед,
-метание гири назад,
-ускорение 10 м.,
-рывок штанги до груди.
Блок 6. Упражнения для развития силовой выносливости
- имитация бросков с резиновым амортизатором натяжением, темп движений – выше среднего;
- выполнение бросков партнера той же весовой категории с интенсивностью выше средней;
- борьба с более тяжёлым или сильным противником
- многократное повторное выполнение одного и того же приема, броска с партнером, которого со стороны спины удерживает, отягощая, второй партнёр;
- выполнение бросков со специальным чучелом со средней интенсивностью.
В структуру одного занятия включались следующие варианты комбинаций блоков:
-вариант 1 – блок разминки, блок 1, блок 2, блок 4, блок 6;
-вариант 2 – блок разминки, блок 1, блок 3, блок 5, блок 6;
-вариант 3 – блок разминки, блок 1, блок 2, блок 5, блок 6.
Таким образом, комплекс упражнений на тренировках самбо реализуемый по блочному типу построения занятий может способствовать развитию специальных физических качества спортсменов в возрасте 16-17 лет.
3.2 Динамика показателей специальной подготовки спортсменов
Педагогический контроль осуществлялся с целью оценки эффективности экспериментальной методики. Был проведен сравнительный анализ показателей тестов, характеризующих уровень специальной физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп.
Для оценки показателей специальной подготовки самбистов в возрасте 16-17 лет на констатирующем этапе эксперимента был проведен предварительный педагогический контроль (протоколы исследования в приложении). Результаты средних значений показателей тестирования специальной подготовки самбистов в возрасте 16-17 лет контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка специальной подготовки самбистов в возрасте 16-17 лет на констатирующем этапе
Тесты | Группы | M±m | δ | t | Р |
Подтягивание из виса на высокой перекладине, раз/ сек | КГ | 3,60±0,23 | 0,23 | 1,64 | >0,05 |
ЭГ | 4,20±0,31 | 0,31 | |||
Лазание по канату без ног, сек | КГ | 10,71±0,04 | 0,04 | 0,98 | >0,05 |
ЭГ | 10,76±0,04 | 0,04 | |||
Перевороты на мосту, сек | КГ | 26,55±0,39 | 0,39 | 0,71 | >0,05 |
ЭГ | 26,87±0,28 | 0,28 | |||
Забегание на мосту, сек | КГ | 17,42±0,18 | 0,18 | 0,29 | >0,05 |
ЭГ | 17,49±0,18 | 0,18 | |||
10 бросков манекена прогибом, сек | КГ | 27,99±0,34 | 0,34 | 0,76 | >0,05 |
ЭГ | 27,72±0,16 | 0,16 |
Результаты тестирования специальной подготовки самбистов в возрасте 16-17 лет до проведения эксперимента выявили, что показатели специальных физических качеств спортсменов контрольной и экспериментальной группы примерно одинаковы, т.к. статистическая обработка данных не выявила достоверных различий полученных показателей (P>0,05), что доказывает однородность групп.
После проведения занятий специальной подготовки самбистов в возрасте 16-17 лет был проведен итоговый контроль в виде повторного тестирования физических качеств. Результаты средних значений показателей специальных физической качеств самбистов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка специальной подготовки самбистов в возрасте 16-17 лет на контрольном этапе
Тесты | Группы | M±m | δ | t | Р |
Подтягивание из виса на высокой перекладине, раз/ сек | КГ | 5,50±0,39 | 0,39 | 3,59 | <0,01 |
ЭГ | 7,30±0,35 | 0,35 | |||
Лазание по канату без ног, сек | КГ | 10,54±0,05 | 0,05 | 3,22 | <0,01 |
ЭГ | 10,34±0,04 | 0,04 | |||
Перевороты на мосту, сек | КГ | 25,16±0,36 | 0,36 | 3,04 | <0,01 |
ЭГ | 23,87±0,27 | 0,27 | |||
Забегание на мосту, сек | КГ | 16,84±0,14 | 0,14 | 3,08 | <0,01 |
ЭГ | 16,36±0,09 | 0,09 | |||
10 бросков манекена прогибом, сек | КГ | 26,35±0,17 | 0,17 | 3,76 | <0,01 |
ЭГ | 25,23±0,26 | 0,26 |
Анализ результатов итогового педагогического контроля выявил, что полученные показатели специальной подготовки у самбистов экспериментальной группы достоверно превосходят результаты тестов борцов контрольной группы на уровне значимости 99%.
