Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Понятие об органах и системах органов человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организм - сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Жизненно необходимые процессы энергообразования, выделения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности, снабжение огромного количества клеток питательными веществами и необходимым количеством кислорода происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Различают несколько уровней его организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Молекулярный - элементарный уровень организации. Организм состоит из молекул. Это универсальное свойство любой материи.

Клеточный уровень организации - компоновка молекул.

Тканевый уровень - клетки объединяются в ткани по морфофункциональному (греч. morphe - форма) принципу. Каждая ткань содержит различные клетки, но функции ткани определяются теми клетками, которые составляют ее основную массу (отсюда названия - мышечная ткань, нервная и т.д.).

Органный уровень представлен совокупностью разных тканей, объединенных для выполнения единой, более сложной функции. Например, сердце состоит из различных тканей, но выполняет функцию насоса, перекачивая кровь по сосудам, и т.п.

Системный уровень - анатомически объединенные органы, выполняющие еще более сложную функцию. Например, система кровообращения состоит из различных органов и предназначена для снабжения кровью всего организма.

Организменный уровень (организм) - высший уровень организации.

Следовательно, организм можно рассматривать как сложную биологическую суперсистему, состоящую из множества систем и подсистем, работа которых согласована между собой и подчинена единой цели высшего уровня. Согласованность всех уровней организации обеспечивается механизмом саморегуляции, благодаря которому достигается их единство.

Саморегуляция - это свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.

Организм как единое целое является саморегулирующейся суперсистемой. Саморегуляция организма осуществляется в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Механизм саморегуляции работает по блочному принципу. Процесс саморегуляции начинается с воздействия информации (раздражителей) на воспринимающие структуры (вход), в которых она кодируется в форму нервных импульсов. «Переведенная» таким образом на язык нервной системы информация поступает в блок приема, переработки и хранения. После соответствующего перекодирования переработанная информация направляется в блок программирования. Реализация программы осуществляется в виде конкретного действия (блок реализации), результаты которого контролируются по механизму обратной связи. При несоответствии результата действия параметрам заданной программы происходит корректировка поведения.

Благодаря тому, что физиологические функции обладают удивительной устойчивостью, человек, даже в самых напряженных жизненных ситуациях, остается практически здоровым. Функциональная устойчивость заложена в самой природе человека, она обеспечивается механизмами саморегуляции, т.е. такой формой взаимодействия в организме, при которой отклонение рабочего режима от нормы, побуждает организм к возвращению его к исходному уровню. Это замечательное свойство организма было открыто и изучено выдающимися корифеями физиологии И.П. Павловым, В. Кенноном, У. Эшби, П.К. Анохиным и др.

Орган (organon — орудие) — часть организма, состоящая из нескольких тканей, среди которых обычно одна является основной. Так, например, в состав скелетной мышцы как органа входит поперечнополосатая мышечная ткань, плотная оформленная (сухожилия) и рыхлая соединительная ткань; кроме того, в ней имеются кровеносные и лимфатические сосуды и нервы. Однако основой для скелетной мышцы является поперечнополосатая мышечная ткань, которая определяет сократительную функцию скелетной мышцы как органа. Учитывая, что органы образовались в процессе развития животных организмов, можно сформулировать понятие «орган» как исторически сложившуюся систему различных тканей, объединенных общей для данного органа основной функцией, структурой и развитием. Каждый орган анатомически обособлен, имеет определенную форму и местоположение в организме. Структурные элементы всех органов представлены паренхимой (специфической для данного органа тканью) и стромой (остовом), построенной, как правило, из неоформленной соединительной ткани.

           4.Влияние занятий физическими упражнениями на функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной систем организма.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Влияние физических нагрузок на различные системы органов.

Одна из доминирующих черт нашего времени - ограничение двигательной активности современного человека. Сто лет назад 96% трудовых операций совершались за счет мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.

Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющих совместно общие функции, - системы органов. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей (t, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями.

Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение постоянства внутренней среды. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых (что важно!), но и как средство сохранения здоровья (что ещё более важно!).

Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.

Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.

Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа то вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.

Человек, ведущий подвижный образ жизни систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями человека.

           5.Понятия «Гипокинезия» и «Гиподинамия» и причины их возникновения. Профилактика средствами физической культуры.

