В Российской Федерации сегодня более 43 млн. собственников земельных участков, при этом не все земельные участки используются эффективно.
В ряде регионов полное разрушение системы управления воспроизводством плодородия почв привело к существенному ухудшению их качественного состояния. Так, за последние 25 лет площадь земель, подверженных водной эрозии увеличилась - на 28,4 млн.га. ; засоленных - на 12,0; содержащих солонцовые комплексы - на 13,9; заболоченных и переувлажненных - на 20,0; заросших кустарником и мелколесьем - на 10,5 млн. га. Содержание гумуса в почвах России снизилось на 20%. Внесение минеральных удобрений на 1 га пашни сократилось с 88 кг в 1990 г. до 15 кг за последние годы, а органических с 3,5 до 0,9 т/га.
По мнению ученых, низкое плодородие почв и их мелиоративная неустроенность, огромные масштабы и интенсивность их деградации приводят ежегодному недобору 37-45 млн. тонн продукции в расчете на зерно. Главными причинами сложившегося положения является бесхозяйственное отношение к земле, резкое сокращение инвестиций в химизацию, мелиорацию и противоэрозионные мероприятия.
Отсутствие у тысяч хозяйств разных форм собственности средств на минеральные и органические удобрения ускоряют истощение почв, разрушение их структуры, ухудшение всех показателей почвенного плодородия. По заключению экспертов, за последние годы вынос питательных элементов из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Очень низким содержанием фосфора характеризуется 24,5 млн. га (21%) пашни, калия - 11,5 млн. га (10%), гумуса - 53,3 млн. га (46%).
Большая часть сельскохозяйственных земель России находится в зоне рискованного земледелия, с отрицательным влиянием засух, суховеев, высоких температур, заморозков и других негативных для сельхозпроизводства природных явлений. Так, около половины территории России подвержено воздействию засух, а 7% (до 100 млн. га) - опустыниванию. Это Поволжье, Предкавказье, Забайкалье, где проживает около 50% населения. Вследствие непродуманной распашки водосборов в земельном фонде возникло более 2 млн. оврагов площадью свыше 6 млн. га. Их ежегодный прирост составляет от 80 до 100 тыс. га.
За последние 10 лет объемы противоэрозионных мероприятий резко сократились. В соответствии с «Комплексной программой повышения плодородия почв России» к концу 90-х годов намечалось ежегодно закладывать свыше 115 тыс. га защитных лесных полос на склоновых эродированных землях, фактически создается лишь около 15 тыс. га.
Управлять землепользованием, плодородием земли невозможно без создания четко действующей системы планирования и землеустройства. Большое значение для России в XXI веке приобретает разработка и принятие долгосрочной (до 2025 г.) программы развития земельных преобразований, охраны и эффективного использования земли. Создание эффективной и динамичной системы управления и прогнозирования земельными ресурсами сегодня - объективная необходимость. До завершения работы по разграничению земель на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований учесть эти земли раздельно и обеспечить надлежащее планирование использования земельных ресурсов не представляется возможным. Наиболее объективными в такой ситуации будут планы составленные на уровне субъектов федерации, сведенные затем в единый план по России.
Планирование использования земель на региональном уровне.
(Схемы землеустройства территории субъектов российской федерации)
Для обеспечения системного планирования и организации рационального использования и охраны земель каждый субъект Российской Федерации должен иметь схему землеустройства своей территории.
Основное назначение схемы — детализация землеустроительных решений, намеченных в Генеральной схеме, и привязка мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов к территориям субъектов Российской Федерации. Главная задача схемы — определение реально возможного распределения земельного фонда по категориям и планирование использования земель в сельскохозяйственном производстве при обновляемых формах хозяйствования на земле.
В схеме землеустройства территории субъекта Федерации должен быть решен весь комплекс вопросов по использованию и охране земель, включая отдельные конкретные проблемы (консервация загрязненных и деградированных земель, защита почв от эрозии и др.).
На основе этой схемы и в целях ее развития разрабатывают схемы землеустройства муниципальных районов, а также местные программы по планированию использования и охраны земель на перспективу.
Схема землеустройства территории субъекта Федерации относится к долгосрочной прогнозной и предплановой землеустроительной документации, разрабатываемой на период 5...25 лет с разбивкой по очередям, в которой: обосновывают потребности в земельных ресурсах для
различных отраслей промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др. с учетом перспектив их развития, а также потребности в землях граждан (для коллективного садоводства и огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства, развития личного подсобного и крестьянского хозяйства и т. д.); разрабатывают предложения по перераспределению земель по формам собственности (государственная, муниципальная, частная), по категориям и угодьям, созданию специальных земельных фондов; выявляют наиболее эффективные направления использования и охраны земельных ресурсов, резервов земель, пригодных
для сельскохозяйственного и иного использования, обосновывают очередность вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот; разрабатывают меры по совершенствованию системы расселения на территории субъекта Федерации, развития городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и определяют резервы земель, необходимых для дальнейшей застройки; проводят межотраслевое перераспределение земель, совершенствование системы землевладения и землепользования; обосновывают показатели интенсивности использования земельных ресурсов и продуктивности сельскохозяйственных угодий на основе природно-сельскохозяйственного
районирования; разрабатывают перспективы развития и размещения территориально-производственных комплексов, промышленных центров,
объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая дороги областного подчинения, аэропорты и т.д.; обосновывают меры по защите земель от эрозии, сохранению и повышению плодородия почв, осуществлению других природоохранных мероприятий; определяют потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий и оценивают их эффективность.
Схема землеустройства территории субъекта Федерации состоит из текстовой и графической частей. Схему рассматривают и согласовывают в установленном законом порядке, и после экспертизы ее утверждает орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если схемы землеустройства территории субъектов Российской Федерации являются комплексными, так как в них рассматривают все вопросы организации производства и территории, то генеральные схемы использования и охраны земель, в современном понимании, могут рассматривать отдельные вопросы регулирования землепользования. К ним относятся, например, такие, как борьба с эрозией, опустыниванием, консервацией земель, повышение плодородия почв и т. п. Материалы схем землеустройства территории субъектов Федерации служат основой для разработки заданий на составление схем землеустройства муниципальных образований.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 308.