В Волгоградской области до 2020 г. предполагается завершить передачу права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, а также завершить работы, связанные с переоформлением физическими и юридическими лицами права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. Планируется продолжение перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В этом случае право собственности на земельный участок будет переходить от юридического лица физическому формально. В связи принятием дополнений и изменений в федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, активизируется процесс, уточнения правового статуса и принадлежности земель формирующих землепользования хозяйствующих субъектов, а именно преобразование земельных долей в составе сельскохозяйственного предприятия, в земельные участки. Планируются работы по разграничению государственной собственности на землю, включающие землеустроительные действия по формированию земельных участков, государственный кадастровый учет земельных участков и регистрацию права собственности в соответствии с действующим законодательством.
Фактическое состояние и план распределения земель Волгоградской области по формам собственности приведены в таблице 9.
Табл. 9. Распределение земель Волгоградской области по формам собственности: фактическое и планируемое.
Показатель | 2002 г. | 2010 г.
| 2020 г. (планируемое) | |||
тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | |
Общая площадь, всего | 11287,7 | 100,0 | 11287,7 | 100,0 | 11287,7 | 100,0 |
В том числе в собственности: граждан и юридических лиц | 6729,8 | 59,6 | 7185,6 | 63,7 | 8006,0 | 70,9 |
В государственной и муниципальной собственности | 4557,9 | 40,4 | 4102,1 | 36,3 | 3281,7 | 29,1 |
По данным статистической отчетности, на 2002 г. в собственности граждан и юридических лиц находилось 6729,8 тыс. га, или 59,6 % земельного фонда области. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляла 4557,9 тыс. га, или 40,4 %.
К 2010 г. площадь земель, находящихся в собственности юридических и физических лиц, увеличилась на 455,8 тыс. га. По данным планируемым Росреестром, к 2020 г. в частной собственности будет насчитываться 8006,0 тыс. га земель, в государственной-3281,7 тыс. га.
21.Планирование использования земель в регионе по категориям,
Планирование земель по категориям в регионе обусловлено следующими причинами: завершением работ по территориальному зонированию, установлением черты населенных пунктов, границ муниципальных образований и иных территорий;
предоставлением и изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд ; переводом их в земли запаса. Часть особо охраняемых территорий ранее учитываемых в составе других категорий, планируется включить в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов с 33,1 тыс. га (2002 г.) до 377,3 тыс. га в 2020 году.
Планируемое распределение земельного фонда Волгоградской области по категориям приведено в таблице 10
Табл.10. Планируемое распределение земельного фонда Волгоградской области по категориям
Категория земель | 2002 г. | 2010 г. | 2020 г. (планируемое) | |||
тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | |
Земли с/х назначения | 8863,8 | 78,5 | 9243,6 | 81,9 | 8817,1 | 78,1 |
Земли населенных пунктов | 326,7 | 2,9 | 328,4 | 2,9 | 344,8 | 3,1 |
Земли промышленности и иного специального назначения | 730,7 | 6,5 | 727,4 | 6,4 | 763,8 | 6,8 |
Земли особо охраняемых территорий | 33,1 | 0,3 | 33,1 | 0,3 | 377,3 | 3,3 |
Земли лесного фонда | 560,5 | 5 | 560,6 | 5 | 588,6 | 5,2 |
Земли водного фонда | 364,8 | 3,2 | 365 | 3,2 | 365 | 3,2 |
Земли запаса | 408,1 | 3,6 | 29,6 | 0,3 | 31,1 | 0,3 |
Всего земель в Волгоградской области | 11287,7 | 100,0 | 11287,7 | 100,0 | 11287,7 | 100,0 |
К 2020 г. планируется уменьшение площадей земель сельскохозяйственного назначения на 426,5 тыс. га в связи с переводом лесных земель в составе этой категории в лесной фонд, увеличение категории земель промышленности и иного специального назначения – на 36,4 тыс. га.
Планирование использования земель Волгоградской области по угодьям.
Планируемое распределение земель Волгоградской области по угодьям на перспективу до 2020 г. зависит прежде всего от соотношения сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий в структуре земельного фонда, а также от изменения площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих особой охране и имеющих приоритет в использовании.