           Гипокинезия Состояние низкой двигательной активности человека, сопровождаемое ограничением амплитуды, объема и темпа движений, называют гипокинезией. Развитие заболевания возможно на фоне психических и неврологических расстройств, включая паркинсонизм, и подобных экстрапирамидных синдромов, а также кататонического, депрессивного и апатического ступора. Малоподвижный образ жизни человека или низкая трудовая деятельность напрямую влияют на развитие заболевания. Следствием работы, связанной с однообразием движений, низким уровнем затрат на мышечную работу, недостатком движения или локальным характером мышечной активности, при которой человек вынужден длительное время пребывать в фиксированной позе, зачастую является не только гипокинезия, но и гиподинамия. Заболевание может возникать и на фоне интенсивной рабочей деятельности, связанной с однообразной работой определенной группы мышц (кассиры, программисты, бухгалтера, операторы и т.д.). Для определения степени гипокинезии в медицинской практике принято брать в расчет энергозатраты пациента, исчисляемые путем определения того количества энергии, которое было затрачено на мышечную активность за короткий промежуток времени. Степень заболевания может быть различной – от незначительного ограничения физической активности до полного ее прекращения. Гипокинезия и ее последствия Гипокинезия оказывает негативное воздействие на функциональную активность внутренних органов и систем организма, у больного снижается устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды, падают силовые показатели и выносливость. Последствием гипокинезии является ухудшение здоровья человека, нарушение работы сердечно-сосудистой системы, у больного падает частота сердечных сокращений, уменьшается вентиляция легких, происходят изменения в сосудистой системе, ведущие к застою крови в капиллярах и мелких венах. В результате этих процессов возникает отечность различных частей тела, образуется застой в печени и уменьшается всасывание веществ в кишечнике. Гипокинезия и ее последствия оказывают негативное влияние и на работу суставов – они теряют свою подвижность из-за уменьшения количества суставной жидкости. Гиподинамия и гипокинезия приводят к следующим негативным последствиям со стороны различных систем организма: Снижению работоспособности и функционального состояния организма; Атрофии, снижению веса и объема мышц, ухудшению их сократительных способностей и кровоснабжения, замене мышечной ткани жировой прослойкой, а также к потере белка; Ослаблению сухожильно-связочного аппарата, нарушению осанки и развитию плоскостопия; Потере при гипокинезии межцентральных взаимосвязей в ЦНС, изменению эмоциональной и психической сфер, ухудшению функционирования сенсорных систем; Развитию гипотонии, которая значительно снижает физическую и умственную работоспособность человека; Уменьшению показателей максимальной легочной вентиляции, жизненной емкости легких, глубины и объема дыхания; Атрофии сердечной мышцы, ухудшению питания миокарда и кровотока от нижних конечностей к сердцу, уменьшению его объема, а также возрастанию времени кругооборота крови. Согласно статистическим данным, гипокинезией болеют практически 50% мужчин и 75% женщин, причем у жителей северных стран эти показатели выше, нежели в других регионах
           Профилактика гипокинезии Вне зависимости от состояния здоровья, абсолютно всем людям для ведения нормального образа жизни рекомендуется соблюдать принципы правильного питания и регулярно заниматься физическими упражнениями. Для профилактики гиподинамии и гипокинезии людям, рабочая деятельность которых не связана с физическим трудом, рекомендуется ежедневно выполнять зарядку, осуществлять пешие прогулки, заниматься бегом, плаванием, ездой на велосипеде и т.д. В перерывах между работой необходимо осуществлять легкую разминку, важно усовершенствовать рабочее место, приобрести стул с фиксирующейся спинкой, при сидячей работе часто менять позу. Важно взять за правило не использовать лифт и общественный транспорт, если нужно проехать небольшое расстояние, даже такая, незначительная на первый взгляд, нагрузка будет способствовать улучшению физического состояния человека.
           Гиподинами́я (пониженная подвижность, от греч. ὑπό — «под» и δύνᾰμις — «сила») — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.

Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда, её ещё иногда называют «болезнью цивилизации». Особенно влияет гиподинамия на сердечнососудистую систему — ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров, кровь становится «жирной» и лениво течёт по сосудам, — снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз.