Рассмотрим результаты тестирования, полученные в ходе эксперимента. Результаты теста «Подтягивание из виса на высокой перекладине» представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Результаты теста «Подтягивание из виса на высокой перекладине», раз/20сек
В контрольной группе за время педагогического эксперимента результаты улучшились с первоначальных значений 3,60±0,23 раз/20 сек до 5,50±0,39 раз/20 сек (Рис. 1, синие столбики), что соответствует приросту результата на 52,78 %. В экспериментальной группе результат улучшился с 4,20±0,31 раз/20 сек до 7,30±0,35 раз/20 сек (Рис. 1, столбики красного цвета), что соответствует улучшению результата на 73,81 %.
Результаты теста «Лазание по канату без ног» представлены на рисунке 2. Согласно анализа результатов, в контрольной группе за время педагогического эксперимента показатели улучшились с первоначальных значений 10,71±0,04 сек до 10,54±0,05 сек (Рис. 2, синие столбики), что соответствует 1,59 %. В экспериментальной группе время выполнения упражнения сократилось с 10,76±0,04 сек до 10,34±0,04 сек (Рис. 2, столбики красного цвета), что соответствует улучшению результата на 3,90 %.
Рис.2 Результаты теста «Лазание по канату без ног», сек
Наглядно результаты теста «Перевороты на мосту» представлены на рис. 3.
Рис. 3 Результаты теста «Перевороты на мосту», сек
Исследование результатов теста «Перевороты на мосту» показало, что в контрольной группе за время педагогического эксперимента результаты улучшились с первоначальных значений 26,55±0,39 сек до 25,16±0,36 сек (Рис. 3, синие столбики), что соответствует снижению результата на 5,24%. В экспериментальной группе время выполнения упражнения снизилось с 26,87±0,28 сек до 23,87±0,27 сек (Рис. 3, столбики красного цвета), что соответствует улучшению результата на 11,16 %.
В результате проведения эксперимента изменились показатели теста «Забегание на мосту». В контрольной группе за время педагогического эксперимента результаты улучшились с первоначальных значений 17,42±0,18 сек до 16,84±0,14 сек (Рис. 4, синие столбики), что соответствует 3,33 %. В экспериментальной группе результат теста улучшился с 17,49±0,18 сек до 16,36±0,09 сек (Рис. 4, столбики красного цвета), что соответствует 6,46%.
Рис. 4 Результаты теста «Забегание на мосту», сек
В результате проведения занятий с использованием подобранных средств и методов изменились показатели теста «10 бросков манекена прогибом» (рисунок 5).
Рис. 5 Результаты теста «10 бросков манекена прогибом», сек
В контрольной группе за время педагогического эксперимента результаты улучшились с первоначальных значений 27,99±0,34 сек до 26,35±0,17 сек (Рис. 5, синие столбики), что соответствует 5,86 %. В экспериментальной группе результат теста «10 бросков манекена прогибом» улучшился с 27,72±0,16 сек до 25,23±0,26 сек (Рис. 5, столбики красного цвета), что соответствует улучшению результата на 8,98 %.
Таким образом, мы выяснили, что после занятий специальной физической подготовкой с использованием подобранных средств и методов в экспериментальной группе самбистов 16-17 лет показатели физических качеств лучше чем в контрольной.
Заключение
Сравнительный анализ показателей тестирования позволяет сделать вывод об эффективности подобранных средств и методов специальной подготовки самбистов, что подтверждается статистической обработкой данных. Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического контроля подтвердили эффективность методики, соответственно она может использоваться в дальнейшем в тренировочном процессе.
ВЫВОДЫ
1. В ходе анализа научно-педагогических литературных источников были выявлены виды педагогического контроля в подготовке спортсменов, к ним относятся: предварительный, оперативный, текущий, этапный и итоговый. Результаты, полученные в процессе педагогического контроля, позволяют корректировать тренировочный процесс, что обеспечивает достижение оптимальной спортивной формы спортсменов и, как следствие, ведет к повышению результатов.
2. Для оценки эффективности методики специальной физической подготовки спортсменов в самбо были подобраны тесты для педагогического контроля.