Планируемая площадь сельскохозяйственных угодий будет зависеть:
от наличия земель, объемов их освоения и рекультивации с целью вовлечения в сельскохозяйственный оборот;
планируемой трансформации и улучшения угодий и их перевода в другие категории земель и виды угодий;
изъятия сельскохозяйственных угодий для государственных и муниципальных нужд, их выбытия вследствие нарушения, зарастания кустарником и мелколесьем и последующего списания;
объемов осуществления комплекса мелиоративных, природоохранных и почвозащитных мероприятий, включая сплошное облесение и залужение эродированных земельных участков, строительство гидротехнических противоэрозионных и мелиоративных сооружений, консервацию земель с изъятием их из оборота.
Табл.11. Основные мероприятия, по улучшению и охране земель Волгоградской области планируемые на перспективу (тыс. га)
Показатели | Годы | ||||
1985 | 1990 | 1995 | 2000 | 2020 | |
Освоение земель, всего в том числе в пашню | 11,9 9,7 | 29,5 21,1 | 58,7 47,6 | 86,9 72,9 | 112,3 98,3 |
Улучшение с/х угодий гипсованием культуртехнические работы из них: на пашне улучшение кормовых угодий | 214,4 - 31,1 29,3 183,3 | 661,9 21,7 647,7 510,0 661,2 | 1533,7 101,7 1449,9 1030,0 1079,2 | 2548,7 191,7 2384,9 1555,0 1547,2 | 2866,5 271,7 3022,7 1843,2 1991,7 |
Противоэрозионные мероприятия, всего в том числе: агротехнические лесомелиоративные | 2206,3 2200,0 6,3 | 5090,0 5000,0 36,5 | 5180,5 5000,0 75,5 | 5273,2 5000,0 117,5 | 5315,2 5000,0159,5 |
Рекультивация земель, всего | 1,6 | 6,9 | 14,0 | 21,3 | 28,8 |
Мероприятия по защите земель от заболачивания, засоления, иссушения и подтопления в том числе подтопление | 38,7 9,7 | 71,2 30,6 | 147,0 51,9 | 243,3 71,9 | 335,3 91,9 |
Площадь природо-охраняемых территорий | 376,3 | 376,3 | 376,3 | 377,2 | 377,3 |
За последние годы площади рекультивированных земель, введенных в сельскохозяйственный оборот, были незначительны и не повлияли на общую динамику сокращения площадей сельскохозяйственных угодий и особенно пашни. Таким образом, на 2020 г. планируется следующая структура сельскохозяйственных угодий.
Табл.12. Планируемое использование сельскохозяйственных угодий в границах Волгоградской области
Вид угодья | 2000 г. | 2010 г. | 2020 г. | |||
тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | |
Пашня | 5892,1 | 67,2 | 5859,6 | 66,9 | 5911,8 | 67,5 |
Залежь | 4,8 | 0,1 | 4,9 | 0,1 | 4,9 | 0,1 |
Многолетние насаждения | 43,5 | 0,5 | 35,8 | 0,4 | 43 | 0,5 |
Сенокосы | 206,4 | 2,4 | 201,8 | 2,3 | 211,9 | 2,4 |
Пастбища | 2616,6 | 29,8 | 2656,2 | 30,3 | 2586,7 | 29,5 |
Итого сельскохозяйственных угодий | 8763,3 | 100,0 | 8758,2 | 100,0 | 8758,3 | 100,0 |
Площади пахотных земель увеличатся. По сравнению с 2010 г. планируемая к 2020 г. площадь пашни увеличится на 52,2 тыс. га. Площадь залежи за этот период не изменится. В целом площадь сельскохозяйственных угодий по области останется практически не изменой. Анализируя приведенные цифры, следует отметить, что нерациональное использование земель при складывающейся системе землепользования и землеустройства будет продолжаться, приводя к различным негативным последствиям и нанося ущерб экономике области.
23. Планирование использования земель в муниципальном образовании. (Обоснование необходимости разработки схем землеустройства).
В соответствии с законодательством (Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») административный район представляет собой муниципальное образование — совокупность городских и сельских поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой действует местное самоуправление, используются природные ресурсы, формируется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальном районе много собственников земли, землевладельцев и землепользователей, использующих землю под объектами промышленности, транспорта, сельского, лесного и водного хозяйства. Здесь постоянно идет земельный оборот, меняются границы землевладений и землепользований, организаций и учреждений, специализация и организационно-правовые формы хозяйствования.