           Из-за отсутствия необходимых физических нагрузок человек все больше и больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. У многих из нас вся нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до автомобиля. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной системы (развиваются вегето-сосудистая дистония, депрессия, мио фасциальные синдромы), нарушается обмен веществ. С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: прогрессирующе уменьшается костная масса (развивается остеопороз), страдает функция периферических суставов (остео артроз) и позвоночника (остеохондроз). Длительная гиподинамия приводит к сердечнососудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония), расстройствам дыхания (хроническая обструктивная болезнь легких) и пищеварения (нарушение функции кишечника)

           Основной профилактикой является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни, так как курение и другие вредные привычки всегда только усугубляют состояние.

Избежать заболеваний, обусловленных гиподинамией, можно, если вести здоровый образ жизни. Разумный двигательный режим должен сочетаться с рациональным питанием и отказом от вредных привычек. Рекомендуются ежедневная получасовая физическая нагрузка, пешие прогулки (не менее 2 км), утренняя зарядка.

           При гиподинамии, вызванной острым или хроническим заболеванием, необходимо прибегнуть к медицинской помощи. В клиниках нервных болезней и ортопедии проводится комплексное восстановление организма после периода гиподинамии, — при участии невролога, ортопеда, диетолога, массажиста и инструктора лечебной физкультуры (ЛФК). Индивидуальные занятия ЛФК, в сочетании с аппаратной физиотерапией, массажем, программа питания, — помогают восстановить мышечный тонус, способствуют нормализации массы тела, стабилизируют работу внутренних органов. Выработанные двигательные стереотипы помогают сохранить достигнутый результат на длительное время

           6.Понятие «Здоровье». Роль физической культуры в обеспечении здоровья.

           Здоровье — 1) Состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. 2) «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней» (Всемирная Организация Здравоохранения).

           Роль физической культуры в обеспечении здоровья

Физкультура в детстве - прочные кости на всю жизнь. От остеопороза страдают чаще всего пожилые люди, но, как показали исследования, проведенные в университетах Саутгемптона и Кембриджа (Великобритания), борьбу с этим опасным заболеванием, чреватым различными переломами, в том числе переломом шейки бедра, надо начинать с детства. В исследовании приняли участие более двухсот детей шестилетнего возраста. Используя современные сканирующие технологии, ученые измерили костную массу и проанализировали структуру шейки бедра и бедренной кости. В течение семи дней проводилась оценка физической активности. Полученные результаты продемонстрировали связь между временем, уделяемым интенсивным упражнениям, и прочностью шейки бедра. Исследование подтвердило предположение, что увеличение физической активности в детстве положительно влияет на развитие костно-скелетной структуры ребенка и таким образом является одной из важных мер профилактики остеопороза в дальнейшей жизни.

Марафону все возрасты покорны. Ученые из Берлинского медицинского университета Шарите изучили влияние марафонского бега на спортсменов-любителей старшего возраста. Исследование, в котором приняли участие 167 бегунов в возрасте около 50 лет, было проведено во время двух Берлинских марафонов 2006 и 2007 годов. Все испытуемые ранее хотя бы один раз уже преодолевали 42-километровую дистанцию. Участники эксперимента проходили ультразвуковое исследование сердца с использованием новейшего оборудования и сдавали образцы крови непосредственно до и после забега. Затем они находились под медицинским наблюдением. Анализ результатов показал, что некоторые изменения показателей непосредственно после забега никакой опасности для здоровья спортсменов не представляли. Результаты этого исследования были представлены на конгрессе Европейского кардиологического общества, проходившего в Стокгольме. Они подтверждают, что бегуны-любители солидного возраста могут соревноваться в марафонских забегах, не опасаясь сердечнососудистых осложнений.

Люди физически деградируют, с тревогой констатируют китайские ученые. Они указывают на то, что в древние времена человек был способен за день пройти 50 километров. Сегодня такое расстояние может преодолеть только хорошо физически подготовленный человек. Причина, по мнению ученых, заключается в том, что с каждым годом все больше производится технических средств, которые позволяют человеку не двигаться. И на первом месте среди этих средств находится, конечно, автомобиль.

Этот вывод подтверждают американские исследователи из штата Теннесси. Они изучили данные, собранные в 50 штатах США и 14 других странах. Оказалось, что среди тех, кто ходит пешком, гораздо меньше страдающих диабетом и ожирением.