3. В результате педагогического контроля было выявлено, что
- показатели теста «Подтягивание из виса на высокой перекладине» улучшились в КГ на конец эксперимента на 3,94%, а в ЭГ– на 6,76%, Р<0,01;
- показатели теста «Лазание по канату без ног» улучшились в КГ на конец эксперимента на 1,59%, а в ЭГ – на 3,90%, Р<0,01;
- показатели теста «Перевороты на мосту» улучшились в КГ на конец эксперимента на 5,24%, а в ЭГ– на 11,16%, Р<0,01;
- показатели теста «Забегание на мосту» улучшились в КГ на конец эксперимента на 3,33%, а в ЭГ– на 6,46%, Р<0,01;
- показатели теста «10 бросков манекена прогибом» улучшились в КГ на конец эксперимента на 5,86%, а в ЭГ– на 8,98%, Р<0,01.
Таким образом, педагогический контроль эффективности методики специальной физической подготовки самбистов выявил дальнейшую целесообразность применения данной методики в тренировочном процессе в силу ее положительного воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ
2. Абалян А. Г. Теоретико-методологические основы комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса //Вестник спортивной науки. – 2017. – №. 3.
3. Баряев А. А. Совершенствование системы спортивной подготовки в голболе (спорт слепых) на основе применения комплексного контроля //Специальное образование. – 2016. – №. 1.
4. Близнюк А. А. Содержание педагогического контроля на этапе начальной подготовки боксеров //Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №. 53-9. – С. 98-104.
5. Ботяев В. Л., Сафонов А. В. Педагогический контроль в лыжном спорте на этапах начальной специализированной подготовки //Культура, спорт и здоровье. – 2017. – С. 88.
6. Ботяев В. Л., Бойко В. Н. Контроль и оценка физической подготовленности в синхронном плавании на этапах специализированной подготовки //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2016. – №. 6 (136).
7. Быков Е. В., Коломиец О. И. Совершенствование методов контроля за тренировочным процессом на основе современных информационных технологий //Теория и практика физической культуры. – 2016. – №. 5. – С. 59-61.
8. Витютнев Е. Е., Чернышенко Ю. К., Чернышенко К. Ю. Методика педагогического контроля специальной физической подготовленности курсантов–будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения на специализированном этапе профессиональной подготовки //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2014. – №. 2 (108).
9. Гатилов К. В. Поиск наиболее эффективных методов контроля и оценки уровня тренированности единоборцев, занимающихся боевым самбо //Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №. 56-8. – С. 49-56.
10. Гомбоев Б. Б., Полева Н. В., Завьялов Д. А. Педагогический контроль тактико-технической подготовленности борца на соревновательном этапе //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. – 2014. – №. 4 (30).
11. Греков Ю. А. Педагогический контроль видов подготовленности и этапные модельные характеристики танцоров 7-8 лет //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2014. – №. 4 (110).
12. Ежов П. Ф., Зайцев А. А. Педагогический контроль как основа управления подготовкой квалифицированных спортсменов //Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – С. 124.
13. Ерохин В. В. Исследование динамики физической подготовленности юных самбисток //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16. – №. 2-1.
14. Ефремов М. А., Радченко О. В., Ефремов А. К. Роль педагогического контроля в подготовке курсантов-самбистов //Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. – 2016. – С. 552-555.
15. Занковец В. Э., Попов В. П. Педагогический и биохимический контроль соревновательной и тренировочной деятельности в хоккее //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – №. 4-2 (64).
16. Золичева С. Ю. и др. Современный взгляд на некоторые проблемы детско-юношеского спорта //Вестник новых медицинских технологий. – 2018. – Т. 25. – №. 3.
17. Кизько А. П. Методология непрерывного педагогического контроля и оценки функционального состояния спортсменов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2016. – №. 7 (137).
18. Кладов Э. В., Шульпина В. П. Контроль общей и специальной физической подготовленности кикбоксеров учебно-тренировочных групп //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 6.
19. Козлятников О. А., Петина Э. Ш. Педагогический и врачебный контроль спортсменов, занимающихся греблей на байдарках и каноэ //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2017. – №. 4. – С. 44-45.
20. Кудря А. Д. и др. Теоретические аспекты нормирования нагрузки в физической культуре //Актуальные вопросы права и правоприменения. – 2017. – С. 192-202.
21. Лопатина А. Б. Научно-педагогические основы стратегии управления спортивной тренировкой в спорте высших достижений //Современные наукоемкие технологии. – 2015. – №. 12-5. – С. 887-891.
