Формы организации тралового промысла дальневосточной сардины (иваси)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время организация любого промысла водных биологических ресурсов осуществляется в основном по двум формам: экспедиционной и автономной.

Главным отличием между двумя формами является способ передачи и вывоза продукции, произведенной в районе промысла. Так, при автономной форме организации промысла добывающие суда как с законченным производственным циклом, так и с незаконченным, производят транспортировку из района промысла и сдачу рыбы-сырца, полуфабриката или готовой рыбопродукции на береговые предприятия. При экспедиционной форме организации промысла добывающие суда производят сдачу рыбы-сырца, полуфабрикатов или готовой продукции из нее обрабатывающим или транспортным судам для последующей переработки и транспортировки на берег. 

Каждая из форм организации имеет несколько вариантов в зависимости от типа судна, участвующего в промысле.

На траловом промысле дальневосточной сардины (иваси) предлагается использовать крупнотоннажные добывающие суда кормового траления типа БМРТ, РТМС, БАТМ. Данные добывающие суда являются промысловыми судами с законченным производственным циклом. Они отличаются хорошими мореходными качествами, высокой производительностью тралового лова, наличием технологического оборудования, позволяющего производить из сырца готовую продукцию и обеспечить ее долговременное хранение, а также увеличить автономность добывающего судна по заполнению трюмов по основному виду продукции.

Организация промысла дальневосточной сардины (иваси) с крупнотоннажных судов кормового траления предусматривает следующий вариант автономной формы: 

Схема работы: Добывающее судно с законченным производственным циклом (добывающее-обрабатывающее судно)-берег.

Промыслово-технологический режим:

-добывающе-обрабатывающее судно осуществляет собственную добычу, переработку сырца в готовую продукцию или полуфабрикаты, длительное хранение и собственную транспортировку в любой порт.

-на берегу производится реализация готовой продукции или полуфабрикатов.

Типы судов: крупнотоннажные кормовые траулеры.

Область применения: морской промысел в открытых морях и океанах при удалении районов промысла от портов базирования на 1,0 – 3,5 тыс. миль.

Продолжительность рейса: ограничивается периодом автономности, а также требованиями к непрерывному пребыванию экипажа в море.

Организация промысла дальневосточной сардины (иваси) крупнотоннажных судов кормового траления предусматривает следующий вариант экспедиционной формы:

Схема работы: Добывающее судно с законченным производственным циклом (добывающее-обрабатывающее судно)- транспортное судно -берег.

Промыслово-технологический режим:

-добывающе-обрабатывающее судно осуществляет собственную добычу, переработку сырца в готовую продукцию или полуфабрикаты, длительное хранение;

- транспортное судно производит транспортировку готовой продукции или полуфабрикатов;

- на берегу производится реализация продукции.

Типы судов: крупнотоннажные кормовые траулеры.

Область применения: этот вариант является модификацией варианта автономного промысла. Применяется при работе добывающих судов с законченным производственным циклом в отдаленных районах (открытых частях) Мирового океана. Одновременно с этим не исключается возможность применения данной формы организации промысла и при значительно меньшей удаленности промысловых районов от портов базирования. Такая возможность возникает при наличии устойчивой сырьевой базы с одновременным достижением высоких уловов. Участие транспортного судна в данной схеме обусловлено двумя факторами. Во-первых, они осуществляют прием рыбопродукции от добывающее-обрабатывающих судов непосредственно в районе промысла. Во-вторых, ими осуществляется доснабжение всем необходимым для продолжения ведения промысла. Безусловным преимуществом такой схемы организации промысла является повышение эффективности работы добывающее-обрабатывающих судов вследствие уменьшения непроизводительных потерь, повышением удельного времени непосредственной добычи в общем промысловом времени.

Продолжительность рейса: ограничивается периодом автономности, а также требованиями к непрерывному пребыванию экипажа в море.

При организации промысла дальневосточной сардины (иваси) крупнотоннажными добывающими судами кормового траления могут применяться все перечисленные варианты автономной и экспедиционной форм организации промысла. Тем не менее, при выборе схемы и варианта организации промысла необходимо учитывать реальные условия его ведения, наличие определенных недостатков и оценивать их влияние на эффективность промысла. Так, например, использование первого варианта автономной формы организации промысла имеет определенные недостатки, связанные, прежде всего, с возникновением больших непроизводительных пробегов добывающих судов, с сокращением промыслового времени, с ограниченностью сроков промысла, связанных с естественными миграциями рыб.