Для упорядочения и организации рационального использования и охраны земель в районе, составляют Схему землеустройства — комплекс текстовых и графических материалов, имеющих юридическое, техническое и экономическое содержание, включающих научно обоснованные предложения по межотраслевому, межхозяйственному и внутрихозяйственному перераспределению и использованию земель на перспективу. Схема землеустройства района —предплановый и предпроектный документ, в котором на основе учета природных, экономических и социальных условий разрабатывают комплекс взаимоувязанных мероприятий по региональному использованию и охране земельных ресурсов, развитию и территориальной организации районного агропромышленного комплекса, регулированию земельных отношений. Схема служит основой для планирования развития АПК, разработки проектов землеустройства, мелиорации земель, объектов капитального строительства, дорожной сети и других элементов инфраструктуры. Главная задача схемы, научно обоснованное перераспределение земель, в условиях изменений форм собственности на средства производства, реорганизации сельскохозяйственных предприятий, приватизации земель. Обоснование экономически выгодного развития различных форм хозяйствования, информационное обеспечение становления элементов рыночных земельных отношений на территории района.
В схеме землеустройства осуществляется анализ состояния и использования земель в районе, определяются пути организации рационального использования и охраны земли. Подготовка нормативов по регулированию стоимости земли и платы за нее, ценообразования, среднерайонных норм бесплатной передачи земли, возмещения землевладельцам и землепользователям убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель; уточнение границ населенных пунктов, а также
анализ состояния использования земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления; выявление или уточнение площадей земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых,
выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, неиспользуемых земель. Формирование или корректировка площадей фонда земель, подлежащего перераспределению; выделение земель с различными режимами использования; планирование потребности в земельных ресурсах для развития отраслей народного хозяйства, определение потребности в земле граждан и юридических лиц для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей; выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения, мелиорации и улучшения, обоснование включения этих земель в фонд перераспределения и очередности вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот; межотраслевое перераспределение земель; разработка рекомендаций по перераспределению земель сельскохозяйственного назначения с учетом устранения недостатков существующих землевладений и землепользовании, образование новых и упорядочение существующих сельскохозяйственных предприятий с учетом организации и перспектив развития крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, расширения личного подсобного хозяйства, развития коллективного огородничества, садоводства и животноводства. Совершенствование территориального размещения отраслей сельского хозяйства, объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая размещение хозяйственных и производственных центров, дорожной сети и других коммуникаций, разработка предложений по совершенствованию специализации и объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом перераспределения земель; уточнение границ территорий (земель) природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; разработка мероприятий по защите земель от эрозии, сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв, улучшению ландшафтов, охране окружающей природной среды. Определение потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий, разработка предложений по финансированию и осуществлению мероприятий, намеченных в схеме землеустройства, за счет поступлений от земельного налога и других источников финансирования; расчет технико-экономических показателей, экологической и экономической эффективности мероприятий.
24.Организационно-территориальная основа планирования использования земель в районе.
При наличии Схемы, управление земельным фондом в районе существенно улучшаются. В компетенцию районных властей входят вопросы, затрагивающие интересы проживающего населения. К ним относятся: владение, использование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, контроль за использованием земель в границах района; регулирование планировки, застройки, благоустройства и озеленения, использование водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, дорожное строительство; охрана окружающей среды и др. Схема землеустройства координирует все мероприятия, связанные с использованием и охраной земель, а также определяет основные направления межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства в районе. Территорию района составляют земли различных категорий: сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, промышленности и транспорта, лесного фонда и др. Организационно-территориальной основой развития любого района служит система землевладения и землепользования, отличающаяся по формам собственности, отраслевой принадлежности, методам хозяйствования. В экологическом отношении территория района
Рис.4. Схема землеустройства Быковского района.
выступает как единое и обособленное пространство с неповторимым комплексом природных и экономических условий и особенностями антропогенных воздействий. По отношению к схемам использования и охраны земельных ресурсов региона, схема землеустройства района представляет собой «единичную», частную разработку. Одновременно она является «общей» по отношению к проектам межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, выполняет функцию реализации стратегических землеустроительных замыслов, разработанных на уровне субъектов Федерации. Актуальность схем землеустройства районов определяется их значением как связующего звена между прогнозированием, планированием и проектированием в землеустройстве; необходимостью интеграции землеустроительной науки и производственной практики; локализацией землеустроительных действий на районном уровне.