22. Максименко И. Г.. Контроль технической подготовленности футболисток различной квалификации //Теория и практика физической культуры. – 2017. – №. 6. – С. 73-74.
23. Морозов А. П. Контроль физической подготовленности юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки //Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – С. 137.
24. Никитушкин В. Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов : монография. - М. : Физическая культура, 2013. - 208 с.
25. Пожидаев С. Н. Инновационное проектирование педагогических объектов спорта как инструмент разрешения современных научных проблем //Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры» 3–5 декабря 2015 г./Под ред. ЛИ Лубышевой, СН Литвиненко.–М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015.–489 с. – 2015. – Т. 3. – С. 318.
26. Родин А. В. Особенности этапного контроля индивидуальных технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта //Вестник спортивной науки. – 2014. – №. 3.
27. Рукосуев Д. А. Педагогический контроль над развитием гибкости у спортсменов ушу 10-12 лет //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. – 2015. – №. 4 (88).
28. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт" / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2010. - 464 с.
29. Терехина Р. Н., Борисенко С. И., Коврижных Н. Н. Педагогический контроль в системе подготовки гимнастов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2016. – №. 10 (140).
30. Угольникова О. А., Алексеев А. Н. Комплекс тестов для контроля физической подготовленности женщин-борцов вольного стиля //Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. – 2016. – Т. 14. – №. 1. – С. 89-92.
31. Филиппова Е. Н. Педагогический контроль и оценка функциональной подготовленности юных лыжников-гонщиков //С56 Современные аспекты физкультурной и спортивной ра-боты с учащейся молодежью: сб. науч. ст. Междунар. науч.-. – 2015. – С. 205.
32. Филиппова Е. Н., Шамаева А. А., Зоткин В. А. Индивидуализация управления тренировочным процессом лыжников-гонщиков 13-14 лет на этапе начальной специализации //Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – №. 9-7. – С. 142-145.
33. Холодов Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2014. - 480 с.
34. Шкапов П. Ю. Педагогический контроль в учебно-тренировочном процессе групп спортивного совершенствования по самбо и дзюдо //Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 22. – С. 59–62.
35. Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций :учебное пособие / Г. А. Ямалетдинова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2014. — 244 с.
36. Яцык В. З., Парамзин В. Б., Горбиков И. И. Оперативный контроль на занятиях по лыжероллерной подготовке //Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования" Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", 2015. – №. 2. – С. 222-223.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Результаты тестирования
Показатели теста «Подтягивание из виса на высокой перекладине», раз/20сек
Период | До эксперимента | После эксперимента | ||
Группа | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ |
1 | 4 | 5 | 6 | 8 |
2 | 3 | 5 | 4 | 8 |
3 | 3 | 5 | 6 | 7 |
4 | 4 | 4 | 5 | 9 |
5 | 3 | 5 | 5 | 7 |
6 | 4 | 4 | 4 | 6 |
7 | 5 | 5 | 5 | 6 |
8 | 4 | 3 | 6 | 6 |
9 | 3 | 3 | 6 | 8 |
10 | 3 | 3 | 8 | 8 |
Показатели теста «Лазание по канату без ног», сек
Период | До эксперимента | После эксперимента | ||
Группа | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ |
1 | 10,8 | 10,9 | 10,7 | 10,5 |
2 | 10,7 | 10,6 | 10,7 | 10,3 |
3 | 10,8 | 10,8 | 10,6 | 10,2 |
4 | 10,8 | 10,8 | 10,6 | 10,3 |
5 | 10,7 | 10,7 | 10,6 | 10,5 |
6 | 10,6 | 10,6 | 10,5 | 10,2 |
7 | 10,5 | 10,9 | 10,6 | 10,4 |
8 | 10,9 | 10,7 | 10,4 | 10,5 |
9 | 10,7 | 10,8 | 10,2 | 10,2 |
10 | 10,6 | 10,8 | 10,5 | 10,3 |
Показатели теста «Перевороты на мосту», сек
Период | До эксперимента | После эксперимента | ||
Группа | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ |
1 | 26,4 | 27,5 | 26,2 | 25,1 |
2 | 26,4 | 26,4 | 26,1 | 24,3 |
3 | 27,7 | 26,3 | 26,5 | 22,4 |
4 | 25,4 | 26,9 | 25,2 | 23,1 |
5 | 26,5 | 27,5 | 24,3 | 23,5 |
6 | 28,1 | 26,1 | 25,1 | 24,1 |
7 | 27,2 | 25,3 | 25,9 | 23,6 |
8 | 25,9 | 28,1 | 25,1 | 23,8 |
9 | 24,3 | 27,4 | 24,1 | 23,9 |