При любой форме организации тралового промысла дальневосточной сардины (иваси) необходимо стремиться к более полному использованию добывающего судна путем эффективного планирования годового и рейсового режимов работы, использования добывающих судов на траловом промысле других промысловых объектов с учетом сезонности их распределения.

 Увеличение удельного веса промыслового времени путем сокращения переходов, различного рода стоянок, в т.ч. непроизводительных затрат времени, оптимизации процесса поиска косяков рыбы являются основными резервами повышения эффективности тралового лова.

 

4.2. Организация работы членов экипажей добывающих судов, основные требования по безопасности выполнения промысловых операций.

 

Численность и расстановка палубной команды во время работы с разноглубинным тралом определяются в основном его размерами и конструкцией невода, промысловым устройством добывающего судна, средствами механизации промысловых операций лова и их размещением на промысловой палубе добывающего судна. Регламентом ведения всех промысловых операций технологии тралового лова на каждом добывающем судне является промысловое расписание. Все промысловые операции выполняются в строгом соответствии с промысловым расписанием, в котором указаны обязанности членов экипажа во время работы с разноглубинным тралом.

Типичными аварийными ситуациями при траловом лове относятся заверт трала, обрыв ваеров или кабелей, намотка на винт сетной части, попадание груза-углубителя на верхний кабель и т.д. Заверты трала или отдельных его частей могут происходить по многим причинам (ваер или кабель оказался наброшенным на траловую доску другого ваера, перекручены ваера, мешок трала задевает задел за подборы и т.д.). Предупреждение таких аварийных случаев обеспечивается соблюдением правил работы с тралом и своевременным контролем состояния трала во время его спуска.

Задев или сцепление почти всегда сопряжены с резким увеличением нагрузок и нарушением симметричности траловой системы. По этой причине после задева или сцепления необходимо проверять длину ваеров, лапок траловых досок, а также исправность других частей трала.

Основные требования по безопасности выполнения промысловых операций при кормовом тралении:

1. При спуске и подъеме трала между стойками ворот слипа должно быть установлено надежное ограждение. После подъема мешка трала с уловом на палубу, при тралении и на переходах судна ворота слипа должны быть закрыты.

2. Запрещается находиться на наклонной плоскости слипа во время спуска и подъема трала, а также при тралении. При необходимости производство работ на слипе в период промысла допускается только при волнении моря не более 4 баллов и при выполнении следующих требований: судно должно идти самым малым ходом носом на волну; люди, работающие на слипе, должны быть одеты в рабочие страховочные жилеты и каски, иметь предохранительные пояса и подстраховываться с помощью страховочных концов; руководство работой должен осуществлять лично старший мастер по добыче. Лица, выполняющие промысловые операции у слипа и у подвесных ваерных блоков, должны быть в предохранительных поясах со страховочными концами, надежно закрепленными за страховочные приспособления (рамы, обухи и др.). Длина страховочных концов должна обеспечивать удобство и безопасность работы.

3. Запрещается находиться в зоне движения грузов-углубителей и работать с ними в районе слиповой канавки при спуске-подъеме разноглубинного трала. Выбранные на палубу грузы-углубители должны быть надежно закреплены.

4. При включении или отключении траловых досок, заводке ваеров в ролики и выведении их из роликов необходимо выполнять следующие требования: траловые доски должны включаться или отключаться только поочередно; выборка ваеров после выхода траловых досок из воды, выборка и травление ваеров (кабелей) между отдельными операциями по включению или отключению траловых досок, а также при заводке ваеров в ролики и выведения их из роликов должны производиться на самой малой скорости, плавно и без рывков; при выполнении операций крепления досок на стопорные цепи и отдачи их, включения и отключения гаков шкентелей досок и гаков стопорных оттяжек, заводки и сбрасывании ваеров на слип, выборка или травление ваеров должны быть прекращены, траловая лебедка остановлена, а ее барабаны застопорены; для безопасного включения и отключения гаков шкентелей траловых досок, а также заведения и выведения из роликов ваеров и сбрасывания их на слип ваерам должна даваться достаточная слабина. Включение и отключение стопорных концов должно производиться только на промысловой палубе, а не на слипе; матросы, выполняющие операции по включению и отключению траловых досок, а также по заведению, выведению ваеров из роликов и сбрасыванию их на слип, должны находиться от роликов со стороны бортов судна и сбрасывать ваера на слип в положении «от себя».

5. В случае задева трала вахтенный мастер по добыче обязан: предупредить всех людей, находящихся в районе промысловой палубы и ближайших опасных местах; немедленно доложить вахтенному помощнику капитана и вызвать старшего мастера по добыче; вытравить необходимое количество ваеров до получения ими достаточной слабины. Члены судового экипажа, находящиеся в районе промысловой палубы и ближайших опасных местах, получив предупреждение о задеве трала, должны немедленно укрыться в ближайших безопасных местах и находиться там до тех пор, пока не будет дано разрешение покинуть их.