25. Составные части, землеустроительной и градостроительной документации по планированию использования земель.
Землеустроительная и градостроительная документация по планированию использования земель в муниципальном районе состоит из следующих частей (разделов) :
1.Природно-экономическая характеристика района
2.Анализ использования земельного фонда района
3.Планирование развития материальных и нематериальных ресурсов района
4. Определение прогнозной численности района
5. Определение перспектив развития рынка недвижимости района
6.Планирование развития промышленной и селитебной застройки
района
7. Планирование отводов земель для промышленной застройки
8. Планирование отводов для селитебной застройки в районе
9. Планирование развития промышленной и транспортной застройки
10.Планирование природоохранных мероприятий в районе
11. Прогнозирование уровня загрязнения воздушного бассейна и других показателей здоровья населения
12. Планирование мероприятий по защите земель района от антропогенного воздействия и от эрозии и заболачивания
13. Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий в районе
14.Планирование межотраслевого баланса земель района и технико-экономических показателей
Планирование использования земель района осуществляется на основе показателей схем территориального планирования, материалов подготовительных работ проводимых при составлении схем землеустройства и др. источникам.
Содержательная часть, материалов планирования использования земель включает решение следующих вопросов:
обоснование использования и охраны земель и распределение земель по категориям;
распределение земель по формам собственности;
определение (уточнение) режима и условий землевладения и землепользования (ограничений, обременений, сервитутов), выделение территориальных зон;
разработка земельного баланса района.
Основными задачами планируемого перераспределения земель являются: устранение недостатков в целевом распределении земельных ресурсов и повышение научной обоснованности мероприятий, проводимых в рамках земельной реформы; приведение земельно-ресурсной базы различных отраслей в соответствие с перспективами развития производства и отраслевой пригодностью земель; достижение оптимальных пропорций между земельной обеспеченностью, наличием и размещением трудовых ресурсов, материально-техническими и инвестиционными возможностями; создание предпосылок для стабилизации экологической обстановки и окультуривания ландшафтов.
Научно-информационной основой перераспределения земель служит эколого-хозяйственное районирование территории. По комплексу первичных природных факторов (рельеф, почвы, подстилающие породы и т. д.) и совокупности социально-экономических условий устанавливают отраслевую пригодность земель (для сельского или лесного хозяйства; городского, промышленного или водохозяйственного строительства; охраны и воспроизводства природной среды). Целесообразность полной или частичной (поэтапной) реализации плана определяют с учетом ожидаемых изменений социально-экономических условий.
При распределении земель по формам собственности уточняют площади и месторасположение земель, находящихся в собственности (пользовании):
государства (федеральных министерств и ведомств); органов муниципального управления; юридических и физических лиц.
Параллельно с этим земли района перераспределяют по категориям земельного фонда: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; особо охраняемые (природоохранного, природно-заповедно- го, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения); лесного и водного фондов; запаса.
Анализируют состояние и оценивают степень использования земельных ресурсов, определяют перспективы развития землепользования муниципального района по каждой категории земель, исходя из их приоритетности в конкретных природных, экономических и социальных условиях.
26. Планирование перераспределения и использования земель сельскохозяйственного назначения.
При планировании площади и состава данной категории земель в районе:
дают характеристику земельных угодий по основным агроэкологи-ческим, технологическим и культуртехническим свойствам и состоянию (засоленные, переувлажненные, заболоченные, каменистые, эродированные), выявляют состояние почвенного покрова, определяют степень деградации почв;
устанавливают соответствие состава и качества угодий, структуре посевных площадей агроэкологическим условиям земель района и перспективам развития сельскохозяйственного производства;
определяют потребность в сельскохозяйственных угодьях с учетом перспектив развития отраслей агропромышленного комплекса;
устанавливают необходимость и целесообразность улучшения сельскохозяйственных угодий и их трансформацию, объемы окультуривания, известкования, гипсования, орошения, осушения земель;
выявляют земли, пригодные для вовлечения в сельскохозяйственный оборот, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли, требующие землевания и проведения рекультивационных работ; земли, непригодные для использования в сельском хозяйстве, с целью их облесения и размещения объектов внутрихозяйственного строительства;
намечают мероприятия и организационные формы использования земель, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот;
выявляют земли, которые целесообразно передать для организации новых сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективных садов и огородов, а также для других целей;
разрабатывают направления наиболее эффективного использования и охраны земель.