Спорт бывает полезнее химиотерапии. Несмотря на все усилия медицины рак остается наиболее трудноизлечимой болезнью. Так, в США смертность от сердечнососудистых заболеваний в период с 1950 по 2008 г. снизилась на 64%, тогда как этот показатель при онкологических заболеваниях за тот же период уменьшился всего лишь на 5%. На этом фоне некоторый оптимизм внушают последние исследования спортивных медиков. В частности, заслуживают внимания успехи немецких ученых. По данным научного руководителя Центра профилактической и спортивной медицины при Техническом университете Мюнхена Мартина Халле, ходьба в хорошем темпе (не менее 4 часов в неделю) позволила за пятилетний период сократить смертность на 40% среди больных раком кишечника, у которых метастазами были уже поражены лимфатические узлы. Это, подчеркнул Халле, намного лучше того показателя, которого можно было бы добиться, проведя дополнительные сеансы химиотерапии. У лечившихся от рака молочной железы пациенток, которые наряду с сеансами химиотерапии выполняли программу физических упражнений, в два раза реже наблюдались случаи возвращения болезни. Смертность среди них также была в два раза ниже (по сравнению с больными, которые проходили тот же курс лечения, но не занимались физкультурой). «Сенсационным» назвала этот результат известный немецкий гинеколог Марион Кихле. Мужчины, которые регулярно занимаются спортом, менее других подвержены онкологическим заболеваниям. Такой вывод делается в исследовании, опубликованном в британском «Журнале спортивной медицины». Авторы исследования, ученые из университетов финских городов Куопио и Оулу, утверждают, что риск возникновения раковых опухолей снижается по мере увеличения потребления кислорода, что достигается при интенсивных физических нагрузках. Исследователи на протяжении года наблюдали 2560 мужчин в возрасте от 42 до 61 года. В результате они выяснили, что те из них, кто уделял физическим упражнениям по меньшей мере по полчаса в день, в 1,5 раза снизили риск возникновения рака. В первую очередь это касалось рака желудка и легких. Ученые уверены в том, что снижение смертности от онкологических заболеваний может быть достигнуто за счет интенсивных физических тренировок. Однако они отмечают, что при расчете риска возникновения рака следует принимать во внимание и множество других факторов, таких, как потребление алкоголя, курение, избыточный вес, возраст и т. д.

           7.Здоровый образ жизни и его компоненты. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как важнейшие компоненты здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это образ жизни индивида, который принимает меры профилактического характера по отношению к болезням, а также уделяет внимание процессам, которые способны укрепить его здоровье.

Составляющие здорового образа жизни – это в первую очередь условия трудовой деятельности. Т.е. очевидно, если мы работаем на вредном производстве или целый день проводим в одном и том де положении тела, это будет негативно влиять на наше здоровье. Во-вторых, условия хозяйственно-бытовой деятельности. Т.е. на наше здоровье также влияет то, где мы живем. В-третьих, это рекреационная деятельность (образ нашего отдыха). В-четвертых, вопросы, связанные с семьей и уходом за детьми. В-пятых, основные составляющие социально-психологического статуса. В-шестых, медико-социальная активность. Т.е. то, насколько здоровье важно для самого человека.

На формирование здорового образа жизни оказывают влияние компоненты здорового образа жизни. К ним относятся:

· действия, направленные на улучшение условий труда;

· переключение с пассивных форм отдыха на спорт и равномерные физические нагрузки, отказ от вредных привычек, стабилизация психического состояния, нормализация отношений в семье, здоровое питание, правила личной гигиены;

· деятельность по формированию благоприятных межличностных отношений во всех сферах жизни;

· воспитание высокой культуры по отношению не только к окружающим людям, но и окружающей природной среде;

· сознательное и добровольное участие в мероприятиях (в рамках медицинских учреждений), направленных на профилактику различных заболеваний, а также при необходимости выполнение врачебных рекомендаций, практические навыки оказания первой медицинской помощи, чтение популярной литературы медицинской тематики и т. д.

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.

Первый этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка:

- Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности;

- Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван - дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.), помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности;

- Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.

На втором этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, месяцев.

Примерная программа - ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 414.