6. При тралении запрещается: переходить через ваера, пролезать под ними, прикасаться к ним частями тела, использовать их в качестве опоры и находиться между ними; находиться между ваерами, а также между ваером и слипом; находиться под подвесными роликами, а также около роликов со стороны слипа; выполнять работы и перегибаться через фальшборт в районе схода ваеров в воду.

7. При подъеме трала на палубу заводку стропов и подсоединение вытяжных концов необходимо производить только при остановленной лебедке.

8. При подъеме мешка с уловом заводка дележных стропов должна производиться плавно, без рывков, мешок при этом должен подниматься над палубой на высоту не более 10 см.

9. При развязывании гайтана мешок с уловом должен быть обязательно опущен на палубу.

10. Подъем мешка для выливки рыбы должен производиться только после того, как мешок взят на стопор, а человек, развязывающий гайтан мешка, отойдет в безопасное место.

11. Перед открытием крышки рыбного бункера работающие с мешком трала должны быть предупреждены лицом, открываю, щим бункер.

12. Выливка улова при работе по схеме «дубль» должна производиться только после окончания спуска второго трала.

13. При подъеме-спуске трала и выливке улова запрещается:становиться на сетные части и оснастку трала, ваера, кабели, переходные концы и т. п., а также переходить через них и проходить под ними; наматывать на руку оттяжку спускового конца и спусковой конец при выметке сетной части трала по слипу, а также крепить спусковой конец за конструкции судна; находиться между стопорными концами и кабелями, а также между стопорными концами и слипом во время включения и отключения стопорных концов и травления кабелей; находиться между слипом и ваерами (переходными концами) при заведении их в подвесные ролики, а также выведении из них и сбрасывании на слип; становиться на планширь и перегибаться через него при приеме и креплении траловых досок на стопорные цепи и отдаче траловых досок со стопорных цепей; находиться на промысловой палубе во время выборки ваеров и кабелей, подъема сетной части трала и мешка с уловом на палубу; находиться со стороны слипа у подвесных и направляющих роликов при выполнении отдельных операций; находиться в рыбных ящиках в момент выливки в них улова; выливать улов из мешка без дележки, если масса улова больше разрешенной грузоподъемности грузовых устройств; находиться на мешке с рыбой в момент его подъема и разворачивания грузовыми устройствами; находиться на пути движения мешка при его перемещении грузовыми устройствами для выливки улова; находиться под мешком с уловом или рядом с ним при его подъеме и перемещении грузовыми устройствами; использовать ломы и свайки при остропке мешка; находиться в момент развязывания гайтана между кутком и слипом.

14. При выборке трала сетным барабаном (перемещений мешка грузовыми устройствами) не допускать слабины сетного полотна.

15. Запрещается применять нештатные приспособления для укладки жгута на сетный барабан.

16. Запрещается выполнение ремонтных работ с промысловыми механизмами под нагрузкой (нагрузка с ваеров должна быть снята).

 

Раздел 5. Вопросы для самоконтроля

 

1. Каков принцип действия тралов?

2. Перечислите основные объекты и районы лова тралами?

3. Охарактеризуйте основные способы лова тралами?

4. Каковы основные достоинства и недостатки лова тралами?

5. Охарактеризуйте особенности поведения и распределения объектов лова тралами в естественных условиях?

6. Каковы особенности реакции объектов лова тралами на промысловое судно, траловые доски н вихревые шлейфы траловых досок?

7. Укажите особенности поведения объектов лова тралами в предустьевом пространстве трала?

8. Каковы особенности поведения объектов лова в трале?

9. Охарактеризуйте оснастку верхней и нижней подбор тралов?

10. Каковы основные элементы остропки тралов и каково их назначение?

11. В чем заключаются особенности подключения траловых досок к ваерам и кабелям?

12. Перечислите основные разновидности разноглубинных тралов?

13. Каковы основные размеры разноглубинных тралов и соотношения между ними?

14. Укажите назначение физических средств интенсификации лова тралами?

15. Дайте общую характеристику судов кормового траления?

16. Каковы особенности регулирования размеров и формы устья трала?

17. Перечислите виды организации лова тралами?

18. Охарактеризуйте особенности режима работы судов при лове тралами?

19. Перечислите аварийные ситуации при лове тралами?

20.  Какова техника безопасности при лове тралами?