При формировании земельно-ресурсной базы сельского хозяйства района необходимо предусмотреть более полное, эффективное, экологически безопасное использование всех земель, пригодных для рентабельного производства продукции, экономного использования энергоресурсов.
Рис.5. Карта использования земель Красноярского сельского поселения.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения устанавливают с учетом возможной передачи участков из фонда перераспределения вовлечения в производство новых мелиорированных и освоенных земель.
27. Планирование использования земель населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов, входят земельные участки, относящиеся в соответствии с градостроительным и земельным законодательством к следующим территориальным зонам:
1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Планируемая территория (площадь) населенных пунктов, определяется на основе изучения градостроительных проектов, генпланов, схем территориального планирования и других материалов.
При проведении работ устанавливают:
динамику площади городских земель и численность населения;
удельную обеспеченность землей;
изменении в связи с расширением городов и поселков городского типа и включением земель сельского поселения в городскую (поселковую) черту и отнесением их к категории городов (поселков городского типа);
Рис.6. Схема территориальных зон г.Серафимович.
состав городских земель по угодьям;
зоны возможного расширения городов и поселков городского типа за чертой населенных пунктов.
Площади, находящиеся в ведении сельской (поселковой) администрации, определяют в границах и вне границ сельских населенных пунктов. При этом составляют экспликацию земель, находящихся в ведении администрации сельского поселения, определяют площади для расширения личных подсобных хозяйств, устанавливают резервы свободных земель для строительства и сельскохозяйственного использования.
Рис.7 Карта функциональных зон.
Потребность земель для администрации сельского поселения определяют по данным проектов планировки и застройки, межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, а при их отсутствии — на основе расчетов. Дефицит земель может быть восполнен за счет районного фонда перераспределения, а избыток — изъят и передан нуждающимся гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. В результате землеустройства района должны быть созданы условия, необходимые для динамичного развития всех населенных пунктов, возвращения им полноценного хозяйственного значения, а в ряде случаев — строительства усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
28. Планирование использования земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
При планировании использования земель, на основе землеустроительной документации, определяют соответствие использования земель данной категории целевому назначению; площади, необходимые для развития промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных отраслей, а также площади, подлежащие охране от отрицательного воздействия
Рис.8.
промышленных и других предприятий. Общее правило формирования несельскохозяйственного землепользования — строжайшая экономия земель при строительстве и эксплуатации промышленных объектов, а также обеспечение выполнения природоохранных мероприятий. В процессе работ оценивают:
динамику изъятия земель для промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений;
состав и структуру угодий, нарушенные земли, в том числе подлежащие рекультивации;
фактическое использование земель и сельскохозяйственных угодий;
степень техногенного воздействия предприятий на природу.
По землеемким предприятиям (имеющим очистные сооружения, карьеры, подъездные пути, резервные территории, санитарно-защитные зоны и т.д.) оценивают соответствие их площади нормативам, аналогам или типовым проектам.
Использование земель менее землеемких промышленных предприятий анализируют в сравнении с проектам строительства и реконструкции предприятий путем сравнения фактической плотности застройки с нормативной.
Потребность в землях для промышленных предприятий, размещаемых вне городов и поселков городского типа, устанавливают по проектам и схемам строительства и реконструкции объектов. При отсутствии проектов развития промышленных предприятий потребность в земельной площади на перспективу для них определяют по типовым проектам аналогичных предприятий с учетом утвержденной строительными организациями плотности застройки или по укрупненным нормативам.
Использование земель, находящихся под железными и автомобильными дорогами, трубопроводами и другими линейными сооружениями, анализируют по данным земельного кадастра, проектной и технической документации.
Потребность в землях для строительства железных и автомобильных дорог, других линейных сооружений устанавливают по утвержденным нормам; для прочих несельскохозяйственных нужд (курортов, домов отдыха, пионерских лагерей и т. п.) — по схемам и проектам или укрупненным нормативам.