10 | 27,6 | 27,2 | 23,1 | 24,9 |
Показатели теста «Забегание на мосту», сек
Период | До эксперимента | После эксперимента | ||
Группа | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ |
1 | 17,7 | 17,3 | 17,1 | 16,2 |
2 | 18,1 | 18,1 | 16,5 | 16,3 |
3 | 17,5 | 17,9 | 17,4 | 16,5 |
4 | 18,2 | 17,9 | 17 | 16,5 |
5 | 17,6 | 18,2 | 16,9 | 17 |
6 | 17,2 | 16,5 | 16,8 | 16,2 |
7 | 17,5 | 17,2 | 17,2 | 16,1 |
8 | 17,1 | 17,2 | 17,1 | 16,4 |
9 | 16,5 | 17,5 | 16,2 | 16,1 |
10 | 16,8 | 17,1 | 16,2 | 16,3 |
Показатели теста «10 бросков манекена прогибом», сек
Период | До эксперимента | После эксперимента | ||
Группа | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ |
1 | 28,4 | 27,5 | 26,1 | 25,1 |
2 | 30,2 | 28,1 | 25,9 | 25,4 |
3 | 28,6 | 28,2 | 25,6 | 24,1 |
4 | 27,9 | 27,3 | 26,5 | 24,2 |
5 | 27,4 | 27,9 | 26,4 | 24,6 |
6 | 28,5 | 27,4 | 26,6 | 25,3 |
7 | 27,1 | 28,6 | 25,9 | 25,1 |
8 | 26,5 | 27,1 | 26,2 | 26,4 |
9 | 27,8 | 27,3 | 27,1 | 26,2 |
10 | 27,5 | 27,8 | 27,2 | 25,9 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Эффективность управления тренировочным процессом спортсменов во многом обусловлена рациональной программой комплексной диагностики подготовленности спортсменов, которая предполагает использование педагогических, медико–биологических и психологических методик, позволяющих получить оперативно необходимую информацию о состоянии тренированности спортсменов.
Для успешного управления процессом подготовки юных спортсменов тренеру-преподавателю необходимо располагать объективной информацией о здоровье и психофизическом состоянии каждою снимающегося, а также о влиянии физических нагрузок и вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма. В этой связи необходимо осуществлять педагогический контроль учебно-тренировочного процесса, уметь оперативно оценивать уровень технико-тактического мастерства и динамику физической подготовленности, контролировать состояние тренированности спортсменов.
По современным представлениям, спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состоянием юного спортсмена, а стержневым, основным путем к реализации управления является педагогический контроль. Правильно организованный педагогический контроль в подготовке спортсмена является оптимальным механизмом информационного обеспечения управления учебно-тренировочным процессом. Управление процессом подготовки спортсменов сводится к сопоставлению результатов контроля (показатели уровня подготовленности) с параметрами применяемых тренировочных нагрузок и результатами, показанными в официальных соревнованиях. На основании такого сопоставления тренер планирует дальнейшее содержание тренировочного процесса и вносит в его ход необходимые коррективы. Принимаемые соответствующие управленческие решения эффективны лишь в том случае, если они базируются на достоверной информации о применяемых тренировочных нагрузках и уровне подготовленности квалифицированных спортсменов при решении задач конкретного этапа подготовки или непосредственной подготовке к официальным соревнованиям.
Педагогический контроль является необходимым инструментом повышения эффективности подготовки спортсменов и необходимость правильного подбора средств и методов контроля обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – определить особенности педагогического контроля в подготовке спортсменов.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования – педагогический контроль в учебно-тренировочном процессе.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что посредством педагогического контроля в подготовке спортсменов можно оценить эффективность тренировочного процесса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе тренеров- преподавателей ДЮСШ по самбо.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ
Сущность педагогического контроля в спорте
Педагогический контроль – получение информации о физическом и моральном состоянии занимающегося физическими упражнениями и спортом с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы и формирования личности.
Специалисты детско-юношеского спорта считают, что под педагогическим контролем следует понимать систему получения объективной информации об адекватности и эффективности целостного образовательного процесса спортивной школы.
