Сравнительная характеристика умственного и физического труда. Динамика работоспособности в течение дня. Понятие усталости, утомления, переутомления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Умственный труд – труд, связанный с приемом и переработкой информации. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается на 15-20%. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 мега Дж. При чтении вслух энергия повышается на 40%, а при выступлении с публичной лекцией на 90%. При выполнении умственной работы имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека:

- повышение кровяного давления;

- увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода (100 гр. коры головного мозга потребляет в 5 раз больше кислорода, чем скелетная мышца такого же размера)

- наблюдается изменение ЭКГ

- изменение в нервно-эмоциональном напряжении

Умственный труд характеризуется:

- напряженностью труда              

- напряженностью зрительной работы и слуха

- показателями внимания

- монотонностью труда

Физический труд – выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда». Физический труд требует значительной мышечной активности, и она подразделяется на:

- динамическая работа – связана с перемещением человека или отдельных частей тела в пространстве

- статическая – перемещение тяжестей на одном месте

Различают различные категории работ:

1.легкие – трудозатраты до 139 Вт в положении сидя, от 140 до 170 в положении стоя

2.работы средней тяжести – трудозатраты 175- 232 Вт, постоянная ходьба, перемещение мелких предметов

3.тяжелые физические работы – трудозатраты выше 290 Вт.

В течение суток.

Динамика суточной работоспособности практически целиком формируется физиологическими механизмами. Из-за наличия у человека врожденных биологических механизмов становится небезразличным в какое время суток ему выполнять работу.

Исследования показали, что наибольшая работоспособность у человека наблюдается утром - примерно с 8.00 до 12.00. Наименьшая работоспособность - с 2.00 до 4.00. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) - с гибкостью. При этом время

13.00 и 21.00 - это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

           Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной умственной или физической деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия.

           Усталость – субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать без реального утомления. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и пр.

           Переутомление — это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.

10. Понятие об общей физической подготовке. Характеристика физических качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость, ловкость).

            ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека.

Задачи ОФП:

1) Укрепление здоровья.

2) Обеспечение всестороннего и гармонического физического развития.

3) Создание основы (базы) для специальной физической подготовки.

Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм человека. В частности, к ним относятся: бег, ходьба на лыжах, плавание, передвижение на велосипеде, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и т.п.

Разностороннее физическое развитие способствует лучшей приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды.

           Сила человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые способствуют преодолению внешнего или внутреннего сопротивления в процессе двигательной деятельности. Сила человека, как правило, подразделяется на максимальную (медленную) , взрывную и скоростную.

           Качество быстроты характеризует способность человека быстро совершать двигательные действия в пределах максимального отрезка времени. Скоростные качества могут проявляться в виде скорости одиночного движения, в виде быстроты выполнения отдельных фаз движений, частоты движений, быстроты реакции и т.д. В практике чаще всего приходится встречаться с комплексным проявлением разновидностей скоростных способностей в целостных движениях.

           Под выносливостью понимают способность человека противостоять утомлению. Утомлением называется временное снижение работоспособности, вызванное активной деятельностью.

Утомление, возникающее при физической работе, проходит две фазы: 1) компенсированного утомления и 2) декомпенсированного утомления.

В фазе компенсированного утомления человек способен сохранять интенсивность выполняемых движений на прежнем уровне, несмотря на ощущение усталости и другие затруднения.

В фазе декомпенсированного утомления человек, несмотря на все старания, не в состоянии сохранить нужную интенсивность нагрузки.

           Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

           Ловкость – комплексное качество, компонентами которого являются точность движений в пространстве и во времени и способность изменять координацию движений в зависимости от внезапной смены внешних условий. Соответственно выделяются три стороны ловкости: первая характеризуется пространственной точностью движений, вторая – временной точностью и третья – точностью и быстротой двигательных решений в ответ на внезапные сигналы. При этом наиболее важной является способность адекватно приспосабливать свою деятельность к внезапной смене ситуаций. Пространственная и временная точность движений составляет необходимую предпосылку к развитию ловкости.

           11. Спорт. Функции спорта. Характеристика видов спорта по направленности воздействия на физические и психические качества и свойства личности.

            Спорт — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

           Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Специфические функции спорта:

           Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

           Эвристически-достиженческая функция . Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения.

Общие функции спорта:

           К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития.

           Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека.

           Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством.

           Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений.

           Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

           Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека.

           Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики человека. Этот факт должна быть использован для коррекции показателей физического развития и телосложения, для акцентированного воспитания и совершенствования силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств личности. Проблема акцентированного развития физических качеств всегда легче решается на начальных этапах спортивной подготовки. В случае если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Аналогичные процессы можно наблюдать и в развитии и воспитании психических качеств и свойств личности. Виды спорта͵ требующие повышенной смелости, волевых усилий, коллективизма, всегда оставляют отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило направлены на развитие какого-либо определенного физического или психического качества.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 463.