Землевладельцев и землепользователей, от которых предусматривают передачу земель для развития промышленных предприятий, транспорта и других несельскохозяйственных целей, устанавливают в соответствии с проектами развития предприятий. Кроме того, при планировании:
определяют наличие, изъятие и использование по своему назначению земель, пригодных для ведения сельского или лесного хозяйства;
выделяют дополнительные площади (резерв земель) для расширения промышленных предприятий на землях других категорий, а также резерва земель для возможного расширения населенных пунктов;
решают вопрос о сокращении и устранении выбросов вредных веществ и производственных отходов, своевременном проведении работ по рекультивации нарушенных земель;
устанавливают экологически безопасный режим использования земель, в том числе на особо охраняемых территориях.
29. Планирование использования земель особо охраняемых территорий и объектов.
Площади данной категории земель планируются с учетом экологической целесообразности, а также потребности района в решении социально-экономических (оздоровительных, рекреационных и историко-культурных) и природоохранных (природозаповедных) задач. При этом учитывают национальные, исторические и другие традиции населения, не только проживающего на данной территории, но и всего общества (государства, субъекта Федерации).
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Рис. 9. Схема расположения функциональных зон природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
Устройство особо охраняемых территорий предусматривает проверку соответствия земельно-учетных данных фактическому размещению земель этой категории, их наличия в составе других землевладений и землепользование предназначенных для производственной деятельности. Устанавливают необходимость включения в состав особо охраняемых территорий дополнительных площадей в целях улучшения экологической обстановки, определяют порядок их охраны и режим использования.
30. Планирование использования земель лесного фонда.
В процессе планирования использования земель этой категории устанавливают:
Значимость лесного хозяйства в экономике района; группу лесов и режим их использования;
распределение земель по лесохозяйственным предприятиям и состав угодий;
площади земель, пригодные для вовлечения в сельскохозяйственный оборот, а также для предоставления другим отраслям народного хозяйства и организации личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективного садоводства и огородничества и др.;
Рис. 10. Использование земель ГЛФ в Среднеахтубинском лесничестве.
площади земель лесохозяйственных предприятий, предоставляемые во временное пользование сельскохозяйственным предприятиям и гражданам для сенокошения и пастьбы скота;
мероприятия по улучшению использования земель лесохозяйственных предприятий.
При определении площади земель лесохозяйственных предприятий на перспективу учитывают земли других землепользователей, подлежащих облесению.
Резервами вовлечения земель лесохозяйственных предприятий в сельскохозяйственное производство могут быть участки с плодородными почвами, занятые малоценными лесами (II, III групп) и кустарниками, не имеющими природоохранного и рекреационного значения, удобно расположенные по отношению к основным массивам сельскохозяйственных угодий.
Пригодные для сельскохозяйственного использования площади выявляют в лесничествах по имеющимся материалам почвенного обследования, лесоустройства, таксационным описаниям или землеустроител ьного обследования.
31. Уточнение площади земель водного фонда и земель запаса.
Земли водного фонда. При установлении планируемых площадей данной категории земель:
изучают динамику земель водного фонда; определяют потребности земель для водохозяйственных нужд (под водохранилище, пруды, магистральные межхозяйственные каналы, полосы отвода по берегам водоемов, охранные зоны и др.);
выявляют резервы земель, пригодных к использованию в сельском и лесном хозяйстве;
решают вопрос о защите водохозяйственных объектов от загрязнения, а смежных территорий от подтопления, оползней и т. п.
Площади, необходимые для строительства и реконструкции гидротехнических и водохозяйственных сооружений, определяют по имеющимся проектам и схемам мелиоративного и водохозяйственного строительства, а при их отсутствии — по укрупненным нормативам.
Под водохозяйственные объекты отводят по возможности малопродуктивные земли с хорошими гидрогеологическими и ограниченными агроэкологическими свойствами.
Земли запаса. При планировании и определении площадей и месторасположения земель запаса учитывают:
наличие болот, песков, оврагов, пустынь, каменистых поверхностей, развитие процессов деградации земель и т. п.;
необходимость исключения из интенсивного оборота ряда земель с целью их консервации, предотвращения и прекращения процессов деградации земель;
размеры фондов перераспределения земель, включенных в категорию земель запаса;
пригодность земель запаса для использования в сельском, лесном и других отраслях народного хозяйства.
При планировании земель запаса решают:
какие земли надо дополнительно включить в эту категорию (это преимущественно деградированные, малопродуктивные угодья, неудобья и т. п.);
какие земли можно исключить из земель запаса и передать конкретным землевладельцам и землепользователям (это земли, по своим эколого-хозяйственным свойствам пригодные для вовлечения в производство и перевода в другие категории).