Эта информация может быть использована в следующих целях:
- контроль деятельности спортивной школы;
- системный контроль деятельности тренеров-преподавателей спортивной школы;
- выработка новых управленческих решений;
- информационное обеспечение управления учебно-тренировочным и соревновательным процессом.
Педагогический контроль в подготовке спортсменов - это получение объективной информации о влиянии тренировочного процесса на направленность и величину морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме юных спортсменов, на реальные сдвиги показателей специальной подготовленности, а также изучение адекватности и эффективности учебно- тренировочного и соревновательного процесса.
В.Л. Ботяев отмечает, что педагогический контроль – это планомерный процесс получения информации о различных сторонах подготовленности как юного, так и квалифицированного спортсмена. Очевидно, что чем больше такой информации получает тренер, тем, в принципе, точнее и правильнее он может управлять процессом подготовки спортсмена, делать выводы об эффективности применяемых педагогических воздействий и целесообразности продолжения занятий тем или иным видом спорта. Все эти задачи педагогический контроль может выполнить при условии своего теоретического и методического обеспечения, наполнения своего содержания объективными методами контроля и оценки различных сторон подготовленности [4; стр. 88].
Педагогический контроль включает совокупность параметров, средств, методов, алгоритмов и организационно-методических мероприятий но оценке эффективности применяемых средств и методов подготовки, тренировочных нагрузок (упражнений), технико-тактических действий, а также спортивных результатов и поведения спортсменов, осуществляемых тренером совместно с педагогом-исследователем.
Контроль считается педагогическим на том основании, что его осуществляет педагог-преподаватель. Если же контроль ведется самим занимающимся, то тогда более корректно использовать термин «самоконтроль». Результаты педагогического контроля обычно фиксируются преподавателем в журнале и могут затем использоваться в качестве необходимой информации при новом планировании. При самоконтроле записи обычно ведутся в дневниках [29; стр. 67].
Основная цель педагогического контроля - это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы), которыми преподаватель воздействует на учеников, и изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения). Если в результате контроля обнаруживается, что факторы воздействия и изменения соответствуют положительному достижению поставленной цели (наблюдается, предположим, запланированный рост мастерства), значит, преподаватель правильно осуществляет учебно-тренировочный процесс [11; стр. 19].
Задачи педагогического контроля - учет тренировочных и соревновательных нагрузок, определение различных сторон подготовленности спортсменов, выявление возможностей достигнуть запланированный спортивный результат, оценка поведения юного спортсмена на соревнованиях. Основными методами педагогической) контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (тесты). Кроме того, педагог обобщает в единую (интегральную) оценку данные обследований, получаемые при помощи других видов контроля.
В рамках педагогического контроля особую эффективность приобретает медико-биологический, биомеханический, психологический контроль [13; стр. 29].
Медико-биологический контроль предусматривает совокупность параметров, средств, методов и мероприятий, направленных на оценку здоровья, функциональных возможностей и состояния организма спортсмена с учетом реакции его систем на различные, в том числе экстремальные, тренировочные и соревновательные воздействия (нагрузки).
Биомеханический контроль включает совокупность средств, методов, алгоритмов по оценке техники выполнения спортивных упражнений и формирования технической) мастерства спортсмена.
Психологический контроль включает совокупность показателей средств, методов, мероприятий по оценке индивидуально-типологических особенностей личности спортсмена, общих и специальных психомоторных способностей, психических состояний в экстремальных (стрессовых) условиях соревнований, социально- психологических характеристик спортивных коллективов.
В традиционном понимании педагогический контроль зачастую проводится с целью констатации наличия или отсутствия спортивных достижений, которые выражаются в изменении уровня различных сторон подготовленности квалифицированных спортсменов. Ряд объективных и субъективных факторов обусловливает отношение к данному виду контроля со стороны тренеров-практиков как к обязательному мероприятию [16; стр. 158]. Проведение педагогического контроля должно способствовать:
- наличию сотрудничества между тренером и квалифицированными спортсменами;
- повышению уровня подготовленности квалифицированного спортсмена как субъекта деятельности;
- повышению мотивации квалифицированного спортсмена на демонстрацию наивысшего уровня подготовленности для конкретного этапа или периода подготовки;
- содействию последующей самореализации в соревновательной и тренировочной деятельности и как результат – переход в процессе подготовки на более высокий уровень спортивного мастерства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 688.