21. Каковы особенности ухода за тралами на промысле?

22. Перечислите основные пути повышения эффективности лова тралами?

23. Основные операции, входящие в процесс тралового лова.

24. Технические решения при выборке, укладке и травление ваеров.

25. Технические решения при выборке, укладке, травлении кабелей.

26. Технические решения при выборке и укладке кабельно-сетной части трала

27. Технические решения при подъеме кутка трала с уловом на палубу.

28. Технические решения при выливке улова.

29. Классификация промысловых схем кормового траления.

30. Назвать основные промысловые схемы, используемые на траловом промысле.

31. Назвать принципиальные особенности и недостатки бортовой схемы траления.

32. Принцип работы по комбинированной схеме траления.

33. Кормовое траление по схеме “Дубль” на судах РТМС и МРКТ. Описать последовательность основных операций.

34. Назначение кабельно-сетных барабанов.

35. Типы кабельно-сетных барабанов.

36. Устройство односекционного кабельно сетного барабана.

37. Устройство двухсекционного кабельно сетного барабана.

38. Схема кабеле-сетеукладчика с подъемным ролом.

39. Назвать основные элементы ваерного барабана.

40. Как крепится ваер к ваерному барабану?

41. Исходя из каких параметров выбирается диаметр ваера?

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие промышленного рыболовства, являющегося на сегодняшний день основным поставщиком экологически чистого, высокобелкового сырья водных биологических ресурсов, на современном этапе лежит в плоскости освоения недоиспользуемых и возобновляемых промысловых объектов. Таким объектом в Дальневосточной рыбохозяйственном бассейне является дальневосточная сардина (иваси), возобновление добычи которой является на сегодняшний день одним из главных векторов развития рыбной отрасли Дальневосточного региона в долгосрочной перспективе.

 Крупномасштабный промысел дальневосточной сардины (иваси) в 70-90-е годы прошлого столетия малотоннажным и среднетоннажным добывающим флотом по экспедиционной форме организации осуществлялся с использованием кошельковой технологии промысла. После его завершения, связанного прежде всего, с биологическим состоянием промыслового объекта, большое количество таких судов было переоборудовано под другие технологии промысла, не сочетающиеся с технологией кошелькового лова, например, под ярусный, крабовый, креветочный и т.д. Орудие рыболовства – кошельковый невод, в связи с окончанием промысла, потеряло свою актуальность и сегодня не изготавливается в промышленных масштабах ни на одной из фабрик по постройке орудий рыболовства. Кроме того, в период «разграбления» рыбной отрасли большой урон был нанесен обрабатывающему флоту: плавучим базам и заводам, которые были практически полностью выведены из эксплуатации по разным причинам. Это не позволило во многих случаях использовать на промысле экспедиционную форму его организации.

В этой связи сегодня у рыбопромышленников имеется целый комплекс нерешенных проблем для полнообъемного возобновления кошелькового промысла дальневосточной сардины (иваси). Тем не менее, предусмотренный Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года комплекс государственных мер, включающих модернизацию и обновление добывающего флота, в т.ч. малотоннажного и среднетоннажного, создание мощных рыбоперерабатывающих заводов и развитие вспомогательных производств, таких как цеха и фабрики по производству орудий лова, создает потенциальную возможность успешного возобновления кошелькового лова дальневосточной сардины (иваси) в среднесрочной перспективе. 

Технология тралового промысла дальневосточной сардины (иваси), предложенная авторами в учебном пособии, позволяет начать уже сегодня освоение данного промыслового объекта действующими крупнотоннажными добывающими судами с использованием стоящих на вооружении разноглубинных тралов на основе научно обоснованных методик по обоснованию входного устья и его оснастки, прицельного поверхностного траления и применения в процессе выливки улова вакуумных рыбонасосов.

Наметившаяся, начиная с 2010 г., тенденция ежегодной положительной динамики численности дальневосточной сардины (иваси), позволившая отраслевым ученым спрогнозировать увеличение ее объемов до уровня в 2,12 млн. т., при доли нерестового запаса 891 тыс. т., создает потенциальный базис и реальную перспективную возможность использования на ее промысле и других технологий промышленного рыболовства, таких как технологии ставного неводного лова и технологии близнецового лова и вовлечение в промысел малотоннажных и среднетоннажных добывающих судов «нового поколения».   

Представленные в учебном пособии технологии и формы организации промысла дальневосточной сардины (иваси), а также возможные перспективные технологии промысла позволят дальневосточным рыбопромышленникам эффективно решать задачи продовольственной безопасности страны и успешной реализации национальной политики импортозамещения.

 

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 580.