Оценивают земли запаса по данным земельного кадастра, а также материалам обследований, в которых рассматривают следующие вопросы:
состав и качественное состояние угодий;
закрепление земель по срокам временного пользования за отдельными землевладельцами и землепользователями; продуктивность сельскохозяйственных угодий; выявление земель, пригодных к использованию в сельском и лесном хозяйстве, для организации подсобных хозяйств промышленных предприятий, организаций и учреждений, коллективных садов и огородов.
Режим и условия землевладения, землепользования определяют (уточняют) на основе земельно-кадастровых карт, дежурных карт ограничений и обременений в использовании земель района, а также ранее составленных проектов землеустройства. При этом подбирают также данные кадастровой оценки и мониторинга земель, а также нормативно-правовые и инструктивно-методические материалы по выделению охранных, санитарно-защитных, водоохранных и других зон, прибрежных полос и других территориальных зон, имеющих ограничения и обременения.
Вопросы для подготовки к государственному экзамену
направление подготовки бакалавров «Землеустройство и кадастры»
Профиль «Городской кадастр»
«Физическая культура»
1. Физическая культура как составляющая общечеловеческой культуры. Формы (компоненты) физической культуры.
2. Определение понятий «Физическая культура», «Спорт», «Физическая подготовка», «Физическое развитие». Средства и методы физического воспитания.
3. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Понятие об органах и системах органов человека.
4. Влияние занятий физическими упражнениями на функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной систем организма.
5. Понятия «Гипокинезия» и «Гиподинамия» и причины их возникновения. Профилактика средствами физической культуры.
6. Понятие «Здоровье». Роль физической культуры в обеспечении здоровья.
7. Здоровый образ жизни и его компоненты. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как важнейшие компоненты здорового образа жизни.
8. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических упражнений. Способы определения максимальной и оптимальной тренировочных нагрузок.
9. Сравнительная характеристика умственного и физического труда. Динамика работоспособности в течение дня. Понятие усталости, утомления, переутомления.
10. Понятие об общей физической подготовке. Характеристика физических качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость, ловкость).
11. Спорт. Функции спорта. Характеристика видов спорта по направленности воздействия на физические и психические качества и свойства личности.
12. Основные формы самостоятельных занятий. Методические принципы самостоятельных занятий физическими упражнениями.
13. Понятие врачебного контроля и самоконтроля на занятиях физической культурой. Цели, задачи и виды.
14. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Цели, задачи, средства.
15. Производственная физическая культура (ПФК). Цели, задачи, средства.
1.Физическая культура как составляющая общечеловеческой культуры. Формы (компоненты) физической культуры.
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.
Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются:
- базовая физическая культура;
- спорт (в той части, в какой от относится в физической культуре);
- профессионально прикладная физическая культура;
- оздоровительно-реабилитационная и «фоновая» физическая культура.
Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности. Целевой результат, достигаемый на основе использования физической культуры в этом направлении, заключается таким образом в базовой физической подготовленности. Она называется базовой в том смысле, что во-первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей. Во-вторых, является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т.п.). Обеспечить такой результат позволяет базовая физическая культура, в этом выражается её специфическая функция.
Спорт как компонент физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную её часть. По сравнению с другими её компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в той или иной деятельности избранной в качестве предмета спортивной специализации [7].
Профессионально-прикладная физическая культура. Она подразделяется на собственно-профессионально-прикладную и военно-прикладную. Особенности этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, становящейся основой для него, а также непосредственно в сферу данной деятельности, где функционируют в прямой зависимости от её специфических условий и требований. Профессионально-прикладная физическая культура направлена таким образом на создание предпосылок успешного освоения той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и её воздействия на человека.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Это специфический раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений, в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных впоследствии заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, ещё в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения, преимущественно в виде лечебной физической культуры. Современная ЛФК включает довольно обширный комплекс средств и методов, специализированных в зависимости от характера заболеваний, травм или других нарушений функций и форм организма.
2.Определение понятий «Физическая культура», «Спорт», «Физическая подготовка», «Физическое развитие». Средства и методы физического воспитания.
Физическая культура— сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития
СПОРТ-физические упражнения для развития и укрепления организма, а также система организации и проведения соревнований в различных областях физической культуры.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств(сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например гимнастика, бег,бодибилдинг, аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.
Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 285.